Страница 110-111
Вопросы для самопроверки
1. Почему следующему после «Отцов и детей» роману Тургенев дал название «Дым»?
Тургенев дал своему роману название «Дым», чтобы подчеркнуть атмосферу неопределённости, хаоса и потерянности, в которой находились его герои и общество того времени. Дым символизирует утрату ясной цели и смысла жизни, как на личном, так и на общественном уровне. В отличие от Базарова в «Отцах и детях», который имел чёткое понимание своих целей, герои «Дыма» живут в мире иллюзий и заблуждений, словно в дыму, не способны увидеть пути изменений и улучшений.
2. Как оценил Тургенев деятельность революционных народников в романе «Новь»?
В романе «Новь» Тургенев изобразил революционных народников как людей, полных энтузиазма и готовности к жертвам ради преобразований. Однако он критиковал их за поспешность и нетерпение. Народники, по мнению автора, слишком торопят события, действуют радикально и не понимают, что изменения требуют времени и постепенности. Тургенев симпатизировал их желанию перемен, но скептически оценивал эффективность их деятельности, считая, что глубокие преобразования возможны через практическую и методичную работу, как это делает герой Соломин.
3. Почему «Стихотворения в прозе» открывает «Деревня», а завершает «Русский язык»?
«Стихотворения в прозе» открывает «Деревня» и завершает «Русский язык», потому что эти два текста символизируют любовь Тургенева к русскому народу и его веру в величие России. «Деревня» представляет собой ностальгическое изображение русской деревенской жизни, подчёркивающее её простоту и красоту, а «Русский язык» выражает надежду писателя на великое будущее России, несмотря на её политические и социальные трудности. Тургенев считал, что русский язык — это фундамент, который объединяет нацию и способен помочь преодолеть все кризисы.
4. Что нового внёс Тургенев в характеристику типа «лишнего человека» в русской литературе?
Тургенев внёс в характеристику «лишнего человека» новшество через образ Чулкатурина в повести «Дневник лишнего человека». В отличие от Онегина или Печорина, Чулкатурин чувствует себя не возвышенным и особенным, а наоборот, ниже других людей. Он страдает от собственной неполноценности и ощущения, что он не может быть как все. Чулкатурин — это «лишний человек», который не осознаёт своих возможностей и не борется за своё место в обществе, в отличие от других персонажей этого типа, которые стремятся к истине или пытаются найти себя.
5. Как развивает Тургенев в своих романах («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне») пушкинские традиции?
В своих романах Тургенев развивает пушкинские традиции через образ «лишнего человека» и темы свободы. В «Рудине» герой подобно пушкинским персонажам, отвергнутым обществом, стремится к пониманию смысла жизни, но его идеи не соответствуют реальности. В «Дворянском гнезде» Тургенев цитирует Пушкина и проводит параллели с судьбой Алеко, изображая трагедию неверной любви. В «Накануне» Елена Стахова представляет собой образ женщины, стремящейся к внутренней свободе, как и пушкинские герои, для которых свобода была важной темой.
Повторение изученного.......
Подготовьте сообщения на темы:
1. Преходящее и вечное в художественном мироощущении Тургенева.
2. Эволюция общественных взглядов Тургенева и её отражение в прозе писателя.
3. Детские, юношеские и молодые годы Тургенева.
4. Герои десятилетия в романах Тургенева.
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте сообщение «Биография И. С. Тургенева и автобиографические мотивы в его творчестве».
Иван Сергеевич Тургенев, родившийся 9 ноября 1818 года, вырос в дворянской семье. Его детство прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново, где он был окружён атмосферой крепостничества и подавления, что в будущем отразилось на его творчестве и мировоззрении. Мать Тургенева, Варвара Петровна Лутовинова, была известна своей деспотичной натурой, что также оказало влияние на формирование характера писателя и его взгляды на жизнь.
Когда Тургеневу было девять лет, его семья переехала в Москву, где он начал своё образование, поступив на словесный факультет Московского университета. Тургенев уже в раннем возрасте проявлял интерес к литературе и культуре. Однако в 1837 году после смерти отца семья переехала в Петербург, где Тургенев поступил на философский факультет Петербургского университета. Именно здесь началась его литературная карьера: он опубликовал поэму «Стено» и несколько стихотворений в журнале «Современник», благодаря чему завоевал внимание литературных кругов.
