menu


ГДЗ по литературе 11 класс Зинин, Чалмаев Страница 174-178




БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

Страница 174

1. Какие наиболее меткие, лаконичные образно-поэтические формулы Пастернака-поэта вам нравятся? Почему они так легко запоминаются? «Образ мира, в слове явленный» или «это было при нас, это с нами вошло в поговорку» — почему мы не всегда помним, что у этих строк есть автор?

Формулы, такие как «образ мира, в слове явленный», привлекают своей простотой и мощной визуальной образностью. В этих строках можно почувствовать не только поэтическую глубину, но и метафизическое проникновение в саму суть явлений. Эти строки легко запоминаются, потому что в них заключена универсальная идея, простая в своей форме, но многозначная по смыслу. Что касается того, почему мы не всегда помним, что они принадлежат Пастернаку, то это связано с тем, что такие фразы приобрели статус народной мудрости. Они стали частью повседневной речи и воспринимаются как нечто более общее, чем личная творческая находка.

2. Творческая биография Пастернака — своего рода зигзагообразный «слалом», как заметил В. Баевский. Отказ от карьеры музыканта, участи философа, поворот, смена одной манеры на другую… В чём логика этого необычного пути?

Путь Пастернака отражает поиск себя, стремление соединить различные аспекты культуры и науки в едином творчестве. Отказ от музыки и философии не был завершением этих увлечений, а скорее этапом на пути к созданию более цельного художественного мира. Логика его пути заключается в стремлении найти истину в разных сферах, чтобы через литературу выразить сложную картину мира. Этот «слалом» — метафора поиска, который был сопряжён с противоречиями, изменениями и новыми открытиями.

3. Каким вы видите «образ мира, в слове явленный» в таких шедеврах лирики Пастернака, как «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Снег идёт», «В больнице», «Рассвет»?

В этих произведениях образ мира раскрывается через природные явления и человеческие переживания. Зимняя ночь с её метелью и простором становится символом неизбежности и переходности. «Снег идёт» — это не просто описание зимы, а целый философский размышление о времени и вечности. В «Больнице» Пастернак передает ощущение жизни и смерти как неразрывных явлений, а «Рассвет» воплощает свет надежды и новой жизни. Все эти образы создают единую картину мира, наполненную стихией и внутренней гармонией.

4. В чём смысл пастернаковского определения поэзии как «губки», впитывающей поэзию жизни, природы? Что означало слово «навзрыд» в его определении творчества:

И чем случайней, темвернее

Слагаются стихи навзрыд?

Поэзия как «губка», по Пастернаку, — это способность воспринимать и отражать окружающий мир с его эмоциями, событиями, жизнью. Она не просто записывает факты, а пропускает их через внутренний опыт, через чувства. Слово «навзрыд» символизирует не только эмоциональную искренность и страстность, но и тот момент, когда поэт позволяет себе высвободить то, что невыразимо словами. В этом контексте стихи, «слагающиеся навзрыд», — это те, что рождаются из глубоких, подчас болезненных переживаний.

5. Что привлекало молодого Пастернака в раннем Маяковском? Как это отразилось в пастернаковской лирике?

Пастернака привлекала сила и экспрессия Маяковского, его способность говорить о самых насущных, острых вопросах жизни. Маяковский вдохновлял на использование живого, порывистого языка, отказ от формальных ограничений. Это отразилось в пастернаковской лирике через элементы выразительности, динамичности, стремления к философскому осмыслению реальности, через отказ от псевдоклассицизма и стремление к простоте и точности.

6. Как вы понимаете смысл названий двух ранних книг поэта «Поверх барьеров» и «Сестра моя — жизнь»?

«Поверх барьеров» — это название выражает стремление преодолеть преграды, как внешние, так и внутренние, и быть выше разногласий, конфликтов, как человеческих, так и социальных. В «Сестре моей — жизни» заложено восприятие жизни как главной ценности, которая находится в непосредственном контакте с поэтом. Жизнь, как сестра, — это неотъемлемая часть его существования и творчества, полная противоречий, но также и вдохновения.

