4. Какое слово в тексте имеет лексическое значение «изготовленная,, сделанная вещь»?
1) украшение (предложение 3) 2) изделие (предложение 5)
3) предмет (предложение 6) 4) убор (предложение 6)
11.2.21. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Оказывается, такие элементы защиты тоже были. (3) В IX веке до н.э. китайский губернатор Су Шан из Хотна содержал регулярную армию из 1000 солдат, одетыхв доспехи из толстой бумаги, которую не могли пробить стрелы - настолько хитроумно были сконструированы её слои. (4) Бумажные доспехи были вполне обычным явлением как на земле, так и на море: они ничуть не уступали доспехам металлическим. (5) Сохранился китайский документ XII века, в котором чиновник просил разрешения центральных властей обменять 100 комплектов железных доспехов на 50 комплектов, сделанных из лучшей бумаги. (6) Только с появлением арбалетов, обладающих большой пробивной силой и стрелявших стрелами с металлическими наконечниками, бумажные доспехи стали бесполезными.
1. Какое из приведённых предложений должно быть первым в тексте?
1) Из каких материалов делали доспехи в древности?
2) Доспехи, защищавшие воинов от стрел, копья или меча, появились очень давно.
3) Поверите ли вы, если вам скажут, что существуют шлемы из бумаги?
4) В захоронении, датируемом 2500 годом до н.э., обнаружен шлем, выкованный из сплава золота и серебра.
2. Укажите верную характеристику предложения (4).
1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
2) сложное бессоюзное
3) простое, осложнённое
4) сложносочинённое
3. Укажите предложение, в котором есть указательное местоимение.
1) 5 2)2 3)3 4) 4
4. Укажите значение слова земле из предложения (4).
1) суша 2) почва 3) страна 4) вещество
11.2.22. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Я уже упоминал о зарнице. (2) Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. (3) В поэтическом ряду рядом с зарницей стоит слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (4). (5) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать, потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.
(6) В заре, в рассвете, мне кажется, есть что-то девическое, целомудренное.
1. Какое из приведённых предложений должно быть четвёртым в тексте?
1) Это слова-синонимы.
2) Зарница, как и заря, очень красивое природное явление.
3) Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света.
4) Это слово никогда не говорят громко.
2. Укажите верную характеристику предложения (5).
1) простое осложнённое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) бессоюзное
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова рядом из предложения (3).
1) наречие 2) предлог 3) союз 4) прилагательное
4. Укажите значение слова слабая из предложения (5).
1) отличающаяся мало силой 2) болезненная, нездоровая
3) нетугая, неплотная 4) неискусная, плохая
11.2.23. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Как-то в годовщину великой нашей Победы в одном из парков Санкт-Петербурга раздавали людям печёный хлеб. (2) Это был не тот обычный хлеб, какой мы привыкли видеть в магазине, в столовой, дома. (3) Это были буханки того самого блокадного ленинградского хлеба, который только напоминал собой хлеб и истинная ценность которого была в своё время равна ценности жизни. (4) Люди, молодые и старые, подходили, бережно, как святыню, брали этот хлеб, пробовали его. (5) Многие плакали. (6)...
1. Какое из приведённых предложений должно быть последнимв тексте?
1) Испокон веку хлеб был не просто едой.
2) Хлеб был продуктом, вызывавшим особое, святое чувство.
3) За хлеб, который нужен был умирающим от голода детям, в годы войны отдавали свои жизни сотни людей.
4) Эти слёзы шли из глубины потрясённого человеческого сознания, из глубины души.
2. Укажите верную характеристику предложения (3).
1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое с одним придаточным
3) сложноподчинённое с двумя придаточными
4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова который из предложения (3).
1) союзное слово 2) прилагательное
3) местоимение 4) причастие
4. Укажите значение слова пробовали из предложения (4).
1) испытывали, проверяли
2) старались что-то сделать
3) ели для пробы, чтобы определить вкус
4) судили о ценности
11.2.24. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара. (3) Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. (4) У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска. (5) Все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка, как известно, утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. (6) Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил игратьна бульвар.
1) Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину.