После окончания учёбы Тургенев совершил несколько поездок по Европе, где познакомился с западными идеями и культурой. Это путешествие утвердило его в убеждениях западника — сторонника реформ и прогресса. В 1840 году он получил степень магистра греческой и латинской филологии. По возвращении в Россию Тургенев познакомился с Н. В. Гоголем, С. Т. Аксаковым и Ф. М. Достоевским, что помогло ему укрепить свои позиции в литературных кругах.
Значимым событием в жизни Тургенева стало знакомство с оперной певицей Полиной Виардо в 1843 году. Эта встреча оставила неизгладимый след в его судьбе, так как их отношения длились более сорока лет. Полина вдохновляла Тургенева на творчество и часто сопровождала его в путешествиях по Европе.
Тургеневский творческий путь, начавшийся в 1840-х годах, был плодотворен. Он писал стихотворения, поэмы, а позже сосредоточился на прозе. В 1850-е годы он создаёт такие произведения, как романы «Рудин», «Дворянское гнездо», а также цикл рассказов «Записки охотника», где он критически изображает крепостное право, показывая несправедливость и тяжёлое положение крестьян. Эти произведения принесли Тургеневу признание как одного из главных писателей того времени.
В 1860-е годы Тургенев продолжает свою литературную деятельность, публикуя романы «Накануне» и «Отцы и дети», последний из которых вызвал ожесточённые споры в обществе. Тургенев становится участником полемики с А. И. Герценом, который критиковал его за недостаточную решительность и политическую активность. В этот период Тургенев уже активно живёт в Европе, где ведёт переписку с В. Гюго и Ч. Диккенсом, участвуя в культурной жизни Западной Европы.
Последние годы жизни Тургенев проводит в Европе, где он продолжает писать и участвовать в литературных кругах. В это время он публикует «Стихотворения в прозе», размышляя о жизни и смерти. Последние годы писателя омрачаются тяжёлой болезнью. Он умер 3 сентября 1883 года.
Автобиографические мотивы занимают значительное место в творчестве Тургенева. В таких произведениях, как «Ася» и «Первая любовь», прослеживаются личные переживания и воспоминания писателя о его собственных романтических увлечениях. Например, княжна Екатерина Шаховская, в которую Тургенев был влюблён в молодости, стала прообразом героини его повести «Первая любовь». В «Записках охотника» Тургенев описывает крестьянскую жизнь, с которой был знаком с детства, и охотничьи поездки, которые он совершал, проживая в Спасском-Лутовиново.
2. Покажите, как раскрывается трагическая природа любви в повестях Тургенева «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Объясните, почему Тургенев подвергает своих героев испытанию любовью.
В повестях Тургенева «Первая любовь», «Ася» и «Вешние воды» трагическая природа любви раскрывается через эмоциональные переживания героев, невозможность счастья и преодоление личных ограничений. В «Первой любви» герой сталкивается с первой любовью, которая оставляет глубокий след, но заканчивается разочарованием и горьким осознанием реальности. В «Асе» любовь молодого человека и Аси невозможна из-за его страха перед серьезными отношениями, что приводит к трагическому расставанию. В «Вешних водах» герой, увлекшись страстью, теряет шанс на подлинное счастье, выбрав в конце неподходящую для себя женщину. Тургенев подвергает своих героев испытанию любовью, чтобы раскрыть их внутренние противоречия, показать слабость и неспособность действовать в момент важного выбора. Любовь становится для героев катализатором их эмоционального и духовного взросления.
3. На основе прочитанных вами произведений Тургенева создайте обобщённый портрет «тургеневской девушки».
Тургеневская девушка — это воплощение чистоты, нежности и духовной глубины. Она часто романтична, оторвана от грубой реальности и стремится к высоким идеалам. В то же время её характер отличается внутренней силой, решимостью и независимостью. Важной чертой тургеневской героини является стремление к самопожертвованию и понимание ценности искренней любви. Такие персонажи, как Ася или Лиза из «Дворянского гнезда», обладают тонкой душевной организацией, которая выделяет их на фоне окружающих, что делает их идеализированными образами.
