Страница 242 Вопросы для самопроверки 1. Как начиналась литературная деятельность Н. С. Лескова? 2. Какие события оказали негативное влияние на его литературную репутацию? 3. Раскройте причины конфликта писателя с петербургскими литераторами. Покажите, в чём судьба Лескова перекликается с судьбой Тургенева после публикации «Отцов и детей». Страница 244 Вопросы для самопроверки 1. Почему Лесков вслед за Островским обращается к купеческой среде? 2. Что ужасает автора в характере Катерины Измайловой? Почему он называет повесть «Леди Макбет Мценского уезда»? Для индивидуальной работы 1. Прочитайте повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Составьте её сложный план. Отметьте особенности композиции. 2. Сравните судьбы и характеры героинь Островского и Лескова (Катерины Кабановой и Катерины Измайловой). 3. Покажите, как раскрыта в повести авторская позиция. 4. Даёт ли Лесков моральное поучение читателям? Как вы понимаете идею его произведения? Страница 251 Вопросы для самопроверки 1. Какие вопросы современности отразились в хронике Н. С. Лескова «Соборяне»? 2. Как в трёх главных героях воплотились разные лики народного христианства? 3. Почему вера отца Савелия оказалась в противоречии с волей светских властей? 4. Как изображён Лесковым духовный путь народа в судьбе дьякона Ахиллы? Страница 261-262 Вопросы для самопроверки 1. Как особенности художественной манеры Н. С. Лескова проявились в хронике «Очарованный странник»? 2. Какие образы древнего героического эпоса помогают автору создать портрет богатыря, одарённого огромными силами русского странника? 3. Почему странствия Флягина воспринимаются как бесцельные? Когда раскрывается их скрытый смысл? 4. Как судьба Ивана Флягина связана с его «артистизмом», эстетической одарённостью? Литературоведческий практикум Подготовьте рассказ об отдельных эпизодах жизни Ивана Флягина. 1. Как в каждом из них открывается его характер, душевная одарённость, стихийность натуры? 2. Какие эпизоды вам особенно запомнились? Почему? 3. Подготовьте сообщение об отношении Флягина к лошадям. Что позволяет ему быть отличным знатоком лошадей? Почему эти знания не приносят Ивану богатства, спокойной жизни? 4. Проанализируйте сцену первой встречи Флягина с Грушей. Какие приёмы повествования раскрывают талант, душевное богатство обоих героев? 5. В чём смысл сопоставления Флягина и его барина в истории любви князя к цыганке? 6. Какие испытания приводят Флягина к идее служения людям, искупления грехов? Как он осуществляет своё намерение? 7. Прочитайте вступительный и заключительный фрагменты хроники, брамляющие историю Флягина. Как относятся к нему окружающие? Почему автор использует такую рамку в произведении? Язык литературы По учебнику русского языка повторите признаки разговорного стиля речи и особенности устной речи. Покажите на примере одного из фрагментов хроники «Очарованный странник», как автор использует эти особенности для создания характерной сказовой манеры повествования, ориентированной на воспроизведение живой устной речи. Анализ эпизода Перечитайте фрагмент о жизни Флягина в татарском плену. 1. Каково место этого эпизода в жизненных скитаниях и душевном становлении героя? 2. Какие новые качества «очарованного странника» раскрываются на этих страницах? 3. Сопоставьте этот фрагмент с былью Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Какие общие черты русского характера подмечают авторы? Что отличает странника Флягина от офицера Жилина? Страница 269 Вопросы для самопроверки 1. Какова тематика пьес Ибсена? На какие периоды можно разделить его творчество? 2. Почему пьесы Ибсена считают итогом традиционной и началом «новой драматургии»? Для индивидуальной работы 1. Подготовьте сообщение о политической и театральной деятельности Г. Ибсена. 2. Прочитайте пьесу «Кукольный дом». Охарактеризуйте главную героиню и героя. Как вы думаете, какой может быть дальнейшая судьба Норы? Встречались ли вам в русской литературе XIX века подобные женские характеры? 3. Подготовьте сообщение о драматической поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Подготовьте выразительное чтение фрагментов этого произведения. Послушайте в классе фрагменты музыкальной фантазии Э. Грига «Пер Гюнт». Объясните, как романтический мир поэмы связан с размышлениями Ибсена о современном человеке.