Вопрос №189 Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения Индивид Человек + Личность Гражданин Маргинал Вопрос №190 Уважительное отношение к властям и верность действующим законам и порядкам Маргинальность Толерантность Легитимность Конформизм + Лояльность Вопрос №191 Промежуточное, пограничное состояние индивида или группы индивидов, оторванных от привычной среды и образа жизни Толерантность Лояльность Легитимность + Маргинальность Конформизм Вопрос №192 Лицо, выступающее в качестве источника первичной социологической информации + Респондент Эксперт Гражданин Корреспондент Свидетель Вопрос №193 Всенародное голосование по какому-то конкретному важному Вопросу государственной жизни Реформа Революция Модернизация Выборы + Референдум Вопрос №194 Преобразование какой-либо сферы жизни общества, не затрагивающее основ социальной системы + Реформа Референдум Революция Модернизация Выборы Вопрос №195 Процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества Институцализация Идентификация Десоциализация + Социализация Воспитание Вопрос №196 Терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям + Толерантность Воспитание Образование Лояльность Этноцентризм Вопрос №197 Общество прямо или косвенно является объектом изучения: + практически для всех общественных и некоторых гуманитарных дисциплин только социологии социологии и политологии социологии и истории социологии и философии Вопрос №198 Идею теории среднего уровня выдвинул: Т. Парсонс. Дж. Мид + Р.Мертон Г. Гарфинкель Н. Луман Вопрос №199 Кто из следующих авторов делит социологию на социальную статику и социальную динамику: П.Сорокин Э.Дюркгейм Г.Спенсер + О.Конт М.Вебер Вопрос №200 Основоположником социологии является: Э. Дюркгейм К.Маркс М. Вебер + О. Конт Г.Спенсер Вопрос №201 Идея социальной солидарности принадлежит: + Э.Дюркгейму К.Марксу Г.Тарду О. Конту З.Фрейду Вопрос №202 Общество это: + социальная, социетальная и социокультурная система социетальная система социальная система социокультурная система социетальная и социальная система Вопрос №203 Процесс сокращения или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп – это + Депривация Десоциализация Институционализация Социальный контроль Этноцентризм Вопрос №204 По политическому критерию можно выделить следующий тип общества: + демократическое простое сложное феодальное открытое Вопрос №205 К.Маркс обосновал типологию общества по этническому составу + по способу производства и форме собственности по степени социальной дифференциации по соотношению социального контроля и свободы индивида по политическому критерию Вопрос №206 Усовершенствование, изменение, которое делает общество соответствующим современным требованиям это: революция + модернизация реформа прогресс эволюция. Вопрос №207 Функции социальных институтов: интегративная воспроизводства общественных отношений регулятивная коммуникативная + все перечисленные функции Вопрос №208 Кто из перечисленных авторов ввел термин «социальная стратификация»: Э.Дюркгейм П.Бурдье + П.Сорокин М.Вебер П.Лавров Вопрос №209 Ядром социальной структуры согласно марксистской теории являются: социальные слои + классы социальные группы социальные общности отдельная личность Вопрос №210 Понятие «страта» означает: + слой диспозиция класс группа ориентация Вопрос №211 Согласно взглядам П.Сорокина социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице: на одном и том же социальном уровне (горизонтально) + по вертикали и горизонтали вверх и вниз (вертикально) только вверх только вниз Вопрос №212 Целевая природа, то есть средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради цели, является характерной чертой: + социальной организации социальной страты социальной группы социальной структуры социальной общности Вопрос №213 Для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей употребляется понятие: индивид личность + человек гражданин маргинал Вопрос №214 Первичным агентом социального взаимодействия и социальных отношений является: + личность общество государство род социальная группа Вопрос №215 Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных и психологических черт человечества является: личность + индивид человек разумный человек умелый человек Вопрос №216 Понятие «личность» включает в себя: + итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств всеобщие человеческие качества и способности социальные и психологические черты человечества: разум, волю, потребности, интересы конкретного человека гражданина Вопрос №217 Социологический подход к изучению личности выделяет: темперамент характер волевые качества способности + социально-типическое Вопрос №218 Личность как субъект социальных отношений характеризуется: + автономностью, определенной степенью независимости от общества. целостностью социальных качеств человека активной предметной деятельностью саморегуляцией