menu


ГДЗ по русскому языку 10 класс Гусарова §89. Способы словообразования




278. Укажите слова, образованные: 1) суффиксальным способом; 2) приставочным способом; 3) приставочно-суффиксальным способом; 4) бессуффиксным способом.

1) редакционный, городской, современник, будничный, стряпня

2)  сопереживание, приусадебный, противовоспалительный, неподвижный, диспропорция, высветлить

3) безветрие, неподвижный

4) переход, подъезд, заплыв, подкоп

279. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.

Кто из москвичей не знает Пресненских прудов, но, может быть, не всякому случалось бывать по ту сторону этих прудов, в узких и кривых переулках, которые довольно круто поднимаются в гору. В одном из них, недалеко от обсерватории, стоит на полугоре небольшой деревянный домик, осенённый спереди несколькими кустами бузины и акаций. Из окон надворной стороны дома видна внизу, под самой горою, часть города, примыкающая к трём холмам, знаменитым во всей Москве своей трёхгорной водой. Когда вы смотрите в окно, ваш взор, быстро пробежав по кровлям, невольно останавливается на обширном поёмном лугу, по которому змеится наша изгибистая Москва-река. Прямо за ней чернеются рощи Воробьёвых гор, налево поднимается колокольня Новодевичьего монастыря, а ещё левее, как сквозь туман, мелькают кровли домов и кресты церквей отдалённого Замоскворечья.

1. Выпишите из текста слова, образованные способом сложения.

Тёмногорная, Замоскворечье, трехгорной.

2. Выясните лексическое значение выделенных слов.

Обсерватория — научное учреждение, где ведутся наблюдения за небесными телами.
Поёмный — связанный с поймой реки, т.е. с низменной частью речной долины, которая затапливается во время половодья.

3. Что вас удивило в содержании этого текста? Какие моменты в описании Москвы указывают на то, что его автор не является нашим современником?

В тексте заметно, что автор не является нашим современником. Прежде всего, это проявляется в языке: фразы построены по-другому, чем сейчас, и используются старомодные выражения, например "на полугоре" или "змеится". Упоминание "обсерватории" также звучит необычно, ведь она находится в историческом контексте. Описание Москвы указывает на отсутствие современных строений и инфраструктуры — автор упоминает старые дома, монастыри и холмы, что создаёт ощущение, будто время описания — это дореволюционная или даже допетровская эпоха.

280. Определите разновидности образования сложносокращённых слов.

Акронимы (буквенно-цифровые) — образованы от первых букв или звуков слов:
НЛО (Непознанный летающий объект)
ООН (Организация Объединённых Наций)
МИД (Министерство иностранных дел)
ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения)
США (Соединённые Штаты Америки)

 

Сложносокращённые слова (с добавлением корня) — образованы от корней нескольких слов:
Сбербанк (Сберегательный банк)
избирком (избирательная комиссия)
ЦУМ (Центральный универмаг)
дырокол (дырка + кол)
змеелов (змея + лов)
бумагодержатель (бумага + держатель)
коротковолновый (короткая волна + -овый)
железнодорожный (железная дорога + -ный)
комбат (командир батальона)
тёмно-синий (тёмный + синий)

281. Спишите, распределяя по группам слова, образованные: 1) способом сложения (с разновидностями); 2) лексико-синтаксическим способом (путём сращения).

Способ сложения:

вечнозелёная (растительность) — слияние корней "вечно" + "зелёный"
вагоноремонтное (депо) — слияние корней "вагон" + "ремонт"
мелкосиящие (суда) — слияние корней "мелкий" + "сияющий"
сильнодействующие (яды) — слияние корней "сильный" + "действующий"
долгоиграющие (пластинки) — слияние корней "долго" + "играющий"
быстрорастворимый (кофе) — слияние корней "быстро" + "растворимый"
глубокоуважаемые (коллеги) — слияние корней "глубокий" + "уважаемый"
электрическая (соковыжималка) — слияние корней "электрический" + "соковыжималка"
Лексико-синтаксический способ (путём сращения):

(подмосковная) птицефабрика — сращение "Подмосковье" + "птицефабрика"
(отдел) самообслуживания — сращение "само" + "обслуживание"
(известный) литературовед — сращение "литература" + "вед"

282. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков. Подчеркните слова, образованные морфолого-синтаксическим способом.

В исходе четвёртого часа в зале в гостиной начинается движение. Это из консерватории вернулась Лиза и привела с собою подруг. Слышно, как играют на рояле, пробуют голоса и хохочут в столовой. Егор накрывает на стол и стучит посудой.

283. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. Выясните лексическое значение выделенных слов.

2. Укажите изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), которые использовал автор для создания образности. Отметьте индивидуально-авторские неологизмы.

