Вопрос №+ Факторы общественного развития, повлиявшие на формирование социологии как науки. Неверным вариантом является: Великая Французская революция 1789 г. Промышленная революция Радикальные изменения в ментальности Накопление эмпирического материала + Великие географические открытия Вопрос №2 Объективная реальность, на которую направлена исследовательская деятельность ученых – это + Объект Предмет Цель Задача Гипотеза Вопрос №3 Специфическое воспроизведение реальности на абстрактно-теоретическом уровне посредством постановки своеобразных Вопросов с целью выявления наиболее существенных с научной точки зрения связей и отношений данной реальности это - Объект + Предмет Цель Задача Гипотеза Вопрос №4 Совокупность основных познавательных приемов, процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное исследование, систематизируются полученные знания - это Интерпретация и анализ данных Программа исследования Наука + Методология Инструментарий Вопрос №5 Для методов социологии характерно сохранение умозрительных методов оценочных суждений + эмпирического характера логических умозаключений теоретического характера Вопрос №6 Изучением глобальных процессов общественного развития, включая возникновение новых социальных институтов и адекватных им механизмов мотивации социальной активности занимается - + макросоциология микросоциология глобалистика социология социальных изменений история социологии Вопрос №7 Ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации, межличностные взаимодействия в сравнительно небольших социальных группах, а также роли, которые они играют в этих группах изучает + Микросоциология Макросоциология Психология Социальная психология Социальная философия Вопрос №8 Теории, которые необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знания это - Общие теории + Теории среднего уровня Эмпирические теории Отраслевые теории Специальные теории Вопрос №9 Направление в получении и накоплении знаний, которое ориентировано на методы наблюдения и эксперименты это – теоретическое направление + эмпирическое направление методологическое фундаментальное комплексное Вопрос №10 Направление в получении и накоплении знаний, нацеленное на концептуальное осмысление реалий социальной жизни это - + теоретическое направление эмпирическое направление методологическое фундаментальное комплексное Вопрос №11 Совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых это- Закон Закономерность Правило + Парадигма Постановление Вопрос №12 Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества делятся на три большие группы: структурно-функциональные, гносеологические, дезинтегративные интерпретивные, эмпирические, функциональные + структурно-функциональные, интерпретивные, интегральные (объединительные) интегральные (объединительные), интерпретивные, системные интегральные (объединительные), системные, функциональные Вопрос №13 Структурно-функциональные парадигмы рассматривают: + социальные общности, формы их самоорганизации, функционирование общественных институтов, воздействие социальных структур и институтов на поведение людей изучение и интерпретацию человеческого поведения на микроуровне взаимосвязь социальных структур и деятельных социальных агентов, их взаимовлияние. структурные и личностные элементы социальной реальности социальное поведение людей в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности Вопрос №14 Интерпретивные парадигмы направлены на: + изучение и интерпретацию человеческого поведения на микроуровне. социальные общности, формы их самоорганизации, функционирование общественных институтов, воздействие социальных структур и институтов на поведение людей взаимосвязь социальных структур и деятельных социальных агентов, их взаимовлияние структурные и личностные элементы социальной реальности социальное поведение людей в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности Вопрос №15 Интегральные (объединительные) парадигмы те, которые выражают: + взаимосвязь социальных структур и деятельных социальных агентов, их взаимовлияние изучение и интерпретацию человеческого поведения на микроуровне. социальные общности, формы их самоорганизации, функционирование общественных институтов, воздействие социальных структур и институтов на поведение людей структурные и личностные элементы социальной реальности социальное поведение людей в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности Вопрос №16 Для сторонников структурно-функциональных парадигм в целом характерна: неклассическая методология постнеклассическая методология социального действия методология социальных дефиниций методология + классическая методология Вопрос №17 Социологи интерпретивных парадигм работают в рамках: постнеклассическая методология социального действия методология социальных дефиниций методология + неклассической методологии классическая методология Вопрос №18 Для интегральных (объединительных) парадигм характерна