1. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» говорится:
Порвалась цепь великая,
Порвалась, расскочилася,
Одним концом по барину,
Другим по мужику.
О каком событии в истории России XIX в. идет речь и каким образом от него пострадали и крестьянин, и помещик?
В поэме Некрасова речь идёт об отмене крепостного права 1861 года. Это событие ударило по обеим сторонам. Помещики потеряли бесплатную рабочую силу, на которой держалось их хозяйство, и оказались перед необходимостью перестраивать всю экономическую деятельность. Крестьяне получили личную свободу, но вместе с ней утратили ту патриархальную зависимость, которая, при всех её минусах, обеспечивала минимум стабильности. Земли оказалось мало, выкупные платежи были тяжёлыми, и многие столкнулись с новой, суровой реальностью, к которой никто не готовил.
2. Проводя реформу 1861 г., правительство надеялось, что деревня станет огромным рынком для сбыта промышленных товаров; что сельское хозяйство страны сделает мощный рывок вперед. Оправдались ли эти надежды? Почему?
3. Некоторые историки считают, что Александр III не собирался сворачивать реформы своего отца, проводить контрреформы. Он лишь хотел наладить работу государственного аппарата в новых условиях, добиться согласия в стране. Согласны ли вы с тем, что Александр III по-своему продолжил дело Александра II?
Рассуждая о деятельности Александра III, можно сказать, что он действительно не стремился продолжать политику своего отца в либеральном духе. Он был консервативен и считал, что реформы Александра II зашли слишком далеко и слишком быстро. Его политика была направлена на стабилизацию государства, укрепление самодержавия и подавление тех сил, которые, по его мнению, угрожали порядку. При этом он действовал в рамках уже изменившейся системы и вынужден был учитывать новые условия, созданные реформами. Именно в этом смысле можно говорить, что он по-своему продолжил дело отца, стремясь приспособить страну к жизни после реформ, но не расширять преобразования, а усилить контроль и управление.
4. При Николае I православная церковь официально стала именоваться «Ведомство православного вероисповедания». О чем говорило изменение привычного названия церкви?
Изменение названия православной церкви при Николае I на «Ведомство православного вероисповедания» отражало превращение церкви в фактическую часть государственного аппарата. Церковь теряла самостоятельность и оказывалась под строгим контролем светской власти. В начале XX века стала заметной потребность реформировать этот порядок. Многие духовные лица, богословы и представители интеллигенции считали необходимым вернуться к соборному принципу церковной жизни. Подъём общественных настроений в 1904–1905 годах привел к первым попыткам ослабить чрезмерную административную зависимость церкви от государства. Именно это движение подготовило предпосылки к будущему восстановлению патриаршества и Собору 1917–1918 годов, хотя сама реформа была отсрочена по политическим причинам.