ТЕСТЫ
1165.
Какой звукотип лежит в основе создания образа?
Здесь страсти поджары и ржавы: Держав динамит! Здесь часто бывают пожары: Застава горит!
Здесь ненависть оптом и скопом: Расправ пулемет! Здесь часто бывают потопы: Застава плывет! (М. Цветаева.)
1. 3 — С.
2. Ж — С.
3.Б — П.
4. Д - Т.
5. Все перечисленные звукотипы создают образ катастрофы.
Задание.
Определите лексико-грамматический разряд имен существительных: конкретное, отвлеченное.
1166.
Чем объясняется наличие ударения на втором слоге слова колыхнет?
Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шорох стаи журавлиной, — И в шуме листьев замер он.
Как море вешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день, — И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень. (Ф. Тютчев.)
1. Норма литературного произношения этого слова в XIX веке.
2. Индивидуально-авторское образование.
3. Рифма.
Объясните правописание глаголов.
1167.
Вставьте пропущенную букву в словах.
Легкий ветерок то пр..сыпался, то утихал: п..дует вдруг прямо в лицо и как будто разыграется, — все весело зашумит, закивает и задвижется кругом, грациозно закачаются гибкие концы пап..р..тников, — обрадуешься ему... но вот уж он опять замер, и все опять стихл.. . (И. Тургенев.)
1. А
2. О.
Произведите фонетический разбор слова легкий.
1168.
Установите, к какой части речи относится слово то в вышеприведенном тексте.
1. Частица.
2. Местоимение.
3. Союз.
Объясните правописание наречий.
1169.
Можно ли заменить слово задвижется словом задвигается в вышеприведенном тексте? Свой выбор обоснуйте.
1. Да.
2. Нет.
Каким членом предложения является слово всё?
1170.
Можно ли назвать индивидуально-авторскими единицами выделенные в стихотворении формы причастий?
Минута: мйнущая: минешь! Так мимо же, и страсть и друг! Да будет выброшено ныне ж — Что завтра б — вырвано из рук!
Минута: мерящая! Малость
Обмеривающая, слышь:
То никогда не начиналось,
Что кончилось. Так лги ж, так льсти ж. <...>
Минута: мающая! Мнимость
Вскачь — медлящая! В прах и в хлам
Нас мелящая! Ты, что минешь:
Минута: милостыня псам!.. (М. Цветаева.)
1. Индивидуально-авторские образования.
2. Общеупотребительные образования.
Назовите начальную форму глагола (инфинитив), от которого образованы причастия. Определите залог и время причастий.
1171.
Каким «тихим словом» развязана трагедия десяти лет?
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты. И стало снова
На душе и пусто и ясно. (А. Ахматова.)
1. Уходи!
2. Не люблю!
3. Прощай!
Объясните правописание безударных гласных в словах.
1172.
Какое слово является вершиной стихотворного текста, его кульминацией?
Проводила друга до передней. Постояла в золотой пыли. С колоколенки соседней Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово —
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо. (А. Ахматова.)
1. Проводила.
2. Брошена.
3. Цветок или письмо.
По толковому словарю установите значение слова в золотой (пыли).
1173.
Кому принадлежит своеобразный стихотворный месяцеслов?
Я в январе была подругой.
*
Памятным мне будет месяц вьюжный, Северный, встревоженный февраль.
Мне жаль, что ваше тело
Растает в марте, хрупкая Снегурка.
* Нежна апрельская прохлада.
* Как ты до мая доживешь?
1. М. Цветаева.
2. А. Ахматова.
3. О. Берггольц.
Объясните наличие запятой между определениями северный, встревоженный (февраль).
1174.
Почему слово нанять воспринималось как иностранное?
В 1924 году, говорят, из Владикавказа в Тифлис можно было проехать просто: нанять автомобиль во Владикавказе и по Военно-Грузинской дороге, где необычайно красиво. И всего 210 верст. Но в 1921 году самое слово «нанять» звучало во Владикавказе как слово иностранное. (М. Булгаков.)
1. Оно только осваивалось нерусскими во Владикавказе.
2. Оно использовалось в сочетании с новым словом автомобиль.
3. Оно меняло свою стилистическую окраску: из разговорного переходило в состав литературных единиц.
Задание. Просклоняйте имена числительные.
1175.
В каком значении употребил М. Ю. Лермонтов слово странною (любовью) в стихотворении «Родина»?
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам...
1. Не похожая ни на какие другие чувства любовь.
2. Страсть, захватывающая всего поэта.