социального поведения полной зависимостью от общества. Вопрос №219 Конкретное место, которое данный индивид занимает в данной социальной системе, называется: + социальный статус социальная роль социальное положение диспозиция личности личная независимость Вопрос №220 В основе теории стратификации лежат объединения людей: + в социальные слои в группы и противопоставляемые им по статусным признакам другие группы в классы в общества в государства Вопрос №221 Методологической основой для формирования теории социальной мобильности служит теория: социальных общностей эмпирических социальных исследований социальных изменений + социальной стратификации личности Вопрос №222 Социальная мобильность это: изменение престижа профессии изменение власти изменение степени открытости общества изменение религиозных позиций + изменение индивидом или группой социального статуса Вопрос №223 Социальная организация возникает на основе: + разделения труда и его специализации по функциональному признаку изменения индивидом своего социального статуса изменение степени открытости общества социальной общности столкновения противоположных позиций, мнений Вопрос №224 Этнос это: + социальная общность социальная организация коллектив социальный институт социальная группа Вопрос №225 Основные составные элементы этноса это: классы, слои, группы страта, раса, коллектив семья, государство, партия + племя, народность, нация общественные, профессиональные, творческие союзы Вопрос №226 Девиантное поведение это: + отклоняющееся поведение преступное поведение уклонение от закона сознательное игнорирование закона отклонение от социального стандарта Вопрос №227 В классификацию девиантного поведения входят следующие типы: бунт инновация ритуализм ретритизм + все перечисленные типы Вопрос №228 Средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы, это: + санкции формальный контроль неформальный контроль нормы законы Вопрос №229 Особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка это: социальные нормы санкции убеждение + социальный контроль наказание Вопрос №230 К институциональным механизмам защиты неравенства относятся: институт собственности различия в культуре образование политика + все перечисленное Вопрос №231 Социальный институт это: совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности; + относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которой организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений; объединение людей совместно реализующих интересы, программы, цели на основе определенных норм и правил совокупность людей имеющих общий социальный признак; группа людей, которые занимают различное место в системе общественного разделения труда. Вопрос №232 Отсутствие законов и норм, регулирующих социальные отношения это: интеракция анархия + аномия кризис конфликт Вопрос №233 Социальная структура это: набор элементов, составляющих социальные связи; + совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов; столкновение противоположных целей, позиций, мнений; устойчивая связь элементов в социальной структуре; социальные связи. Вопрос №234 Социальные институты дают основания для предположения, что: определенная потребность будет удовлетворена в любом случае; потребность будет удовлетворена в определенном случае; не имеет смысла стремиться к удовлетворению потребностей; + потребность будет удовлетворена на качественном уровне; потребность может быть не удовлетворена. Вопрос №235 Какая из ниже перечисленных черт является отличительной для образования, как социального института: + постоянные и глубокие взаимодействия между участниками этой связи; спорадические, случайные связи; отсутствие регламентации прав и обязанностей; отсутствие специально подготовленных людей для передачи знаний; отсутствие строгого контроля над взаимодействием участников социальных связей. Вопрос №236 Высокой эффективности институтов способствует: высокий уровень личной ответственности; материальная заинтересованность; моральная заинтересованность; + разделение труда и профессионализации; санкции Вопрос №237 Главные преимущества социального института: спорадичность, непредсказуемость; возможность эксперимента; случайность, спонтанность; хаотичность, нестабильность. + предсказуемость, надежность, регулярность; Вопрос №238 Институциональный аспект социальной жизни означает: периодический, нерегулярный; регулярный, изменяющийся; + утвердившийся, отлаженный, регулярный; неизменный, застывший; все вышеперечисленное. Вопрос №239 Институт основывается прежде всего на: едином уровне потребностей; взаимном интересе; обмене опытом + социальном регулировании взаимоотношений. социальном регулировании обязанностей; Вопрос №240 К главным социальным институтам можно отнести: деньги; банки; + образование; политические партии; религиозные секты Вопрос №241 Социология это: + наука об общих и специфических