АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН Жизненный и творческий путь Повесть «Олеся» (1898) — история расцвета и крушения «природной» личности Страница 110 1. Какие черты «купринского» стиля можно выделить в рассказе? 2. Проследите за развитием лейтмотива, обозначенного заглавием рассказа. Как он характеризует нравы современного общества и внутренний облик героини? 3. Что сближает гимнастку Нору с полесской «колдуньей» Олесей из одноимённой повести? Какой тип личности притягивает внимание Куприна-художника на ранних этапах творчества? 4. Как представлена любовная тема в рассказе? Почему в прозе Куприна столь часто соседствуют красота и жестокость, подлинная страсть и низменный инстинкт, беззаветная вера в любовь и разрушающее предательство? 5. Каков исход схватки жестокого мира и маленького человека у Куприна? Раскройте соотношение деталей, характеризующих атмосферу цирка, работу акробатов, образ жизни «соло-клоуна» Менотти. Сопоставьте судьбу бедного циркового артиста с участью Актёра из горьковской драмы «На дне». 6. Один из героев Куприна так формулирует своё творческое кредо: «…пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю» («Яма»). Решил ли сам Куприн эту задачу в рассказе «Allez!»? Поединок, в котором все проиграли «Гранатовый браслет» (1911) — печальная красота неразделённой любви Страница 121 Вопросы и задания 1*. Как жизненный опыт Куприна отразился в его творчестве? Почему путь Куприна в литературу называли повторением горьковского? 2. Назовите особенности мировоззрения Куприна-художника. Почему он дорожил профессией, вернее, состоянием «репортёра жизни»? 3*. Что вы знаете о других произведениях цикла «Полесских рассказов», в который входила повесть «Олеся» («На глухарей», «Лесная глушь», «Серебряный волк»)? Почему именно в повести «Олеся» все бытовые, этнографические подробности из жизни косной, забитой и странной в своём слепом рвении мужицкой массы словно утратили свою тяжесть, натуралистическую густоту? 4*. Почему так инфантильны, «немужественны», безвольны мужчины в мире Куприна? Почему они словно ждут подарка от судьбы? Почему Олеся с её близостью к природе, отвагой неведенья, сердечным разумом куда смелее и безогляднее героя в своей борьбе за счастье? 5*. Что привело безбожницу Олесю в церковь: надежда на спасение своей любви, жажда выйти «из леса» в современный мир или поиск какой-то высшей правды? 6*. Как повесть «Поединок» отражает общий кризис — не одной армии — всех сфер русской жизни? Почему этот кризис острее всех переживает Георгий Ромашов, молодой офицер, живущий «в периоде созревания души»? В чём заключается смысл названия повести? 7. Какова роль контрастного сопоставления грубого окружения княгини Веры и «громадного счастья» любви к ней Желткова? Почему само присутствие этой любви и подаренный браслет с пятью гранатами порождает в героине «неожиданную» тревогу? Чего страшится эта «благополучная» героиня? Почему Желтков всё же решил уйти из жизни, словно ощутив тревогу Веры? Какое значение для понимания рассказа имеет музыка Л. Бетховена, название сонаты которого стало эпиграфом? Почему в финале музыка соединяется со словами известной молитвы? 8. Выделите общие характерные черты поэтики Куприна. Что составляет нравственно-философскую основу художественного мира писателя?