menu


ГДЗ по русскому языку 10 класс Гусарова §14. Синтаксический анализ словосочетания




51. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.

(1) Помню, бабушка со смехом рассказывала, что в семье мужа (моего деда, успевшего умереть до революции) считались неприличными слова «жених» и «фрамуга». (2) Наш дом был как раз с фрамугами — прабабушками стеклопакетов. (3) Очень неуклюжая вещь, вроде большой форточки. (4) Замок ломался, и верёвка обрывалась… (5) Про жениха комментариев не имею. (6) Но это семейные игры. (7) Для бывших. (8) Для Набокова. (9) Плохих слов нет. (10) Всё зависит от интонации и контекста. (11) От частоты употребления и уместности злоупотребления. (12) Так что не слова виноваты, а мы — перед словами. (13) За неточное, за неправое употребление. (14) Язык есть Богом данный детектор лжи. (15) Всё, что мы захотим скрыть, всё, что будет сказано с корыстью, с целью показаться не тем, что ты есть, сделает неприятным невиновное слово.

1. Из первого абзаца выпишите словосочетания с определительными, обстоятельственными и объектными отношениями.

Определительные: неприличные слова, наш дом, семейные игры, Богом данный детектор;
Обстоятельственные: со смехом рассказывала, с целью показаться;
Объектные: считались неприличными, закрыть общество.

2. Выпишите все словосочетания из последнего предложения, дайте им характеристику по способу выражения главного слова.

Что мы захотим скрыть (главное слово — глагол);
Что будет сказано с корыстью (главное слово — глагол);
Слово — существительное;
Невиновное слово — прилагательное и существительное;
Неприятным — прилагательное.

3. Выпишите из предложения 1 словосочетание со связью управление (предложное); из предложения 3 — со связью примыкание; из предложения 11 — со связью управление (беспредложное); из предложения 13 — со связью согласование (полное).

Управление (предложное) из предложения 1: в семье мужа;
Примыкание из предложения 3: вроде большой форточки;
Управление (беспредложное) из предложения 11: злоупотребления словами;
Согласование из предложения 13: неточное употребление.

4. Прокомментируйте смысл второго абзаца: какие синтаксические единицы в нём использованы? О каких играх в нём идёт речь? Почему в нём используется выделение курсивом? Почему в связи с семейными играми упомянут Набоков, известный русский и американский писатель?

Во втором абзаце автор упоминает «фрамуги» — старомодные окна, ассоциируя их с прошлым. Это символизм, указывающий на старинные вещи, которые для современников могут казаться нелепыми. Здесь используются краткие предложения, состоящие из обособленных словосочетаний — синтаксические единицы, показывающие мысли и воспоминания. Слова «игры» и упоминание Набокова подчеркивают семейные привычки, которые в узких кругах могли считаться чем-то необычным и игривым. Набоков известен своей иронией и игрой со словами, поэтому его фамилия в контексте уместна.

52. Выпишите из приведённых словосочетаний только те, в которых нет ошибок в управлении. Выясните лексическое значение выделенного слова и выполните синтаксический анализ подчёркнутого словосочетания (порядок синтаксического анализа словосочетания см. в Приложении 2 на с. 450).

Предупредить тяжкое преступление, отличать звуки и буквы, оплатить за путёвку, порицать в дурных наклонностях, памятник эпохи за-стоя, полон надежд, отзыв на книгу, негодовать на бескультурье, удостоить высокой наградой, предостеречь от ошибки, быть участником в соревнованиях, уверенность в успех, превалировать над интереса-ми, отчитаться об израсходованных деньгах, рассержена на опоздание ученика, тревожиться за здоровье, не уделять должного внимания учёбе, попрекать куском хлеба, описывать о впечатлениях.

Предупредить тяжкое преступление
Отличать звуки и буквы
Памятник эпохи застоя
Полон надежд
Отзыв на книгу
Удостоить высокой наградой
Предостеречь от ошибки
Тревожиться за здоровье
Не уделять должного внимания учёбе
Лексическое значение слова "удостоить":
Удостоить — это глагол, который означает оказать кому-то честь или наградить чем-то значимым. Например: "удостоить награды", "удостоить вниманием".

Синтаксический анализ словосочетания "удостоить высокой наградой":

Тип словосочетания: свободное, несвязанное устойчивым значением;
Главное слово: "удостоить" — глагол в форме совершенного вида;
Зависимое слово: "высокой наградой" — существительное с прилагательным в форме творительного падежа;
Тип подчинительной связи: управление (глагол "удостоить" требует зависимого слова в форме творительного падежа);
Средства связи: форма творительного падежа без предлога.






ГДЗ по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 14

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):