2) Обыкновенно старик любил выходить играть под вечер.
3) Для его музыки было полезней, чтобы в мире стало тише и темней.
4) Звуки его скрипки раздавались в воздухе.
3) сложноподчинённое 4) бессоюзное сложное
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова прохожие из предложения (4).
1) прилагательное 2) причастие
3) существительное 4) числительное
4. Укажите значение слова обращался из предложения (3).
1) совершал кругообразные движения вокруг чего-нибудь
2) поворачивался в каком-нибудь направлении
3) направлял взгляд
4) принимался, брался за что-нибудь
11.2.25. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Мы встречаем жизнь повсюду - начиная от первых лучей солнца, отражённых на поверхности, и кончая глубинами Земли. (3) Высоко в воздухе летают живые крошечные существа, дымятся огромные вулканы, в лесах и рощах обитают дикие звери. (4) Как всё это начиналось? (5) Как появилась наша планета, как зародилась на ней
жизнь? (6) Об этом человечество размышляет на протяжении многих столетий.
1) Долгое время вопрос о природе жизни был почти исключительно предметом философских споров.
2) Первой влиятельной идеей стало понимание жизни как процесса активного поддержания материальной структуры.
3) Такое ёмкое понятие как «жизнь», вбирает в себя великое множество связей, явлений, состояний окружающего мира.
4) Жизнь есть свойство существования особым образом организованных природных систем.
2. Укажите верную характеристику предложения (5)
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова на протяжении из предложения (6).
1) наречие 2) предлог 3) союз 4) существительное
4. Какое слово в тексте имеет значение «наружная сторона чего-нибудь»?
1) существо (предложение 3) 2) солнце (предложение 2)
3) глубина (предложение 2) 4) поверхность (предложение 2)
11.2.26. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) А иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. (3) Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному преданию, держала в руках плат-покров, защитив город от врагов. (4) Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. (5) Это праздник, отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы и начинаются свадьбы. (6) Поэтому с незапамятных языческих времён было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
1) Много храмов на Руси.
2) Более восьми веков храму Покрова на Нерли.
3) Храм Покрова на Нерли хорош в любое время года.
4) Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени.
2. Укажите тип придаточного в предложении (6).
1) изъяснительное 2) времени 3) определительное 4) места
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова прогоняя из предложения (6).
1) прилагательное 2) причастие 3) деепричастие 4) наречие
4. В каком предложении текста используются антонимы?
1) 2 2) 3 3) 5 4) 6
11.2.27. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Из окон небольшого домика были видны синие просторы моря, то бурного и сурового, то спокойного и ласкового, а на противоположном берегу залива тянулись бесконечные степи, и ветер примешивал полынную горечь к солёному запаху моря.
(3) Шестнадцатилетним юношей Айвазовский уехал в Петербург и поступил в Академию Художеств. (4) А через четыре года мальчик из Феодосии стал маринистом - художником, изображающим морские пейзажи. (5) Его картины появились на выставках, он посетил Италию и другие страны. (6) Родина присвоила ему звание академика, но прославленный художник покинул Петербург и навсегда поселился в Феодосии, удивив этим своих современников.
1. Какое из приведённых предложений должно бытьв тексте?
1) И.К.Айвазовский - всемирно известный художник-маринист.
2) И.К.Айвазовский родился в Феодосии.
3) Феодосия - маленький приморский городок, расположенный на берегу Чёрного моря.
4) Творчество Айвазовского известно своей морской тематикой.
1) простое 2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова удивив из предложения (6).
1) причастие 2) деепричастие 3) наречие 4) глагол
4. Укажите значение слова суровый из предложения (2).
1) холодный, неблагоприятный для жизни
2) очень тяжёлый, трудный, тяжкий
3) угрюмый, сердитый
4) очень строгий, серьёзный
11.2.28. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1). (2) Раздвижные стены отражают стремление быть ближе к
природе, не отгораживаясь от неё. (3) Первородная красота некрашеного дерева, рисовой бумаги, соломенных матов и сама сезонность этих материалов также напоминает о близости к природе. (4) Не только домашний быт, но и прикладное искусство японцев связано с татами. (5) Всё внутреннее убранство японского жилища складывалось так, чтобы соответствовать цвету и фактуре этих соломенных матов. (6) Именно жизнь на матах привела к миниатюризации изобразительного искусства, так как японец привык любоваться картиной или вазой, сидя на полу.