3. Чувство, не объяснимое самим поэтом, неясное для него, непонятное ему.
Установите функции отрицательных частиц не и ни в этом отрывке.
1176.
О каком городе написал Ф. Глинка?
Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град!
1. Москва.
2. Новгород.
3. Владимир.
Используя толковый словарь русского языка, установите значение слов срединный, сердечный. В чем они схожи? А чем различаются?
1177.
В каком значении употребил А. С. Пушкин слово державное (теченье) в своей поэме?
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит...
1. Река, достойная столицы России — Петербурга.
2. Спокойное, важное, неторопливое.
3. Олицетворяющее державу — Российское государство.
Произведите синтаксический разбор этого предложения.
1178.
В прямом или переносном значении употребил А. С. Пушкин слово пастырь в стихотворении «Кавказ»?
...А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по злачным стремнинам. И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах...
1. Прямое значение — «пастух».
2. Переносное значение — «духовное лицо, имеющее приход».
Используя толковый словарь русского языка, установите значение слова по злачным (стремнинам). Возможна ли замена этого слова в данном тексте? Почему поэт использовал именно это слово?
1179.
Какую функцию выполняют музыкальные термины бас, тенор, дискант в повести А. П. Чехова «Степь»?
Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить.
1. Номинативная (для называния) функция.
2. Стилистическая функция.
3. Изобразительно-выразительная функция.
Произведите морфологический разбор всех союзов в данном тексте. Установите функцию тире.
1180.
Охарактеризуйте выделенное слово с точки зрения его исторического изменения.
Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, еще не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни... (И. Тургенев.)
1. Архаизм.
2. Историзм.
3. Неологизм.
Используя «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, установите значение слова ссечка.
1181.
В вышеприведенном тексте замените слово ссечки другим словом. Какое слово является более близким по смыслу?
1. Дорожки.
2. Просеки.
3. Вырубки.
Объясните, почему определения в данном тексте являются однородными.
1182.
Установите функцию выделенного слова в тексте.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. (М. Пришвин.)
2. Изобразительно-выразительная функция.
3. Стилистическая функция.
Произведите морфологический разбор слова кладовая (солнца).
1183.
Установите функцию тире в тексте.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. (М. Пришвин.)
1. Интонационное тире.
2. Тире в неполном предложении.
Определите, к какому лексико-грамматическому разряду относятся имена существительные.
1184.
Какую форму имени существительного чай следует использовать в тексте?
После ча.. я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. (М. Пришвин.)
1. Чаю.
2. Чая.
Просклоняйте имя существительное чай.
1185.
Установите, к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно... (М. Лермонтов.)
1. Разговорная.
2. Нейтральная.
3. Книжная.
4. Высокая.
Произведите морфологический разбор слова покрытую.
1186.
Установите значение слова выя в тексте.
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе;
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе?.. (Ф. Глинка.)
1. Спина.
2. Шея.
3. Хребет.
По толковому словарю русского языка установите значение слова пасынки.
1187.
Замените слова саженей и версты словами метров и километра. Изменится ли смысл сказанного?
Наши невысокие, отлогие холмы, на которые въезжаешь, почти их не замечая, подымающиеся много что на сто или полтораста саженей, и по скатам которых мы видим все одни и те же поля, леса, рощи, села и деревни, конечно, мало походят на высокие горы, вершины которых покрыты вечным снегом и льдом и, подымаясь на три, на четыре версты кверху, уходят далеко за облака. (К. Ушинский.)
1. Изменится.
2. Не изменится.
Объясните правописание глаголов и глагольных форм.
1188.
Существует ли в современном русском языке выражение из приведенного выше текста: подымающиеся много что на сто или полтораста...?
1. Существует.
2. Не существует.
Объясните постановку знаков препинания в этом тексте.
1189.
К какой лексике современного русского языка относятся слова в тексте?
Нельзя думать, что ты уже художник, если научился прикладывать к действительности пропускную бумагу и получать на ней точное изображение реального мира. Дело в том, что сама видимость реального мира не вполне передает нам его истинную сущность — и задача художника заключается в добавлении к видимости того, что не хватает ей до ее истинности, или в изменении ее. (А. Платонов.)
2. Книжная.
3. Нейтральная.
Выделите словообразовательные суффиксы книжного характера.
190.
Отметьте в тексте диалектное слово.
Утро на пряслинской усадьбе начиналось с птичьего гомона. Едва только из-за реки брызнут первые лучи солнца, как вся пернатая мелюзга, прижившаяся возле нового дома на угоре, принималась славить жизнь. На все голоса, на все лады. (Ф. Абрамов.)
