Кислоты и основания иллюстрируют философский закон единства и борьбы противоположностей. Являясь химическими антонимами, эти классы соединений ведут себя противоположно по отношению к протону: одни принимают его, другие отдают. Эти процессы взаимосвязаны. Существуют ли соединения, которые могут и отдавать, и принимать протоны?
Соблюдается ли математический закон о перемене мест слагаемых в химии?
1. В пробирку налейте 2—3 мл раствора хлорида или сульфата цинка и добавьте
7—10 капель раствора щёлочи. Взболтайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Добавьте в пробирку такой же объём раствора серной кислоты. Что наблюдаете?
2. В пробирку налейте 2—3 мл раствора щёлочи и добавьте 7—10 капель раствора
хлорида или сульфата цинка. Взболтайте содержимое пробирки. Что наблюдаете?
Применимо ли понятие «амфотерность» к органическим соединениям?
1. Какие оксиды и гидроксиды называются амфотерными? Почему их так называют?
2. Приведите примеры амфотерных оксидов и гидроксидов. Подтвердите амфотерные
свойства одной из пар молекулярными и ионными уравнениями химических реакций.
3. Какие органические соединения имеют двойственный кислотно-осноLвный характер?
Какие функциональные группы его определяют?
4. Почему при добавлении нескольких капель раствора хлорида алюминия к избытку раствора гидроксида натрия не выпадает осадок гидроксида алюминия? Каким должен быть порядок добавления реагентов для получения А1(ОН)3 из указанных реагентов? Запишите молекулярные и ионные уравнения химических реакций.
5. Простейшим представителем аминокислот является глицин F^NCH^OOH (аминоуксус ная кислота). Запишите уравнения реакций этой кислоты с хлороводородом и гидроксидом натрия.
6. Запишите уравнения реакций получения ди- и трипептидов из глицина.
7. Синтетическое волокно капрон может быть получено реакцией поликонденсации аминокапроновой кислоты H2N—СН2— (СН2)4— СООН. Запишите уравнение реакции.
8. Подготовьте сообщение об областях применения аминокислот.