7*. Почему роман «Доктор Живаго» не является традиционным историко-революционным романом, а возвещает о рождении нового, религиозно-лирического повествования?

«Доктор Живаго» не просто историко-революционный роман, потому что события, происходящие в нём, не являются главной темой произведения. Роман Пастернака сосредоточен на внутренних переживаниях человека, его духовных исканиях, а не на политических событиях. Рождение нового, религиозно-лирического повествования заключается в том, что роман поднимает вопросы о духовных ценностях, роли личности в истории и о том, как человек сохраняет свою человечность в условиях насилия и разрушения.

8*. Каким образом выдвижение на первый план Юрия Живаго — человека с безусловным художественным сознанием, с «гамлетизмом» в душе — способствовало раскрытию христианского, евангельского «подтекста» в кровавых событиях революции? Как объяснить «пассивность», «фатализм» героя, его непротивленчество в «роковое время»?

Юрий Живаго, как герой с глубоким художественным сознанием, в этом контексте выступает как человек, стоящий вне массовых политических движений. Его пассивность и фатализм отражают внутреннюю борьбу и попытку найти моральную стойкость в мире, который разрушает все прежние ценности. Христианский подтекст раскрывается в том, что Живаго не стремится к борьбе за власть, а ищет свой путь в любви и истине, которые он воспринимает как вечные и незыблемые.

9*. Почему не могло быть взаимопонимания у Живаго и «гения самоограничения», узкого догматика Антипова? Как оцениваются Живаго и Ларой попытки Антипова («Расстрельникова») «переиграть» судьбу, переделать сразу человека, историю, жизнь?

Живаго и Антипов (Расстрельников) представляют два противоположных взгляда на жизнь. Живаго верит в человеческую свободу, в ценность любви и духовных поисков, а Антипов видит мир через призму строгих догм и революционного насилия. Попытки Антипова изменить жизнь насильственно идут вразрез с мировоззрением Живаго, который видит жизнь как нечто глубоко личное, не поддающееся жесткому управлению.

10*. Над кем иронизирует Пастернак, когда устами главного героя восклицает: «Переделка жизни!.. А материалом, веществом жизнь никогда не была. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало»?

Пастернак иронизирует над теми, кто пытается «переделать» жизнь по заранее установленному плану, навязать ей жесткие формы. Он утверждает, что жизнь — это не то, что можно «переделать», она сама по себе постоянно изменяется, развивается и обновляется. Этот взгляд отражает скептицизм Пастернака относительно утопий и революционных проектов, которые предполагают полное подчинение жизни воле человека.

11. Почему серия «Стихотворений Юрия Живаго» начинается с «Гамлета» — философского размышления на тему пути Христа — и кончается «Гефсиманским садом» — полным изложением Евангельской истории? Как эта серия стихотворений отражает духовный подвиг Юрия Живаго?

Эта серия стихотворений символизирует путь духовных поисков Юрия Живаго, его внутреннюю борьбу и осознание своей миссии в мире. Начало с «Гамлета» показывает, что герой стоит на распутье, он размышляет о жизни и смерти, о выборе. Конец с «Гефсиманским садом» символизирует момент принятия судьбы, жертвенности и духовного просветления.

12*. Что даёт для понимания основных мотивов романа своеобразная «оглядка» на пережитое, т.е. стихотворный эпилог романа?

Эпилог романа, заключенный в стихах, дает дополнительную глубину понимания темы романа, подчеркивая субъективность восприятия прошлого и важность личных переживаний. Этот эпилог, как своего рода «оглядка», подводит итог всему, что происходило с героями, и показывает, как события революции и личные испытания сформировали их внутренний мир.






ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Часть 2 Страница 174-178