1. Мелюзга.
2. Угор.
3. Гомон.
Замените выражение славить жизнь своим словом. Сравните тексты. Сделайте вывод о выразительности выражения в тексте и его замене.
1191.
К какой лексике относятся выделенные слова?
Село, значит, наше — Радово, Дворов, почитай, два ста. Тому, кто его оглядывал, Приятственны наши места. Богаты мы лесом и водью, Есть пастбища, есть поля. И по всему угодью Рассажены тополя. (С. Есенин.)
2. Диалектная.
3. Просторечная.
Произведите морфемный разбор слова водью. Общеупотребительное это слово или индивидуально-авторская единица?
1192.
Какие слова текста вступают в синонимические отношения?
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
Так по-детски,
Что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел... (В. Маяковский.)
1. Издергалась — разревелась.
2. Устал — не дослушал.
3. Шмыгнул — ушел.
Определите характер изобразительно-выразительных средств (тропов и фигур), использованных автором в этом тексте.
1193.
Какое слово текста является индивидуально-авторским неологизмом?
В смокинг вштопорен, Побрит, что надо, по гранд
по опере гуляю грандом. Смотрю
в антракте — красавка на красавице... (В. Маяковский.)
1. Вштопорен.
2. Грандом.
3. Красавка.
Выделите заимствованные слова. По словарю иностранных слов установите, из какого языка они заимствованы. Являются ли слова грандом, (по) гранд (по опере) омонимами?
1194.
Укажите разряд выделенных имен существительных.
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет? (Ф. Глинка.)
1. Собственное.
2. Нарицательное.
Просклоняйте имена существительные Царь-колокол, Царь-пушка.
1195.
Какое слово текста относится к устаревшим словам?
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы! (Ф. Глинка.)
1. Дворцы.
2. Посады.
3. Палаты.
4. Деревни.
Используя толковый словарь русского языка, установите значение слова палаты. Совпадает ли одно из значений со значением этого слова в тексте?
1196.
Чем объясняется использование слова красивость в тексте А. С. Пушкина?
Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость.
1. Рифма.
2. Размер стиха.
3. Значение слова.
4. Стилистическая функция.
Объясните отличие слов красота и красивость с точки зрения разных уровней языковой системы.
1197.
Каково значение слова потешных в вышеприведенном тексте?
1. Забавные.
2. Смешные.
3. Связанные с военными зрелищами.
4. Связанные с парадами, в которых принимали участие дети.
Используя толковый словарь современного русского языка, отметьте разные значения этого слова. Какое значение является наиболее употребительным в современном русском языке?
1198.
К одному или разным спряжениям относятся глаголы двигать, дышать, использованные В. А. Жуковским?
Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?
1. Глаголы I спряжения.
2. Глаголы II спряжения.
3. Глаголы разных спряжений.
Назовите эпитеты. Какую функцию они выполняют?
1199.
Установите стиль текста.
Осень освобождала крестьянина от земледельческих работ, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему — загадыванию загадок. (Г. Науменко.)
1. Публицистический.
2. Научный.
3. Художественный.
4. Деловой.
Подумайте, можно ли данный текст отнести к научному стилю.
1200.
Какая форма слова является устаревшей в современном русском языке?
Всем любиться в свете должно, И в семнадцать лет не можно
Сердцу без другого жить.
Что же делать? Где искать?
И кому люблю сказать? (Н. Карамзин.)
1. Любиться.
2. Должно.
3. Не можно.
4. Все три формы являются устаревшими.
Вопросительные предложения разберите как простые предложения.
1201.
Установите тип текста.
Древние египтяне фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью, однако ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, нам не известен.
Египтяне украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Но ни на Сфинксе, ни в его храме упоминаний о Хафре нет.
В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов, но никто из них не упоминает о Сфинксе. Спрашивается: что за многовековой заговор молчания?
В III веке до н. э. греки составили список «семи чудес света». В этот список, как правило, включались египетские пирамиды, но, странное дело, Сфинкс — никогда.
И наконец: исследования техники обработки камня в Древнем Египте показали, что во времена правления Хафры обработка скал еще была неизвестна, своего расцвета она достигла только во времена XVIII династии. Именно в это время превращение громадной глыбы известняка в замечательную статую Сфинкса было вполне реальным. (А. Войцеховский.)
1. Повествование.
2. Описание.
3. Рассуждение.
Выпишите из текста слова иностранного происхождения.
