СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
Сергей Есенин — поэтическое сердце России
Жизненный путь поэта
«Радуница» (1916) — есенинская Россия
Стихотворения «Выткался на озере алый свет зари…» (1910) и «Песнь о собаке» (1915)
Страница 489
1. К какому жанру лирики можно отнести это стихотворение? Как соотносятся в нём пейзажные зарисовки, философские размышления, лирические самопризнания?
Это стихотворение можно отнести к философско-пейзажной лирике. Пейзажные зарисовки наполнены глубоким символизмом и плавно переходят в философские размышления о жизни, родной земле и человеческой душе. Лирические самопризнания переплетаются с образами природы, создавая единство внутреннего мира героя и окружающего его пространства.
2. Разделите стихотворение на идейно-смысловые части. Какой предстаёт «сторона ковыльной пущи» в описательной части текста? Приведите примеры олицетворения (персонификации), использования автором метафорических образов, раскройте роль цветовых эпитетов. Какими средствами создаётся эффект движения, взаимодействия природных сил?
Стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей: описание вечерней степи, философское осмысление «солончаковой тоски» и обращение к родной земле. «Сторона ковыльной пущи» описана как одновременно прекрасное и печальное место. В ней гармония природы соседствует с глубокой тоской, которая метафорически передаётся через выражение «солончаковая тоска». Среди примеров олицетворения можно отметить: «вода качает берега» и «степь кадит черёмуховый дым». Метафоры, такие как «ягнёночек кудрявый — месяц», создают образы одухотворённой природы. Цветовые эпитеты («голубой траве», «розовом небе») добавляют настроения мягкой грусти. Движение в стихотворении создаётся через динамичные образы: «гуляет», «бодаются», «свивает полымя». Это подчёркивает взаимодействие природных сил.
3. Обратитесь к трём заключительным строфам стихотворения. Что можно сказать об эмоциональном наполнении трёх лирических обращений к родимой стороне? Что позволяет лирическому герою констатировать: «и ты, как я…», «но и тебе…»?
Три заключительные строфы наполнены тоской и личными переживаниями героя, обращающегося к родной земле. Ощущение духовного единства выражается через строки: «и ты, как я». Герой видит в природе родственной душе схожие переживания и образы, такие как «тоска» и «темнота», что усиливает взаимосвязь между лирическим героем и природой.
4. Каковы особенности есенинской модели природного бытия? Как представлена в ней природная «вертикаль» — земля и небо? В чём она созвучна человеческой душе? Что скрывается за образом «солончаковой тоски»? Для сравнения прочитайте ещё одно есенинское стихотворение «Душа грустит по небесам…».
В есенинской модели природного бытия земля и небо представляют два полюса: земное тяготение, трудности и ограниченность, и небесное — символ мечты, свободы и красоты. Природная «вертикаль» перекликается с человеческой душой, которая, подобно степи, тянется к небу, но остаётся прикованной к земле. «Солончаковая тоска» символизирует внутреннее одиночество и печаль героя, его непреодолимую связь с родной, но тяжёлой судьбой.
5. Как представлен в стихотворении образ Руси? Какова роль словесной архаики, религиозных мотивов, напоминаний о «кандалах Сибири» в её характеристике?
Русь в стихотворении изображена как одновременно благословенная и страдающая земля. Упоминание «кандалов Сибири» подчёркивает её историческую трагедию. Словесная архаика и религиозные мотивы, такие как «кадит черёмуховый дым», передают связь с традициями, простоту и глубину русской души.
6. Соответствует ли содержанию ритмический строй стихотворения? Приведите примеры строк с использованием ассонанса, риторических конструкций, интонационных пауз. Объясните их функцию в тексте.
Ритмический строй стихотворения соответствует его содержанию, передавая то плавную грусть, то напряжённость мыслей. Ассонансы («перелесиц — месяц») создают музыкальность текста, а риторические конструкции и паузы помогают выразить эмоциональные акценты. Например, пауза перед строкой «и ты, как я…» подчёркивает глубину осознания героем общего с природой состояния.
7. Выделите основные элементы поэтики Есенина. Укладывается ли он в рамки крестьянской поэзии? Соотнесите ваши наблюдения с высказыванием А.И. Солженицына: «Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты — у печи, в хлеву, на гумне, за околицей — красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?»
Поэтика Есенина строится на образной насыщенности, мелодичности и эмоциональной открытости. Она тесно связана с крестьянской поэзией, но значительно выходит за её рамки, благодаря философской глубине и уникальному художественному языку. Слова Солженицына подчёркивают редкий дар поэта видеть и передавать красоту простых вещей, которые окружают человека в его повседневной жизни.
