menu


ГДЗ по литературе 10 класс Лебедева часть 2 Страница 5-28




Страница 5

Вопросы для самопроверки 

1.  В чём видел Гоголь задачу сатирика и трудность его призвания?

Гоголь считал, что задача сатирика состоит в разоблачении зла, пороков и социальных язв, которые окружают человека в повседневной жизни. Однако он отмечал, что это чрезвычайно тяжёлое призвание, поскольку писатель-сатирик сталкивается с равнодушием, непониманием и враждебностью как со стороны современников, так и со стороны цензуры. Гоголь писал, что сатирик часто остаётся одиноким, испытывая давление общества и необходимость постоянно выдерживать внутреннюю борьбу.

2. Почему русская действительность второй половины XIX века создавала почву для появления высокой сатиры Салтыкова-Щедрина?

Русская действительность второй половины XIX века была насыщена социальными противоречиями, реформами и обострением классовых конфликтов, что создавало благоприятную почву для появления сатиры. Несправедливость, коррупция, угнетение крестьян и бюрократическая инертность стали мишенью для сатирических произведений Салтыкова-Щедрина, который обнажал эти проблемы, используя иронию и гротеск. Именно такие условия давали материал для творчества, способствовали возникновению яркой сатиры.

3. Согласны ли вы с тем, что яркая сатирическая литература является показателем здоровья и творческой силы нации?

Да, можно согласиться с тем, что яркая сатирическая литература является показателем здоровья и творческой силы нации. Она отражает способность общества осознавать свои недостатки, обсуждать их открыто и стремиться к самосовершенствованию. Сатира, как отметил Достоевский, является проявлением любви к истине и добру, а её появление свидетельствует о глубокой духовной энергии народа. Салтыков-Щедрин демонстрировал эту силу в своих произведениях, разоблачая проблемы своего времени и вдохновляя на перемены.

Страница 8

Вопросы для самопроверки 

1.   Какие социальные противоречия будущий писатель почувствовал ещё в детстве? Почему? Какую роль в его нравственном становлении играло Евангелие?

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин с раннего детства ощущал острые социальные противоречия, обусловленные крепостным укладом жизни и деспотичным нравом матери, Ольги Михайловны. Подобная среда формировала у него протест против несправедливости, что стало основой для его будущего сатирического таланта. Важную роль в его нравственном становлении играло Евангелие, которое посеяло в его душе "общечеловеческую совесть". Оно помогло ему противостоять давлению окружающей среды и сохранить чувство внутреннего достоинства.

2. За что Салтыков-Щедрин в юности получил прозвище «второго Пушкина»?

Прозвище "второго Пушкина" Салтыков-Щедрин получил в Царскосельском лицее благодаря своим литературным талантам, проявившимся в написании стихотворений. Его произведения привлекали внимание сверстников и преподавателей, хотя, как он вспоминал, "вкус к мышлению" в лицее не поощрялся, а обучение было сосредоточено на подготовке чиновников.

3.  Какие стороны учения французских социалистов-утопистов были близки Салтыкову-Щедрину? Что в их идеях не разделял писатель?

Учение французских социалистов-утопистов, таких как Сен-Симон, Фурье и Луи Блан, было близко Салтыкову-Щедрину своим стремлением к социальной гармонии и равенству, а также идеями нравственного перевоспитания общества в духе христианских заповедей. Однако писатель критически относился к их прекраснодушным мечтаниям и утопическим иллюзиям. Он не разделял их веры в естественную доброту человеческой природы и видел угрозу в игнорировании греховности и моральных слабостей человека. Именно этот критический подход стал основой его сатирического взгляда на действительность.

Страница 10

Вопросы для самопроверки 

1.  Какие обстоятельства привели Салтыкова-Щедрина в вятскую ссылку?

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин оказался в вятской ссылке из-за участия в социалистическом кружке Михаила Петрашевского, который изучал и пропагандировал идеи французских социалистов-утопистов. В его произведениях правительственный комитет усмотрел «вредное направление», что, вместе с революционными настроениями 1848 года в Европе, стало поводом для ареста и отправки писателя в Вятку.

2. Как возник псевдоним «Щедрин», ставший неотделимым от родовой фамилии писателя?