законах и закономерностях развития общества наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления; общественная наука о закономерностях, путях и формах возникновения и развития политических явлений; наука об обществе и общественных отношениях; наука, изучающая прошлое человечества. Вопрос №242 Объектом социологии являются: + социальная реальность; экономические и социальные процессы, происходящие в обществе; поведение людей в обществе в зависимости от их социальной принадлежности; социум, то есть общество как целостная система и процессы, происходящие в нем. объективная реальность, данная нам в ощущениях. Вопрос №243 Социология как самостоятельная наука возникла: в 16 веке в 18 веке; + в 19 веке; в 20 веке; в начале 21 века; Вопрос №244 Первым специальным трудом по социологии является: «Государь» Н.Макиавелли; «Капитал» К.Маркса; «Политика» Аристотеля; + «Курс позитивной философии» О.Конта; «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса. Вопрос №245 Социальная жизнь общества – это: + отношения между общностями людей (классами, коллективами, стратами); политические отношения экономические отношения; поведение людей в различных ситуациях; отношения, складывающиеся в духовной сфере жизнедеятельности общества. Вопрос №246 Первым направлением в социологии был: материализм; + позитивизм; идеализм; субъективизм; функционализм. Вопрос №247 За революционный путь развития общества выступал: П.Сорокин; М.Вебер; + К.Маркс; О.Конт; Э.Дюркгейм Вопрос №248 П.А.Сорокин является автором одной из следующих концепций: диалектического материализма; исторического материализма; теории культурно-исторических типов общества; + социальной стратификации и социальной мобильности; субъективного идеализма. Вопрос №249 Самостоятельным направлением эмпирическая социология стала: в СССР; в Российской Федерации; в Германии; + в США; в Китае. Вопрос №250 Общество это: + это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия; большая группа людей, проживающих на одной территории и говорящих на одном языке; совокупность людей, проживающих в одной стране; совокупность людей, объединенных общими интересами; любое объединение двух и более людей. Вопрос №251 Революция - это: частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, постепенные преобразования, не затрагивающие основ существующего строя; смена политического режима; + коренной качественный переворот в развитии общества, способ смены одной социально-экономической системы другой, более прогрессивной; переворот, совершенный группой лиц, объединенных в какую-либо партию; переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому строю; Вопрос №252 Системный подход к изучению общества означает: + изучение общества в структурном, функциональном и динамическом ракурсах; изучение общества в экономическом аспекте; изучение общества в социальном аспекте; изучение общества в политическом аспекте; все вышеперечисленное Вопрос №253 Принцип поведения личности, основанной на мировоззренческих установках, социальных ценностях, нормах, идеалах, готовности к действию называется: + жизненной позицией; самосознанием; самоанализом; саморегуляцией; самоконтролем. Вопрос №254 Два компонента (социальные связи и социальный состав) объединяет в себе: + социальная структура; социальная система; общество; государство; статус. Вопрос №255 Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году: Б.Барбером; А Туреном; Л.Уолнером; + П.Сорокиным; Р.Дарендорфом Вопрос №256 Развитие бюрократии как положительную перспективу исторического процесса доказывал: Т.Парсонс; А.Голднер; + М.Вебер В.Ядов; А.Пригожин. Вопрос №257 Девиантное поведение представляет собой: + массовые формы деятельности, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся нормам; противоречие общественного развития; противоречие между физическим и умственным трудом; неполную адаптацию развивающейся системы; цепь случайных фактов. Вопрос №258 Люди, имеющие схожие, одинаковые задачи, функции, обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки объединяются: в культурные общности; + в социальные общности; в экономические общности; в этнические общности; в политические общности. Вопрос №259 Устойчивость связей в общности, так или иначе зависит от: + эффекта, который дает индивиду общность; материальной заинтересованности; принуждения; привычки стремление человека стать членом общности. Вопрос №260 Бегство индивида из общества (бродяги, алкоголики, наркоманы) объясняется: отсутствием государственной программы помощи указанным категориям + неудачами в стремлении достигнуть цели законодательными средствами; недостатками школьного образования; генетической предрасположенностью индивида; стремлением самоутвердиться. Вопрос №261 Произведение «Курс позитивной философии» принадлежит: + О.Конту; Дж.Локку; Ф.Гегелю; К.Марксу; Э.