методология: социального действия методология социальных дефиниций методология + постнеклассическая методология неклассической методологии классическая методология Вопрос №19 Наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и неосознанных мотивов поведения – это антропология психология + социология философия этносоциология Вопрос №20 Миллс написал работу, которая называется + Социологическое воображение Социальная экология Закат Европы Постижение истории Система вещей Вопрос №21 Позитивная (научная) социальная теория должна: + быть “точной, естественной наукой”, опираться на методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить, подтвердить или опровергнуть другим исследователем; опираться на субъективные мнения ученых; опираться только на теоретические положения; применять теоретические и эмпирические данные опираться на веру Вопрос №22 Конт при создании науки об обществе принял на вооружение эмпирические методы, характерные для естествознания, это - метод анализа и синтеза метод исторического и логического анализа + метод наблюдения, метод эксперимента, метод сравнения метод абстрактного и восхождения к конкретному системный и структурно-функциональный метод Вопрос №23 На позициях социального номинализма стоял: + английский социолог Г.Спенсер американский социолог Дж.Г.Мид немецкий социолог М.Вебер русский социолог М.Ковалевский французский социолог Э.Дюркгейм Вопрос №24 Г. Спенсер исходил из того, что общество сводится к сумме составляющих его индивидов: каковы люди – таково и общество. Такая позиция получила название: социального дарвинизма + социального номинализма социального детерминизма социальный механицизм социальный эволюционизм Вопрос №25 Спенсер подразделяет общества на следующие типы: простые и сложные письменные и дописьменные + военные и промышленные аграрные и индустриальные индустриальные и постиндустриальные Вопрос №26 Социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в бoльшей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных функций это - Системный подход + Структурный функционализм Конфликтологический подход Цивилизационный подход Бихевиоризм Вопрос №27 Принципиальное отличие социологии от философии состояло в том, что новая наука была направлена: + на эмпирический сбор и систематизацию данных на построение теоретических конструкций на сравнительный анализ данный исключительно на наблюдение на веру в сверхъестественное Вопрос №28 По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода: политического и идеологического характера идеального и материального характера морального и нравственного характера правового и неправового характера + материального и нематериального, духовного характера Вопрос №29 По Дюркгейму, предметом социологии являются: мораль идеальные типы + социальные факты массовое сознание религиозное сознание Вопрос №30 По Дюркгейму, в истории человеческих обществ можно выделить два типа разделения труда и, соответственно, два вида солидарности: естественную и социальную явную и латентную органическую и неорганическую нормальную и аномальную + механическую и органическую Вопрос №31 Такие черты как: низкий уровень разделения труда, слабо дифференцированные социальные структуры, жесткий, рельефно выраженный характер функций, наличие общей для всех морали характерны для: неорганической солидарности органической солидарности классовой солидарности + механической солидарности международной солидарности Вопрос №32 Качественно иное разделение труда, связанное с выполнением каждым индивидом специфических профессиональных и общественных функций, которые в силу сложности и специфичности не могут быть выполнены всеми это – Неорганическая солидарность Классовая солидарность Механическая солидарность + Органическая солидарность Несолидарность Вопрос №33 Рассогласованность ценностного мира, расшатывание базовых ценностей, нравственных норм и идеалов, смешение законного и незаконного это - Дезинтеграция Катастрофа Беспорядки + Аномия Беззаконие Вопрос №34 Теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки это: + достижения в области естествознания, развитие эмпирических социальных исследований; экономический кризис и падения уровня жизни населения политический кризис и смена политической власти колониальные завоевания перестройка и ускорение социально-экономической сферы Вопрос №35 Национальность, социальное происхождение, место рождения это статус: + прирожденный (приписанный) достигнутый (приобретенный) главный личный смешанный Вопрос №36 Образование, заслуги, квалификация это статус- прирожденный (приписанный) + достигнутый (приобретенный) главный личный смешанный Вопрос №37 Принадлежность индивида к определенной группе и престиж группы это статус: личный смешанный + социальный главный достигаемый Вопрос №38 Личный статус связан, как правило, с: престижем группы структурой группы характером личности отношением окружающих к группе + положением