СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН Сергей Есенин — поэтическое сердце России Жизненный путь поэта «Радуница» (1916) — есенинская Россия Стихотворения «Выткался на озере алый свет зари…» (1910) и «Песнь о собаке» (1915) Страница 489 1. К какому жанру лирики можно отнести это стихотворение? Как соотносятся в нём пейзажные зарисовки, философские размышления, лирические самопризнания? 2. Разделите стихотворение на идейно-смысловые части. Какой предстаёт «сторона ковыльной пущи» в описательной части текста? Приведите примеры олицетворения (персонификации), использования автором метафорических образов, раскройте роль цветовых эпитетов. Какими средствами создаётся эффект движения, взаимодействия природных сил? 3. Обратитесь к трём заключительным строфам стихотворения. Что можно сказать об эмоциональном наполнении трёх лирических обращений к родимой стороне? Что позволяет лирическому герою констатировать: «и ты, как я…», «но и тебе…»? 4. Каковы особенности есенинской модели природного бытия? Как представлена в ней природная «вертикаль» — земля и небо? В чём она созвучна человеческой душе? Что скрывается за образом «солончаковой тоски»? Для сравнения прочитайте ещё одно есенинское стихотворение «Душа грустит по небесам…». 5. Как представлен в стихотворении образ Руси? Какова роль словесной архаики, религиозных мотивов, напоминаний о «кандалах Сибири» в её характеристике? 6. Соответствует ли содержанию ритмический строй стихотворения? Приведите примеры строк с использованием ассонанса, риторических конструкций, интонационных пауз. Объясните их функцию в тексте. 7. Выделите основные элементы поэтики Есенина. Укладывается ли он в рамки крестьянской поэзии? Соотнесите ваши наблюдения с высказыванием А.И. Солженицына: «Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты — у печи, в хлеву, на гумне, за околицей — красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?» Драматические поэмы «Пугачёв» (1921) и «Страна негодяев» (1922–1923) как выражение тревог поэта Мотивы лирики 1924–1925 годов. Поэма «Анна Снегина» (1925) Страница 504 Вопросы и задания 1. В чём духовная красота и сложность образа Родины в лирике Есенина? Как в этом образе соединились детские впечатления и зрелый опыт художника? 2. Почему сборник «Радуница» (1916) выглядит сказочным, даже идиллическим? Определите место образа Христа, святого Миколы в системе умиротворяющих образов ранней лирики Есенина. 3*. Чем выделялся Есенин в среде новокрестьянских поэтов? 4. Какой революции ожидал Есенин? Чем можно объяснить его идеализм, все мифологизированные образы вроде страны Инонии? 5*. Что такое имажинизм? Почему Есенину было столь важно утверждение роли образа, метафоры? Какова роль философского трактата «Ключи Марии» в понимании истоков и основ есенинской поэтики? 6*. Почему Есенин так легко «узнал» себя и в Емельяне Пугачёве, и в Несторе Махно? 7. Тема любви в лирике Есенина 1924–1925 годов: в чём похожи есенинские женщины в белом на блоковскую «Незнакомку» и чем они различаются? 8. Какова роль сквозных образов, постоянных метафор — «золотой рощи», «златящейся ржи», «лебяжьих рук» — в поэзии Есенина? Приведите примеры их варьирования, обогащения, трансформации на разных этапах поэтической судьбы поэта. 9. Какое место в есенинской лирике занимает цикл «Персидские мотивы»? Соотнесите его звучание с общим «грозовым» фоном эпохи. 10. В чём секрет очарования «Анны Снегиной» как поэмы о волшебном сбережении чувств, молодости и души? 11*. С какой целью в «Чёрном человеке» поэт обращается к романтической теме двойника? В чём смысл финальной сцены поэмы?