4. Используя тексты известных вам рассказов из «Записок охотника», покажите, как раскрывает Тургенев красоту и силу народных характеров, их единство с природой; подтвердите правоту Белинского, говорившего о новом подходе Тургенева к освещению народной темы.
В «Записках охотника» Тургенев с особой теплотой раскрывает красоту и силу народных характеров. Его герои, люди из крестьянской среды, предстают не как простые и невежественные, а как духовно богатые личности, обладающие природной мудростью и силой. Тургеневские крестьяне едины с природой, их жизни и судьбы тесно связаны с окружающим миром. В рассказах «Бежин луг», «Хорь и Калиныч» видна их глубокая связь с природой и способность гармонично сосуществовать с ней. Правота Белинского, говорившего о новом подходе Тургенева к народной теме, подтверждается тем, как Тургенев впервые показал крестьян в литературе не только как объект социального угнетения, но и как носителей духовной силы и красоты.
5. Подготовьте сообщение о своеобразии «Записок охотника» и их роли в общественном движении и в истории русской литературы второй половины ХIХ века.
«Записки охотника» стали новаторским произведением для русской литературы второй половины XIX века, потому что Тургенев впервые обратил внимание на внутренний мир крестьян, представив их не как массу, а как живых, индивидуальных личностей. Он показал народу его собственную красоту и силу, став выразителем общественного настроения эпохи. Произведение имело значительное влияние на общественное движение, привлекая внимание к проблемам крепостного права и помогая формированию общественного мнения, направленного на его отмену. Тургенев сделал народную тему не только литературной, но и социальной, что стало важным вкладом в историю русской литературы.
6. Объясните, почему в 1850—1860х годах Тургенев оставляет народную тему и обращается к повестям и романам из жизни русского человека культурного слоя? Как изменяется облик центрального героя романов Тургенева от «Рудина» — к «Дворянскому гнезду» и «Накануне»?
В 1850—1860-х годах Тургенев отошёл от народной темы, поскольку в его произведениях все большее значение стал приобретать образ русского интеллигента, переживающего кризис своих убеждений и ценностей. Это связано с переменами в русской жизни, когда вопросы личной свободы, образования и роли интеллигенции стали более актуальными. Центральный герой Тургенева проходит эволюцию от Рудина, мечтательного и разочарованного идеалиста, к герою «Дворянского гнезда», более зрелому, ищущему семейного счастья, и к персонажам «Накануне», которые пытаются участвовать в общественной жизни, но часто сталкиваются с разочарованиями и несоответствиями своих идеалов с реальностью.
7. Опираясь на текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте рассказ о жизни и творчестве Тургенева конца 1860х — начала 1880х годов.
В конце 1860-х — начале 1880-х годов в жизни и творчестве Тургенева произошли значительные изменения. Он продолжал активно участвовать в литературной жизни, поддерживая связь с европейскими писателями и философами. В это время Тургенев писал как повести, так и романы, которые стали важными явлениями в русской литературе, его творчество всё больше приобретало философскую глубину. Тургенев был одним из первых, кто заговорил о кризисе гуманистических идей в интеллигентской среде, что ярко отразилось в его поздних романах.
8. Раскройте роль Тургенева как писателя-первопроходца в русской литературе второй половины ХIХ века.
Тургенев стал писателем-первопроходцем в русской литературе второй половины XIX века благодаря его новаторскому подходу к народной теме и созданию нового типа героя-интеллигента. В своих произведениях он показал не только личные переживания, но и социальные проблемы, находящиеся на стыке личного и общественного.
Страница 119
1. В какой атмосфере прошло детство писателя? Какие нравственные ценности прививались ему в семье?