внутри первичной группы Вопрос №39 Совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность – это Агрегация Толпа Публика Аудитория + Социальная общность Вопрос №40 Некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий - это + Агрегация Толпа Публика Аудитория Социальная общность Вопрос №41 Спонтанная и неустойчивая групп, которая после достижения цели легко и быстро распадается это - Агрегация Толпа Публика Аудитория + Квазигруппа Вопрос №42 Относительно кратковременное скопление (объединение) большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт, объединенных одним и тем же внешним стимулом и эмоциональной общностью это - Агрегация + Толпа Публика Аудитория Квазигруппа Вопрос №43 Кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем - это Агрегация Толпа + Публика Аудитория Квазигруппа Вопрос №44 Социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором - индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности - это Агрегация Толпа Публика + Аудитория Квазигруппа Вопрос №45 Аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации - это + Толпа Масса Группа Публика Аудитория Вопрос №46 Массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей это - + Социальное движение Забастовка Карнавал Модернизация Социальное изменение Вопрос №47 Передовая часть общества, выражающая его мнение - это Элита + Общественность Интеллигенция Олигархи Пролетариат Вопрос №48 Некоторое количество лиц, поддерживающих постоянные личные контакты с целью обмена информацией между собой, но не обладающих четким отличительным признаком, внутренней организацией, не ставящих каких-либо общих целей - это Квазигруппа Аудитория Толпа + Социальный круг Социальная общность Вопрос №49 Такие черты как: общность территории, языка, экономических связей, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического самосознания, принадлежат этносу народности + нации государству общине Вопрос №50 Такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства это - Менеджеры Предприниматели Олигархи + Классы Элита Вопрос №51 Индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший слой - это + Восходящая индивидуальная мобильность Восходящая групповая мобильность Межпоколенная мобильность Карьерный рост Социальный прогресс Вопрос №52 Создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них - это + Восходящая групповая мобильность Нисходящая индивидуальная мобильность Восходящая индивидуальная мобильность Нисходящая групповая мобильность Вертикальная мобильность Вопрос №53 Выталкивание отдельного индивида с его высоких социальных статусов на более низкие статусы – это Восходящая групповая мобильность + Нисходящая индивидуальная мобильность Восходящая индивидуальная мобильность Нисходящая групповая мобильность Вертикальная мобильность Вопрос №54 Понижение социальных статусов всей группы (снижение статуса политической партии, падение социального статуса профессиональной группы инженеров) - это Восходящая групповая мобильность Нисходящая индивидуальная мобильность Восходящая индивидуальная мобильность + Нисходящая групповая мобильность Вертикальная мобильность Вопрос №55 Территориальные общности - это + Совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и связанных узами совместных отношений к данной хозяйственно освоенной территории Социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса Совокупность индивидов, характеризующаяся целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и выполняющая ту или иную совместную деятельность Некоторое количество лиц, поддерживающих постоянные личные контакты с целью обмена информацией, но не обладающих внутренней организацией, и не ставящих каких-либо общих целей Аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации Вопрос №56 Население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города, а также более сложные территориально-административные образования (район, область, край, штат, провинция, республика ) - это Этническая общность Половозрастная общность Профессиональная общность Социальный слой + Территориальная общность Вопрос №57 А.Этциони все организации делит на три следующих класса: + добровольные, принудительные организации, утилитарные организации тотальные организации, бюрократии, свободные ассоциации общественные организации, частные фирмы, государственные организации неформальные организации, формальные организации, нелегальные организации детские организации, молодежные организации, женские организации Вопрос №58 Такие организации как начальная школа, армия, психбольницы - это Утилитарные организации + Принудительные организации Добровольные организации Тотальные организации Неформальные организации Вопрос №59 Такие организации как политические партии, церкви, клубы, университеты - это Утилитарные организации Принудительные организации + Добровольные организации Тотальные организации Неформальные организации Вопрос №60 Утилитарные организации – это + Организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей; Организации, члены которых объединяются на добровольной основе Организации, члены которых объединяются на принудительной основе Организации, члены которых объединяются на основе профессионального интереса Организации, члены которых объединяются на основе спортивных интересов Вопрос №61 К утилитарным организациям относятся: начальная школа, армия, психбольницы + предприятия, заводы, фирмы политические партии, церкви, клубы, университеты армия, фирма, университет политическая партия, психбольница, предприятие Вопрос №62 Крайняя степень развития формальной организации, выражающаяся в максимальной стандартизации внутри организации с целью повышения эффективности организационного механизма – это Политическая система + Бюрократическая система Партийная система Государственная система Авторитарная система Вопрос №63 Сущность бюрократии заключается: в установлении демократического контроля в стремлении чиновников усилить контроль над своей деятельностью в установлении персонифицированной ответственности чиновников в стремлении нарушать установленные правила + в нарастающем отчуждении исполнительной власти и концентрации власти в руках чиновников Вопрос №64 Группа людей, члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами - это Референтная группа Номинальная группа + Малая группа Большая группа Криминальная группа Вопрос №65 В зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между членами малой группы, она может быть первичной вторичной + первичной и вторичной формально первичной и вторичной неформально первичной и вторичной Вопрос №66 Малые группы имеют: не ориентированные на групповые цели действия; групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля; конформизм к групповым нормам тесные эмоциональные связи + Все ответы верные Вопрос №67 Большие группы имеют: рациональные целеориентированные действия; групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз; конформизм к политике, проводимой активной частью группы + Все ответы верные Вопрос №68 Социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата в рамках разделения труда в данном институте, организации - это + Формальная группа Неформальная группа Номинальная группа Малая группа Большая группа Вопрос №69 Для формальной группы характерна: тесные эмоциональные связи самоорганизация неорганизованность + определенная иерархическая структура соподчиненности жесткий контроль над деятельностью Вопрос №70 Стремление добиться высокой упорядоченности, планируемости и управляемости действий всех членов группы для достижения основных целей социального института или организации - + главная функция формальной группы главная функция неформальной группы главная функция референтной группы главная функция номинальной группы главная функция профессиональной группы Вопрос №71 Такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса - это Формальная группа + Неформальная группа Номинальная группа Малая группа Большая группа Вопрос №72 Главным социальным механизмом, приводящим к формированию и развитию неформальной группы в структуре официальных групп, является Реорганизация + Самоорганизация Десоциализация Ресоциализация Идентификация Вопрос №73 Центральное место в неформальной группе занимает: Аутсайдер Голкипер Тамада + Лидер Начальник Вопрос №74 Впервые деление малых групп на формальные и неформальные было предложено Э.Пресли Дж.Мид + Э.Мэйо Э.Гофман Г.Гарфинкель Вопрос №75 Группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами, эмоциональным вовлечением членов в дела группы, высокая степень отождествления себя с группой - это Референтная группа Номинальная группа Локальная группа + Первичная группа Вторичная группа Вопрос №76 Впервые понятие "первичная группа" было введено Ч.Кули применительно + к семье трудовому коллективу группе друзей спортивной команде к общине Вопрос №77 Впервые понятие "первичная группа" было введено в 1839 г в 1850 г + в 1909 г в 1965 г в 2006 г Вопрос №78 Впервые понятие "первичная группа" было введено Р.Мертоном Т.Парсонсом Н.Смелзером Дж.Мидом + Ч.Кули Вопрос №79 Ч. Кули отмечал две основные функции малых первичных групп: + Выступать источником моральных норм и средством поддержки взрослого человека Формировать лидерские качества и эгоистические устремления Формировать предпринимательский дух и авантюризм Выступать источником вдохновения и творческого потенциала Выступать источником моральных норм и средством подавления воли ребенка Вопрос №80 Группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой преобладают предметные контакты, чаще всего опосредованные - это Референтная группа Номинальная группа Локальная группа Первичная группа + Вторичная группа Вопрос №81 Первичная группа всегда ориентирована: на взаимопонимание + на взаимосвязи между ее членами на отношения любви и дружбы на родственные отношения на отношения друзей и соседей Вопрос №82 Вторичная группа всегда ориентирована: + на цель на взаимопонимание на решение личных проблем на организацию связей на дезинтеграцию Вопрос №83 Референтная группа это – + это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которая выступает для индивида эталоном группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами такая группа, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института и имеющая целью достижение определенного результата в рамках разделения труда. Вопрос №84 Совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга - это Социальные отношения Социальная система Социальная структура Социальные взаимодействия + Социальные связи Вопрос №85 Первым условием и элементом возникновения социальной связи является: Формирование семьи Установление конкретного времени действия + Непосредственный или опосредованный контакт в пространстве и времени Установление территории, на которой происходит формирование социальной связи Вмешательство третьего лица Вопрос №86 Определенная система, в которую входят: минимум два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности - это Сделка Договор Личный контакт Деловая встреча + Социальный контакт Вопрос №87 Определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп – это Социальный контакт Межличностное взаимодействие Трудовые отношения + Социальные действия Целенапраленное действие Вопрос №88 Целью социального действия является: + Стремление вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. Достижение цели Решение общих задач Стремление воздействовать на поведение людей с помощью каких-либо средств Достижение власти Вопрос №89 Конечный успех социального действия во многом зависит: От поставленной цели От желания индивидов От счастливой случайности + От правильности выбора средств и метода действия От правильности выбора действующих лиц Вопрос №90 М.Вебер, в зависимости от степени участия сознательных, рациональных элементов в социальном действии, выделял четыре типа социального действия. Из представленных типов один неверный. Укажите его. целерациональное ценностно-рациональное аффективное традиционное действие + активное Вопрос №91 Ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффективны это – + Целерациональное действие ценностно-рациональное аффективное традиционное действие активное Вопрос №92 В случае когда, воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям – это Целерациональное действие аффективное традиционное действие + ценностно-рациональное активное Вопрос №93 Данное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных – это целерациональное действие аффективное + традиционное действие ценностно-рациональное активное Вопрос №94 Действие, относительно кратковременное, но совершенное в интенсивно бурном эмоциональном состоянии, возникшего в ответ на сильный раздражитель (например, во время гнева, ужаса) – это + Аффективное действие Традиционное действие Целерациональное действие Ценностно-рациональное действие Активное действие Вопрос №95 Систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего - это Социальное действие Интеракция Социальные отношения Социальные связи + Социальное взаимодействие Вопрос №96 Система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.) это - Социальное действие Интеракция + Социальные отношения Социальные связи Социальное взаимодействие Вопрос №97 Социальные отношения отличаются от социального взаимодействия тем, что это + устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными) важный элемент социального регулирования источник моральных норм и средство поддержки взрослого человека источник вдохновения и творческого потенциала личности вспомогательное средство социализации и самореализации личности Вопрос №98 Санкции могут быть: открытыми и латентными официальными и неофициальными письменными и устными + негативными и позитивными запоздалыми и преждевременными Вопрос №99 Социальные санкции + выступают важным элементом социального регулирования выступают средством социализации личности выступают важным элементом взаимодействия выступают элементом социальной структуры выступают средством подавления личности Вопрос №100 Санкции бывают - открытыми и латентными официальными и неофициальными письменными и устными запоздалыми и преждевременными + формальными и неформальными Вопрос №101 По способу внутреннего давления выделяют четыре типа санкций. Из предложенных вариантов ответов один неверный, выберите его. + идеологические санкции правовые санкции этические санкции сатирические санкции религиозные санкции Вопрос №102 Система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом - это идеологические санкции + правовые санкции этические санкции сатирические санкции религиозные санкции Вопрос №103 Система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы - это правовые санкции + этические санкции идеологические санкции сатирические санкции религиозные санкции Вопрос №104 Система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято - это этические санкции + сатирические санкции идеологические санкции правовые санкции религиозные санкции Вопрос №105 Наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии - это идеологические санкции правовые санкции этические санкции сатирические санкции + религиозные санкции Вопрос №106 Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно- функционального подхода, первым предлагает различать "явные" и "скрытые (латентные)" функции + социальных институтов социальных организаций социальных структур социальных систем социальных групп Вопрос №107 Функции социальных институтов. Один вариант неверный, какой? функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная и интегративная функция; + номинальная транслирующая функция; коммуникативная функция Вопрос №108 Интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними это - + Социальное пространство Социальное время Эмоциональные переживания Интуиция Социальные связи Вопрос №109 Интуитивно ощущаемое людь¬ми течение социальной жизни, зависящее от интен¬сивности социальных изменений это - Социальное пространство + Социальное время Социальное изменение Социальное движение Социальное поле Вопрос №110 Язык и речь в совокупности выполняют две функции: + коммуникационную и мыслительную творческую и мыслительную коммуникативную и регулятивную транслирующую и коммуникационную регулятивную и контролирующую Вопрос №111 Цензура понимается как: Полный запрет на печатную продукцию Наказания или награды, установленные системой догматов и верований Система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом Система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы + Контроль и ог¬раничение распространения по коммуникационным каналам каких-либо знаний, стимулов, эмоциональных настроений Вопрос №112 Различаются виды цензуры: государственная и общественная формальная и неформальная + запретительная и карательная предварительная и окончательная санкционированная и несанкционированная Вопрос №113 Ког¬да для обнародования какой-либо публикации, книги, произведения искусства требуется предварительное разре¬шение цензурного ведомства, это цензура: + запретительная или предварительная карательная санкционированная формальная неформальная Вопрос №114 Когда после выхода в свет не¬угодного властям произведения его издатель и автор под¬вергаются предусмотренным законом санкциям – это запретительная санкционированная формальная неформальная + карательная Вопрос №115 Разновидностями карательной цензуры с точки зре¬ния применяемых методов является заключение автора под стражу изгнание автора из страны госхран и спецхран + библиоцид и спецхран суицид и библиоцид Вопрос №116 Полное уничтожение тиража произ¬ведения печати, сожжение рукописной книги - это Спецхран Вандализм Варварство + Библиоцид Дикость Вопрос №117 «Тюремное заточение», когда доступ к книгам читающей публики ограничен или вовсе исключен это - Вандализм Варварство Библиоцид + Спецхран Дикость Вопрос №118 Изложение неугодных власти идей в подцензурных изданиях, благодаря особому способу из¬ложения литературный язык родной язык + эзопов язык иностранный язык аллегория Вопрос №119 Глобальная социально-коммуникационная компью¬терная сеть, предназначенная для удовлетворения лично¬стных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий - это Электронная библиотека Интервидение + Интер¬нет Интерпол Технократия Вопрос №120 Термин «бифуркация» означает: разрыв отношений + раздвоение, разветвление, разделение чего-либо на две части соединение двух частей в одно целое частичное разделение единого целого раздвоение сознания личности Вопрос №121 Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях – это Ценности Символы Правила + Нормы Законы Вопрос №122 Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно – это Символы + Ценности Правила Обычаи Нормы Вопрос №123 Действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми – это + Символы Ценности Правила Обычаи Нормы Вопрос №124 Социально структурированная система звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом - это Миф Песня + Язык Алфавит Письменность Вопрос №125 Древняя форма выражения человеческого сознания, универсальная структурная форма сознания как такового – это Идея + Миф Мировоззрение Наука Воля Вопрос №126 Типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах - это синкретизм этноцентризм релятивизм универсальные ценности + культурные универсалии Вопрос №127 Слияние или смешивание со сходным элементом в другой культуре – это + синкретизм этноцентризм релятивизм универсальные ценности культурные универсалии Вопрос №128 Оценка поведения других групп исходя из норм собственной культуры - это Синкретизм Релятивизм Сионизм + Этноцентризм Шовинизм Вопрос №129 Оценка поведения людей через рассмотрение их поведения в свете присущих им ценностей, убеждений и мотивов – это + Культурный релятивизм Этноцетризм Культура Национализм Шовинизм Вопрос №130 Когда поведение народа рассматривается с точки зрения его собственной культуры – это + Культурный релятивизм Этноцетризм Культура Национализм Шовинизм Вопрос №131 Непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным - это Модернизация Социальный прогресс Социальное изменение + Культурная эволюция Культурная революция Вопрос №132 Процесс, с помощью которого люди передают друг другу информацию, идеи, мнения и душевные состояния – это Социализация Телефонизация + Коммуникация Интернет Социальные связи Вопрос №133 Усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения называется - + Ресоциализация Десоциализация Социализация Идентификация Коммуникация Вопрос №134 Инициативная хозяйственная деятельность, совершаемая с риском, за счет собственных или заемных средств, в целях получения прибыли или иной выгоды – это Авантюризм Спекуляция Торговля Управление + Предпринимательство Вопрос №135 Исторические и социальные корни предпринимательства исследовали ученые: К.Маркс и Ф.Энгельс Т.Парсонс и Р.Мертон О.Конт и Г.Спенсер А.Смит и Д.Рикардо + М.Вебер и В.Зомбарт Вопрос №136 М.Вебер делает вывод, что предпринимательский дух имеет основу + Религиозную Культурную Экономическую Этическую Политическую Вопрос №137 Классификацию организаций по способам подчинения членов и утверждению внутреннего контроля выдвинул + А.Этциони Ч.Кули М.Вебер Э.Дюркгейм Й.Шумпетер Вопрос №138 В бюрократических отношениях руководитель принимает на себя роль Хозяина Лидера + Начальника Координатора Управляющего Вопрос №139 Когда иерархичность отношений четко выражена, единство организации поддерживается благодаря личному влиянию руководителя – это + Патернализм Бюрократизм Фратернализм Партнерство Лидерство Вопрос №140 Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности – это Операционализация Интерпретация Надежность + Репрезентативность Чувствительность Вопрос №141 Разновидность опроса, в процессе которого респонденты отвечают на сформулированные исследователем Вопросы в письменной форме - это Массовый опрос Экспертный опрос + Анкетный опрос Прессовый опрос Почтовый опрос Вопрос №142 Определение предпринимательства как организационной инновации в целях извлечения прибыли принадлежит А. Смиту + Й. Шумпетеру П. Дракеру Р. Кантильону Дж.С.Миллю Вопрос №143 М.Вебер показывает становление предпринимательского духа как духа Коммунистического Авантюристического Феодального + Капиталистического Криминального Вопрос №144 По мнению М.Вебера большое влияние на развитие предпринимательского духа имеет + Протестантизм Православие Католицизм Иудаизм Ислам Вопрос №145 Специфический способ распределения вознаграждений за сам факт членства в организации, безотносительно к начальному и текущему экономическому и трудовому вкладу это + Привилегия Санкции Награда Премия Подарок Вопрос №146 В патерналистских отношениях руководитель принимает на себя роль Лидера + Хозяина Начальника Координатора Управляющего Вопрос №147 Когда иерархические отношения явно не выражены, отношения деперсонифицированы и переведены на служебно-контрактную основу – это Патернализм Бюрократизм + Партнерство Фратернализм Демократизм Вопрос №148 Основные способы построения организационной иерархии + Наследование, назначение, выдвижение Наследование, завоевание, выдвижение Назначение, выдвижение, завоевание, Только назначение Только выдвижение Вопрос №149 В партнерских отношениях руководитель принимает на себя роль + Координатора Управляющего Хозяина Лидера Начальника Вопрос №150 Когда иерархия в отношениях старательно сглаживается, отношения имеют подчеркнуто неформальный характер - это Патернализм Бюрократизм Партнерство Демократизм + Фратернализм Вопрос №151 Протестантская этика и дух капитализма – это произведение К. Маркса В. Ленина В. Зомбарта Й. Шумпетера + М. Вебера Вопрос №152 Постановка любой проблемы социологического исследования начинается с уточнения Цели и задачи исследования + Объекта и предмета исследования Интерпретации и операционализации понятий Рабочей и основной гипотезы Плана и программы исследования Вопрос №153 Один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой – это + Интервью Интервью индивидуальное Интервью групповое Интервью свободное Интервью панельное Вопрос №154 Религиозная этика способствует формированию особой хозяйственной этики, это утверждение принадлежит ученому: В. Зомбарту К. Марксу + М. Веберу А.