1202.
Какой частью речи являются выделенные слова?
Ах, не с того ли за селом
Так плачет жалостно гармоника:
Таля-ля-ля, тили-ли-гом
Висит над белым подоконником. (С. Есенин.)
1. Междометие.
2. Звукоподражание.
3. Наречие.
Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова подоконником.
1203.
Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля — Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.(Акад. Н. Басов.)
2. Деловой.
3. Научный.
Выпишите слова иноязычного происхождения, запомните их написание. Установите, к какой сфере человеческих знаний они относятся.
1204.
Чем объясняется употребление автором слова сожигая вместо сжигая?
Предание гласило, будто бы трое старцев из лесов олонецких, с озера Толвуя, по разорении тамошних скитов никонианами, следуя за чудотворной иконой Божьей Матери, шедшей по воздуху, пришли в те места, поставили малую хижину там, где икона опустилась на землю, и начали жить пустынным житием... и, сожигая лес по кряжам, сеять под гарью. (Д. Мережковский.)
1. Стилистическая функция (средство исторической стилизации).
2. Ритмика и мелодика текста.
3. Контекст, в целом церковно-славянский по своему содержанию.
Выделите слова, церковно-славянские по происхождению. Установите их функцию в данном тексте (стилистическая, номинативная, художественная).
1205.
С какой целью использовал В. Хлебников однокоренные слова в этом тексте?
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что
смеятельствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных —
смех усмейных смехачей!
1. Экспрессивное изобразительно-выразительное средство.
2. Средство сатиры.
3. Средство пародии.
Установите способы образования различных слов, включающих в себя корневую морфему -смей-/-смех-.
1206.
Как интонация связана со смысловыми особенностями
текста?
Здесь матери, дитя заспав...
— Мосты, пески, кресты застав! — Здесь, младшую купцу пропив, Отцы... — Кусты, кресты крапив... — Пусти. — Прости. (М. Цветаева.)
1. Понижением или повышением тона.
2. Сменой интонации.
3. Паузами.
4. Всеми средствами интонации.
Восстановите текст на месте многоточия. О чем умолчал автор?
1207.
Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительного средства?
Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мертвому — дроги, Каждому — свое.
Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое. (М. Цветаева.)
1. Односоставное неполное предложение.
2. Двусоставное неполное предложение.
3. Простое полное предложение.
Разберите простые предложения по членам предложения.
1208.
Какое слово употребил поэт в словосочетании со словом язык? Почему?
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой ... язык
Как что-то близкое, родное. (И. Никитин.)
1. Убийственный.
2. Таинственный.
3. Единственный.
Установите функции союза и в тексте.
1209.
Установите лексико-грамматический разряд слова язык в вышеприведенном тексте.
1. Конкретное.
2. Отвлеченное.
3. Собирательное.
Произведите фонетический разбор слова язык.
1210.
Чем является выделенная запятыми синтаксическая единица текста?
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид... (А. Пушкин.)
1. Приложение.
2. Обращение.
3. Вводная конструкция.
Объясните постановку запятой между определениями.
1211.
Установите значение слова полнощная в тексте А. С. Пуш-
Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царский дом...
1. Русская царица.
2. Северная царица.
3. Ночная царица.
Установите стилистическую функцию слова дарует.
1212.
Какова основная мысль текста?
Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя, — то сеет на землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжет в небе яркое солнце и в час растопит пуховые цветы на темных сучьях деревьев. Журчат ручьи, выбиваясь из-под сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая к земле, подмытый снег. Все глубже и шире с каждым днем голубые прорезы неба между серой массой встревоженных облаков, — и когда смотришь в эти бездонные ямы небес — жизнь становится легче, праздничней. Первые весенние цветы расцветают в душе, а потом уже — в полях. (М. Горький.)
1. Весна пробуждает духовные силы человека.
2. Человек и природа едины.
3. Природа — мастерская, а человек в ней работник.
Выделите эпитеты. Установите их характер (постоянные, индивидуально-авторские).
1213.
Какими языковыми средствами автор передает алогизм ситуации?
Волки двинулись с горы.
Наум уже развернулся, крикнул:
— Ну, што ты?!
Иван выскочил из саней, насилу втолкал коня в оглобли... Упал в сани...
Наум был уже далеко.
— Грабю-ут! — заполошно орал он, нахлестывая коня. Волки серыми комками податливо катились с горы, наперерез подводам. — Грабю-ут! — орал Наум.
«Что он, с ума сходит? — невольно подумал Иван. — Кто кого грабит?» (В. Шукшин.)