Псевдоним «Щедрин» возник в литературной практике писателя. Это имя стало неотделимо связано с его творчеством, отражая образы героев и реалии российской действительности. Сам он приписывал этот псевдоним к родовой фамилии, возможно, с целью выразить особую литературную идентичность.

3. Какие открытия делает писатель в годы «вятского плена»?

В годы «вятского плена» писатель открыл для себя жизнь провинциальной России — повседневную реальность мелких чиновников, купцов и крестьян. Это время стало плодотворным для формирования его сатирического взгляда. Изучение сельской жизни, народного творчества и разговорной речи углубило его демократические симпатии и привело к более глубокому пониманию народной души и противоречий бюрократической системы.

4.  Почему Салтыков-Щедрин многие годы делит свои силы между литературой и государственной службой?

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин долгое время совмещал литературу и государственную службу, веря в возможность «честной службы» ради общественных перемен. Он стремился через работу в системе менять её изнутри, пытаясь внести хотя бы «каплю добра» в бюрократический произвол. Однако постепенно его разочарование росло, и к 1869 году он полностью посвятил себя литературе, что привело к созданию его сатирических шедевров, таких как «История одного города».

Для индивидуальной работы

1.  Подготовьте развёрнутое сообщение о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина.

2.  Составьте рассказ о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Объясните, за что он получил прозвище «вице-Робеспьера».

Страница 21-22

Вопросы для самопроверки 

1.  На каких противоречиях строится описание города Глупова и его истории? Каков художественный смысл этих противоречий?

Город Глупов описан как место, где реальность и история сталкиваются с абсурдными, карикатурными образами власти. Противоречия проявляются в контексте самой городской власти, в которой городоначальники, подобные Угрюм-Бурчееву, искажают реальность, создавая в своей власти ложные, непрочные структуры. Также противоречия касаются того, что в этом городе всегда происходит нечто нелепое и абсурдное, но в то же время — это выражение реальной, неизбежной истории, которую нельзя избежать. Художественный смысл этих противоречий заключается в сатирической критике социальных и политических систем, которые оказываются на самом деле бессмысленными и неустойчивыми, несмотря на внешнюю мощь и силы, которые кажутся властью.

2. Какую роль играют анахронизмы, сознательно допущенные писателем?

Анахронизмы, сознательно допущенные писателем, помогают подчеркнуть абсурдность и нелепость происходящих событий в Глупове. Эти элементы нарушают логический порядок времени и дают ощущение, что все, что происходит в городе, как бы не имеет своего места в историческом контексте, подчеркивая безвременность пороков, властных заблуждений и политического хаоса. Введенные анахронизмы сбивают читателя с толку, усиливая эффект сатиры и комизма.

3. Почему писатель не соглашался с оценкой его книги как сатиры на народ?

Салтыков-Щедрин не согласился с такой оценкой, потому что в его произведении сатире подвергаются не народ и его простота, а те, кто управляет этим народом, в частности, власти, идеологии и социальные структуры, которые порождают абсурдные и жестокие условия. Писатель настаивал на том, что его сатирический взгляд направлен не на народ, а на злоупотребления властью и человеческие пороки в системе.

4.  Какие библейские образы использовал Салтыков-Щедрин в рассказе о Глупове? В чём их художественное значение?

В рассказе о Глупове Салтыков-Щедрин использует образы, связанные с библейскими текстами, такие как библейский гнев Божий, разрушение городов и народов за грехи. Образ разрушенного города, как Содом или Гоморра, символизирует уничтожение человеческих извращений и пороков. Эти образы имеют художественное значение, так как они подчеркивают неизбежность и всесильность божественного правосудия, которое не зависит от человеческой воли и претензий на власть, напоминает читателю о вечных законах, которые не подвластны временным изменениям.

Литературоведческий практикум

«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

1.  Используя комментированное издание «Истории одного города», выясните, какие популярные исторические труды пародийно  «перепевает» в своей сатире Салтыков-Щедрин. Приведите конкретные примеры пародийного использования примет исторического жанра.

