Генетические ряды металла и неметалла завершает класс солей: металл -> основный оксид -> основание ——— v соль неметалл -> кислотный оксид -> кислота — Соли — многочисленный класс соединений. Насколько это понятие применимо для органических соединений? Соберите прибор для получения газов и проверьте его герметичность. В пробирку налейте 3—4 мл соляной кислоты и опустите в неё 2—3 небольших кусочка мрамора. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку объёмом 20 мл с 5—6 мл известковой воды. Пропускайте через известковую воду полученный оксид углерода{17). Что наблюдаете? Продолжайте пропускать углекислый газ до растворения осадка. Объясните наблюдаемые явления. Полученную жёсткую воду разлейте в три пробирки. К содержимому первой пробирки добавьте немного раствора мыла, закройте её пробкой и сильно встряхните. Что наблюдаете? Почему? Вторую пробирку закрепите в пробиркодержателе и нагрейте до кипения. Прекратите нагревание и рассмотрите содержимое. Объясните наблюдаемое явление. В третью пробирку добавьте раствор стиральной соды. Что наблюдаете? Сделайте вывод о свойствах жёсткой воды и возможности её применения в техниче-ских и пищевых целях, а также о способах устранения жёсткости воды. 1. Какие вещества называются солями? Как классифицируют соли? Дайте определения нормальным, кислым и основным солям, исходя из состава этих солей. Как диссоциируют разные группы солей? Запишите примеры уравнений диссоциации этих солей. 2. Перечислите общие химические свойства солей. Ответ подтвердите молекулярными и ионными уравнениями реакций. 3. Какая вода называется жёсткой? Как устраняют жёсткость воды? Почему для устранения жёсткости воды нельзя использовать пищевую соду? 4. Установите соответствие между формулой соли и группой, к которой эта соль относится. Формула соли 1) Са ( НСО 3)2 2) Cu(OH)NO3 3) KiFe(CN)6] 4) Ci:H35COONa 5) СН3СООК Группа A) средние Б) кислые B) основные Г) комплексные 6) КН2РО4 Назовите все соли. Для каждой соли приведите по одному уравнению реакции, в результате которой эта соль образуется. 5. Сульфат меди(Н) в присутствии воды реагирует с каждым из трёх веществ: 1) аммиак, цинк, гидроксид натрия 2) магний, оксид лития, гидроксид цинка 3) карбонат натрия, железо, хлорид калия 4) хлорид железа(Ш), хлорид стронция, серебро Ответ проиллюстрируйте уравнениями реакций. 6. Установите неизвестные вещества в цепочках превращений. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить переходы. а) FeCl2 -> X -> Си б ) Zn -> ZnCl2 -> X -> Zn(OH)2 в) AICI3 -> X -> AI2O3 7. Запишите уравнения реакций, с помошью которых можно осуществить превращения. С -> СО2 -> MgCO3 -> Mg(HCO3)2 -> МдСО3 -> МдО -> -> Mg(NO3)2 -> Мд ( ОН )2 -> МдО -> (CH-jCOO^g 8. Запишите в молекулярном и ионном виде уравнения реакций, с помощью которых можно определить качественный состав следующих солей: a) FeSO4; б) ВаС12: в) (МН^СОз. 9. Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, с помощью которых можно получить сульфат магния. 10. Какая масса гидрокарбоната натрия (рыхлитель теста) потребуется для получения 1,12 л газов (н. у.), включая пары воды. 11. Рассчитайте массу осадка, образующегося при взаимодействии 585 мг 20 %-ного раствора хлорида натрия с необходимым количеством нитрата серебра. 12. В раствор сульфата меди(П) опустили железную пластину. Через некоторое время масса пластины увеличилась на 1.2 г. Определите массу меди, выделившейся на пластине. 13. Даны вещества: CuCI^ MgSO4, NaCl, K^Og, соляная кислота. Используя воду и необходимые вещества из этого списка, предложите способ получения раствора хлорида магния в две стадии. Опишите признаки реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение. 14. На гербе одного из городов России изображён бык-солевоз. Что это за город? Укажите его географические координаты (широту и долготу), рассчитайте расстояние от него до вашего населённого пункта. С какими историческими событиями связана геральдика этого города? 15. Химический термин «соль» ассоциируется с солёным вкусом. Однако «солёных солей» совсем немного. Существуют ли сладкие, горькие, кислые соли? Приведите примеры таких солей (названия и химические формулы). 16. Исследуйте растворы кальцинированной (технической) и пищевой соды с помощью универсальной индикаторной бумаги. В каком из растворов среда более щелочная? Почему? 17. Как вы думаете, какой из классов неорганических соединений самый многочисленный: оксиды, основания, кислоты или соли? Попробуйте обосновать своё мнение. Вариант 1 1. Проведите реакции, характеризующие свойства раствора серной кислоты. Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, отметьте признаки и условия их протекания. Обоснуйте, почему та или иная проведённая вами реакция относится к окислительно-восстановительным. Там, где это возможно, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. 2. Получите гидроксид меди(II) реакцией обмена и проведите эксперименты, характеризующие химические свойства этого соединения. Запишите молекулярные и ионные уравнения проведённых реакций. 3. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида аммония, отметьте условия и признаки провёденных реакций. Запишите их молекулярные и ионные уравнения. Вариант 2 1. Проведите реакции, характеризующие свойства раствора гидроксида натрия. Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, отметьте признаки и условия их протекания. Обоснуйте, почему та или иная проведённая вами реакция относится к окислительно-восстановительным. Там, где это возможно, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель. 2. Получите в двух пробирках гидроксид цинка реакцией обмена и проведите эксперименты, характеризующие химические свойства этого соединения. Запишите молекулярные и ионные уравнения проведённых реакций. 3. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария, отметьте условия и признаки проведённых реакций. Запишите их молекулярные и ионные уравнения.