Детство Николая Гавриловича Чернышевского прошло в атмосфере любви и заботы со стороны его родителей. Его отец, Гавриил Иванович, был выдающимся человеком с широким кругозором, который воспитал в сыне стремление к знаниям, честность и трудолюбие. Мать, Евгения Егоровна, тоже внесла значительный вклад в его духовное развитие, прививая любовь к книгам. В доме царила трудовая атмосфера, где все старшие были заняты полезными делами. Такие условия воспитания заложили в Чернышевском крепкие моральные устои и глубокую гуманность, что впоследствии нашло отражение в его статьях и взглядах.
2. Почему Чернышевский, происходивший из духовного сословия, решил получить светское образование?
Несмотря на духовное происхождение, Чернышевский решил получить светское образование, поскольку его не устраивало качество преподавания в семинарии, а также он стремился к более широкому кругозору. Его неудовлетворенность духовной стезей объясняется желанием достичь чего-то большего и его растущим интересом к философии, литературе и общественным наукам. Чернышевский мечтал о славе и был уверен в своем необычном призвании, что подпитывало его стремление к самообразованию и научному поприщу.
3. В чём проявилось стремление молодого Чернышевского к духовному лидерству, его вера в своё необычное призвание?
Стремление Чернышевского к духовному лидерству проявлялось еще в семинарии, где он помогал другим ученикам и выделялся своими знаниями. Он чувствовал свою умственную исключительность и верил, что с помощью разума можно преобразовать окружающий мир. Именно эти черты характера позволили ему стать важной фигурой в развитии социалистической мысли.
4. Какую роль в становлении взглядов Н. Г. Чернышевского сыграли идеи утопического социализма?
Идеи утопического социализма, особенно концепции Шарля Фурье и Сен-Симона, оказали влияние на Чернышевского, но он подверг их критике и предложил свои пути к социализму. Он был ближе к материалистическим взглядам и верил, что Россия может перейти к социализму через крестьянскую общину, избегая «язвы пролетариатства». Эта идея особенно ценилась Лениным.
5. Как проявилось свободомыслие Чернышевского в годы жизни в Саратове?
В Саратове, где Чернышевский преподавал словесность, его свободомыслие проявлялось в беседах с учениками. Он открыто выступал против крепостничества и самодержавия, что впоследствии привело его к революционным взглядам.
Страница 123
1. Какова деятельность Чернышевского в Петербурге? Что сближает его с кругом «Современника»?
Когда Чернышевский приехал в Петербург, он защитил магистерскую диссертацию и начал активно сотрудничать с журналом «Отечественные записки», а позже перешел в «Современник». Его деятельность в «Современнике» стала основой для превращения журнала в главный революционный трибун революционной демократии 60-х годов. Благодаря Чернышевскому и Добролюбову, «Современник» стал символом радикальных перемен, отражая идеи борьбы против крепостничества и государственной эксплуатации.
2. Каковы основные идеи диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности»?
В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», Чернышевский отвергает идеалистическую теорию искусства, утверждая, что искусство должно быть отражением реальной жизни, а не абстрактных идей. Он считал, что прекрасное заключается в жизни, как она воспринимается людьми. В основе его подхода лежала материалистическая философия Фейербаха, противопоставляемая идеализму Гегеля.
3. В чём новаторство этой работы? Как в ней отразились демократические настроения общества?
Новаторство этой работы заключалось в том, что Чернышевский предложил новую, демократическую теорию эстетики, которая основывалась на реальных интересах народа и материальной природе жизни. Искусство должно было служить интересам общества и воспитывать людей, отражая их повседневную жизнь, а не возвышенные абстракции.
4. Почему диссертация Чернышевского вызвала неприятие многих современников?
Многие современники, особенно литераторы-либералы, были категорически против его идей, поскольку они подрывали идеалистические и утонченные взгляды на искусство, на которых основывалась эстетика того времени. Тургенев, Толстой и другие не могли согласиться с его утилитарным пониманием искусства и принижением его творческой роли.
5. Что стало поводом для ареста Чернышевского?
Поводом для ареста Чернышевского послужило его участие в составлении прокламации «Братским крестьянам от их доброжелателей поклон», которая попала в руки провокатора Костомарова. Но фактически его арест был вызван общим недовольством властей его революционной деятельностью и его ролью в движении против крепостного строя.
Страница 130-131
1. При каких обстоятельствах создавался роман «Что делать?»
