Страница 99-101
Литературоведческий практикум
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
1. Объясните, какие события в общественной жизни конца 1860-х годов повлияли на возникновение замысла романа «Преступление и наказание».
В 1860-е годы в России возрастает интерес к новым социальным теориям и концепциям, утверждающим индивидуализм и свободу личности. На Достоевского повлияла идея сверхчеловека и его право на нарушение общепринятых моральных норм. События таких движений, как нигилисты и «разночинцы», стремящихся пересмотреть традиционные взгляды на общественный порядок, стали основой для замысла романа. Герои Достоевского воплощают конфликты времени, когда передовые умы пытались найти баланс между верой, нравственностью и общественными идеями.
2. Отберите в тексте романа высказывания Раскольникова, раскрывающие суть той идеи, которая пленила героя. Выпишите наиболее яркие его суждения. Найдите в репликах других персонажей мысли, близкие Раскольникову и опровергающие его теорию.
Обратите внимание на страницы, посвящённые жизни «униженных и оскорблённых» (Мармеладов и его семейство) и «сильных мира сего» (Лужин, Свидригайлов), и покажите, как петербургские впечатления укрепляют веру Раскольникова в правоту его идеи.
В рассуждениях Раскольникова звучит идея о «право имеющих» на совершение преступлений ради высшей цели. Наиболее яркие фразы: «...право имею!» и размышления о Наполеоне. В репликах других персонажей, таких как Мармеладов, показывается, как страдание и смирение противопоставлены рациональной жестокости Раскольникова. Петербургская обстановка, погружённая в нищету и безысходность, усиливает его убеждённость в необходимости решительных мер, оправдывающих убийство.
3. Приведите примеры эпизодов, в которых показано противоречие между идеей Раскольникова и его естественными чувствами.
Противоречие между теорией Раскольникова и его совестью видно в сценах его сострадания к Мармеладовой, помощи семье Мармеладовых и его мучениях после убийства. Эти моменты показывают, как его природные чувства оказываются сильнее его идей.
4. Достоевский утверждал, что на его творчество оказала большое влияние поэзия Некрасова. Какие некрасовские мотивы встречаются в описании жизни «униженных и оскорблённых»?
Некрасовские мотивы выражаются в описании жизни бедного Петербурга, сострадании к простым людям и осуждении социальных условий, разрушающих души и судьбы униженных. Это видно в сценах с Мармеладовым и его семейством, где социальная несправедливость доводит людей до крайнего отчаяния.
5. Проанализируйте душевное состояние и поведение Раскольникова после страшного сна-воспоминания об избиении саврасой крестьянской клячонки. Укажите художественные средства, при помощи которых автор раскрывает внутренний мир героя.
Сон об избиении лошади раскрывает сострадательную природу Раскольникова, вызывая в нём глубокое отвращение к насилию. Автор использует образы крови, криков и агрессии, чтобы показать душевные муки героя и его внутреннее противоречие.
6. Почему после преступления Раскольников оказался в полном разладе с окружающими его людьми? Проследите процесс этого отчуждения по тексту романа. В какой момент, по вашему мнению, герой преодолевает отчуждение и возвращается в мир людей?
После преступления Раскольников начинает постепенно отдаляться от окружающих. Своё отчуждение он преодолевает в конце романа, благодаря Соне, которая помогает ему обрести духовное смирение.
7. Подготовьте выборочный пересказ на тему: Раскольников и Порфирий Петрович. Дайте характеристику следователю. Как вы думаете, почему именно он сумел угадать убийцу и добиться его явки с повинной?
Порфирий Петрович — умный и проницательный следователь, понимающий психологию преступника. Благодаря интуиции и знанию человеческой природы он добивается признания Раскольникова.
8. Охарактеризуйте образ Сони Мармеладовой. Чем дорога автору эта героиня?
Образ Сони Мармеладовой представляет собой символ милосердия и духовного искупления. Достоевскому дорога эта героиня, поскольку она олицетворяет веру в спасительную силу любви и сострадания.
9. Проанализируйте отношения Раскольникова с Соней Мармеладовой. Объясните, почему именно ей удаётся оказать духовную поддержку Раскольникову.
Соня своей кротостью и верой пробуждает в Раскольникове угасшую человеческую душу, благодаря чему он в итоге обретает покой.