3. Найдите в тексте и выпишите:

1) в абзаце I — имена существительные, образованные бессуффиксным способом; глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом;

2) в абзаце II — имя существительное, образованное морфолого-синтаксическим способом; имя существительное, образованное путём сложения;

3) в абзаце III — наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом; прилагательное, образованное приставочным способом.

I. Так камень бултыхнёт в водяную дрёмь, всё взбаламутит; кругами вот разбежались — только лёгкие морщины, как​ по углам глаз от улыбки, — и снова гладь.

II. Разбежались круги — и опять жизнь мирная, тихая, как​ бормотание бьющих о берег струй. За прилавком щёлкают счёты, и ловкие руки, мелькая шпулькой, отмеривают аршин за аршином. Опершись о расписной сундук, с газетой, на солнце печется, как​ тыква, тыквенно-лысый сундучник. Все в белом, мечутся половые в трактирах — только, как​ дым за паровозом, вьются следом за ними концы вышитого ручника да кисти от пояса. В конуре своей изограф Акимыч — трактирный завсегдатай — торопливо малюет на вывеске окорока и колбасы, чтобы в положенный час сесть с графинчиком в положенном уголке — и лить слёзы о пропитой жизни.

III. А вечером в синих прорезах сорока колоколен качнутся разом все колокола, и над городом, над рощами, над водой, над полями, над странниками на дорогах, над богачами и пропойцами, над грешными по-человечьи и по-травяному безгрешными — над всеми расстелется колокольный медный бархат, и все умягчится, затихнет, осядет, как​ в летний вечер пыль от тёплой росы.

(Е. Замятин).

Аршин — старая русская мера длины, равная 71,12 см. В прошлом использовалась для измерения тканей, в разговорной речи может использоваться как синоним длинной линейки или мерки.

Половые — служащие, работающие в трактирах, ресторанах, кафе. Это название происходит от слова «пол», так как они отвечали за обслуживание зала и порядок в помещении.

Ручник — вышитое полотенце, обычно использовавшееся для ритуальных целей (например, на свадьбах, в народных обрядах) или как декоративное украшение. В некоторых случаях это слово могло обозначать полотенце для рук.

Изограф — художник, иконописец, рисующий по определённым канонам. В данном контексте, вероятно, трактирный живописец, рисующий вывески или простые изображения для практических целей.

Тропы:
Эпитеты:

"водяная дрёмь" (создаёт образ спокойствия и безмятежности воды);
"лёгкие морщины" (описывает рябь на воде);
"гладь" (состояние поверхности воды);
"тыквенно-лысый" (необычное, яркое описание персонажа);
"синие прорези сорока колоколен" (образ небес в вечерний час);
"медный бархат" (поэтическое описание звуков колоколов).

 

Метафоры:
"камень бултыхнёт в водяную дрёмь" (оживление спокойствия воды действием камня);
"жизнь мирная, тихая, как бормотание бьющих о берег струй" (сравнение жизни с размеренным движением воды);
"вьются следом за ними концы вышитого ручника" (оживление движения ручника);
"расстелется колокольный медный бархат" (звук колоколов осязается, как ткань, создавая атмосферу умиротворения).

 

Сравнения:
"как по углам глаз от улыбки" (сравнение морщин на воде с морщинами от улыбки на лице);
"как тыква" (сравнение сундучника с тыквой);
"как дым за паровозом" (сравнение движения ручника с дымом);
"как в летний вечер пыль от тёплой росы" (сравнение умиротворения с вечерней природной тишиной).

 

Олицетворение:
"жизнь мирная, тихая, как бормотание" (жизнь наделяется свойством говорить, "бормотать").
Фигуры речи:

 

Повтор:
"над городом, над рощами, над водой, над полями, над странниками на дорогах, над богачами и пропойцами" (многократное повторение слова "над" усиливает ощущение всеобъемлющего спокойствия и гармонии).
 

Парцелляция:
"и все умягчится, затихнет, осядет, как в летний вечер пыль от тёплой росы" (создаёт эффект постепенного замедления и угасания).
Индивидуально-авторские неологизмы:
"Тыквенно-лысый" — необычное сочетание слов, созданное автором для подчёркивания образа персонажа.
"Колокольный медный бархат" — метафорическое сочетание, где звук колоколов уподобляется мягкой ткани.

Абзац I:
Имена существительные, образованные бессуффиксным способом:
дрёмь, гладь.
Глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом:
разбежались.

 

Абзац II:
Имя существительное, образованное морфолого-синтаксическим способом:
половые.
Имя существительное, образованное путём сложения:
паровоз, изограф.

 

Абзац III:
Наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом:
по-человечьи, по-травяному.
Прилагательное, образованное приставочным способом:
безгрешными.






ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 89

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):