1) Японцы во всем стремятся быть ближе к природе.
2) На особенностях японского дома заметно сказалась натура его обитателей.
3) В японском жилище поражает полное отсутствие мебели.
4) Многие особенности японского дома порождены постоянной угрозой землетрясения.
2. Укажите номер предложения, в котором есть составное именное сказуемое.
1) 2 2) 4 3) 5 4) 6
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова связаны из предложения (4).
1) деепричастие 2) наречи
3) краткое причастие 4) краткое прилагательное
4. Укажите значение слова природа из предложения (2).
1) всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир
2) весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку
3) места вне города
4) основное свойство, сущнс
11.2.29. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Это было время гигантов; но если Шекспир силой своего воображения создавал трагедии, которые разыгрывали на сцене театра актёры, то Г алилей сам стал участником драмы, которую составила его собственная жизнь.
(3) Настоящие произведения литературы и искусства волнуют представителей всех народов на протяжении веков и тысячелетий. (4) Научные же труды известны, как правило, лишь специалистам. (5) В отличие от писателей, имена учёных мы знаем не по написанным ими книгам: фамилии творцов науки и техники остаются в названиях теорем и формул, законов и опытов, в наименованиях единиц измерений и машин. (6) Но есть научные трактаты прошлого, которые интересно читать и сегодня, и к ним относятся и труды Галилея.
1. Какоеиз приведённых предложений должно быть первым в
тексте?
1) Шекспир - величайший английский драматург, родившийся в XVI веке.
2) Галилей считался основоположником современного естествознания.
3) Италия дала миру немало великих имен и деятелей искусства.
4) Гениальный итальянский ученый Галилео Галилей родился в один год с великим английским драматургом и поэтом Уильямом Шекспиром.
2. Укажите количество простых частей, входящих в состав предложения (2).
1) две 2) три 3) четыре 4) пять
3. Укажите номер предложения, в котором нет частиц.
1) 5 2) 2 3) 6 4) 4
4. Укажите значение слова жизнь из предложения (2).
1) особая форма существования материи
2) физиологическое существование человека и всего живого
3) время существования от рождения до смерти
4) деятельность общества или человека в тех или иных её проявлениях
11.2.30. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) По их словам, использование поисковых систем, таких, как Google, вредит экологии. (3) К примеру, поисковик Microsoft использует огромные центры хранения информации по всему миру, которые потребляют большое количество энергии. (4) Тем не менее, компания не разглашает информацию о том, сколько энергии требуется её поисковым системам и сколько углекислоты выделяется в результате их деятельности. (5) По подсчётам экспертов, ежедневно пользователи по всему миру более двухсот миллионов раз ищут что-либо в интернете. (6) IT-индустрия сейчас загрязняет атмосферу не меньше, чем авиаперевозки.
1. Какое из приведённых предложений должно быть первым в
1) Посещая лишь одну веб-страницу, мы добавляем в атмосферу около двух сотых грамма углекислоты в секунду.
2) При просмотре сайта с множеством изображений или видео вырабатывается огромное количество парниковых газов.
3) Дважды запустив поиск с компьютера, человек добавляет в атмосферу Земли 15 граммов углекислого газа, утверждают специалисты из Гарвардского университета.
4) Деятельность человека приводит к расширению тропических зон Земли.
1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное с сочинительной и подчинительной связью
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова сколько из предложения (4).
1) вопросительное местоимение 2) союз
3) относительное местоимение 4) частица
4. Укажите значение слова система из предложения (2).
1) определённый порядок в расположении и связи действий
2) общественный строй, форма общественного устройства
3) нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей
4) техническое устройство, конструкция
11.2.31. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Гениальное создание природы - головной мозг человека -формировался в эпохи, когда объём информации, поступающей из внешней среды, был ничтожен, и выработанные в процессе эволюции скорости её восприятия были достаточны.