В своей сатире Салтыков-Щедрин пародирует многие популярные исторические произведения, которые в XIX веке служили основой для понимания истории России. В частности, он иронизирует над традиционным подходом к изображению русской истории как линейного процесса, где смена эпох и правителей представляется как нечто неизбежное и логичное. Примером пародийного использования исторического жанра является фигура градоначальника Угрюм-Бурчеева, который напоминает исторические образы жестоких и деспотичных правителей, например, Петра I или Екатерины II. Салтыков-Щедрин намеренно exaggerирует черты этих правителей, превращая их в карикатурные и абсурдные фигуры, подчеркивая нелепость их политических решений.

2. Подготовьте в группах сообщения о глуповских градоначальниках. Покажите, опираясь на текст, что их изображение основано на реальных фактах русской истории. Объясните, какие стороны российской действительности обличает сатирик.

Глуповские градоначальники в сатире Салтыкова-Щедрина часто являются отражением реальных исторических фигур, а их абсурдные поступки показывают типичные недостатки российской бюрократической и властной системы. Например, образ Угрюм-Бурчеева можно связать с фигурами жестоких, авторитарных правителей, таких как Павел I, чьи действия отличались излишней жестокостью и произволом. В то же время, Перехват-Залихватский символизирует неосведомленность и бюрократический абсурд, как и многие реальные правители, использующие силу без должного понимания нужд общества. Сатирик обличает абсурдную систему власти, неэффективность и жестокость правителей, которые управляют страной по своим личным убеждениям, игнорируя реальные проблемы народа.

3. Расскажите, привлекая собственные наблюдения, о смешении времён, сатирическом гротеске, сатирической фантастике, сатирическом пародировании как основных художественных средствах, которыми пользуется автор в «Истории одного города».  Раскройте их содержательный смысл.

В произведении Салтыкова-Щедрина время воспринимается как нечто зыбкое и подвижное. Автор использует художественные приёмы смешения времён, когда события прошлого и настоящего переплетаются, а характеры градоначальников и жителей Глупова как бы живут вне времени, вечно повторяя свои ошибки. Сатирический гротеск проявляется в образах градоначальников и городских институтов, которые представляют собой преувеличенные и уродливые карикатуры на реальные исторические фигуры и явления. Сатирическая фантастика заключается в том, что реальность города Глупова и происходящих в нём событий выходит за рамки обычного, превращаясь в абсурдную и фантастическую ситуацию. Эти приёмы показывают внутреннюю нелепость общества, где всё кажется возможным, но в итоге приводит к катастрофам.

4.  Дайте развёрнутую характеристику коллективному образу глуповцев. Докажите, что отношение автора к ним противоречиво. Какие качества глуповцев вы считаете источником их бед?

Глуповцы в «Истории одного города» — это коллективный образ российского народа, в котором сочетаются пороки и наивность. С одной стороны, они представлены как люди, не имеющие самостоятельного мнения, зависимые от власти, легко поддающиеся манипуляциям и абсурдным идеям. С другой стороны, их образ также вызывает сочувствие, поскольку они в своей слепой верности власти представляют собой невинных жертв системы. Отношение автора к глуповцам противоречиво: с одной стороны, он их критикует за пассивность и бездействие, а с другой — показывает их как жертв обстоятельств, на которых отражаются пороки власти. Главным источником их бед является зависимость от деспотичной власти, которая лишает их свободы и возможности изменить свою судьбу.

5.  Составьте рассказ об истории глуповского «либерализма» и попытайтесь определить, какие реальные факты из истории русского освободительного движения и какие конкретные лица, его возглавлявшие, нашли отражение в зеркале сатирических рассказов писателя об Ионке Козыре, Ивашке Фарафонтьеве, Алёшке Беспятове и ходоке Евсеиче.

В произведении Салтыкова-Щедрина либерализм изображён через таких персонажей, как Ионка Козырь, Ивашка Фарафонтьев и другие, которые стремятся к изменениям, но при этом остаются в рамках абсурдных и малозначащих для народа реформ. Эти персонажи, как и реальные либералы 19 века, часто действуют с хорошими намерениями, но не понимают сути происходящих в обществе процессов и, в конечном итоге, их попытки реформы оказываются неэффективными. Персонажи, как и реальные исторические фигуры того времени (например, декабристы или реформаторы, такие как Аракчеев), оказываются бессильными перед лицом бюрократического аппарата и устоявшейся системы.