10. Сопоставьте сны Раскольникова в разных эпизодах романа. Объясните психологический и философский смысл каждого из них. Подумайте, почему писатель несколько раз прибегает к такому способу изображения Раскольникова.
Сны Раскольникова символизируют его страхи и внутренние противоречия. Они помогают показать его отдаление от людей и саморазрушение. Достоевский использует сны как способ глубже понять психологическое состояние героя и его борьбу со своим внутренним «я».
11. В чём заключается богоборческий, антихристианский смысл поработившей сознание Раскольникова идеи? Почему Достоевский включает в роман «Преступление и наказание» демонические мотивы?
Идея Раскольникова об «избранных» носит антихристианский характер, поскольку оправдывает убийство ради личных целей. Включение демонических мотивов позволяет Достоевскому подчеркнуть пагубность гордыни и отдаления от Бога.
Анализ эпизода
Часть 4, гл. IV (Раскольников у Сони Мармеладовой)
1. Передайте сжато содержание фрагмента. Определите его главные темы. Если бы главы романа имели названия, как мог бы называться этот фрагмент?
В этом фрагменте Раскольников приходит к Соне, раздираемый сомнениями и чувством вины. Он жестоко испытывает её вопросы, пытается понять её жертвенное отношение к миру и жизни. Основными темами эпизода являются страдание, жертвенность и поиск смысла жизни. Этот фрагмент мог бы называться, например, «Исповедь перед Соней» или «Поиск спасения».
2. Перечитайте описание комнаты Сони. Какое впечатление создаёт этот интерьер? Как соотносится образ жилища с его обитателями (Соней, семьёй Капернаумовых, живущей в «точно такой же» комнате)?
Комната Сони описана как скромная, бедная и тесная, создающая впечатление замкнутого, безрадостного пространства. Это отражает и внутреннее состояние Сони, её мученический, смиренный характер. Комната, а также семья Капернаумовых, живущая по соседству в таких же условиях, символизируют жизнь на грани, полное страданий и лишений существование, которое они вынуждены терпеть.
3. Проследите по тексту, как показано в эпизоде различие между рассудочным, анализирующим сознанием Раскольникова и непосредственной душевной чуткостью Сони.
В эпизоде чётко показано различие между холодным, аналитическим мышлением Раскольникова и непосредственной, искренней душевной чуткостью Сони. Он рационализирует свои поступки, оправдывая своё преступление, тогда как Соня воспринимает мир сердцем, страдает за других и готова прощать.
4. Как раскрываются чувства и характеры героев в разговоре о родных Сони? Для чего Раскольников терзает Соню жестокими вопросами? Почему Соня не обвиняет отца и Катерину Ивановну в своих несчастьях? За что она винит себя?
Разговор о родных Сони раскрывает её глубокую привязанность и чувство ответственности за них. Раскольников задает ей жёсткие вопросы, чтобы испытать её и, возможно, найти подтверждение своей теории, но Соня, напротив, не винит никого из близких в своих бедах, считая себя ответственной за их страдания. Она винит себя за то, что вынуждена вести такой образ жизни, считая, что таким образом спасает свою семью.
5. Почему этот диалог заканчивается неожиданным поступком Раскольникова? Как вы понимаете его слова: «Я всему страданию человеческому поклонился»?
Диалог заканчивается тем, что Раскольников неожиданно кланяется Соне, говоря: «Я всему страданию человеческому поклонился». В этом жесте проявляется его признание величия Сониной жертвенности и её смиренного отношения к страданиям.
6. Говоря о Катерине Ивановне и Лизавете, Соня использует слово «справедливая». Что оно означает в её понимании? Как это характеризует саму героиню?
Слово «справедливая», которое Соня употребляет в отношении Катерины Ивановны и Лизаветы, в её понимании означает честное, чистосердечное поведение, что также характеризует её саму как добрую, искреннюю и прощающую личность.
7. Почему Раскольников считает Соню сумасшедшей, юродивой?
Раскольников видит Соню сумасшедшей или юродивой, потому что её готовность жертвовать собой ради других и прощать кажется ему чем-то непостижимым и иррациональным, не поддающимся логическому объяснению.
8. Как вы думаете, почему он потребовал, чтобы Соня прочла ему фрагмент из Евангелия? Случайно ли он выбрал фрагмент о воскресении Лазаря?
