Вспомните, какие большие социальные группы вы изучали в основной школе. Как вы думаете, почему вы не изучали тему «Молодёжь» и чем вызвано её включение в данный учебник?
Семья, трудовые коллективы, пенсионеры, женщины, дети, работники и богатые слои населения. Проблематика «молодёжи» как социальной группы не была в фокусе на протяжении длительного времени, поскольку в исторической и социальной науке она часто рассматривалась как переходный возраст, не представляющий самостоятельной категории, особенно в контексте аграрного общества и ранних этапов индустриализации. Однако в современном мире молодёжь становится важной группой, в которой происходят значительные социальные, экономические и культурные изменения, что и привело к её включению в учебники как самостоятельную тему.
Объясните разницу между содержанием понятий «молодёжная культура» и «молодёжная субкультура»
Молодёжная культура — это совокупность уникальных культурных проявлений и ценностей, характерных для молодёжи определённого времени и места. Она включает в себя предпочтения в музыке, искусстве, моде, мировоззрении, а также общие взгляды на жизнь и взаимодействие с обществом.
Молодёжная субкультура — это подкатегория молодёжной культуры, которая выражает более узкие, иногда противоположные или альтернативные взгляды по отношению к основным культурным и социальным нормам. Субкультуры могут включать в себя специфические интересы, убеждения или стиль жизни, такие как панки, готы, хип-хоп или киберпанки. Эти группы часто стремятся противостоять или выделяться из общего потока социальной и культурной нормы.
1. Перечислите, какие социально-психологические черты отличают молодёжь от других возрастных групп. В этом перечне выделите черты, которые присущи молодым людям всех времён и народов. А какие являются новыми чертами современной молодёжи?
Общие черты для всех времён и народов: Поиск самоидентификации — молодые люди стремятся понять, кто они и каково их место в обществе. Открытость к новому опыту — желание пробовать, учиться и экспериментировать. Энергия и оптимизм — стремление к действию и вере в светлое будущее. Протест против установленных норм — желание бороться с общественными стереотипами и искать новые пути развития. Новые черты современной молодёжи: Высокая технологичность — активное использование современных технологий, особенно интернета, в повседневной жизни. Социальная ответственность — стремление активно участвовать в решении социальных и экологических проблем. Глобализация и мультикультурность — более ярко выраженная потребность в международных связях, знание иностранных языков и культур.
2. Как вы думаете, какие аспекты жизни молодёжи исследуют такие науки, как физиология, медицина, педагогика, психология, юриспруденция, социология? Будут ли совпадать возрастные границы молодёжи для этих наук и почему? Покажите это на одном примере.
Физиология — изучает физическое развитие и здоровье молодёжи, включая гормональные изменения в возрасте полового созревания. Медицина — занимается медицинскими проблемами, такими как профилактика заболеваний, связанные с возрастом, травмами, психологическим состоянием. Педагогика — исследует процессы обучения, воспитания и социализации молодёжи. Психология — фокусируется на формировании личности, стрессах, самоопределении и мотивации молодёжи. Юриспруденция — изучает права и обязанности молодёжи, их защиту в обществе. Социология — исследует влияние общества на молодых людей, их поведение, ценности и социализацию. Возрастные границы молодёжи могут различаться в зависимости от научной дисциплины. Например, в психологии молодёжь может быть определена как период от 16 до 30 лет, а в педагогике возрастной диапазон может охватывать более широкий интервал — от 14 до 35 лет, так как внимание уделяется и процессу образования, и профессиональной подготовке.
3. Предположите, какой интерес представляет молодёжь для экономистов и политиков.
Экономисты интересуются молодёжью как активной частью рабочей силы, её потребительскими привычками, склонностью к инновациям и образованию, что влияет на экономическое развитие и рыночные тренды. Политики обращают внимание на молодёжь как на важную электоральную группу, её участие в политических процессах, протестных движениях и будущее влияние на стабильность и развитие общества.
4. Выберите из приведённого списка качества, которые в наибольшей степени присущи современной молодёжи. В каком порядке вы бы их расставили?
Агрессивность, цинизм, активность, инициативность, способность к сотрудничеству, образованность, трудолюбие, патриотизм, душевность, верность товарищам, бескорыстие, искренность, доброжелательность, честность.
Активность Инициативность Образованность Способность к сотрудничеству Трудолюбие Цинизм Агрессивность Патриотизм Бескорыстие Искренность Добродушность Верность товарищам Душевность Честность