Как взаимосвязаны философский закон единства и борьбы противоположностей и окислительно-восстановительные реакции?
В пробирку налейте 4—5 мл раствора сульфата меди(II) и опустите в неё стальную
канцелярскую скрепку. Оставьте пробирку в штативе на 1—2 мин. Какие изменения
вы наблюдаете? Составьте уравнения реакции и рассмотрите её с позиции окисления—восстановления.
K 2 мл раствора сульфата меди(II) в пробирке добавьте такой же объём раствора едкого натра. Что наблюдаете? Составьте молекулярное и ионное уравнения реакции.
Рассмотрите её с позиций окисления—восстановления. Можно ли отнести реакции
обмена и замещения к окислительно-восстановительным?
1. Возможно ли протекание окисления без восстановления? Почему?
2. Какие из четырёх типов реакций: соединения, разложения, замещения и обмена —
относятся к окислительно-восстановительным? не относятся к окислительно-восстановительным? могут быть и теми, и другими? Подтвердите своё мнение уравнениями соответствующих реакций.
3. Почему за счёт атомов азота аммиак проявляет только восстановительные свойства, а азотная кислота — только окислительные?
4. Рассчитайте степени окисления элементов в веществах: H2SO4, H2SO3, А12(ЗО4)з. С[^(РО4)2. Н4Р2О^, С^, С6Н6. НСНО.
5. Методом электронного баланса уравняйте окислительно-восстановительные реакции, схемы которых: a) Al + СиС12 -> А1С13 + Си б) NH3 + СиО -> N2 + + Си
в) КСЮ3 + S -> KCI + SO2 г) Н2ЗО^конц.) + Zn -> ZnSO4 + H2S +
6. Дайте характеристику реакции цинка с соляной кислотой по всем возможным признакам классификации реакций.
7. Рассмотрите взаимодействие этилена с бромной водой с позиции окисления—восстановления.
8. Сформулируйте философский закон единства и борьбы противоположностей. Проиллюстрируйте его на примере окислительно-восстановительных реакций.
9. Познакомьтесь с методом полуреакций для составления уравнений окислительно- восстановительных реакций. Предложите алгоритм применения этого метода и проиллюстрируйте его примерами.