Что такое колониализм? Когда возникла колониальная система? Какие формы принимала зависимость стран и народов в первой половине XX в.?
Колониализм относится к политике или практике приобретения и содержания колоний, особенно за счет эксплуатации людей и ресурсов колонизированных территорий. Колониальная система возникла в эпоху Великих географических открытий в конце 15 века и продолжалась до 19 века. В первой половине 20 века зависимость стран и народов принимала различные формы, включая прямое правление, косвенное правление через марионеточные правительства и экономическое господство.
С чем связана кампания по ограничению рождаемости в Китае?
Политика одного ребенка в Китае была кампанией, направленной на ограничение роста населения. Эта политика была введена в 1979 году и продолжалась до 2015 года. Правительство наложило штрафы на семьи, превысившие лимит на одного ребенка, и кампания проводилась с помощью ряда мер, включая штрафы, принудительные аборты и стерилизацию.
1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: неоколониализм, «некапиталистический путь развития», Год Африки, апартеид, новые индустриальные страны, Движение неприсоединения, «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», «арабская весна», многорасовое общество, «латиноамериканский социализм».
Неоколониализм относится к типу отношений между развитыми и менее развитыми странами, при котором первые осуществляют экономический и политический контроль над вторыми, часто используя косвенные средства. Примером этого являются транснациональные корпорации из развитых стран, доминирующие в экономике развивающихся стран.
«Некапиталистический путь развития» относится к стратегии экономического развития, которая отклоняется от капиталистической модели, делая упор на государственный контроль и планирование над рыночными силами. Примеры включают плановую экономику Советского Союза и нынешнее развитие Китая под руководством государства.
Годом Африки считается 1963 год, год, отмеченный ростом политической активности и призывами к деколонизации континента. Апартеид — это система институционализированной расовой сегрегации и дискриминации в Южной Африке с 1948 по начало 1990-х годов. Новые индустриальные страны относятся к группе стран, переживающих быструю индустриализацию и экономический рост, которых часто называют «азиатскими тиграми». Примеры включают Южную Корею, Тайвань и Гонконг. Движение неприсоединения — это группа стран, не связанных ни с одним крупным силовым блоком, основанная в 1961 году с целью содействия миру и сотрудничеству между народами.
«Большой скачок вперед» — кампания, проводившаяся в Китае в конце 1950-х годов и направленная на быстрое преобразование страны из аграрной экономики в социалистическое общество путем усиления индустриализации и коллективизации. Великая пролетарская культурная революция была периодом политических и социальных потрясений в Китае с 1966 по 1976 год, направленных на устранение предполагаемых врагов государства и очищение коммунистической идеологии. «Арабская весна» относится к серии народных восстаний и протестов, прокатившихся по арабскому миру в 2011 г. и требовавших политических и экономических реформ. Многорасовое общество относится к обществу, в котором несколько расовых и этнических групп сосуществуют и взаимодействуют друг с другом. Латиноамериканский социализм относится к политической идеологии, сочетающей элементы социализма и национализма, особенно популярной в Латинской Америке в середине 20 века.
2. Какие факторы способствовали активизации национально-освободительного движения после 1945 г.?
К факторам, приведшим к активизации национально-освободительных движений после 1945 г., относятся: усилия по деколонизации, закат европейских империй, рост антиколониальных движений, распространение идей независимости и самоопределения.
3. Покажите на карте государства, добившиеся независимости во второй половине 1940х гг., в 1950е гг., в 1960 г., в 1960е гг., в 1970—1980е гг. Проанализируйте географию процесса деколонизации.
4. Какие формы деколонизации вам известны? Каковы причины реализации той или иной формы?
Формы деколонизации включают: насильственное сопротивление и революцию, независимость путем переговоров и мирную передачу власти. Причины реализации той или иной формы деколонизации различаются и могут включать в себя силу движений за независимость, готовность колониальных держав предоставить независимость и внешние геополитические факторы.
5. Определите значение ликвидации колониальной системы. Для ответа используйте документ после параграфа.
Ликвидация колониальной системы относится к процессу прекращения политического, экономического и социального контроля одной страны над другой посредством деколонизации. Процесс обычно включает передачу власти от колониальной державы к народу колонизированной территории, что приводит к созданию независимого государства.
6. Какие проблемы объединяют государства, освободившиеся от колониального гнёта? Почему глобальные проблемы современности наиболее остро проявляются в странах третьего мира?