Дюркгейму. Вопрос №262 Стандартизированная форма осуществления социальной функции для поддержания общественного воспроизводства и удовлетворения какой-либо фундаментальной потребности: социальная структура; социальный статус; + социальный институт; социальная организация; социальная роль. Вопрос №263 Исторически сложившаяся на определенной территории социально-этническая общность, которой присущи устойчивое единство экономической жизни, языка, стабильные особенности культуры и психологии это – + Нация Народность Этнос Племя Род Вопрос №264 Изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества, называется: + мобильность; маргинальность; девиантность; делинквентность; престижность Вопрос №265 Индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности и неспособный адаптироваться к новой социокультурной среде, это: личность; человек; девиант; + маргинал; безработный. Вопрос №266 Социологическое исследование включает этапы: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; подготовка собранной информации к обработке; анализ обработанной информации; + все перечисленное Вопрос №267 К методам сбора первичной социологической информации относятся: опрос; наблюдение; анализ документов; эксперимент; + все перечисленные методы. Вопрос №268 К признакам общества относятся: государственная граница осуществление социального контроля; + поддержание и воспроизводство внутренних взаимосвязей; идентификация; государственный язык Вопрос №269 К функциям социологии относятся: (вычеркните лишнее) прогностическая; описательная; познавательная; гуманистическая; + созерцательная. Вопрос №270 Представителем позитивного направления социологии в России был: П.Лавров; П.Сорокин; Н.Михайловский; + М.Ковалевский; П.Струве. Вопрос №271 П.Л.Лавров являлся представителем следующего направления в социологии: позитивизма; марксизма; + субъективизма; функционализма; структурализма. Вопрос №272 М.М.Ковалевский являлся представителем следующего направления в социологии: + позитивизма; марксизма; субъективизма; функционализма; структурализма. Вопрос №273 Теорию социального конфликта разработал: Р.Мертону; П.Сорокину; Т.Парсонсу; + Р.Дарендорфу; Э.Дюркгейму. Вопрос №274 Если на Вопрос в анкете приводится полный набор вариантов ответов, то этот Вопрос: основной; открытый; косвенный; + закрытый; прямой. Вопрос №275 Первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности. Это объяснение социального неравенства с точки зрения: + экономического взгляда на проблему; функционализма; статусного объяснения неравенства; ценностной ориентации; диспозиционной теории Вопрос №276 Социальный состав это: совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию; + совокупность социальных групп; совокупность свойств и связей, которые носят название социальных; совокупность отношений между людьми, складывающиеся в процессе их совместной деятельности; любое механическое объединение людей. Вопрос №277 Главная причина девиантного поведения: + в экономических отношениях; в политических отношениях; в социальных отношениях; в семейных отношениях; в ненормативных отношениях. Вопрос №278 Источником возникновения антиобщественных отклонений является: отсутствие эффективного правового законодательства; отсутствие правового государства; несовпадение интересов развития социальных групп; + несовпадение реального процесса развития общества и осуществления людьми права на поиск и риск; несовпадение желаемого и действительного. Вопрос №279 Крайней степенью отклоняющего поведения, когда интересы личности, социальных институтов и общества оказываются под угрозой, является: наркомания; бродяжничество; алкоголизм; токсикомания; + преступность. Вопрос №280 Самопроизвольностью возникновения, большим эмоциональным притяжением и конформизмом отличаются: формальные группы; + стихийные группы; неформальные группы; преступные группы; группы по интересам. Вопрос №281 В систему институтов образования входят: семья, наука, производственное предприятие; + семья, школа, учреждения культуры, СМИ; семья, вуз, рынок; наука, культура, колледж; семья, школа, церковь. Вопрос №282 Престиж образования определяет уровень материального вознаграждения; + признание значимости знаний обществом; уровень морального удовлетворения; материальное обеспечение образования; бесплатность, всеобщность образования. Вопрос №283 К основному институту общества относится: + институт семьи; институт собственности; институт власти; институт адвокатуры; институт президентства Вопрос №284 Признаком современного общества является: пуналуальная семья; парная семья; + нуклеарная семья; неполная семья; патриархальная семья. Вопрос №285 Первым запретом человеческого общества был запрет: посягательства на личную собственность; посягательства на частную собственность; посягательства на общую собственность; посягательства на человеческую жизнь; + кровосмешения. Вопрос №286 Организация как функция управления