1. Прямая речь.
2. Экспрессивно окрашенная речь.
3. Лексическая единица грабю-ут, которую герой использовал по отношению к настигающим его волкам.
Отметьте разговорные и просторечные слова, формы, синтаксические конструкции. Назовите признаки, которыми различаются разговорные и просторечные единицы.
1214.
Как называется прием использования однокоренных слов в стихотворении М. Цветаевой?
Друг! Не кори меня за тот Взгляд, деловой и тусклый, Так вглатываются в глоток: Вглубь — до потери чувства!
Так, в ткань врабатываясь, ткач Ткет свой последний пропад. Так дети, вплакиваясь в плач, Вшептываются в шепот.
Так вплясываются... (Велик Бог — посему крутитесь!) Так дети, вкрикиваясь в крик, Вмалчиваются в тихость.
Так жалом тронутая кровь Жалуется — без ядов! Так вбаливаются в любовь: Впадываются в: падать.
1. Повтор однокоренных слов.
2. Тавтология.
Произведите морфемный разбор однокоренных слов.
1215.
Из скольких смысловых частей состоит стихотворение
М. Цветаевой?
— На дне она, где ил И водоросли... Спать в них Ушла, — но сна и там нет! — Но я ее любил, Как сорок тысяч братьев Любить не могут! — Гамлет! На дне она, где ил: Ил!.. И последний венчик Всплыл на приречных бревнах... — Но я ее любил, Как сорок тысяч... — Меньше Все ж, чем один любовник. На дне она, где ил. — Но я ее — любил?
1. Пять частей.
2. Три части.
3. Две части.
Прокомментируйте, как разными знаками препинания автор передает сменяющиеся чувства героя.
1216.
Какой прием использовала М. Цветаева в своем стихотворении?
Вчера еще в глаза глядел, А нынче — все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
И слезы ей — вода, и кровь — Вода, — в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха — Любовь: Не ждите ни суда, ни милости.
1. Антитеза.
2. Сравнение.
3. Уточнение.
Установите функции тире.
1217.
Установите жанр текста.
31 июля
Приехать в Петербург тоже хочется и в Аполлоне побывать! Но крестьяне обещали уничтожить Слепневскую усадьбу 6 августа, потому что это местный праздник и к ним приедут «гости». Недурной способ занимать гостей. Я хожу дергать лен и пишу плохие стихи. (А. Ахматова.)
1. Дневниковые записи.
2. Письмо.
3. Воспоминания.
Объясните употребление прописных букв.
1218.
Августа 5-го дня 1921 г. В Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией, Горохова, 2
По дошедшим до издательства «Всемирная литература» сведениям, сотрудник его, Николай Степанович Гумилев, в ночь на 4 августа 1921 года был арестован. Принимая во внимание, что означенный Гумилев является ответственным работником в издательстве «Всемирная литература» и имеет на руках неоконченные заказы, редакционная коллегия просит о скорейшем расследовании дела и при отсутствии инкриминируемых данных освобождения Н. С. Гумилева от ареста.
Председатель редакционной коллегии Секретарь
1. Деловой.
2. Публицистический.
4. Художественный.
Произведите морфемный разбор всех форм причастий, встретившихся в этом тексте.
1219.
Установите жанр произведения.
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить...
Но, Боже, как их замолчать заставить! (А. Ахматова.)
1. Элегия.
2. Эпиграмма.
3. Эклога.
Произведите морфологический разбор (как часть речи) собственных имен существительных.
1220.
Какой из трех эпиграфов использовала А. Ахматова к «Полночным стихам»?
Вместо посвящения
По волнам блуждаю и прячусь в лесу, Мерещусь на чистой эмали, Разлуку, наверно, неплохо снесу, Но встречу с тобою — едва ли.
Лето 1963
1. Только зеркало зеркалу снится, Тишина тишину сторожит...
Решка
2. Ты опять со мной, подруга осень!
Ин. Анненский
3. Против воли я твой, царица, берег покинул.
«Энеида», Песнь 6
Произведите синтаксический разбор предложения.
1221.
Кому посвятила стихи А. Ахматова?
И сердце то уже не отзовется На голос мой, ликуя и скорбя. Все кончено... И песнь моя несется В пустую ночь, где больше нет тебя. 1953
1. М. Зощенко.
2. Б. Пастернак.
3. Н. Лунин.
Выделите простые предложения. Разберите их по членам предложения.
1222.
К какой лексике относится слово песнь в вышеприведенном тексте?