Он просит Соню прочитать ему фрагмент из Евангелия о воскресении Лазаря, потому что сам мучится вопросом о возможности искупления и возрождения. Этот фрагмент выбран не случайно, так как тема воскресения напрямую связана с идеей духовного перерождения, к которому он стремится.
9. Какие новые черты духовного облика Сони раскрываются во время её чтения?
Во время чтения Евангелия раскрываются такие черты Сони, как глубочайшая вера, преданность религиозным идеалам и смирение. Её чтение становится символом надежды и духовной чистоты.
10. Какой момент в этой главе является кульминационным? Какие чувства испытывают герои? Как автор передаёт эмоциональное напряжение этой сцены?
Кульминационным моментом главы является чтение Сони о воскресении Лазаря. Герои испытывают глубокое эмоциональное напряжение: Раскольников борется с чувством вины, а Соня — с состраданием и надеждой на его спасение. Автор усиливает драматизм этой сцены, передавая внутреннюю борьбу героев и их накаленные эмоции.
11. Почему Раскольников «выбрал» Соню, чтобы рассказать ей о своём преступлении? Как он это объясняет? Является ли это объяснение исчерпывающим или можно предположить и другие причины?
Раскольников выбирает Соню для признания в преступлении, так как видит в ней духовного собрата, человека, способного понять его страдания. Однако можно предположить и другие причины: её жертвенность и смирение привлекают его, внушая ему чувство доверия и желания облегчить свою душу.
12. Сопоставьте прочитанный фрагмент с другими эпизодами романа. Проанализируйте самостоятельно один из тех, которые наиболее отчётливо перекликаются с ним.
Этот фрагмент имеет сходство с эпизодом встречи Раскольникова с матерью и сестрой, где он также испытывает внутреннюю борьбу, не решаясь раскрыть свои чувства.
Выполняем коллективный проект
Подготовьтесь в группах к обсуждению двух экранизаций романа
Достоевского:
«Преступление и наказание». Художественный фильм. 1969 г. Режиссёр Л. Кулиджанов;
«Преступление и наказание». Телевизионный сериал. 2007 г. Режиссёр Д. Светозаров.
Подготовьте сообщения об истории создания обоих фильмов. Напишите рецензии на фильм и сериал. Дайте оценку игре актёров.
Ответьте на вопросы:
1. В каком фильме авторы более полно воспроизвели события романа?
Экранизация 1969 года под руководством Льва Кулиджанова следует тексту романа «Преступление и наказание» довольно строго, воспроизводя ключевые события и сохраняя сюжетные линии максимально близко к оригиналу. Фильм отражает основные этапы истории, хотя и добавляет эпизод с кошмарным сном Раскольникова, что задает мрачный тон всему повествованию. В экранизации Светозарова 2007 года внимание больше сосредоточено на атмосфере Петербурга и деталях интерьера, чем на точном следовании сюжету, а характер и действия главного героя были несколько упрощены. Таким образом, Кулиджанову удалось более полно сохранить события романа.
2. Кому из режиссёров удалось точнее передать характеры и взаимоотношения героев?
Характеры и взаимоотношения героев лучше отражены в экранизации Кулиджанова. Светозаров, ориентируясь на зрелищность, представил Раскольникова скорее как безразличного и холодного персонажа, лишенного глубины душевных переживаний. Кулиджанов же старался сохранить оригинальные черты героев, хоть и с учетом идеологических ограничений своего времени.
3. Как воссоздан в каждом фильме образ Петербурга?
В фильме Кулиджанова Петербург изображен как город, полный бедности, безысходности и тьмы. Чёрно-белая гамма фильма усиливает мрачный образ, демонстрируя грязные улицы, темные дома и тяжёлую жизнь бедняков. Светозаров передал образ Петербурга также мрачно, но акцентировал внимание на аутентичных деталях, таких как старая мостовая и обстановка эпохи, добавив шумы города, колокольный звон и звуки экипажей, что помогает почувствовать реальность города «вечного дна».
4. Удалось ли авторам фильма (сериала) выразить главные идеи романа Достоевского?