обществом, направлена на формирование: совершенной системы управления; систематизированных сведений; + управляющей и управляемой систем; системы контроля; системы учета. Вопрос №287 Сохранение, поддержание и совершенствование системы управления обеспечиваются функцией: прогнозирования; планирования; + регулирования; учета; контроля Вопрос №288 Нация это: совокупность людей, проживающих на одной территории; совокупность людей, связанная общностью языка; + совокупность людей, связанных общностью территории, языка, экономической жизни, обычаями, традициями, общим психологическим складом; люди, объединенные профессиональными интересами и навыками; группы людей, отличающиеся друг от друга по их отношению к средствам производства. Вопрос №289 Нация как историческая общность людей сложилась: при рабовладельческом общественном строе; + при капитализме; при феодализме; при социализме; в античные времена. Вопрос №290 Характерными чертами любой этнической общности можно назвать: устойчивое взаимодействие; относительно высокую степень сплоченности; + максимально возможную степень сплоченности; отчетливо выраженную однородность состава; вхождение в более широкие общности. Вопрос №291 Церковь, религиозные организации, объединения верующих образуют: культы религии; + институт религии; религиозные праздники; религиозное мировоззрение; религиозное мироотражение. Вопрос №292 Процесс высвобождения из-под влияния религии различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности – это: + секуляризация; феминизация; седентеризация; конвертация; революция. Вопрос №293 Социология религии исследует: распространенность религиозного сознания в обществе; степень влияния религии на социальные процессы; конфессиональные варианты; динамику изменения религиозного сознания; + все вышеперечисленное. Вопрос №294 Прикладная социология это: макросоциологическая теория общества, раскрывающая универсальные закономерности и принципы данной области знания; + совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций; социальная инженерия; все данные варианты ни один из приведенных вариантов. Вопрос №295 «Идеальный тип» в социологии М.Вебера – это: эмпирическая реальность; утопия; + теоретическая конструкция; реальная цель; миф. Вопрос №296 Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое – это: социальный институт; социальное действие; социальные отношения; + социальная система; социальная структура. Вопрос №297 Соотношение в доходах различных групп населения – это: классовость сословность неравенство; стратификация; + дифференциация Вопрос №298 Неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти – это: класс; сословие; + неравенство стратификация; дифференциация. Вопрос №299 Способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества – это: класс; сословие; неравенство; + стратификация; дифференциация. Вопрос №300 Группа людей, членство в которой передается по наследству: + сословие; класс; каста; профессия; рабство. Вопрос №301 Изменение социального статуса личности – это: карьера; + социальная мобильность; рейтинг; мониторинг; ранжирование. Вопрос №302 Увеличение доли среднего класса в обществе влияет: на повышение квалификации работников; численность работающих; демографические показатели; + устойчивость и стабильность общества; численный состав населения. Вопрос №303 Кого можно отнести к маргинальным слоям общества: военнослужащих; + эмигрантов; студентов; артистов; пенсионеров. Вопрос №304 Любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии – это: + социальная группа; социальная общность; класс; коллектив; социальная организация. Вопрос №305 Идеология родоплеменного деления и розни – это: шовинизм; расизм; + трайбализм; национализм; апартеид. Вопрос №306 Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит – это: обучение; + социализация; образование; традиция; культура. Вопрос №307 Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо факта – это социальная проблема выборка + гипотеза объект исследования предмет исследования Вопрос №308 Гипотезы, которые вырабатываются до проведения эмпирического исследования, называются основными не основными + рабочими первичными вторичными Вопрос №309 Предмет, изготовленный, сделанный человеком это – + артефакт культура символы ценности вещь Вопрос №310 Экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти, престижа + бедность нищета безработица статус неравенство Вопрос №311 Правление и/или социальная группа чиновников (госслужащих, занятых исполнительским трудом в сфере управления) – это бюджетники + бюрократия элита власть технократия Вопрос №312 Перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую – это вертикальная мобильность горизонтальная мобильность + мобильность восходящая мобильность нисходящая мобильность Вопрос №313 Переход индивидов из одной страты в другую внутри класса вертикальная мобильность