1. Устаревшая.
2. Общеупотребительная.
3. Терминологическая.
Произведите морфологический разбор слова кончено.
1223.
Как-то, во время первой беседы, Ахматова обратилась ко мне и с веселым любопытством спросила: «А вы думали, Ахматова такая?» Я ответил совсем искренно: «Да, такая». Но, может быть, я был бы еще правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Да, я знал, что встречу в первый и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта. Но из Англии писали, что Ахматова уже не та, надломленная, больная... Там ее видели на пьедестале, надменной, неприступной. А передо мной предстал не только великий поэт, но и замечательный, необыкновенный, великий человек. Великий в своей простоте. (Н. Струве.)
1. Путевые заметки.
2. Эпистолярный жанр.
3. Воспоминание.
Передайте текст от 3-го лица, сохранив в своей речи слова книжные, высокие, слова с повышенной стилистической окраской.
1224.
В 4 часа дня служащий Ежиков предстал перед кассиром и получил от него один свеженький хрустящий червонец, один червонец потрепанный с желтым пятном, шесть великолепных разноцветных дензнаков и сизую бумагу большого формата. (М. Булгаков.)
2. Художественный.
3. Публицистический.
Установите функцию определений в данном тексте (номинативная, стилистическая, художественная). Какие определения являются эпитетами? Почему?
1225.
О ком в своих стихах пишет Ф. И. Тютчев?
В нем не было ни лжи, ни раздвоенья — Он все в себе мирил и совмещал, С каким радушием благоволенья Он были мне Омировы читал...
1. В. А. Жуковский.
2. П. А. Вяземский.
3. А. С. Пушкин.
Объясните правописание слов раздвоенья, благоволенья в XIX веке и в современном русском языке.
1226.
Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении?
О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова. (А. Чехов.)
1. Олицетворение.
2. Метафора.
3. Эпитет.
Произведите морфемный разбор слова необъятной.
1227.
Установите стиль отрывка из повести А. П. Чехова «Степь».
А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.
3. Деловой.
4. Научный.
Произведите синтаксический разбор простых предложений.
1228.
Определите тип текста.
Море с голой степью говорило: «Это ты меня солончаками И полынью горькой отравила, Жарко дуя жесткими песками!
Я ли не господняя криница?
Да не пьет ни дикий зверь, ни птица
Из волны моей солоно-жгучей,
Где остался твой песок летучий!» (И. Бунин.)
1. Рассуждение.
3. Повествование.
Передайте содержание поэтического текста прозой, заменив прямую речь косвенной.
1229.
Установите жанр устного народного творчества.
Близко ли, далеко ли, Низко ли, высоко ли Вы, мои подруженьки, Летите стадами, Летите стадами За синими морями. Ой, листьё — цветьё вянет. Дубравушка шумит, Дубравушка шумит, Мне лететь не велит — Сизым соколом крылка, Ой, поранена, болит.
1. Песня.
2. Плач.
3. Заклинание.
Выделите эпитеты и метафору в этом тексте.
1230.
Установите функцию выделенных слов в тексте. С какой целью они использованы?
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:
— Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов да
жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, кликать — звать. (Русская народная сказка.)
1. Средство исторической стилизации.
2. Средство лирической поэтизации.
3. Средство изображения реальной действительности.
Задание. Установите значение слов куликов и жаворонков в этом тексте.
1231.
В каком значении употреблено слово талица в вышеприведенном тексте?
1. Таяние снегов.
2. Оттепель.
3. Талая вода.
Прокомментируйте различие слов звать, кликать.
1232.
НАСЕКОМОЯДНЫЕ ЗВЕРИ
К этой группе млекопитающих нашей фауны относятся ежи, кроты и землеройки. Все они обладают довольно ограниченными умственными способностями, так что вряд ли подходят в качестве комнатных «друзей» зоолюбителя, но как объекты наблюдений и изучения могут представлять интерес. (В. Гусев.)
3. Научно-популярный.
Почему слово друзей автор взял в кавычки?
1233.
Вспомним, сколько раз в своей жизни мы принимали решения сами, а сколько будто и не мы говорим, а вместо нас наша соседка, наша подруга, наш знакомый... Конечно, ум хорошо, а два лучше, но почему мы так доверчиво слушаем и подчиняемся всем вокруг? И почему так мало ценим свой ум? (3. Крылова.)
1. Художественный.
Выделите фразеологизмы, устойчивые словосочетания.
1234.
Грибы любят песчаные почвы, сосняки, но встречаются в ельниках и смешанных лесах. Не все умеют отличать сморчки от строчков.