Главные идеи романа, включая вопросы покаяния и духовного возрождения, не полностью выражены в обеих экранизациях. Из-за советской идеологии Кулиджанов исключил религиозные мотивы, а Светозаров, хотя и включил их формально, не показал их глубину. Оба режиссера не представили эпилог, что оставило финал романа открытым и нераскрытым в плане окончательного раскаяния и преображения главного героя.
Язык литературы
Используя ресурсы Интернета, приведите пример рецензии на одну из экранизаций романа «Преступление и наказание». Определите, соответствует ли текст жанру рецензии, укажите достоинства и недостатки (содержательные, стилистические). Подготовьте собственную рецензию на кинофильм.
Страница 103
Вопросы для самопроверки
1. В чём увидел Д. И. Писарев причины преступления Раскольникова?
Д. И. Писарев, придерживаясь реалистической критики, объяснил преступление Раскольникова социальными условиями его жизни. По мнению критика, причиной убийства стала бедность героя, а не его идеи. Писарев считал, что такие социальные пороки, как бедность и неравенство, ведут к преступлениям, и считал, что именно эта общественная проблема, а не личные убеждения, подтолкнула Раскольникова к убийству.
2. Какие идеи романа привлекли внимание Н. Н. Страхова?
Н. Н. Страхов обратил внимание на антинигилистическую направленность романа, выделяя идею полемики Достоевского с нигилистическими взглядами. Он видел в образе Раскольникова типичного русского нигилиста с непримиримой преданностью своим идеям, что привело к трагическим последствиям. Страхов подчеркивал внутреннюю борьбу героя с собственными убеждениями и его страдания после совершенного преступления.
3. В чём критик почвеннической ориентации видел национальную характерность произведения?
Критик почвеннической ориентации, Страхов видел национальную характерность произведения в склонности русского человека к крайнему фанатизму, серьёзности и даже «религиозному» отношению к своим идеям. Он отмечал, что эта черта, проявляясь в жизни русских людей, часто приводит к отказу от компромиссов и безоглядному следованию собственным убеждениям, что нередко приносит трагические последствия.
Для индивидуальной работы
1. Прочитайте статью Н. Н. Страхова «„Преступление и наказание“. Роман в шести частях с эпилогом». Критик утверждает, что Достоевский в лице Раскольникова «взял нигилизм в самом крайнем его развитии». Согласны ли вы с этим суждением? В чём состоит полемический смысл романа «Преступление и наказание», какова глубинная суть спора Достоевского с Чернышевским и всей революционной демократией?
Первый вопрос о взгляде Достоевского на нигилизм в романе "Преступление и наказание" затрагивает глубокие философские и социокультурные темы. Достоевский действительно использует образ Раскольникова для демонстрации крайностей нигилизма, который отрицает традиционные моральные устои и поднимает вопросы о праве на преступление ради высшей цели. Полемический смысл романа состоит в его критике нигилистических взглядов, особенно в контексте спора с Чернышевским и революционной демократией. Достоевский отрицает идею, что любое преступление может быть оправдано "высшими" целями, и утверждает, что каждый человек несет ответственность за свои поступки, что моральные принципы нельзя игнорировать.
2. Почему Н. Н. Страхов считает Раскольникова «истинно русским человеком»? Можно ли согласиться с той характеристикой русского национального характера, которую, вслед за Достоевским, даёт Страхов в конце своей второй статьи?
Что касается второго вопроса о том, почему Страхов считает Раскольникова "истинно русским человеком", его мнение может быть связано с тем, что Раскольников воплощает в себе противоречия и сложности русского национального характера. Страхов, опираясь на Достоевского, может говорить о глубокой духовной и философской искренности, о мучительных размышлениях и страданиях, которые присущи русскому человеку. Подобная характеристика позволяет увидеть в Раскольникове не просто преступника, а символические черты, отражающие искания и тревоги всего русского народа. Согласие с этой характеристикой зависит от восприятия российской идентичности и культурных особенностей, которые часто заключаются в глубокой внутренней борьбе и стремлении к пониманию своей роли в мире.
Страница 106
1. В чём смысл определения романов Достоевского как идеологических и полифонических?