горизонтальная мобильность + внутриклассовые перемещения восходящая мобильность нисходящая мобильность Вопрос №314 Социальный подъем, движение вверх - вертикальная мобильность горизонтальная мобильность мобильность + восходящая мобильность нисходящая мобильность Вопрос №315 Сбои в функционировании социального института это – + дисфункция функция дестабилизация дезорганизация дезинтеграция Вопрос №316 Уподобление другому (воспринимаемому) человеку это - + идентификация социализация ресоциализация подражание десоциализация Вопрос №317 Приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм – это социальная организация + социальный институт социальная группа социальная общность социальная структура Вопрос №318 Социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением это – класс + каста сословие рабство общность Вопрос №319 Процесс закрепления различных типов социальной деятельности в виде социальных институтов – это Институция Интеракция + Институционализация Социализация Интеграция Вопрос №320 Человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой это – Индивид + Маргинал Эмигрант Иммигрант Изгой Вопрос №321 Промежуточное положение индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе – это + Маргинальность Миграция Статус Депривация Интеракция Вопрос №322 Основной способ сбора, обработки или анализа данных это – + Метод Методика Методология Техника исследования Социологическое исследование Вопрос №323 Совокупность технических приемов, связанных с данным исследованием это – + Методика Методология Метод Техника исследования Социологическое исследование Вопрос №324 Совокупность исследовательских процедур, техники и методов; система принципов научного исследования это – + Методология Методика Метод Техника исследования Социологическое исследование Вопрос №325 Перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган – это + Номенклатура Бюрократия Реестр Кадры Канцелярия Вопрос №326 Общество, в котором перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены это + Открытое общество Закрытое общество Простое общество Сложное общество Кочевое общество Вопрос №327 Единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода – это + Парадигма Теория Концепция Научная картина мира Обыденная картина мира Вопрос №328 Расслоение население на два противоположных класса: бедных и богатых это – + Поляризация общества Дифференциация Дезинтеграция Расслоение общества Стратификация Вопрос №329 Большая социальная группа, члены которой осознают свою принадлежность к ней и способны действовать солидарно это – + Реальная группа Номинальная группа Референтная группа Квазигруппа Общность Вопрос №330 Тот, кого опрашивает социолог – Корреспондент Журналист Эксперт + Респондент Индивид Вопрос №331 Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами это – + Ролевой набор Социальный контроль Норма Закон Санкция Вопрос №332 Вознаграждения и наказания, стимулирующие соблюдение предписаний – это + Санкция Норма Право Закон Ритуал Вопрос №333 Социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями – это + Сословие Класс Каста Рабство Подкласс Вопрос №334 Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию или выполняющих одну и ту же роль – это + Социальная группа Социальная общность Сословие Класс Каста Вопрос №335 Продолжающееся всю жизнь усвоение культурных норм и освоение социальных ролей – это + Социализация Ресоциализация Десоциализация Воспитание Образование Вопрос №336 Относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества; совокупность социальных институтов – это + Социальная система Социальная структура Социальная общность Социальный состав Социальная организация Вопрос №337 В целом расслоение людей на классы и иерархические ранги; неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния – это + Социальная стратификация Социальная мобильность Дифференциация Неравенство Социальная система Вопрос №338 Механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий, социальных норм, санкций – это + Социальный контроль Изоляция Адаптация Реабилитация Власть Вопрос №339 Знание, лишь косвенно опирающееся на реальность, созданное из каких-либо абстрактных понятий – это + Теоретическое знание Эмпирическое знание Специальная теория Прикладные исследования Фундаментальные исследования Вопрос №340 Ранжирование или дифференциация основных слоев населения по доходам это – Социальная стратификация + Экономическая стратификация Социальная мобильность Статус Престиж Вопрос №341 Неодинаковость экономических статусов, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых – это + Экономическое расслоение Экономическое неравенство Социальное неравенство Социальное расслоение Экономическая стратификация Вопрос №342 Знание, полученное опытным путем – это Теоретическое знание + Эмпирическое знание Специальная теория Прикладные исследования Фундаментальные исследования Вопрос №343 Совокупность взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебрежению культурой другой этнической группы – это + Этноцентризм Эгоцентризм Релятивизм Идеология Мировоззрение Вопрос №344 Основатель социологии «социального факта» М.