Сморчки имеют полную симметрию с несколько пирамидальной шляпкой — у конического и округлой — у обыкновенного.
Строчок же представляет собой какую-то бесформенную мозго-видную шляпку со всевозможными извилинами и шишковидными выпуклостями. (Ю. Новиков.)
К собственным или нарицательным относятся имена существительные сморчки, строчки?
1235.
Определите размер стиха.
Барка жизни встала На большой мели. Громкий крик рабочих Слышен издали. Песни и тревога На пустой реке. Входит кто-то сильный В сером армяке.
Руль дощатый сдвинул,
Парус распустил
И багор закинул,
Грудью надавил.
Тихо повернулась
Красная корма,
Побежали мимо
Пестрые дома.
Вот они далёко
Весело плывут.
Только нас с собою,
Верно, не возьмут. (А. Блок.)
1. Ямб.
2. Хорей.
3. Анапест.
Установите значение слова армяк. Совпадает ли это значение со значением, данным в толковом словаре?
1236.
Определите тему текста.
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. (С. Есенин.)
1. Тема природы.
2. Тема любви к своей Родине.
3. Тема Руси — России.
Прокомментируйте, почему поэт слово родина написал со строчной буквы, а слово Русь — с прописной.
1237.
Определите жанр текста.
Судьба дала мне возможность близко знать Горького в самые различные периоды его жизни. Выходец из нижних социальных слоев России, Алексей Максимович Пешков, переименовавший себя в Максима Горького, был «мальчиком» при магазине, посудником на пароходе, статистом в ярмарочном бараке, пильщиком, грузчиком, пекарем, садовником, весовщиком и сторожем на железнодорожных станциях. (Ю. Анненков.)
1. Очерк.
2. Рассказ.
3. Эссе.
Установите, слова какой тематической группы являются основой текста. Назовите слова, являющиеся приложениями.
1238.
Какие эпитеты использовал Н. Гумилев в этом тексте?
Город, как голос наяды, В призрачно-светлом былом, Кружев узорней аркады; Воды застыли стеклом...
Лев на колонне, и ярко Львиные очи горят, Держит Евангелье Марка, Как серафимы, крылат.
1. Индивидуально-авторские эпитеты.
2. Постоянные эпитеты.
Установите характер синтаксических единиц, начинающихся с союза как. Объясните их обособление в тексте.
1239.
Назовите главное слово текста.
Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову. Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой. (Б. Пастернак.)
1. Человек.
2. Язык.
3. Музыка.
Сформулируйте основную мысль текста, перескажите текст своими словами.
1240.
Какой стилистический прием использует В. Маяковский?
Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. Дайте руку! <...> Стиснул? Больно? Извините, дорогой. <...> Мне при жизни с вами сговориться б надо. Скоро вот и я умру и буду нем. После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ.
1. Книжные слова — в разговорных конструкциях.
2. Внутренний монолог как средство иронии.
3. Прямая речь — обращение к классику.
Отметьте слова, принадлежащие к лексике этикета. Продолжите этот ряд слов.
1241.
Установите характер текста.
И это он, человек, всегда во все дни трагедий, страданий, мук — упрямо верующий в победу новых добрых начал над старыми и злыми, это он, непобедимый ничем, соединил нас здесь для дружеской человеческой беседы.
Пойдем же к человеку, который и грязно, и много грешен, но — искупает грязь и грех величайшими, невыносимыми страданиями.
Можем ли мы создать атмосферу, в которой человеку дышалось бы легче?
И можем, и должны. (М. Горький.)
1. Эмоционально окрашенный.
2. Экспрессивно окрашенный.
Замените монологическую речь диалогической.
1242.
Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл текста?
Все чувства могут привести к любви: благоговение, дружба, страх, даже презрение.
Да, все чувства... исключая одного: благодарности.
Благодарность — долг; всякий честный человек платит свои долги... но любовь — не деньги. (И. Тургенев.)
1. «От ненависти до любви — один шаг».
2. «Любовь — не деньги».
3. «Благодарность — не любовь».
Объясните употребление двоеточия, многоточия, тире в этом тексте.
1243.
Какое основное изобразительно-выразительное средство использовал автор?
Солнце садилось. Снег становился алым, затем багровел — и надолго переходил в розоватый, мягкий, с сумеречным наплывом.
И пришло ощущение, которое подстерегает без причины и не угадаешь где. (В. Маканин.)
1. Звукопись.
2. Цветопись.
3. Эпитеты.