Тема революции в творчестве Есенина
Драматические поэмы «Пугачёв» (1921) и «Страна негодяев» (1922–1923) как выражение тревог поэта
Мотивы лирики 1924–1925 годов. Поэма «Анна Снегина» (1925)
Страница 504
Вопросы и задания
1. В чём духовная красота и сложность образа Родины в лирике Есенина? Как в этом образе соединились детские впечатления и зрелый опыт художника?
Образ Родины в лирике Есенина наполнен глубоким чувством любви и тоски. Его духовная красота заключается в том, как Есенин передаёт идею единства природы и человека. Здесь смешиваются детская искренность восприятия родных мест и зрелые размышления о жизни и судьбе России. Лирика сочетает светлую ностальгию с осознанием трагичности исторического пути Родины.
2. Почему сборник «Радуница» (1916) выглядит сказочным, даже идиллическим? Определите место образа Христа, святого Миколы в системе умиротворяющих образов ранней лирики Есенина.
«Радуница» выглядит сказочным из-за поэтической стилизации под народные сказания и образы природы, проникнутые умиротворением. Христос и святой Микола становятся символами духовного покоя и божественной близости, что подчёркивает идиллическую атмосферу раннего творчества Есенина.
3*. Чем выделялся Есенин в среде новокрестьянских поэтов?
Есенин выделялся среди новокрестьянских поэтов своим тонким чувством природы и уникальной способностью делать национальные мотивы доступными каждому. Его стихи были проникнуты одновременно простотой и философской глубиной.
4. Какой революции ожидал Есенин? Чем можно объяснить его идеализм, все мифологизированные образы вроде страны Инонии?
Есенин ожидал революции, которая приведёт к возрождению духовности и единению людей с природой. Его идеализм объясняется романтическим взглядом на мир и стремлением видеть Россию обновлённой и счастливой. Страна Инония отражает мечту поэта о гармонии и справедливости.
5*. Что такое имажинизм? Почему Есенину было столь важно утверждение роли образа, метафоры? Какова роль философского трактата «Ключи Марии» в понимании истоков и основ есенинской поэтики?
Имажинизм — это литературное направление, акцентирующее внимание на ярких образах и метафорах. Есенин считал, что образ — основа поэзии, которая передаёт мир тоньше, чем факты. «Ключи Марии» помогают понять философские корни его поэтики: вера в гармонию мира через красоту.
6*. Почему Есенин так легко «узнал» себя и в Емельяне Пугачёве, и в Несторе Махно?
Есенин видел в Пугачёве и Махно людей, боровшихся за свободу, что перекликалось с его собственными поисками справедливости. В этих исторических фигурах он находил отражение своих бунтарских настроений.
7. Тема любви в лирике Есенина 1924–1925 годов: в чём похожи есенинские женщины в белом на блоковскую «Незнакомку» и чем они различаются?
Любовь в лирике Есенина этого периода проникнута мечтательностью и тоской. Женщины в белом напоминают блоковскую «Незнакомку» своей недосягаемостью, но у Есенина они ближе к реальности, что делает их образ более жизненным.
8. Какова роль сквозных образов, постоянных метафор — «золотой рощи», «златящейся ржи», «лебяжьих рук» — в поэзии Есенина? Приведите примеры их варьирования, обогащения, трансформации на разных этапах поэтической судьбы поэта.
Сквозные образы, такие как «золотая роща» и «златящаяся рожь», символизируют гармонию и красоту родной земли. Они трансформируются в зависимости от настроения поэта: от светлой радости в ранних стихах до ностальгической печали в поздних.
9. Какое место в есенинской лирике занимает цикл «Персидские мотивы»? Соотнесите его звучание с общим «грозовым» фоном эпохи.
«Персидские мотивы» отличаются своей мелодичностью и восточной экзотикой, создавая контраст с тревожной атмосферой эпохи. Этот цикл символизирует поиск красоты и спокойствия в сложное время.
10. В чём секрет очарования «Анны Снегиной» как поэмы о волшебном сбережении чувств, молодости и души?
«Анна Снегина» очаровывает искренностью чувств и воспоминаний. Поэма передаёт идею сохранения внутреннего света и молодости души, несмотря на испытания времени.
11*. С какой целью в «Чёрном человеке» поэт обращается к романтической теме двойника? В чём смысл финальной сцены поэмы?
В «Чёрном человеке» тема двойника подчёркивает внутреннюю борьбу поэта. Финальная сцена символизирует трагический конец этой борьбы, осознание неизбежности одиночества и утраты себя.