Приведите примеры влияния живых организмов на биотоп. Бывают ли случаи негативного воздействия организмов на среду? Что является причиной этого? Приведите примеры. Назовите несколько видов-средообразователей следующих сообществ: 1) смешанный лес; 2) болото; 3) сосновый бор; 4) берёзовая роща; 5) осинник. Вспомните из курса «Растения», какие особенности морфологии и анатомии листа позволяют растениям жить в условиях затенения. Приведите примеры, иллюстрирующие взаимосвязь процессов в экосистеме. 1. Выполните задания, ответьте на вопросы. • Дайте определение биоценоза. • Поясните на примерах, как биотоп влияет на видовой состав биоценоза и наоборот. • Почему исчезновение из биоценоза одних видов приводит к смене этого сообщества, а других видов — нет? Как называются эти виды? 2. Выполните задание. Распределите организмы, перечисленные ниже, по ярусам. Учтите, что некоторые представители могут обитать на нескольких ярусах. Данные внесите в таблицу.