Смиту Й. Шумпетеру Вопрос №155 Правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания - это + Эндогамия Экзогамия Гомогамия Моногамия Полигамия Вопрос №156 Правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством это - Эндогамия + Экзогамия Гомогамия Моногамия Полигамия Вопрос №157 Запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками + Инцест Целибат Майорат Минорат Табу Вопрос №158 Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми — это Родство Брак Малая группа Анклав + Семья Вопрос №159 Отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами - это Брак Семья + Родство Моногамия Малая группа Вопрос №160 Получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц - это Свободная любовь Сожительство Секс + Брак Семья Вопрос №161 Нормативные предписания, отличающиеся абсолютной категоричностью и не допускающие никаких от¬клонений или исключений – это закон обычай традиция + табу право Вопрос №162 Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы для всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения: обычай право норма + закон ритуал Вопрос №163 Социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы – это Политические партии Общественные организации Власть + Государство Право Вопрос №164 Правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях – это + Социальные нормы Нормы права Нормы морали Нормы религии Нормы традиций Вопрос №165 Правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, содержащие типовые, нормативные модели правоотношений – это + Нормы права Социальные нормы Нормы морали Нормы религии Нормы обычаев Вопрос №166 Элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени – это Обычаи + Традиции Ритуалы Обряды Культура Вопрос №167 Форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок – это + Ритуал Традиция Обычай Норма Закон Вопрос №168 Система социальных норм, исполнение которых обязательно для всех членов общества + Право Мораль Обычай Ритуал Обряд Вопрос №169 Стереотипизированное поведение, воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов это: + Обычай Ритуал Традиция Обряд Норма Вопрос №170 Социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальных отношений в обществе – это Право Норма + Мораль Религия Обычай Вопрос №171 Исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности – это: Семья + Общество Система Структура Организация Вопрос №172 Совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства – + Обряд Обычай Традиция Ритуал Привычка Вопрос №173 Состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют социальный порядок – Дезорганизация + Аномия Крах Реформа Революция Вопрос №174 Способность отдельных индивидов и групп подчинять других своим целям и заставлять их служить своим интересам – Авторитет Диктатура + Власть Терроризм Культ личности Вопрос №175 Процесс направленного систематического формирования личности согласно принятым в обществе моделям и нормам. + Воспитание Образование Социализация Десоциализация Ресоциализация Вопрос №176 Девиантные модели поведения, которые принимаются индивидами в ответ на реакции других индивидов на их поступки + Вторичная девиация Первичная девиация Анормативность Первичная социализация Вторичная социализация Вопрос №177 Часть населения, строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности - это Объект исследования + Выборка Предмет исследования Единица анализа Генеральная совокупность Вопрос №178 Отклонение от поведенческой нормы, рассматриваемое большинством общества как предосудительное и недопустимое - это + Девиация Делинквентность Конформность Аномия Преступление Вопрос №179 Отдельно взятый человек как единичный представитель общества, нации, класса, социальной группы - + Индивид Человек Личность Маргинал Гражданин Вопрос №180 Устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности - Социальная система Социальная структура + Социальный институт Социальная общность Социальная организация Вопрос №181 Образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах Интеракция + Институционализация Инвестиция Интуиция Инновация Вопрос №182 Процесс взаимного влияния индивидов друг на друга Инвестиция Интуиция Инновация + Интеракция Институционализация Вопрос №183 Система социальных механизмов, обеспечивающих следование членами общества принятым моделям поведения; способ саморегуляции социальной системы - + Социальный контроль Санкция Социальная норма Мораль Закон Вопрос №184 Столкновение социальных групп, являющихся носителями противоположных социально-экономических и политических интересов, взглядов, идеологий - Конфликт Юридический конфликт Ролевой конфликт Политический конфликт + Социальный конфликт Вопрос №185 Проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон - Компромисс + Конфликт Консенсус Ссора Драка Вопрос №186 Внутренний конфликт, возникающий, когда индивид вынужден выполнять социальные роли, предъявляющие к нему противоположные требования - Юридический конфликт Социальный конфликт Политический конфликт + Ролевой конфликт Конфликт Вопрос №187 Некритическое следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам и принципам Инновация Ритуализм + Конформизм Традиция Ретризм Вопрос №188 Тип социального поведения индивида, характеризующийся следованиям социально принятым поведенческим моделям и нормам, соответствием социальным ожиданиям + Конформность Конформизм Инновация Ритуализм Традиция