Установите функции союза и в этом тексте.
1244.
Установите тип вышеприведенного текста.
4. Описание с элементами повествования.
Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
1245.
Наверное, многие из нас слышали малопонятный термин, который часто упоминается в связи с именем знаменитого Эйнштейна: теория единого поля. Разработать эту теорию — то есть доказать математически, что нет отдельно магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Такова официальная точка зрения, прочно утвердившаяся в истории науки: мечтал, но не успел... Но есть и другие. (М. Ветрова.)
1. Научный.
2. Научно-художественный.
4. Научно-публицистический.
5. Научно-популярный.
Выделите научные термины и установите, к какой сфере знаний они относятся. Какими признаками термин отличается от общеупотребительного слова?
1246.
Какой троп (оборот речи) используется чаще других?
По темному небу, покрытому тучами, точно наперегонки, бежали отдельные белесовато-серые облака. Пора подумать о возвращении на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зарослей, я остановился, чтобы в последний раз взглянуть на озерцо. Точно разъяренный зверь на привязи, оно металось в своих берегах. Сильный ветер гнал воду к устью речонки, вследствие чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину. Мы двинулись в сторону, но протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево. Мы решили разойтись в поисках пути. (По В. Арсеньеву.)
3. Метафора.
Задания.
1. Установите, какое слово в тексте является чужеродным, а потому лишним. Какого происхождения это слово?
2. Выпишите все наречия, произведите их морфемный разбор и объясните правописание.
1247.
Установите жанр поэтического произведения.
Синее небо, цветная дуга, Тихо степные бегут берега, Тянется дым, у малиновых сел Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив, Грезит над озером рыжий овес, Пахнет ромашкой и медом от ос.
Край мой! Любимая Русь и Мордва! Притчею мглы ты, как прежде, жива. Нежно под трепетом ангельских крыл Звонят кресты безымянных могил... (С. Есенин.)
2. Поэма.
3. Стихотворение.
Отметьте примеры эпитетов, метафоры, олицетворения.
1248.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве. (По А. Чехову.)
2. Художественно-публицистический.
3. Обиходно-бытовая речь.
4. Литературное просторечие.
1. Определите типы сложных предложений, а также типы придаточных в структуре сложноподчиненных предложений.
2. Напишите текст под диктовку, сделайте работу над ошибками.
ОТВЕТЫ
1165 — 5 1166 — 3 1167 — 2 1168 — 3 1169 — 2 1170— 1 1171 — 3 1172 — 2 1173 — 2 1174 — 2 1175 — 3 1176 — 1 1177 — 2 1178— 1 1179 — 3 1180 — 2 1181 — 2 1182 — 2 1183 — 2 1184 — 2 1185 — 2 1186 — 2 1187— 1 1188 — 2 1189 — 2 1190 — 2 1191 — 3 1192 — 3 1193 — 1 1194 — 1 1195 — 2 1196 — 1 1197 — 3 1198 — 3 1199 — 3 1200 — 4 1201 — 3 1202 — 2 1203 — 3 1204 — 3 1205 — 1 1206 — 4 1207 — 2 1208 — 2 1209 — 2 1210 — 1 1211 — 1 1212 — 2 1213 — 3 1214 — 2 1215 — 2 1216— 1 1217 — 2 1218— 1 1219 — 2 1220 — 1 1221 — 3 1222 — 1 1223 — 3 1224 — 2 1225 — 1 1226 — 1 1227 — 2 1228 — 3 1229 — 2 1230 — 1 1231 — 2 1232 — 3 1233 — 3 1234 — 2 1235 — 2 1236 — 2 1237 — 1 1238 — 1 1239 — 2 1240 — 3 1241 — 1 1242 — 2 1243 — 2 1244 — 4 1245 — 5 1246 — 1 1247 — 3 1248 — 1 1249 — 2 1250 — 2 1251 — 2 1252 — 1 1253 — 3 1254 — 2 1255 — 3 1256 — 5 1257 — 2 1258 — 1 1259 — 3 1260 — 1 1261 — 1 1262 — 2 1263 — 1 1264 — 2 1265 — 3 1266 — 2 1267 — 3 1268 — 3 1269 — 2 1270 — 2 1271 — 3 1272 — 3 1273 — 2 1274 — 2 1275 — 2 1276 — 3 1277 — 1 1278 — 2 1279 — 2 1280 — 1А, 2Б 1281 — 2 1282 — 1 1283 — 2 1284 — 2 1285 — 2 1286 — 3 1287 — 3