Определение романов Достоевского как идеологических связано с его стремлением исследовать идеи и концепции, которые формировались в русском обществе того времени. Достоевский занимался анализом нигилистических взглядов и возможных последствий их реализации. Он использовал своих персонажей как "мысленные эксперименты", чтобы проследить, как эти идеи могут повлиять на их жизнь и моральные устои. Полифоничность же его произведений заключается в том, что автор не навязывает читателю единую точку зрения, а создает многоголосие, позволяя персонажам выражать разные мнения и взгляды на одни и те же проблемы. Это дает возможность читателю самому формировать мнение, анализируя множество точек зрения.
2. Какие художественные свойства сближают романы Достоевского с тургеневскими и какие различают?
Романы Достоевского и Тургенева оба исследуют социальные и идеологические темы, однако различаются в выражении авторской позиции. Тургенев в своих произведениях часто выражает четкое мнение от своего имени, что делает его романы монологичными. Например, в "Отцах и детях" идея нигилизма представлена через Базарова, и автор явно демонстрирует свое отношение к этому явлению. В противоположность этому, Достоевский создает полифоничную структуру, где различные голоса героев вступают в диалог, и авторская точка зрения неявно прослеживается через конфликты и противоречия между персонажами.
3. В чём эпический жанр романа у Достоевского сближается с трагедией?
Сходство между романами Достоевского и трагедией заключается в том, что оба жанра исследуют неразрешимые противоречия, с которыми сталкиваются герои. Достоевский изображает трагические выборы своих персонажей, которые часто совершают действия с высокими целями, но сталкиваются с непредсказуемыми последствиями. Например, Раскольников, стремясь отомстить за униженных, совершает убийство, которое приводит к внутреннему кризису и изоляции. Как и в трагедиях Шекспира, где герои вынуждены сталкиваться с судьбой и последствиями своих решений, в романах Достоевского герои тоже становятся жертвами своих идеалов и моральных выборов, что приводит к трагическим исходам.
1. Покажите на примерах из романа «Преступление и наказание», что автора не меньше интересует история идей, общественная жизнь теорий, чем бытовые ситуации и частная жизнь человека.
Достоевский в «Преступлении и наказании» уделяет большое внимание не только бытовым ситуациям, но и истории идей и общественной жизни. Например, теория Раскольникова о "праве на преступление" и его идеология, основанная на понимании справедливости и морального долга, иллюстрируют, как личные переживания героя связаны с широкой социальной реальностью. Его размышления о том, что некоторые люди имеют право нарушать законы ради высшей цели, отражают общественные настроения и философские дискуссии того времени. Анализируя внутренний конфликт Раскольникова, Достоевский показывает, как философские идеи могут влиять на личность и вести к трагическим последствиям.
2. Докажите, что все герои романа «Преступление и наказание» в определённой мере являются «идеологами». Приведите примеры их высказываний, в которых раскрывается «кредо» героя, или его «символ веры».
Каждый герой романа также является «идеологом» в своей степени, представляя различные взгляды и концепции. Например, Сонина вера в милосердие и спасение через страдание является её «символом веры», отражая христианские идеалы. Она утверждает, что «всякий человек должен страдать», подчеркивая значение сострадания и духовной силы. Параллельно, Лужин, будучи материалистом, отстаивает свои идеи о социальной справедливости и эгоизме, утверждая, что «каждый должен заботиться только о себе». Эти высказывания помогают раскрыть кредо каждого героя и служат контекстом для более глубокого анализа идеологических конфликтов в романе.
3. Объясните, почему именно автор «Преступления и наказания» тонко определил трагическую суть героя романа Тургенева «Отцы и дети» — «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». В чём сходство и различия Раскольникова и Базарова?
Достоевский тонко подметил трагическую суть Базарова в «Отцах и детях», потому что, несмотря на нигилизм и отрицание старых идеалов, он все же испытывает глубокие эмоциональные переживания и внутренние противоречия. Базаров представляет собой фигуру, у которой под поверхностью нигилистического взгляда на жизнь скрывается «великое сердце», полное страсти и стремления к истине. Раскольников, с другой стороны, также страдает от внутренних конфликтов, но его путь ведет к саморазрушению и изоляции. Оба героя находятся в поиске истины и справедливости, но их подходы различны: Базаров стремится разрушить старые идеалы для построения нового общества, тогда как Раскольников пытается оправдать свои действия в рамках существующей морали. Сравнение этих персонажей подчеркивает различные формы нигилизма и их последствия для личности и общества.