Вебер К.Маркс Т.Парсонс + Э.Дюркгейм Н.Смелзер Вопрос №345 Основатель теории социального действия + М.Вебер Г.Спенсер О.Конт Дж.Мид Т.Знанецкий Вопрос №346 Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования – это: рабочий план исследования выборка отчет + программа исследования анализ информации Вопрос №347 При анализе документов используется метод: + контент-анализ социометрия эксперимент анкетирование интервьюирование Вопрос №348 Вопрос, на который респондент формирует сам ответ – это Контрольный Закрытый + Открытый Фильтр Ловушка Вопрос №349 Метод, при котором соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку и для всех единиц, изученной совокупности, и для любых последовательностей таких единиц, называется выборкой: + Пропорциональной Серийной (гнездовой) Случайной Многоступенчатой Механической Вопрос №350 Вид опроса, при котором интервьюер использует опросный лист с четко определенным порядком и формулировками Вопросов, - это Ненаправленное (свободное) интервью + Стандартизированное (формализованное) интервью Анкетирование Экспертный опрос Эксперимент Вопрос №351 Исследование, проводимое через определенные промежутки времени по одной программе и одними и теми же методами, - это исследование Точечное Полевое + Повторное Аналитическое Лонгитюдное Вопрос №352 Шкала упорядочения проявлений изучаемого свойства в строгом порядке от наиболее значимого к наименее, и наоборот, - это Интервальная Графическая + Ранговая Числовая Шкала отношений Вопрос №353 Совокупность операций, приемов, процедур, установления социальных фактов, их обработки и анализа – это Методология Техника Методика Проблема + Метод Вопрос №354 Формализованный метод исследования содержания социологической информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста – это Экспертный опрос Стандартизированное (формализованное) интервью Логический анализ + Контент-анализ Свободное интервью Вопрос №355 Кто из ученых трактовал аномию как состояние отсутствие норм в обществе: Р.Мертон Т.Парсонс + Э.Дюркгейм Г.Зиммель М.Вебер Вопрос №356 Функцию удержания образца, по мнению Т. Парсонса, выполняет подсистема общества: + Культура Родство Политика Экономика Идеология Вопрос №357 Общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанным на традиции способом социокультурной регуляции – это общество + Традиционное Простое Индустриальное Закрытое Постиндустриальное Вопрос №358 Вторичная группа – это + Социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер Малая группа, отношения в которой выступают в форме личных контактов Некоторое количество людей, собранных в определенном месте Группа, к которой индивид реально принадлежит Некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве Вопрос №359 Сложное общество с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества, называется обществом Индустриальным Постиндустриальным + Открытым Закрытым Традиционным Вопрос №360 Общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации, называется обществом + Сложным Простым Открытым Закрытым Индустриальным Вопрос №361 Переживаемый постсоветским обществом период глубоких общественных перемен обозначается понятием – Глобализация Модернизация Демократизация + Трансформация Социальный прогресс Вопрос №362 Глобализация – одна из форм неолиберальной модели развития, предлагаемая + Западом для Запада Западом для Востока Западом для России Востоком для всех мусульманских стран США для Востока Вопрос №363 Модернизация бывает + Органическая и неорганическая Регрессивная и прогрессивная Позитивная и негативная Эволюционная и революционная Глобальная и локальная Вопрос №364 Переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения – это Социальный прогресс Социальное развитие Социальное действие + Социальное изменение Социальное явление Вопрос №365 Процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере или отдельных ее компонентах это – + Социальный прогресс Социальное развитие Социальное действие Социальное изменение Социальное явление Вопрос №366 Совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность – это обыденная картина мира + научная картина мира мифология наука мировоззрение Вопрос №367 Один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений это – + социально-исторический детерминизм структурализм функционализм органицизм позитивизм Вопрос №368 В высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, носящие всеобщий характер и опирающиеся на насилие + Революционные социальные изменения Инновационные изменения Эволюционные социальные изменения Циклические социальные изменения Технологические изменения