Генетические ряды металла и неметалла завершает класс солей: металл -> основный оксид -> основание ——— v соль
неметалл -> кислотный оксид -> кислота —
Соли — многочисленный класс соединений. Насколько это понятие применимо для органических соединений?
Соберите прибор для получения газов и проверьте его герметичность. В пробирку налейте 3—4 мл соляной кислоты и опустите в неё 2—3 небольших кусочка мрамора. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку объёмом 20 мл с 5—6 мл известковой воды. Пропускайте через известковую воду полученный оксид углерода{17). Что наблюдаете? Продолжайте пропускать углекислый газ до растворения осадка. Объясните наблюдаемые явления.
Полученную жёсткую воду разлейте в три пробирки.
К содержимому первой пробирки добавьте немного раствора мыла, закройте её пробкой и сильно встряхните. Что наблюдаете? Почему?
Вторую пробирку закрепите в пробиркодержателе и нагрейте до кипения. Прекратите нагревание и рассмотрите содержимое. Объясните наблюдаемое явление.
В третью пробирку добавьте раствор стиральной соды. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о свойствах жёсткой воды и возможности её применения в техниче-ских и пищевых целях, а также о способах устранения жёсткости воды.
1. Какие вещества называются солями? Как классифицируют соли? Дайте определения нормальным, кислым и основным солям, исходя из состава этих солей. Как диссоциируют разные группы солей? Запишите примеры уравнений диссоциации этих солей.
2. Перечислите общие химические свойства солей. Ответ подтвердите молекулярными и ионными уравнениями реакций.
3. Какая вода называется жёсткой? Как устраняют жёсткость воды? Почему для устранения жёсткости воды нельзя использовать пищевую соду?
4. Установите соответствие между формулой соли и группой, к которой эта соль относится.
Формула соли
1) Са(НСО3)2
2) Cu(OH)NO3
3) KiFe(CN)6]
4) Ci:H35COONa
5) СН3СООК Группа
A) средние
Б) кислые
B) основные
Г) комплексные
6) КН2РО4
Назовите все соли. Для каждой соли приведите по одному уравнению реакции, в результате которой эта соль образуется.
5. Сульфат меди(Н) в присутствии воды реагирует с каждым из трёх веществ:
1) аммиак, цинк, гидроксид натрия
2) магний, оксид лития, гидроксид цинка
3) карбонат натрия, железо, хлорид калия
4) хлорид железа(Ш), хлорид стронция, серебро
Ответ проиллюстрируйте уравнениями реакций.
6. Установите неизвестные вещества в цепочках превращений. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить переходы.
а) FeCl2 -> X -> Си
б) Zn -> ZnCl2 -> X -> Zn(OH)2
в) AICI3 -> X -> AI2O3
7. Запишите уравнения реакций, с помошью которых можно осуществить превращения.
С -> СО2 -> MgCO3 -> Mg(HCO3)2 -> МдСО3 -> МдО ->
-> Mg(NO3)2 -> Мд(ОН)2 -> МдО -> (CH-jCOO^g
8. Запишите в молекулярном и ионном виде уравнения реакций, с помощью которых можно определить качественный состав следующих солей: a) FeSO4; б) ВаС12: в) (МН^СОз.
9. Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, с помощью которых можно получить сульфат магния.
10. Какая масса гидрокарбоната натрия (рыхлитель теста) потребуется для получения 1,12 л газов (н. у.), включая пары воды.
11. Рассчитайте массу осадка, образующегося при взаимодействии 585 мг 20 %-ного раствора хлорида натрия с необходимым количеством нитрата серебра.
12. В раствор сульфата меди(П) опустили железную пластину. Через некоторое время масса пластины увеличилась на 1.2 г. Определите массу меди, выделившейся на пластине.
13. Даны вещества: CuCI^ MgSO4, NaCl, K^Og, соляная кислота. Используя воду и необходимые вещества из этого списка, предложите способ получения раствора хлорида магния в две стадии. Опишите признаки реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение.
14. На гербе одного из городов России изображён бык-солевоз. Что это за город? Укажите его географические координаты (широту и долготу), рассчитайте расстояние от него до вашего населённого пункта. С какими историческими событиями связана геральдика этого города?
15. Химический термин «соль» ассоциируется с солёным вкусом. Однако «солёных солей» совсем немного. Существуют ли сладкие, горькие, кислые соли? Приведите примеры таких солей (названия и химические формулы).
16. Исследуйте растворы кальцинированной (технической) и пищевой соды с помощью универсальной индикаторной бумаги. В каком из растворов среда более щелочная? Почему?
17. Как вы думаете, какой из классов неорганических соединений самый многочисленный: оксиды, основания, кислоты или соли? Попробуйте обосновать своё мнение.
Вариант 1
1. Проведите реакции, характеризующие свойства раствора серной кислоты.
Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, отметьте признаки и условия их протекания. Обоснуйте, почему та или иная проведённая вами реакция
относится к окислительно-восстановительным. Там, где это возможно, составьте
электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
2. Получите гидроксид меди(II) реакцией обмена и проведите эксперименты,
характеризующие химические свойства этого соединения. Запишите молекулярные и ионные уравнения проведённых реакций.
3. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида аммония, отметьте условия и признаки провёденных реакций. Запишите их молекулярные и ионные уравнения.
Вариант 2
1. Проведите реакции, характеризующие свойства раствора гидроксида натрия.
2. Получите в двух пробирках гидроксид цинка реакцией обмена и проведите
эксперименты, характеризующие химические свойства этого соединения. Запишите молекулярные и ионные уравнения проведённых реакций.
3. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария,
отметьте условия и признаки проведённых реакций. Запишите их молекулярные
и ионные уравнения.