(2) В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. (3) Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. (4) Этим, например, объясняется и тот факт, что компьютеры, во многом ещё проигрывая человеку, по некоторым параметрам его превосходят. (5)... (6) А ведь иногда от того, насколько быстро принято решение, зависит бесперебойная и безаварийная работа механизмов оборудования.
1. Какое из приведённых предложений должно быть пятым в тексте?
1) Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, учёные предвидели ещё в прошлом веке.
2) В наше время объём научно-технической информации огромен, но он удваивается каждые 10-15 лет.
3) В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслейзнания, читать нужно всё больше и больше.
4) Особенно очевидно это обнаружилось в системах, дающих возможность диалога «человек - машина».
2. Укажите верную характеристику предложения (1).
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова принято из предложения (6).
1) краткое прилагательное 2) страдательное причастие
3) действительное причастие 4) наречие
4. Укажите значение слова работа из предложения (6).
1) нахождение в действии
2) занятие, труд, деятельность
3) продукт труда, готовое изделие
4) материал, принадлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления
11.2.32. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. (2) Можно очистить загрязнённые реки и восстановить леса, но памятники культуры восстановить нельзя, потому что они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённым временем, определёнными художниками, архитекторами. (3) Каждый памятник разрушается навсегда, навечно, и он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
(4) Культура беззащитна, и её должен защищать каждый из нас. (5) Мы не должны надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации -мы сами должны хранить и защищать всю красоту, которую создали люди для нас и для наших детей. (6)...
1. Какое из приведённых предложений должно быть шестымв тексте?
1) Природа сама помогает человеку, потому что она «живая», у неё есть способность к восстановлению.
2) Такова наша задача, наш долг перед прошлым и будущим.
3) Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая, природная, и экология культурная, духовная.
4) Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.
1) бессоюзное сложное
4) сложное с союзной и бессоюзной связью
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова которую из предложения (5).
1) союз 2) вопросительное местоимение
3) прилагательное 4) относительное местоимение
4. Укажите значение слова определенным из предложения (2).
1) твёрдо установленным 2) ясным, не допускающим сомнений 3) некоторым, известным 4) безусловным, несомненным
11.2.33. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Первоначально она использовалась в магических обрядах, без которых не мог прожить ни один народ, придавая им особую торжественность и необычность. (3) Затем стихотворная речь стала употребляться для сочинения рассказов о героях-предках, которые приходилось запоминать наизусть и передавать от поколения к поколению. (4) Оказалось, что и для этого стихотворения стихотворная речь годится лучше, чем проза. (5) Наконец появилась лирическая народная песня, а за ней и авторская поэзия, в которых особую важность приобрели плавность и красота стихотворной речи.
(6) Стихи воспринимаются полно и ясно, доставляя понимающему читателю большое удовольствие своей ритмической красотой и слаженностью.
1) Наряду с обыкновенной, бытовой речью люди обращаются к речи, организованной по особым ритмическим законам, - поэтической речи.
2) Магия всегда привлекала человека: с её помощью он мог объяснить многие непонятные ему явления природы.
3) Проза и поэзия - это две формы организации художественного текста.
4) Многие люди, читая поэтические произведения, признаются, что им многое в них непонятно.
2. Укажите верную характеристику предложения (2).
2) сложноподчинённое, состоящее из двух простых предложений
3) сложноподчинённое, состоящее из трех простых предложений
4) простое осложнённое
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова более ясно из предложения (6).
1) краткая форма прилагательного
2) составная сравнительная степень прилагательного
3) краткая форма причастия
4) составная сравнительная степень наречия
4. Какое слово в тексте имеет значение «стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом»?
1) обряд (предложение 2) 2) проза (предложение 4)
3) песня (предложение 5) 4) поэзия (предложение 5)
11.2.34. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Сначала миф не просто рассказывался, а исполнялся в процессе обряда. (3) Так, каждая гроза - священный брак неба и земли: небо оплодотворяет землю, чтобы она давала урожай. (4) И каждую весну старший жрец и старшая жрица справляли в поле священный брак, чтобы лето было плодородным. (5) Когда на смену обряду пришёл рассказ, тогда стали рассказывать о том, как справляли свадьбу Уран и Гея, Крон и Рея, Зевс и Гера, о том, как Вакх наказывал своих врагов, отдавая их на растерзание своим бешеным вакханкам. (6) Поэтому в мифологии так много рассказов, похожих друг на друга: за ними стоит один и тот же миф.