Роман «Что делать?» был написан в необычных обстоятельствах. Чернышевский находился в заключении в Петропавловской крепости, обвинённый в революционной деятельности и призывах к свержению власти. Арест лишил его возможности участвовать в общественной деятельности напрямую, и он решил выразить свои идеи через художественную прозу, понимая, что этот жанр легче проходил через цензуру. Чтобы роман смог быть опубликованным, на первый план была вынесена любовная линия, благодаря которой произведение воспринималось как простая беллетристика. Чернышевский сделал акцент на мелодраматических элементах, что позволило цензорам не распознать в нём политический манифест.
2. Почему Чернышевский обратился к художественной прозе?
Чернышевский обратился к художественной прозе потому, что видел в ней возможность донести до широкой аудитории свои идеи революционного преобразования общества. Он рассматривал беллетристику как мощный инструмент, который, воздействуя на чувства читателей, мог бы помочь распространить революционные идеи. Его целью было поднять уровень литературы до той степени, при которой она могла бы выполнять функцию, подобную публицистике, но в более доступной и эмоциональной форме.
3. Какие особенности произведения позволили ему пройти через строгую цензуру?
4. Каковы особенности композиции романа «Что делать?»? Как они связаны с его жанровым своеобразием?
Композиция романа «Что делать?» напрямую связана с его жанром философской утопии. Герои проходят через процесс отбора, где оцениваются их качества с точки зрения будущего идеального общества. «Старые люди», представляющие высшие сословия, показаны как люди бездуховные, лишённые прогрессивных качеств, которые делают их неспособными к созданию нового общества. Новые люди, такие как Лопухов и Кирсанов, показаны как носители идей разумного эгоизма, ориентированного на общественное благо. Вершину человеческого совершенства представляют «особенные люди» — профессиональные революционеры, способные вести за собой массы.
5. Какие качества свойственны «старым людям», «новым людям», «особенным людям» в романе? На чём основана эта классификация?
Классификация героев основана на степени их готовности к самосовершенствованию и их роли в преобразовании общества. «Старые люди» — это паразитирующие представители дворянства и буржуазии, эгоистично трудящиеся лишь ради собственной выгоды. «Новые люди» живут по принципу разумного эгоизма: они работают для самовыражения, удовольствия и общественной пользы. «Особенные люди» полностью посвящают свою жизнь революционной борьбе, стремясь к счастью и благополучию всего народа.
1. Подготовьте выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны». Покажите на конкретных примерах, что главная героиня принадлежит к разряду «новых людей».
Вера Павловна, героиня романа "Что делать?" Чернышевского, воплощает идею "нового человека" благодаря своему отказу от традиционных патриархальных норм и стремлению к личной свободе. Она отстаивает свою независимость в отношениях с мужчинами и участвует в социально полезных проектах, таких как создание мастерской для женщин, где они работают и делят прибыль на равных. Её жизнь строится не только на любви, но и на сотрудничестве с партнёрами, что символизирует новый, равноправный тип семейных и общественных отношений.
2. Проследите по тексту романа диалоги автора с проницательным читателем и прокомментируйте их роль в тексте романа.
Диалоги с «проницательным читателем», вставленные в текст романа, помогают Чернышевскому прямо поучать читателя, объясняя идеологические посылы своих героев и событий. Это превращает роман в своеобразное руководство для "новых людей", в котором художественные образы дополняются философскими размышлениями.
3. Расшифруйте аллегорию второго сна Веры Павловны (глава III, раздел III), попробуйте установить связь этого сна с развитием действия и судьбами героев романа. Какой образ в аллегории подтверждается главкой «Похвальное слово Марье Алексевне» (II глава, раздел XXIV)?
Второй сон Веры Павловны является ключевым элементом, отражающим идею освобождения и личностного роста. Сон символизирует переход к новой, более справедливой жизни. Образ, подтверждаемый в главе «Похвальное слово Марье Алексевне», — это образ борьбы с узами старого мира и патриархальных отношений, который соответствует метафоре освобождения от гнета и тирании.