6.  Раскройте пророческий смысл сатиры «История одного города». Какие события будущей истории предсказал сатирик?  Можно ли считать его произведение не только сатирой, но и антиутопией?

Сатира Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» имеет не только комический, но и пророческий характер. Писатель предсказал, что власти, строящие своё существование на произволе, коррупции и абсурдных решениях, не смогут вечно оставаться у власти, и в какой-то момент всё это приведет к гибели самой системы. Сатирик предсказывает кризис и разрушение, которое неминуемо приходит вслед за такими режимами. В этом смысле произведение можно рассматривать как антиутопию, где изображён идеальный город, который по сути является абсурдным и обречённым.

Выполняем коллективный проект 

Подготовьтесь к дискуссии на тему: правдиво ли изображается Россия в сатире Салтыкова-Щедрина «История одного города».

1.  Выберите наиболее яркие примеры совпадения реальных исторических событий с причудами глуповской истории.

В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин ярко пародирует многие элементы российской истории. Например, фигура градоначальника Угрюм-Бурчеева напоминает образ жестоких и деспотичных правителей России, таких как Павел I, который в своей царствующей практике проявлял излишнюю жестокость и произвол. Угрюм-Бурчев стремится строить порядок, но вместо этого доводит страну до абсурда. Также в произведении присутствует элемент смены властных структур, напоминающий реальную историческую смену правителей в России, когда один деспотический режим сменяется другим, более жестоким, что также присутствовало в реальной российской истории, например, в период смены царствования Александра I на Николая I, когда политика внутреннего преследования и жестокой цензуры усиленно продолжалась.

2. Покажите, какие факты русской истории XVIII—XIX веков не на шли отражения на страницах «Истории одного города».

Салтыков-Щедрин, несмотря на свои глубокие познания в российской истории, не фокусируется на всех исторических аспектах. Например, в «Истории одного города» практически нет упоминаний о крестьянской войне 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва или реформах Екатерины II, направленных на развитие образования и законодательства, что, возможно, является умышленным исключением. Это связано с тем, что автор сосредоточен на сатирическом изображении бюрократической и властной системы, но не на социальных движениях и прогрессивных реформах, которые могли бы дать иной взгляд на развитие страны.

Сделайте вывод о том, какой логикой определялся отбор фактов для их художественной интерпретации в сатире Салтыкова-Щедрина.

Отбор фактов для художественной интерпретации Салтыков-Щедрин в первую очередь выбирает события и фигуры, которые наглядно демонстрируют абсурдность власти и бюрократических структур, противопоставляя их потребностям и страданиям народа. Он концентрируется на деспотизме, бездействии и неспособности властей решить реальные проблемы общества.

3.  Выскажите своё мнение о том, какое впечатление производит чтение книги «История одного города». Полезно или вредно это впечатление для формирования гражданских качеств современных людей?

Чтение «Истории одного города» оставляет смешанные чувства. С одной стороны, книга поднимает вопросы о том, как власть может опошлить и разрушить общество, заставляя задуматься о справедливости, честности и ответственности. С другой стороны, сатирический и гротескный стиль автора, а также абсурдность изображённых событий, могут вызывать у читателя чувство беспомощности, отчуждения от реальности, где ничего не меняется и власть всегда оказывается безжалостной. Это впечатление может быть полезным для формирования критического мышления у людей, которые начинают осознавать важность своей роли в обществе, однако оно может также породить чувство апатии и скептицизма по отношению к возможности изменений.

4. По итогам дискуссии напишите развёрнутый отзыв об «Истории одного города» для молодёжной газеты или журнала.

«История одного города» — зеркало российской власти и общества
«История одного города» Салтыкова-Щедрина — это яркая сатирическая картина, рисующая образ не только вымышленного города Глупова, но и всей российской действительности. Это произведение дает читателю возможность взглянуть на абсурдность бюрократической системы, на тоталитарные замашки власти, на постоянное противостояние человека и государства. В книге Салтыков-Щедрин поднимает важные вопросы справедливости, коррупции и бесправия, врезая в сознание каждого образ безжалостной и бездушной власти.






ГДЗ по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 2 Страница 5-28