1) Чтение мифов доставляет особое удовольствие.
2) Слово «миф» часто употребляется в переносном значении.
3) Любой художественный вымысел писателя качественно отличается от мифа в собственном смысле этого слова.
4) В древности мифы складывали не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложноподчинённое
3) сложное с сочинительной и подчинительной связью
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова
похожих из предложения (6).
1) прилагательное 2) числительное
3) причастие 4) местоимение
4. Укажите значение слова земля из предложения (3).
1) суша в противоположность водному и воздушному пространству
2) почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность
3) тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты
4) страна, государство
11.2.35. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Люди, и прежде всего дети, и сейчас читают сказки, сложенные сотни лет назад. (3) Сказочный вымысел причудлив и богат, в сказках увлекательные сюжеты, живут фантастические существа -Кощей Бессмертный, Баба-яга. (4) В сказках животные ведут себя как люди, а главный герой всегда добивается успеха. (5) В древности, когда не было литературных произведений - романов и повестей, их место занимали сказки. (6) Именно они учили слушающего вечным заповедям жизни, а в глубокой древности готовили его к трудному обряду посвящения, когда он становился равноправным членом племени или рода.
1) В литературе существует множество жанров.
2) Задолго до появления письменности существовали устные фольклорные жанры.
3) В основе сказки лежит миф.
4) Сказки - самый известный жанр фольклора.
3) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова слушающегоиз предложения (4).
3) причастие 4) существительное
4. Какое слово в тексте имеет значение «совокупность действий, в которых воплощаются какие-нибудь представления, бытовые традиции»?
1) вымысел (предложение 3) 2) успех (предложение 4)
3) заповедь (предложение 6) 4) обряд (предложение 6)
11.2.36. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
дится
него есть две «ноги»:
(1)...(2) Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3) Животное совсем не глупое. (4) Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией, а человек всегда нахо-
интелл того интеллекта слепа,
но не опасна, так опасен интеллект без совести.
1) У человека и животного есть много сходства.
2) Есть много признаков, отличающих человека от животного.
3) Человек давно забыл, что он - часть природы.
4) Что роднит человека и животное?
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова связан из предложения (4).
1) наречие 2) краткое прилагательное
3) краткое причастие 4) деепричастие
4. В каком предложении есть языковые антонимы?
1) 4
2) 2
3) 5
4) 6
11.2.37. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1).. .(2)Мраморный «Давид» - это самая большая скульптура Микеланджело: высота его пять с лишним метров. (3) Конечно, сама по себе огромность ещё не достоинство, но как она усложняет работу скульптора! (4) В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина есть хороший гипсовый слепок «Давида», невысокий постамент которого позволяет подойти к нему так близко, как вынужден был находиться скульптор, когда вручную высекал статую с помощью резца и молота. (5) настолько малая доля целого видна с этого расстояния, что диву даёшься той выверенности замысла и тому напряжению зрительной памяти, которые нужны были, чтобы чуть ли не на ощупь связать все части не просто в единую, а в прекрасную фигуру.(6) Стоя на многометровых лесах, вплотную к глыбе мрамора, не отойдёшь в сторонку, чтобы охватить её одним взглядом, но Микеланджело победил в этой борьбе с трудностями и создал одно из самых гениальных произведений мировой скульптуры.
1) Микеланджело - известнейший итальянский художник эпохи Возрождения.
2) Гениальные произведения мировой скульптуры человечество бережно хранит на протяжении тысячелетий.
3) Мировое искусство знает немало гениальных произведений.
4) Скульптура Микеланджело «Давид» уже давно стала неотъемлемой частью процесса художественного образования.
