Вспомните, когда и какой страной был впервые поставлен вопрос о сокращении вооружений.
Первое предложение о сокращении вооружений было сделано Советским Союзом в 1954 году.
1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: баланс сил, гармония интересов, коллективная безопасность, гарантийный пакт, Малая Антанта.
Баланс сил относится к распределению власти между нациями, что важно для поддержания стабильности и предотвращения доминирования одной нации над другими. Пример: Баланс сил в Европе был нарушен после наполеоновских войн, что привело к росту могущества Германии.
Гармония интересов относится к идее о том, что страны могут работать вместе для достижения общих целей и что их интересы не обязательно противоречат друг другу. Пример: Лига Наций была основана на принципе гармонии интересов между нациями с целью содействия миру и сотрудничеству. Коллективная безопасность относится к идее, что страны могут работать вместе, чтобы обеспечить взаимную защиту от внешних угроз. Пример: Организация Объединенных Наций была основана на принципе коллективной безопасности с целью предотвращения новой мировой войны. Гарантийный пакт относится к договору между странами, в котором они соглашаются обеспечить взаимную защиту в случае агрессии. Пример: Локарнские договоры были договорами о гарантиях, подписанными в 1925 году, которые помогли стабилизировать Европу после Первой мировой войны. Малая Антанта относится к союзу между Чехословакией, Румынией и Югославией, сформированному в 1921 году для обеспечения взаимной защиты от Венгрии. Позднее к ней присоединились и другие страны.
2. Объясните выражение «эра пацифизма». Какие основания были для подобной оценки перспектив международных отношений? Какие факторы мешали утверждению основ мирного развития?
3. Систематизируйте фактический материал параграфа в таблице «Международные конференции 1920х гг.»
4. О чём свидетельствовали приглашения Советской России (с конца 1922 г. — СССР) на международные конференции? Как и почему изменилось отношение к нашей стране на международной арене в 1920е гг.?
Приглашения на международные конференции свидетельствовали о признании советского правительства в качестве законного игрока в международных делах. Первоначально Советский Союз был изолирован из-за предполагаемой угрозы капитализму и интересам Запада. Однако по мере роста угрозы фашизма западные державы стали рассматривать Советский Союз как потенциального союзника.
5. Определите значение Рейнского пакта и пакта Бриана — Келлога для послевоенного мира. Выскажите своё мнение о гарантиях соблюдения этих договоров.
Пакт Бриана-Келлога, также известный как Парижский пакт, был многосторонним договором, подписанным в 1928 году, который отказывался от использования войны в качестве инструмента национальной политики. Локарнский пакт был серией соглашений, подписанных в 1925 году между Германией и ее соседями, которые гарантировали их взаимную безопасность и стабильность. Хотя эти пакты были исполнены благих намерений, в конечном итоге они не смогли предотвратить начало Второй мировой войны.
6. Сравните план Дауэса и план Юнга. Как в конечном счёте была решена проблема репараций Германии? Какое значение это имело для развития Германии и международных отношений в 1930е гг.?
План Дауэса и план Янга были попытками решить проблему репарационных выплат Германии после Первой мировой войны. План Дауэса (1924 г.) реструктурировал платежи Германии и предоставил ссуды для восстановления ее экономики. План Янга (1929 г.) еще больше сократил платежи Германии и продлил период погашения. Однако глобальный экономический кризис 1930-х годов затруднил выполнение Германией своих обязательств, и вопрос о репарациях в конечном итоге был решен на Лозаннской конференции 1932 года, которая отменила оставшиеся платежи. Это было значительным событием для экономики Германии и ее отношений с другими странами.
7. Какие страны и почему вошли в Малую Антанту?
1. Проанализируйте международное положение Советской России — СССР и Веймарской республики на международной арене по плану: а) причины международной изоляции в конце 1910х — начале 1920х гг.; б) основные проблемы в международных отношениях; в) пути решения проблем; г) результаты решения к концу 1920х гг.
2. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) на тему «Судьба Малой Антанты».
3. Дайте оценку международным отношениям в 1920е гг. от лица рядового гражданина Веймарской республики или Франции; представителя одной из восточноевропейских стран, вошедших в Малую Антанту; политического деятеля США.