БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК Страница 174 1. Какие наиболее меткие, лаконичные образно-поэтические формулы Пастернака-поэта вам нравятся? Почему они так легко запоминаются? «Образ мира, в слове явленный» или «это было при нас, это с нами вошло в поговорку» — почему мы не всегда помним, что у этих строк есть автор? 2. Творческая биография Пастернака — своего рода зигзагообразный «слалом», как заметил В. Баевский. Отказ от карьеры музыканта, участи философа, поворот, смена одной манеры на другую… В чём логика этого необычного пути? 3. Каким вы видите «образ мира, в слове явленный» в таких шедеврах лирики Пастернака, как «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Снег идёт», «В больнице», «Рассвет»? 4. В чём смысл пастернаковского определения поэзии как «губки», впитывающей поэзию жизни, природы? Что означало слово «навзрыд» в его определении творчества: И чем случайней, темвернее Слагаются стихи навзрыд? 5. Что привлекало молодого Пастернака в раннем Маяковском? Как это отразилось в пастернаковской лирике? 6. Как вы понимаете смысл названий двух ранних книг поэта «Поверх барьеров» и «Сестра моя — жизнь»? 7*. Почему роман «Доктор Живаго» не является традиционным историко-революционным романом, а возвещает о рождении нового, религиозно-лирического повествования? 8*. Каким образом выдвижение на первый план Юрия Живаго — человека с безусловным художественным сознанием, с «гамлетизмом» в душе — способствовало раскрытию христианского, евангельского «подтекста» в кровавых событиях революции? Как объяснить «пассивность», «фатализм» героя, его непротивленчество в «роковое время»? 9*. Почему не могло быть взаимопонимания у Живаго и «гения самоограничения», узкого догматика Антипова? Как оцениваются Живаго и Ларой попытки Антипова («Расстрельникова») «переиграть» судьбу, переделать сразу человека, историю, жизнь? 10*. Над кем иронизирует Пастернак, когда устами главного героя восклицает: «Переделка жизни!.. А материалом, веществом жизнь никогда не была. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало»? 11. Почему серия «Стихотворений Юрия Живаго» начинается с «Гамлета» — философского размышления на тему пути Христа — и кончается «Гефсиманским садом» — полным изложением Евангельской истории? Как эта серия стихотворений отражает духовный подвиг Юрия Живаго? 12*. Что даёт для понимания основных мотивов романа своеобразная «оглядка» на пережитое, т.е. стихотворный эпилог романа?