1. Выскажите суждение, в силу каких оснований решающая роль в переходе к Новому времени могла отводиться таким событиям, как Великие географические открытия, Реформация, революции XVI — середины XVII в.
Решающая роль Великих географических открытий, Реформации и революций в переходе к Новому времени заключается в их влиянии на все аспекты жизни общества. Великие географические открытия расширили границы известного мира, установив новые торговые пути и начало колониальной экспансии. Это способствовало развитию капитализма и росту городов. Реформация разрушила монополию католической церкви, способствовала развитию секуляризма и новому пониманию религиозной и политической жизни. Революции XVI–XVII веков ускорили распад феодализма и привели к установлению республиканских форм правления, ограничению абсолютизма и укреплению буржуазных ценностей. Эти события подготовили переход от феодализма к индустриальному обществу.
2. Дайте сравнительную характеристику действий европейских колонизаторов в открытых землях. Что было общим? Чем можно объяснить различия?
В действиях европейских колонизаторов есть общие черты, такие как экономическая эксплуатация, установление колониального господства, насаждение христианства и использование рабского труда. Однако у разных наций были и различия. Испанцы и португальцы искали быструю прибыль от драгоценных металлов и установили жесткую эксплуатацию местных жителей. Англичане и голландцы делали акцент на торговле и создании опорных пунктов, что включало переселение европейцев и создание фермерских хозяйств. Французы в Северной Америке предпочли торговлю мехом и установление союзнических отношений с местными племенами.
3. Объясните причины поддержки идей Реформации различными слоями населения европейских стран. Почему, в частности, реформационное движение было поддержано дворянством, а в ряде случаев — и крупными светскими правителями? Приведите примеры.
Причины поддержки идей Реформации различными слоями населения включают надежду крестьян на освобождение от церковных поборов и феодальных повинностей, интерес горожан к личной вере и упрощению церковных обрядов, стремление дворянства к секуляризации церковных земель и ослаблению папской власти. Крупные светские правители, такие как Генрих VIII, использовали Реформацию для укрепления своей власти, получая контроль над церковными землями.
4. Проследите, как изменилось отношение М. Лютера к народному движению в ходе Крестьянской войны. Чем вы объясните эту перемену?
Мартин Лютер первоначально поддерживал крестьянские восстания, так как видел в них стремление к социальной справедливости. Однако, когда восстания переросли в вооруженную борьбу, он занял сторону властей, осудив восставших. Это объясняется его страхом перед анархией, желанием сохранить поддержку князей и убеждением, что духовная свобода не должна приводить к нарушению земных законов.
5. Дайте сравнительную характеристику протестантского движения в европейских странах в XVI в. Что в нем было общим? В чем состояли и чем объяснялись особенности?
Протестантское движение в Европе XVI века имеет общие черты, такие как критика католической церкви и акцент на личной вере. Однако у различных направлений были и свои особенности. Лютеранство фокусировалось на оправдании верой и сохранении части католических обрядов, кальвинизм акцентировал внимание на предопределении и строгой дисциплине, англиканство стало результатом реформы, которая сохранила епископальную систему, а анабаптисты выступали за полное отделение церкви от государства.
6. Что вы отнесете к наиболее значительным результатам реформационного движения в Европе XVI в.?
Реформация привела к расколу христианства на католиков и протестантов, ослабила власть папства, способствовала секуляризации церковных земель, развитию национальных языков и культур через переводы Библии, укреплению светской власти и созданию национальных государств. Эти изменения способствовали росту индивидуализма и критического мышления.
7. Как вы объясните тезис Ф. Энгельса: «Кальвинизм создал республику в Голландии»?
Тезис Ф. Энгельса о том, что кальвинизм создал республику в Голландии, объясняется тем, что идеи кальвинизма о предопределении, мирском призвании и аскетизме стали идеологической основой борьбы Нидерландов за независимость от Испании. Кальвинисты поддерживали республиканские ценности и выступали за свободу вероисповедания, что стало основой для создания республики Соединенных провинций, одного из первых буржуазных государств в Европе.
Объясните, почему правители названных государств заключили данный договор, причем в указанное время. Какие основания были у них для этого? Для ответа используйте информацию карты (см. начало главы).
Причина заключения договора:
Великие географические открытия привели к конкуренции между Испанией и Португалией за новые земли и ресурсы. Чтобы избежать конфликтов, стороны решили разделить сферы влияния.
Договор был заключен в 1494 году, так как к этому времени уже были сделаны важные открытия: Колумб достиг Америки (1492), а португальцы активно осваивали африканское побережье и искали путь в Индию.
Основания для договора:
Обе страны были ведущими морскими державами и имели технологические и финансовые возможности для дальних экспедиций.
Папская власть (Папа Александр VI) выступила арбитром, чтобы предотвратить войны между католическими государствами.
В 1529 г. был заключен испано-португальский договор о второй разграничительной линии в акватории Тихого океана. Какие события сделали его необходимым?
События, сделавшие второй договор (1529) необходимым:
К 1529 году испанцы достигли Филиппин, а португальцы — Молуккских островов (Острова Пряностей). Это привело к новым спорам о разделе сфер влияния в Тихом океане.
Договор 1529 года уточнил границы в Тихом океане, чтобы избежать дальнейших конфликтов.
Какие группы требований вы можете выделить в документе? В какой последовательности они приведены? Как вы полагаете, почему? Что служит главным основанием, аргументом выдвигаемых требований?
Группы требований: Религиозные:
Право общины выбирать и смещать священников (статья 1).
Справедливое распределение церковной десятины (статья 2).
Социально-экономические:
Отмена личной зависимости крестьян (статья 3).
Право на использование общинных ресурсов (леса, воды, дичь) (статьи 4, 5).
Снижение барщины и других повинностей (статья 6).
Правовые:
Требования основаны на Священном Писании (статья 12).
Последовательность требований: Требования начинаются с религиозных, так как Реформация стала идеологической основой восстания. Затем следуют социально-экономические, которые касались повседневной жизни крестьян.
Главное основание требований: Основным аргументом является Священное Писание. Крестьяне ссылаются на Библию, чтобы обосновать свои требования, что отражает влияние идей Реформации, особенно учения Мартина Лютера о равенстве перед Богом.
Привлекая содержащуюся в главе информацию, выскажите суждение о том, какие события 1520-х годов повлияли на стиль и аргументацию крестьянских требований.
Реформация, начатая Лютером, вдохновила крестьян на борьбу за социальную справедливость. Однако Лютер осудил восстание, что привело к расколу между религиозными и социальными аспектами движения.
Объясните, с чем было связано появление документов А и Б. Как вы охарактеризуете на основании приведенных источников и информации, содержащейся в главе, отношение Генриха IV к религии? Чем оно определялось?
Документ А (1589): Причина появления: Генрих IV, будучи протестантом (гугенотом), перешел в католицизм, чтобы укрепить свою власть и прекратить религиозные войны во Франции. Этот документ подтверждает его приверженность католической вере, чтобы заручиться поддержкой католического большинства.
Документ Б (1599): Причина появления: После издания Нантского эдикта (1598), который гарантировал гугенотам свободу вероисповедания, Генрих IV стремился успокоить обе стороны и укрепить единство королевства.
Отношение Генриха IV к религии: Генрих IV был прагматичным правителем. Его переход в католицизм и издание Нантского эдикта показывают, что он ставил политическую стабильность выше религиозных убеждений.
Его отношение определялось необходимостью прекратить гражданские войны и укрепить центральную власть.