menu


ГДЗ по истории России 10 класс Павленко, Андреев § 20. Обновленная Россия с ответами




1. В какой мере можно говорить об идеологии реформ? Что такое «регулярное государство»? Как Петр создавал его?

«Регулярное государство» — это государство, в котором сформированы чёткие, систематизированные институты: регулярная армия, бюрократический аппарат, законы, служба, ранги, порядок в административной, судебной и военной сферах, а также подчеркнутая централизация власти. Пётр стремился именно к такому устройству, введя европейские образцы, дисциплину, модернизацию всех государственных функций.

Идеология реформ — представление, что Россия должна стать мощной, современной державой, отставание в технологиях, в военном деле, в культуре и в административном устройстве должно быть преодолено. Реформы оправдывались не только нуждой в эффективном управлении, но и имиджем государства, безопасностью, международным статусом.

2. Сравните государственное устройство при Петре и при его предшественниках. Что общего и в чем различие?

Аспект    До Петра I    При Петре I
Централизация власти    Земщина-уют, многое зависело от бояр, уделов. Власть часто фрагментирована, многие местные традиции, слабый контроль над провинциями.    Усиление центральной власти через Сенат, коллегии, регулярную армию, унификацию управления, контроль над дворянином, реформы в налогах, судебной системе, армии.
Армия    Войско, ополчения, зависимости от личной дружины, отряды, нерегулярность    Создание регулярной армии, рекрутская система, дисциплина, инженеры, артиллерия, флот, постоянное содержание войск.
Администрация    Множество местных обычаев, династических особенностей, родственников при дворе, меньше профессионализма    Коллегиальный аппарат (коллегии), должности, служба по заслугам с элементами отбора, Табель о рангах.
Социальный статус и дворянство    Дворяне по происхождению, бояре, статус наследования, привилегии, но мало регламентаций    Служебное дворянство, новый механизм продвижения через службу, изменение требований к дворянам (служба обязательна, обязанность служить).

3. Какие реформы в преобразованиях первой четверти XVIII в. занимают центральное место? Почему?

Табель о рангах (1722 год) — ключевая реформа: систематизация чинов гражданской, военной, придворной службы, определение прав, обязанностей, статуса (личного и наследственного дворянства) через службу, заслуги. 

Военные реформы — создание регулярной армии и флота, перестройка управления, обучение офицеров, внедрение западных образцов военно-организационного устройства.

Административные и судебные реформы — введение коллегий, Сената, усиление контроля над провинциями, налоговая реформа и новые принципы сбора податей.

Образование и культура — отправка молодых дворян за границу, создание навигацкой, инженерной школы, развитие науки, книгопечатания.

Эти реформы центральны потому что они закладывали фундаментально новую систему управления и социальной структуры, меняли основу власти и способ функционирования государства, не просто добавляя отдельные улучшения, а перестраивая систему «снизу вверх».

4. Как изменилось положение церкви в годы правления Петра? Как можно оценить эти перемены?

До Петра церковь имела большую автономию, власть, огромные земли, влияние на духовную и общественную сферу, образование.

Пётр ограничил власть церкви: учредил Святейший Синод (управление церковью под контроль государства), ликвидировал патриаршество как самостоятельную власть, церковные земли и доходы частично интегрированы в государственные финансы.

5. Как изменилось положение податных сословий? Можно ли считать, что результатом петровских реформ стало дальнейшее упрочение крепостничества?

Податные сословия — крестьяне, посадские, мещане и др. — обязаны были платить налоги, участвовать в военных или трудовых повинностях. При Петре обязанности усилились: новые налоги, рекрутская повинность, подушная подать.

Результат реформ: крепостничество не снялось, а в ряде случаев упрочилось, особенно в оброчных, барщинных отношениях; дворяне утвердились как класс с правами, службой, но зависимость крестьян усилилась.

6. Как изменилось положение дворянства в первой четверти XVIII в.? Какое место в сословной реформе занимает Табель о рангах?

Табель о рангах дала дворянам формальный критерий служения как способ приобретения и удержания статуса. Дворянам стало обязательным служить, а не просто быть по рождению.

Положение дворянства: они получает льготы (освобождение от податей, обязательной службы и т.п.), но и больше обязанностей.

Табель сыграла роль в узаконивании новой иерархии, ориентированной не просто на принадлежность к родовому титулу, а на заслуги, службу.

7. Какие изменения в области образования и культуры свидетельствуют о радикальном характере петровских преобразований?

Пётр отправлял молодых дворян за границу, приглашал иностранных специалистов.

Основание школ: инженерных, навигационных, математических.

Развитие наук, книгопечатания, переводов, создание русского флотского и морского дела, картографии и др.

Культура постепенно Европеизируется по личному вкусу Петра (внешность, одежда, театр, искусство и др.).

8. Кто выступал противником реформ и почему?

Старая знать, бояре, часть духовенства, которые теряли старые привилегии, независимость.

Люди, консервативно настроенные: те, кто видел опасность в изменении обычаев, традиций, религиозных норм.

Некоторые провинциальные и местные структуры, которые не хотели усилия центрального контроля и налогов.

9. Каково историческое значение преобразований, проведенных в России при Петре I?

Пётр I превратил Россию в мощное европейское государство: укреплённая армия и флот, административный аппарат, регулярное государство.

Россия стала участником и игроком в европейской политике первой величины.

Изменения дали толчок к развитию промышленности, науки, культуры, образования.

Долгосрочно — Табель о рангах, бюрократизация, служба стали ключевыми институтами, которые выдержали века.

Однако изменения имели и тене­вые стороны: усиление крепостничества, тяжесть повинностей для нижних сословий, жесткость, репрессии.






ГДЗ по истории России 10 класс Павленко, Андреев параграф 20

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):