Вспомните основные направления внутренней и внешней политики в СССР в период перестройки.
В период перестройки в СССР основными направлениями внутренней политики были гласность (открытость), демократизация, децентрализация и реструктуризация советской экономики. Основные направления внешней политики включали попытки улучшить отношения с западными странами, такими как США, и стремление к разоружению и сокращению ядерных вооружений.
1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: «Хартия77», «Солидарность», «бархатная революция», этноконфессиональная община, реституция.
Хартия 77: манифест, написанный в Чехословакии в 1977 году и призывающий правительство уважать права человека и гражданские свободы. Его подписали сотни активистов и представителей интеллигенции. Солидарность: польский профсоюз, основанный в 1980 году под руководством Леха Валенсы, сыгравший ключевую роль в окончательном падении коммунистического правительства в Польше. Бархатная революция: ненасильственная революция, произошедшая в Чехословакии в 1989 году и приведшая к свержению коммунистического режима. Этнические и религиозные сообщества: группы людей, которые имеют общее этническое или религиозное происхождение и образуют сообщество на основе этих общих характеристик. Реституция: акт восстановления собственности или прав, которые были отобраны или утрачены, как правило, в результате политического угнетения или войны.
2. Почему социально-политические преобразования в странах «народной демократии» приняли форму революции? Какова специфика революционных процессов в Чехословакии, ГДР, Югославии, Румынии?
Социально-политические преобразования в «народных демократиях» приняли форму революции, потому что коммунистические правительства в этих странах не желали мирно сдавать власть или допускать демократические реформы. В Чехословакии Бархатная революция была в основном ненасильственной, тогда как в других упомянутых странах было больше насилия и беспорядков. Революции в каждой стране имели свои специфические факторы и характеристики, такие как роль церкви в польском движении «Солидарность» или этническая напряженность в Югославии.
3. Какие изменения на политической карте мира произошли в результате перемен? Найдите на карте новые государства и их столицы. Покажите взаимосвязь процессов, происходивших в СССР и странах Восточной Европы.
Распад СССР и падение коммунистических правительств в Восточной Европе привели к созданию нескольких новых государств, таких как Чехия, Словакия и страны Балтии. Эти изменения также оказали значительное влияние на геополитический ландшафт Европы и мира, поскольку баланс сил сместился от Советского Союза к Соединенным Штатам и Западной Европе.
4. После распада Восточного блока были разорваны многие экономические связи, действовавшие в рамках СЭВ. Выскажите свою точку зрения на положительные и отрицательные стороны этого процесса.
Разрыв экономических связей в рамках СЭВ имел как положительные, так и отрицательные стороны. С положительной стороны, это позволило получить большую экономическую автономию и развитие новых торговых отношений с другими странами. Однако это также привело к значительным экономическим потрясениям, поскольку многие отрасли, которые зависели от советской торговли и поддержки, были внезапно отключены.
1. Назовите основные мероприятия по созданию демократического общества, проводимые в странах Восточной Европы. Сравните их с преобразованиями, происходившими в нашей стране в 1990е гг.
2. Используя материалы параграфа, сведения учебника по истории России, интернет-ресурсы, подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) на тему «СНГ: возникновение, роль в современном мире, перспективы развития».
3. На основании дополнительной информации (в том числе из Интернета) проанализируйте современное социально-экономическое развитие, достижения и проблемы одного из государств (по вашему выбору), ранее входивших в социалистический блок.
1. Выделите основные идеи документа.
2. Насколько актуальными в современных условиях являются эти идеи применительно к России?