Михаил Михайлович Зощенко
Илья Ильф и Евгений Петров
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
Путь к России — через соблазны футуризма
Язык ранней лирики Владимира Маяковского: содружество поэзии и живописи русского авангарда
Толпа и лирическое «я» поэта: вынужденное единство или мучительное противостояние?
«Облако в штанах» (1915): смысл четырёх «Долой!», «четырёх криков четырёх частей»
Влюблённый в замысел Революции
«Моё, поэтово…»
Поэма «Про это» (1923): стремительность любовного пожара и «тихоходность» изменений быта
«Во весь голос» (1930) — великое самообъяснение и исповедь Маяковского
Страница 471
Вопросы и задания
1.Воспринимаете ли вы Маяковского как «огромную лирическую личность» (определение Л.Я. Гинзбург)? Почему столь естественны и мотивированны у Маяковского все словоновшества, неологизмы типа — «обсмеянный», «песенно-есененный», «изъиздеваюсь», «шумищи», «амурнолировый» и т. п. — и его космические жизнеощущения («летите, в звёзды врезываясь»)? Почему он имел право называть себя «должником вселенной»?
Маяковского можно назвать "огромной лирической личностью," потому что каждый его неологизм и образ передают масштаб чувств и идей, отличающие его поэзию. Все словарные новшества, будь то "изъиздеваюсь" или "амурнолировый," выражают богатую эмоциями и гиперболами реальность, которую он стремился передать. Его неологизмы органичны, потому что подчеркивают космическое восприятие мира и собственное ощущение себя "должником вселенной" — словно его долгом было высказываться для всего человечества, говорить правду и расширять границы языка, чтобы сделать его универсальным и выразительным для всех.
2.Почему город казался Маяковскому интереснее традиционно воспеваемой поэтами природы?
Город, полный шумов и движения, казался поэту увлекательнее природы, ведь в нем была живая энергия современности. В городской среде, на фоне безликой массы и "адище города," рождалась настоящая драма и творчество, и он мог наблюдать жизнь в ее разнообразии и жесткости. Природа, как считали другие поэты, устарела как тема, а Маяковский нуждался в другом ритме — городе, который мог ярче выразить его бунтарский дух.
3*. Символизм жил идеей тайны, загадки бытия, бездонной глубины мира. Почему в полемике с символизмом поэтам-футуристам и Маяковскому понадобился союзник в лице авангардной живописи — прежде всего кубизма Пабло Пикассо и Фернана Леже?
Поэтам-футуристам, как и Маяковскому, нужна была опора в авангардной живописи, такой как кубизм Пикассо. Футуристы отвергали символизм с его глубиной и загадочностью, предпочитая более четкие, объемные образы, создающие ощущение конкретики и движущегося мира. Это движение в сторону острого и нового помогало выразить их идеи.
4.Каково отношение к бесцветным, безликим людям, к толпе в ранней лирике Маяковского? Как звучит тема одиночества в стихотворениях «Нате!», «Кофта фата», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»?
В ранней лирике Маяковского прослеживается презрение к толпе и одиночество на ее фоне. Одиночество, как в стихотворениях "Нате!" и "Скрипка и немножко нервно," рождает чувство внутреннего протеста против безликих людей, толпы, с их мелочностью и духовной пустотой. Поэт ставил себя выше их, как человек, несущий истину и испытывающий отчуждение.
5.Каковы особенности любовного конфликта в поэме «Облако в штанах»? Кто же разлучил любимых, кто «украл Джоконду»?
В поэме "Облако в штанах" любовный конфликт оригинален и трагичен. Лирический герой, на грани отчаяния в ожидании любимой Марии, сталкивается с ее уходом, когда она объявляет о замужестве. Этот жест показывает, что "Джоконду" — его идеал и возлюбленную — похитили обстоятельства и узкая, мелочная мораль общества, от которой пострадала их любовь.
6.Какое место в творческой биографии Маяковского занимает его работа в «Окнах РОСТА»? В чём состоял смысл исполнения им «социальных заказов» новой власти? Почему его не унижал этот труд?
Работа в "Окнах РОСТА" заняла особое место в биографии поэта, так как воплощала его веру в будущее и социалистическую идею. Для Маяковского это не было унижением, а скорее важной миссией — он создавал плакаты и агитационные материалы искренне, видя в этом исполнение социальной задачи и считая это честным трудом для общества, частью его долга.
7.Приведите примеры разговорных интонаций, возникновения маршеобразных ритмов, продвижения поэтического слова к трибуне, к эстраде как особенности поэзии и творческого поведения Маяковского. Добился ли Маяковский исполнения своей мечты: «Я хочу быть понят родной страной»?
Творчество Маяковского отражает его стремление быть понятым своим народом, а его стихи словно созданы для того, чтобы звучать с трибуны. Он наполнял свои произведения маршеобразными ритмами и использовал простые, разговорные интонации, что помогало ему создавать эффект близости с читателем. К примеру, в стихотворении «Левый марш» его ритмические строфы звучат как призыв к бою: «Левой! Левой! Левой!» — словно звук шагов, которые мобилизуют и вдохновляют. Маяковский мечтал, чтобы его стихи стали не просто строками на бумаге, а живым голосом, который могут услышать и понять в любом уголке страны.
8*.Как протекает спор стремительной мечты поэта о великой любви и «тихоходной», неспешной истории, вязкой колеи быта («Про это»)?
Поэма «Про это» погружает читателя в конфликт, возникающий из противоречий мечты о великой любви и тяжеловесной рутины повседневности. Поэт изображает свое ощущение разрыва, где быт оказывается вязким, лишенным света и поэзии, что буквально давит на его устремления и идеалы. В этом произведении Маяковский показывает, как даже мощное чувство может бессильно погрязнуть в сером, беспросветном быте, который противостоит его мечтам.
9.Почему Маяковский говорил: «Я себя под Лениным чищу»? Почему так хотелось ему убедить всех, что «будет вечно ленинское сердце клокотать у революции в груди»? Как связана ленинская тема с трагическим противостоянием поэта «прозаседавшимся», победоносиковым, «клопам», всем грядущим оборотням и прилипалам, «жиревшим на Марксе»?
Его слова «Я себя под Лениным чищу» говорят о том, что Ленин был для него символом чистоты и правды. Маяковский верил, что именно ленинские идеалы сохранят живое, пылающее сердце революции. Поэтому его поэтическая борьба с лицемерием и бюрократией, со всеми теми «клопами» и «прозаседавшимися», становится одновременно борьбой за подлинные ленинские идеалы, за правдивую революцию, без искажений и «победоносиков».
10. Что говорил Маяковский о назначении поэта? Объясняет ли поэма «Во весь голос» (два вступления в неё) роковой шаг Маяковского-человека?
Поэма «Во весь голос» — своеобразный итог размышлений поэта о своем призвании. Маяковский в этом произведении не просто выражает гордость за свою поэтическую миссию, но и с горечью намекает, что жизнь, которой он посвятил себя, несет непростые вызовы и жертвы. И хотя он хотел прорваться «трудом громаду лет», есть ощущение, что ему все сложнее продолжать путь, сохраняя силы.