1.
Какое предложение является побудительным по цели высказывания?
1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, Не встретишь души на пути (Н. Некрасов).
2. «То-то, — сказал я, — не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» (Н. Некрасов).
2.
Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?
1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!
2. Только ручей да осиновый лист
Что-то до боли родное бормочут! (В. Боков).
3.
Определите в предложениях цель высказывания.
1. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши (А. Чехов).
2. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу! (А. Погорельский).
А. Сообщение.
Б. Вопрос.
В. Побуждение.
4.
Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.
1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.
2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.
А. Словосочетание. Б. Предложение.
5.
Какой знак стоит в конце предложения?
1. От кого у тебя перстенёк золотой (Н. Некрасов)
2. Не падай духом Не умирай раньше времени (К. Ушинский)
3. Ах, это ты, Чернушка (А. Погорельский)
А. Точка.
Б. Вопросительный знак.
В. Восклицательный знак.
6.
Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.
1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?
2. Я плавать не мастак.
3. Садись ко мне на спину.
4. Журка в воду — и поплыл через море. (Из сказок)
А. Распространённое. Б. Нераспространённое.
7.
Что является признаком вопросительного предложения?
1. А ты берёшься помочь царевичу?
2. Съешь ли ты меня?
3. Чем же ты провинился?
(Из сказок)
А. Интонация.
Б. Вопросительное слово — местоимение.
В. Вопросительное слово — частица.
8.
Определите подлежащее в предложениях.
1. Враги нам лучшие друзья... (Г. Державин).
А. Враги. Б. Друзья.
2. Что ветры мне и сине море? (Г. Державин).
А. Ветры и море. Б. Что.
3. О чём ты воешь, ветр ночной? (Ф. Тютчев).
А. Ветр. Б. Ты.
9.
Какое предложение не имеет подлежащего?
1. И этот звон люблю я! (М. Лермонтов).
2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный! (М. Лермонтов).
10.
Определите сказуемое в предложениях.
1. Кто ж этот путник? (М. Лермонтов).
А. Кто. Б. Путник.
2. Их круг тесней уж становился (М. Лермонтов).
А. Становился.
Б. Становился тесней.
11.
Определите, ставится ли тире в простых предложениях.
1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник (А. Погорельский).
2. «Да ты (?) ленивец», — отвечал король (А. Погорельский).
3. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты. (А. Погорельский).
А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.
12.
Завершите высказывание.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:
1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.
2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме местоимений): существительными, глаголами, числительными.
3. Перед указательными словами это, вот, это значит.
13.
Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым.
Всем известно, что сорока —
1. Самая болтливая птица на свете.
2. В мороз летает у самой земли.
3. Как надоедливая трещотка.
14.
Какое предложение соответствует схеме:
1. Однажды в столицу приехали двое обманщиков.
2. Двум обманщикам отвели большую комнату.
3. Оба министра ни в чём не сознались (По Г.-Х. Андерсену).
15.
Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.
1. Мне слышался вечерний звон, гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов (М. Лермонтов).
2. И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый, непреклонный взор и молодых моих сестёр (М. Лермонтов).
А. Запятая ставится. Б. Запятая не ставится.
16.
Выберите предложение с правильно расставленными знаками препинания при однородных членах с обобщающим словом.
1. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени (И. Гончаров).
2. В Обломовке верили всему — и оборотням, и мертвецам (И. Гончаров).
17.
Определите предложение с обращением.
1. — Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! — закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)
2. — Эй ты, оловянный солдатик! — крикнул тролль. — Не заглядывайся на плясунью.
18.
Определите предложение с неправильной пунктуацией при обращении.
1. Кто волны, вас остановил? (А. Пушкин).
2. Жученъка, Жучок, беленькие ножки, шёлковый хвостик, пусти погреться! (Сказка).
19.
Найдите «4-е лишнее».
1. Итак.
2. Хоть бы.
3. Видимо.
4. Кажется.
20.
Вставьте в предложение подходящее по смыслу вводное слово.
..., это был умный гусь; после каждой длинной тирады он всякий раз удивлённо пятился назад и делал вид, что восхищается своей речью (А. Чехов).
1. По-видимому.
2. Во-вторых.
3. По-моему.
21.
Определите тип предложения и знаки препинания в нём.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, звёздочка и в окнах домов замелькали огоньки.
1. Простое, запятая перед и не ставится.
2. Сложносочинённое, запятая перед и ставится.
22.
Определите предложение, соответствующее схеме.
1. Опять отворилась дверь и вошёл хозяин со свечой.
2. Кот покорно лёг на свой матрасик и закрыл глаза (А. Чехов).
23.
1. Хотя.
2. Однако.
3. Оттого что.
4. Когда.
24.
Определите необходимость постановки запятой в предложениях.
1. Большие тёмные глаза на бледном лице как звёзды.
2. Как только солнце за лесом спрячется выходит на дорогу девушка.
А. Запятая ставится в сложноподчинённом предложении (как — союз).
Б. Запятая не ставится в простом предложении (как — часть сказуемого).
25.
Укажите правильную схему постановки знаков препинания при прямой речи.
1. «П? — а». 2. «П? — А» 3. «П?» — а.
Ответы
1 — 2 2 — 1 3— 1B, 2B 4 — 1А, 2Б 5 — 1Б, 2В, ЗБ 6 — 1Б, 2Б, ЗА, 4А 7 — 1А, 2В, ЗБ 8 — 1А, 2А, ЗБ 9 — 2 10 — 1А, 2Б 11 — 1Б, 2Б, ЗА 12 —2, 3 13—1 14 — 1, 3 15 — 1Б, 2А 16—1 17 — 2 18—1 19 — 2 20—1 21 — 2 22—1 23 — 2 24 — 1Б, 2А 25 — 3