1. Выскажите суждение, в силу каких оснований решающая роль в переходе к Новому времени могла отводиться таким событиям, как Великие географические открытия, Реформация, революции XVI — середины XVII в. 2. Дайте сравнительную характеристику действий европейских колонизаторов в открытых землях. Что было общим? Чем можно объяснить различия? 3. Объясните причины поддержки идей Реформации различными слоями населения европейских стран. Почему, в частности, реформационное движение было поддержано дворянством, а в ряде случаев — и крупными светскими правителями? Приведите примеры. 4. Проследите, как изменилось отношение М. Лютера к народному движению в ходе Крестьянской войны. Чем вы объясните эту перемену? 5. Дайте сравнительную характеристику протестантского движения в европейских странах в XVI в. Что в нем было общим? В чем состояли и чем объяснялись особенности? 6. Что вы отнесете к наиболее значительным результатам реформационного движения в Европе XVI в.? 7. Как вы объясните тезис Ф. Энгельса: «Кальвинизм создал республику в Голландии»? Объясните, почему правители названных государств заключили данный договор, причем в указанное время. Какие основания были у них для этого? Для ответа используйте информацию карты (см. начало главы). В 1529 г. был заключен испано-португальский договор о второй разграничительной линии в акватории Тихого океана. Какие события сделали его необходимым? Какие группы требований вы можете выделить в документе? В какой последовательности они приведены? Как вы полагаете, почему? Что служит главным основанием, аргументом выдвигаемых требований? Привлекая содержащуюся в главе информацию, выскажите суждение о том, какие события 1520-х годов повлияли на стиль и аргументацию крестьянских требований. Объясните, с чем было связано появление документов А и Б. Как вы охарактеризуете на основании приведенных источников и информации, содержащейся в главе, отношение Генриха IV к религии? Чем оно определялось?