НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ Страница 292 1. Тема творчества и творца в стихотворении и рассказе (с привлечением широкого литературного контекста: «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова, «Гамбринус» А.И. Куприна, «Смычок и струны» И.Ф. Анненского, «Скрипка стонет под горой…» А.А. Блока, «Скрипка и немножко нервно» В.В. Маяковского). 2. Судьба Мастера и его облик в стихотворении и рассказе (образ мальчика-скрипача в «Волшебной скрипке» и мэтра Паоло в «Скрипке Страдивариуса»). 3. Противоборство Света и Тьмы в сфере высокого искусства (тема искушения художника, вмешательство тёмных сил в процесс творчества, духовного самосознания). 4. Черты неоромантизма в сравниваемых произведениях (наличие острого, напряжённого сюжета, неприятие скуки обывательского существования, присутствие сильной личности, ставящей перед собой грандиозные сверхзадачи). 5. Особый, экспрессивный стиль повествования в «Скрипке Страдивариуса», высокая патетика в «Волшебной скрипке» (сравнить диалог мэтра Паоло с «незнакомцем» со II и III строфами стихотворения, выделив приёмы экспрессивного воздействия прозы и стиха на читателя). 6. Решение Гумилёвым извечной проблемы «личность — творчество — Истина» в указанных произведениях. Соотнесите их содержание с фразой Гумилёва в его статье «Жизнь стиха»: «И тот, кто… забудет о вечной, девственной свежести мира, поверит, что есть только мука, пусть кажущаяся музыкой, тот погиб, тот отравлен. Но разве не чарует мысль о гибели от такой певучей стрелы?» 7. В рецензии Вяч. Иванова на сборник «Жемчуга» поэзия Гумилёва названа лирическим эпосом. Соответствует ли это определение содержанию рассмотренного стихотворения? Можно ли отнести его к рассказу «Скрипка Страдивариуса»? Жизнь во имя Слова Стихотворения «Жираф» (1908) и «Кенгуру» (1910) как путешествия в глубь души Страница 302 Вопросы и задания 1. Многие строки Гумилёва создают впечатление о замкнутом, суровом характере поэта. Так ли это? Где сквозь маску просматривается его уязвимая душа, ранимое сердце? Для чего была нужна ему экзотическая среда Африки, озеро Чад, его жирафы, кенгуру, леопарды? 2. Объяснения в любви или ожидания любви у Гумилёва часто связаны с «посредниками», с «отражающими зеркалами». Проанализируйте с этих позиций стихотворения «Жираф», «Кенгуру», «Индюк». 3. О чём печалится, к чему взывает поэт в стихотворениях «Шестое чувство» и «Слово»? В чём отличие лирического героя от массы «слепцов», обменявших чудо — Слово на «умное число», на ряды цифр? 4. Почему поэтическое сознание так часто включает элементы детской доверчивости к людям, к миру, наивности Моцарта, одержимости Орфея? Что даёт человеку, живущему в мире, видение некоего Сверхмира? 5*. В конце XX века стали модны писатели с «изменённым состоянием сознания», создатели комплексной, виртуальной реальности вроде В. Пелевина. Как с этих позиций выглядит весь путь «Заблудившегося трамвая» Н. Гумилёва? Можно ли считать это стихотворение свидетельством катастрофы в душе поэта?