menu


ГДЗ по литературе 11 класс Зинин, Чалмаев Страница 314-347




АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА

Место Ахматовой в русской поэзии XX века

Ступени биографии

Художественное своеобразие «лирического романа» Ахматовой в книгах «Вечер» (1912), «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917)

Страница 314

1. Соотнесите содержание стихотворения с перипетиями того «лирического романа», который составили стихотворения-новеллы «Вечера» и «Чёток». Какое место в этом романе могла бы занять главка о «простой и мудрой жизни»?

В стихотворении Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить» ощущается зрелость и умиротворение, достигнутое через преодоление жизненных испытаний. Оно перекликается с темами «Вечеров» и «Чёток», где образ героини проходит через периоды любви, боли, утрат. Эта главка о «простой и мудрой жизни» могла бы занять место, связанное с финальной переоценкой ценностей, где личные страсти уступают место гармонии с миром и собой.

2. В чём скрытый драматизм первой строки? Что могло «научить» героиню мудрой простоте жизни?

Драматизм первой строки «Я научилась просто, мудро жить» заключается в том, что героиня не родилась с этой мудростью, а приобрела её через опыт, возможно, страдания. Это учение становится своего рода реакцией на утраты, печали и жизненные вызовы.

3. Какими средствами создаётся картина спокойствия, безыскусственности бытия вовне и внутри героини? Какова роль «прозаических» пейзажных деталей в обрамлении этой картины? Почему героиня ищет и подмечает намеренно спокойные, «уютные» ритмы жизни («Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь / Пушистый кот, мурлыкает умильней»)? Обратите внимание на звукопись, с помощью которой показано внутреннее состояние героини.

Картина спокойствия создаётся через простые, но наполненные образностью детали: шуршание травы, цвета рябины, кот, который мурлычет. Эти «прозаические» образы делают жизнь героини одновременно будничной и поэтичной, подчёркивая её внутренний покой. Использование мягких звуков, таких как «лижет», «мурлыкает», и плавный ритм стихотворения передают ощущение уютного, гармоничного существования.

4. Выделите детали, подчёркивающие отгороженность интимного пространства героини от мира страстей, мучительных тревог, борьбы самолюбий в любовном поединке. Каким смыслом наполняется финальное «мне кажется»? Насколько прочно выстраданное спокойствие?

Интимное пространство героини подчёркивается противопоставлением внешнего мира. Она как будто «укрылась» от бурь жизни, её спокойствие ограждено от внешних страстей. Финальное «мне кажется» намекает, что это спокойствие хрупкое, достигается не всегда легко и может быть иллюзией.

5. Обратите внимание на ритмический рисунок текста. Каким размером написано стихотворение? Влияют ли пропуски схемных ударений в стопе на восприятие его содержательной стороны?

Стихотворение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать размеренность и гармонию. Пропуски схемных ударений в стопах могут придавать речи естественность и лёгкую сбивчивость, что отражает мысли героини, которые могут перескакивать с одного предмета на другой. Эта ритмическая структура подчёркивает тонкую эмоциональность текста.

6. Нужен ли стихотворению заголовок? Что представляют собой первые строки многих ахматовских стихотворений без названия? Чем обогатила Ахматова мир русской лирики?

Стихотворению может и не требоваться заголовок, так как Ахматова часто начинала свои стихотворения с сильных начальных строк, которые сами по себе становились опорой для восприятия. Её произведения, благодаря отсутствию заголовков, придавали тексту определённую интимность и близость к дневниковой записи. Ахматова обогатила мир русской лирики своими глубокими, проникновенными произведениями, в которых смешаны эмоциональная сила и простота. Её поэзия позволила лирике обрести уникальный голос, который передаёт тонкую игру женских чувств, страстей и жизненной философии.

Новый лик лирической героини Ахматовой в стихах периода революции

«Тёмен жребий русского поэта»

«Реквием» (1935–1940; опубл. 1987): скорбная летопись утрат

Страница 332

Вопросы и задания 

1. В чём состояла новизна любовной лирики Ахматовой на фоне поэзии символистов? Почему жанр лирической миниатюры, с «обрубленным пространством» вокруг ситуаций встреч и «невстреч», оказался для неё столь счастливым?

Новизна любовной лирики Анны Ахматовой в сравнении с поэзией символистов заключалась в её простоте, реалистичности и эмоциональной глубине, свободной от отвлечённого и часто абстрактного характера символистских стихов. Ахматова использовала язык, приближенный к разговорному, что придавало её поэзии искренность и доступность. В отличие от символистов, для которых важна была аллегория и тайна, Ахматова концентрировалась на передаче конкретных чувств и ситуаций, используя краткие и выразительные формы. Жанр лирической миниатюры позволял ей создавать произведения с «обрубленным пространством», где происходящее часто оставалось недосказанным и многозначным, что усиливало драматизм и позволило читателю додумывать развитие событий самостоятельно. Именно эта форма давала ей возможность зафиксировать мимолетные моменты встреч и «невстреч», передать резкие эмоциональные переходы, что и стало уникальным авторским стилем.

2*. Проанализируйте микроцикл «Смятение» из книги «Чётки» (1914), состоящий из стихотворений «Было душно от жгучего света…», «Не любишь, не хочешь смотреть?..», «Как велит простая учтивость…», в качестве главы из лирического романа о любви. В чём сказывалось влияние на Ахматову блоковской лирики?