4. Перечитайте VIII раздел II главы романа и дайте ответ на вопрос: «Чем эгоизм Марьи Алексевны отличается от „разумного эгоизма“ новых людей?»
Эгоизм Марьи Алексевны основан на исключительно личной выгоде и манипуляции окружающими. Это грубая форма эгоизма, которая противопоставляется "разумному эгоизму" новых людей, которые, действуя в личных интересах, одновременно стремятся к общественному благу. У Чернышевского "разумный эгоизм" — это ключ к гармонии между личными потребностями и общественным развитием.
5. Вдумайтесь в монолог Лопухова (I раздел IV главы) и попытайтесь критически оценить сильные и слабые стороны Чернышевского в изображении внутреннего мира героя.
Монолог Лопухова в значительной мере показывает конфликт внутреннего мира героя, его сомнения и рефлексию. Сильной стороной этого изображения является глубокий психологизм, который показывает душевные терзания интеллигентного человека в эпоху социальных преобразований. Однако слабостью Чернышевского можно назвать чрезмерную идеализацию персонажей, которая несколько снижает их реалистичность.
6. Можно ли объяснить тот факт, что главной героиней романа является женщина, вниманием Чернышевского к вопросам женской эмансипации? Предложите своё объяснение.
Чернышевский действительно уделяет большое внимание вопросам женской эмансипации, и выбор Веры Павловны в качестве главной героини подчеркивает значимость этой темы. Но также можно предположить, что её образ воплощает идеал нового человека, который борется за свободу и независимость, независимо от пола.
7. Объясните, почему в основе романа лежат жизненные истории «новых людей», а не «особенного человека» Рахметова?
Жизненные истории "новых людей" важны для романа, так как они демонстрируют путь трансформации и прогресса общества. Рахметов, хоть и "особенный человек", больше представляет собой символ, эталон, к которому стремятся другие персонажи, но не тот, с кем можно легко себя ассоциировать. Именно поэтому его история не становится центральной.
8. Для чего автор использует любовную фабулу в романе? Как вы оцениваете предложенное Чернышевским разрешение ситуации «любовного треугольника»?
Любовная фабула служит для передачи идей об изменении традиционных устоев и отношений между людьми. Решение "любовного треугольника", предложенное Чернышевским, вызывает интерес своей необычностью и идеализмом, но для современного читателя может показаться несколько искусственным.
9. Используя главку «Особенный человек» в учебнике и текст романа (раздел XXIX главы III), подготовьте характеристику Рахметова, обратив внимание на то, что сближает его с новыми людьми и в чём состоит его «особенность», исключительность.
Рахметов — это образ человека, преданного делу революции, готового к самопожертвованию и обладающего исключительной силой воли. Его "особенность" заключается в готовности жить ради идеи, отказываясь от личных удовольствий и удобств. Он близок к новым людям своим стремлением к социальным изменениям, но выделяется крайним аскетизмом и самоотречением.
10. Познакомьтесь с утопическими картинами «светлого будущего» человечества в четвёртом сне Веры Павловны и попытайтесь дать им собственную критическую оценку.
Утопические картины "светлого будущего", показанные в четвёртом сне Веры Павловны, строятся на принципах равенства, справедливости и освобождения от угнетения. Однако они могут вызывать критику своей идеализированной нереалистичностью, утопичностью и оторванностью от реальных человеческих сложностей.
11. Попробуйте объяснить, что в героях Чернышевского вызвало отвращение эстетически чуткого Тургенева. Анализ эпизода (по вариантам)
Тургенева могли оттолкнуть чрезмерная дидактичность, утопичность и излишняя идеализация героев Чернышевского. Для Тургенева, с его эстетическим чувством и реалистическим подходом к литературе, такие герои могли казаться неестественными и лишёнными глубокой психологической проработки, присущей его собственным персонажам.
Распределившись по вариантам, проанализируйте четыре сна Веры Павловны.
Подготовьте пересказ фрагмента, выделите и прокомментируйте ключевые детали, имеющие символическое или аллегорическое значение. Раскройте связь сна с основным движением сюжета романа. Дайте истолкование смысла каждого сна с точки зрения социально-философских идей романа.