Как повлияла Великая депрессия на внутреннюю политику ведущих государств? на развитие международных отношений?
Великая депрессия оказала значительное влияние на внутреннюю политику ведущих государств, поскольку правительства изо всех сил пытались справиться с высоким уровнем безработицы и экономическим кризисом. В Соединенных Штатах программы Нового курса президента Франклина Рузвельта были направлены на стимулирование восстановления экономики и обеспечение социального обеспечения граждан. В Европе некоторые правительства обратились к авторитарным режимам, таким как нацистская Германия и фашистская Италия, в качестве решения экономического кризиса. С точки зрения международных отношений Депрессия привела к росту протекционистской политики и национализма, поскольку страны пытались защитить свою внутреннюю промышленность и ограничить конкуренцию со стороны других стран. Это, в свою очередь, способствовало напряженности и конфликтам между народами.
1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: аншлюс, «дипломатия доллара», изоляционизм, политика «умиротворения», «коллективная безопасность». Назовите государства, чью внешнюю политику они характеризуют.
Аншлюс относится к аннексии Австрии нацистской Германией в 1938 году. «Долларовая дипломатия» относится к использованию экономической мощи для влияния на внешнюю политику, особенно Соединенными Штатами в начале 20 века. Изоляционизм относится к внешнеполитическому подходу, который делает упор на то, чтобы не вмешиваться в международные конфликты и сосредотачиваться на внутренних проблемах, как это наблюдалось в Соединенных Штатах в 1930-х годах. Умиротворение относится к политике уступок агрессору во избежание конфликта, как видно из британской политики в отношении нацистской Германии до начала Второй мировой войны. Коллективная безопасность относится к системе международной безопасности, в которой страны сотрудничают для предотвращения агрессии общего врага, как продвигала Лига Наций в межвоенный период.
2. Составьте схему «Отношение государств к Версальскому договору в 1930е гг.».
3. Заполните таблицу «Принципы Версальско-Вашингтонской системы в 1930е гг.», рассмотрев в ней такие принципы, как: отказ от силовых методов решения международных споров и мирное урегулирование конфликтов; признание новых границ в Европе; сокращение вооружений; демилитаризация Германии; урегулирование колониальных проблем через создание мандатной системы
4. Объясните, почему поддержка Версальского договора на международной арене или противодействие ему приобрели особое значение в 1930е гг.
Версальский договор, подписанный в конце Первой мировой войны, имел серьезные последствия для международного порядка в последующие десятилетия. Он наложил на Германию большие репарации, ограничил численность ее вооруженных сил и вынудил ее взять на себя ответственность за войну. Эти положения, а также перекройка национальных границ в Европе вызвали недовольство и нестабильность в Германии и других странах. В 1930-е годы, когда нацистская Германия начала перевооружаться и бросать вызов послевоенному урегулированию, поддержка или оппозиция Версальскому договору стала ключевым вопросом в международных отношениях.
5. Покажите на карте горячие точки 1930х гг. — очаги будущей мировой войны.
6. Систематизируйте факты и дайте оценку внешнеполитическому курсу Германии в 1933—1939 гг. Выскажите своё мнение, каким образом можно было остановить реализацию агрессивных замыслов Германии.
Внешнеполитический курс Германии в 1930-е гг. характеризовался серией агрессивных действий, включая перевооружение армии, аннексию Австрии, требования территориальной экспансии в Восточной Европе. Эти действия нарушали условия Версальского договора и способствовали напряженности и конфликтам в Европе. Некоторые историки утверждают, что, чтобы остановить реализацию агрессивных планов Германии, международное сообщество должно было занять более жесткую позицию в отношении гитлеровского режима либо путем военного вмешательства, либо посредством экономических санкций. Другие утверждают, что политика умиротворения только ободрила Германию и сделала войну более вероятной.
7. На основании материала параграфа и текста предложений Союза ССР по созданию в Европе коллективной безопасности самостоятельно определите критерии и сравните политику «коллективной безопасности» и политику «умиротворения» агрессоров.
1. Используя материалы учебника, отрывки из секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и Германией, а также дополнительную информацию (в том числе из Интернета), сравните решения Мюнхенской конференции и подписание пакта Молотова—Риббентропа. Какими мотивами руководствовались участники этих соглашений, заключая договорённости с Германией? Достаточно ли веские обстоятельства вынуждали их принять подобные решения?
2. Дайте оценку международным отношениям в 1930е гг. от лица подданного Третьего рейха; гражданина Великобритании; политического деятеля США; гражданина СССР.
3. Сравните причины Первой и Второй мировых войн.
Учимся вести дискуссию
Какое событие 1930х гг., по вашему мнению, можно считать переломным на пути ко Второй мировой войне? Назовите событие, после которого война стала неизбежной. Аргументируйте свою точку зрения.