Проблемы, с которыми сталкиваются недавно деколонизированные страны, включают: построение устойчивой экономики, создание стабильного правительства, достижение национального единства и решение проблем бедности и неравенства. Глобальные проблемы современного мира остро ощущаются в странах третьего мира из-за их истории колонизации, слаборазвитости, ограниченного доступа к ресурсам и политической власти.
7. Охарактеризуйте методы построения социализма в Китае, предложенные Мао Цзэдуном. Какие исторические аналогии вы можете привести?
Методы Мао Цзэдуна по построению социализма в Китае подчеркивали важность массовой мобилизации, политической борьбы и непрерывной революции. Исторические аналогии подхода Мао могут включать русскую революцию и культурную революцию в Китае.
8. Разделитесь на группы и проанализируйте факты, связанные с развитием экономики Китая, стран ЮВА, Индии, Пакистана, Ирана, Турции. Укажите преобразования, способствующие модернизации. Обменяйтесь результатами деятельности и сделайте общий вывод.
9. Разделитесь на группы и проанализируйте факты политической истории стран ЮВА, Индии, Пакистана. Выделите факторы, определяющие внутриполитическую нестабильность в этих государствах. Обменяйтесь результатами деятельности и сделайте общий вывод.
10. Какие проблемы стоят перед развивающимися странами Африки? Какова роль международного сообщества в их разрешении?
Развивающиеся страны Африки сталкиваются с многочисленными проблемами, включая бедность, коррупцию, отсутствие инфраструктуры, конфликты и отсталость. Международное сообщество играет определенную роль в решении этих вопросов посредством помощи, инвестиций и поддержки надлежащего управления.
1. Существует ли, по вашему мнению, взаимосвязь событий «холодной войны» и процесса деколонизации? Приведите не менее трёх аргументов в поддержку вашей точки зрения.
Существует связь между событиями холодной войны и процессом деколонизации. Три аргумента в поддержку этого включают: 1) соперничество между США и Советским Союзом повлияло на процесс деколонизации в новых независимых государствах, 2) гонка вооружений между двумя сверхдержавами разжигала конфликты в бывших колониях и 3) идеологическое соперничество между капитализмом. а коммунизм сформировал политический ландшафт деколонизированных стран. 2. Найдите на политической карте мира новые индустриальные страны, нефтедобывающие государства, государства гиганты, беднейшие страны. Используя материалы параграфа, сведения периодики и учебника географии, интернет-ресурсы, выясните, какие международные организации оказывают на современном этапе помощь развивающимся странам в преодолении отсталости.
В Азии можно найти новые индустриальные страны, такие как Китай и Южная Корея. Нефтедобывающие страны можно найти на Ближнем Востоке и в некоторых африканских странах. К странам-гигантам по территории и населению относятся Россия, Канада и Китай. Некоторые из беднейших стран мира находятся в Африке, например, Центральноафриканская Республика и Бурунди. Международные организации, оказывающие помощь развивающимся странам, включают Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ).
3. Как СССР участвовал в оказании помощи развивающимся странам? Охарактеризуйте цели и результаты этого процесса. Оцените значение советской помощи с позиций 1950—1980х гг., с современных позиций.
В советское время СССР оказывал помощь развивающимся странам с целью распространения коммунизма и укрепления советского влияния. Эта помощь включала техническую помощь, кредиты и программы обучения. Результаты этого процесса были неоднозначными, поскольку некоторые страны смогли добиться значительного прогресса в развитии, в то время как другие испытали ограниченное влияние. Оглядываясь назад, можно увидеть, что советская помощь развивающимся странам имела как положительные, так и отрицательные последствия, причем некоторые из ее наследия до сих пор влияют на эти страны.
4. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) на тему «Современная Куба».
5. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об одном из политических лидеров развивающихся стран. Объясните, почему именно этот человек привлёк ваше внимание. При подготовке сообщения особое внимание уделите следующим вопросам: в каких условиях формировались его политические убеждения? Какие цели поставил лидер перед своим народом и государством? Каких результатов добился? Какие оценки его личности существуют в истории?
1. Выделите основные идеи документа.
2. Что подразумевает «Декларация...» под правом народов на самоопределение?
3. Сопоставьте основные идеи «Декларации...» и Хельсинкского акта