Микроцикл «Смятение» из сборника «Четки» (1914), включающий стихотворения «Было душно от жгучего света…», «Не любишь, не хочешь смотреть?..» и «Как велит простая учтивость…», представляет собой своего рода главу лирического романа о любви. Эти произведения демонстрируют внутреннюю борьбу лирической героини, её страстные и трагические переживания. Влияние блоковской лирики выражается в использовании музыки слова, особого ритма и полутонов, которые подчёркивают сложные чувства и противоречия. У Ахматовой, как и у Блока, любовь часто приобретает драматический, почти мистический оттенок.

3. Почему Ахматова не любила так называемой женской, дамской поэзии о любви? И даже иронизировала:

Я научила женщин говорить…

Но, Боже, как их замолчать заставить?

Ахматова критически относилась к так называемой женской, дамской поэзии о любви, так как считала её мелодраматичной, поверхностной и недостаточно глубокой. Её известная ирония по этому поводу отражена в строках: «Я научила женщин говорить… / Но, Боже, как их замолчать заставить?». Эти строки можно понять как намёк на то, что, несмотря на всю свободу выражения эмоций, важнее сохранить достоинство и сдержанность, о которых её поэзия свидетельствовала.

4. Как история входила в биографию поэта? Проанализируйте стихотворения «Когда в тоске самоубийства…» и «Всё расхищено, предано, продано…».

История входила в биографию поэта через переживания, события и утраты, которые оставляли след в её произведениях. Стихотворение «Когда в тоске самоубийства…» передаёт состояние отчаяния и безысходности, актуальное для времени социальных потрясений, в то время как «Всё расхищено, предано, продано…» говорит о глобальных потерях и разорении, затрагивая личные и общественные беды.

5. Почему лирику Ахматовой можно назвать своеобразным интимным дневником? К кому она обращается со стихами — к себе, к Богу, к очень близким людям, к прошлому, к новым поколениям?

Лирику Ахматовой можно назвать своеобразным интимным дневником, поскольку её стихи — это записанные эмоциональные и духовные переживания. Ахматова обращается в стихах не только к себе, но и к близким людям, к прошлому, к Богу, а также к будущим поколениям, надеясь на их понимание и сопричастность.

6. Как складывался диалог Анны Ахматовой с русской эмиграцией первой волны? Что в этом отношении сближает Ахматову и Цветаеву? Почему позднее стихотворение «Родная земля» (1962) построено как разговор с воображаемым собеседником? В чём своеобразие патриотической темы в лирике Ахматовой?

Анна Ахматова строила диалог с русской эмиграцией первой волны, несмотря на сложные политические и идеологические обстоятельства, используя литературу как мост между двумя мирами. Эмигрантские поэты и писатели воспринимали её произведения как свидетельство о той России, которую они покинули, что придавало её творчеству особую значимость. И Ахматова, и Марина Цветаева через свои стихи выражали тоску по родине и боль от вынужденного разрыва с привычной культурной средой, что роднило их в общих мотивах и темах.

Позднее стихотворение «Родная земля» (1962) Ахматова написала как диалог с воображаемым собеседником, чтобы создать ощущение разделённого чувства и внутренней дискуссии о любви к родине. В её патриотической лирике чувствуется глубокая привязанность к России, лишённая поверхностного пафоса. Она показывает родину в её противоречиях, возвышая идею любви, несмотря на страдания и испытания.

7. Как развивается тема личной памяти и памяти народа в поэме «Реквием»? Раскройте идейно-композиционный смысл эпилога и главки «Распятие».

В «Реквиеме» тема личной и коллективной памяти переплетается в мощный образ трагедии, через которую прошёл народ в годы репрессий. Поэма показывает, как личная боль становится частью всенародного опыта. Эпилог подчёркивает вечное значение памяти, а главка «Распятие» сравнивает страдания народа с библейскими событиями, символизируя жертвенность и надежду на искупление.

8*. Анна Ахматова сказала о своём прошлом:

Всё унеслось прозрачным дымом,

Истлело в глубине зеркал…

Что несут в себе образы зеркала и зазеркалья (потустороннего мира) в «Поэме без героя»?

В «Поэме без героя» образы зеркала и зазеркалья связаны с идеей иной, потусторонней реальности, в которой воспоминания и прошлое сливаются с настоящим. Эти образы подчёркивают чувство распада и призрачности всего пережитого, создавая атмосферу миража и иллюзорности.

9*. В 1919 году Ахматова напишет о XX веке:

Чем хуже этот век предшествующих? Разве

Тем, что в чаду печали и тревог

Он к самой чёрной прикоснулся язве,

Но исцелить её не мог.

Какие, на ваш взгляд, язвы, застарелые исторические болезни и анархические нарывы затронул XX век?

Стихотворение о XX веке, написанное Ахматовой в 1919 году, раскрывает язвы времени: революции, войны, социальные катастрофы, которые стали для людей непреодолимым испытанием. Век столкнулся с разложением старого порядка и неспособностью вылечить глубокие раны, нанесённые истории.

10. Как понимала Ахматова процесс рождения поэтического текста? Почему стихи могут (и даже должны) расти «из сора»? Проанализируйте стихотворения о том, как «растут стихи»: «Мне ни к чему одические рати…» (1940), «О, есть неповторимые слова…» (1916), «Творчество» (1936).

Процесс рождения поэтического текста Ахматова понимала как нечто неожиданное, рождающееся из повседневности и самого банального «сора», как она выразилась. В стихотворении «Мне ни к чему одические рати…» (1940) акцентируется внимание на простоте и искренности вдохновения, а стихотворения «О, есть неповторимые слова…» (1916) и «Творчество» (1936) отражают убеждение, что подлинная поэзия прорастает из обычных человеческих переживаний, поднимаясь к высокому искусству.






ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Часть 1 Страница 314-347