Из курса обществознания основной школы вспомните, что такое социальные статусы и какие они бывают. Назовите несколько своих статусов и ролей.
Социальные статусы — это положения, которые человек занимает в обществе. Они бывают предписанными, то есть полученными по рождению (например, пол, национальность), и достигаемыми — это статусы, которые человек приобретает своими усилиями (например, профессия, образование). В моей жизни у меня есть статус студента и одновременно сына, а роли соответствуют этим статусам: как студент я учусь и сдаю экзамены, а как сын помогаю родителям и поддерживаю семью.
Приведите примеры смешанных статусов из современной общественной жизни или собственного социального опыта и окружения.
Примеры смешанных статусов можно найти в современной жизни, когда человек сочетает несколько социальных ролей одновременно. Например, женщина может быть и успешным предпринимателем (достигаемый статус), и матерью (предписанный статус), совмещая роли руководителя компании и заботливого родителя. В моем окружении есть люди, которые одновременно являются студентами и работают, что также создаёт смешанные статусы.
Вспомните из личного опыта ситуации, когда вам надо было исполнять две роли одновременно. Какой способ выхода из этой ситуации вы выбрали? Какие ещё могли быть способы? Какой из способов кажется вам оптимальным и почему?
Из личного опыта я сталкивался с ситуацией, когда нужно было одновременно исполнять роль студента, готовящегося к экзаменам, и друга, которому срочно требовалась поддержка. В этой ситуации я распределил время так, чтобы помочь другу, а затем вернуться к учёбе. Другим способом могло быть обращение к другу с просьбой подождать, но мне показалось важным поддержать его сразу. Оптимальным вариантом, думаю, было разделить время и обязанности, сохранив баланс.
1. Как соотносятся между собой социальные статусы и социальные роли?
Социальные статусы и роли взаимосвязаны: статус определяет, какую роль должен исполнять человек в той или иной ситуации. Например, если человек имеет статус учителя, его роль — обучать и воспитывать учеников. Статус даёт человеку определённые обязанности и права, а роль — это выполнение этих обязанностей на практике.
2. В каком обществе — средневековом или современном — каких статусов больше: предписанных или достигаемых? Обоснуйте ваше мнение.
В средневековом обществе преобладали предписанные статусы, потому что социальная структура была более жёсткой: люди получали своё положение по рождению и редко могли его изменить. В современном обществе достигаемых статусов стало больше, так как каждый может сам выбирать свою профессию, развиваться и добиваться успехов в разных сферах.
3. Назовите известные вам примеры несовпадения статусов.
Примером несовпадения статусов может служить ситуация, когда человек имеет высокий уровень образования, но работает на должности, не соответствующей его квалификации. Также это может быть человек, который обладает престижной профессией, но сталкивается с финансовыми трудностями, что создаёт несоответствие между социальным статусом и реальной жизненной ситуацией.
4. Как вы считаете, социальная роль включает в себя только определённые действия или что-то ещё?
Социальная роль включает не только определённые действия, но и связанные с ней ожидания, нормы поведения, эмоциональные аспекты и даже манеры общения. Роль всегда шире, чем просто набор действий, потому что она затрагивает отношения с другими людьми и предполагает определённые эмоциональные реакции.
5. Попутчик в купе представился вам музыкантом небольшой рок-группы. Сделайте из этого максимально возможное число предварительных выводов о нём и о дальнейшем развитии своих отношений с ним. Как вы думаете, такие ролевые стереотипы больше помогают или мешают нам в общении с людьми?
Если попутчик в купе представился музыкантом рок-группы, можно предположить, что он увлекается музыкой, возможно, ведёт творческий образ жизни, бывает в разъездах. Можно ожидать, что он интересуется культурой, искусством, возможно, имеет нестандартные взгляды на жизнь. В дальнейшем общение может быть интересным, особенно если темы разговоров будут касаться творчества и музыки. Ролевые стереотипы могут как помогать, так и мешать общению: с одной стороны, они дают возможность сразу представить себе человека, но с другой — могут ограничивать восприятие, создавая ложные представления.
6. Назовите как можно большее число статусов, составляющих ваш статусный набор. Сравните в классе, у кого это число оказалось самым большим. Как вы думаете, от чего это зависит?
В моём статусном наборе можно выделить такие статусы, как студент, друг, сын, гражданин, участник спортивной команды. Количество статусов зависит от круга общения, уровня вовлечённости в разные сферы жизни и возраста человека. У кого-то больше ролей, потому что он активно участвует в общественной жизни, волонтёрских проектах или совмещает учёбу с работой.
7. В вашем статусном наборе выделите ведущий статус. По какому признаку вы его выделили?
Ведущий статус для меня сейчас — это статус студента, потому что он определяет мой основной род деятельности, задачи и цели на данный момент. Я выделил его, так как больше всего времени и энергии уделяю учёбе и связанной с ней активности.
8. Выделите из вашего статусного набора предписанные и достигаемые статусы. Какие усилия вы приложили, чтобы достичь последних?
Предписанные статусы в моём наборе — это сын, гражданин, мой возраст и пол. Достигаемые — студент, участник спортивной команды. Чтобы стать студентом, я приложил усилия, сдав экзамены и поступив в учебное заведение. Участие в спортивной команде требует постоянных тренировок и дисциплины.
9. Была ли в вашей жизни ситуация конфликта ролей? Как вы из этой ситуации вышли?
В моей жизни был конфликт ролей, когда мне нужно было готовиться к важному экзамену, но одновременно у друга был день рождения, и он ждал моего присутствия. Я выбрал компромиссный вариант: уделил время подготовке к экзамену утром, а вечером пришёл на день рождения. Вышел из этой ситуации, распределив время так, чтобы ни одна роль не осталась полностью проигнорированной.