1) сложноподчинённое с однородным соподчинением частей
2) сложноподчинённое снеоднородным соподчинением частей
3) сложноподчинённое с последовательным подчинением частей
4) сложноподчинённое с однородным и неоднородным соподчинением частей
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова вплотную из предложения (6).
1) деепричастие 2) наречие 3) предлог 4) частица
4. Укажите значение слова малая из предложения (5).
1) небольшая по размерам, по количеству 2) маленькая 3) недостаточная по размеру, узкая, тесная 4) по меньшей мере
11.2.38. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (3) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (4) Но это всё - мы.
(5) Когда же ты останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без ска-394
фандра - просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников на планете Земля?
(6) Человечество может коллективно завоевать Луну либо антивещество, но за письменный стол каждый человек садится в отдельности.
1) В XXI веке техника развивается всё стремительнее.
2) Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом.
3) Развитое цивилизованное государство имеет могущественную технику.
4) Делает ли техника человечество могущественнее?
1) простое 2) бессоюзное
3) сложносочинённое 4) сложноподчинённое
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова каждый из предложения (6).
1) прилагательное 2) местоимение
3) частица 4) числительное
4. Укажите значение слова завоевать из предложения (6).
1) захватить войной 2) овладеть
3) добиться чего-нибудь 4) достичь чего-нибудь
11.2.39. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3) Новое - это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4) Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще бы не смогла развиваться. (5) Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину. (6) Следовательно, стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.
1) Главный общечеловеческий итог борьбы за научное мировоззрение - это раскрепощение человеческой мысли.
2) Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки.
3) В прошлом веке существовала теория, согласно которой человеческое познание ограничено.
4) Наука постепенно накапливает факты, которые потом систематизируются.
1) сложноподчинённое 2) простое осложнённое
3) сложное бессоюзное 4) сложносочинённое
возможен из предложения (6).
1) действительное причастие 2) страдательное причастие
3) деепричастие 4) краткое прилагательное
4. Укажите значение слова сфера из предложения (3).
1) область, пределы распространения
2) общественное окружение
3) совокупность взаимосвязанных частей
4) поверхность шара
11.2.40. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3) В самом деле, состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а вконечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.
(4) Начать хочется с совета: будем взаимно вежливы. (5) Отрицательные эмоции, конфликты на работе, в быту, в магазине, на транспорте дорого обходятся организму: они порождают неврозы, а неврозы, в свою очередь, - истоки тяжёлых хронических неинфекционных заболеваний. (6) Не бойтесь добрых, приветливых слов!
1) Многие афоризмы древних известны до сих пор.
2) Древние философы оставили нам богатое наследие.
3) Мудрость тысячелетий сохранилась в афоризмах.
4) «Посеешь поступок - пожнёшь привычку; посеешь привычку -пожнёшь характер; посеешь характер - пожнёшь судьбу».
2. Сколько в тексте сложных предложений, имеющих бессоюзную и союзнуюсочинительную связь?
1) нет ни одного 2) 1 3) 2 4) 3
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова заложен из предложения (2).
1) глагол 2) причастие 3) деепричастие 4) прилагательное
4. Укажите значение слова глубокий из предложения (2).
1) имеющий большую глубину, простирающийся на большую глубину
2) отдалённый, глубинный
3) недоступный, тщательно скрытый
4) обладающий глубиной, большой и сильный
11.2.41. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3) Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето - то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. (4) Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза, а между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг. (5) Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа, они просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (6) Наоборот, по ночам они разгораются, и нет такого снотворного, чтобы их усыпить.
1) Времени человеку ни на что не хватает.
2) На знакомство даже со своей страной не хватит времени.
3) Дефицит времени - самая большая проблема нашего века.
4) Людей всегда мучают разнообразные сожаления - большие и малые, серьёзные и смешные.
2. Из скольких простых предложений состоит предложение (4)?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова связано из предложения (3).
1) краткое причастие 2) наречие
3) краткое прилагательное 4) слово состояния
4. В каком предложении используются антонимы?
11.2.42. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Это зависит от того, какие насекомые - дневные или ночные - их опыляют, и от места, где живут эти растения. (3) Венчики открываются и закрываются с такой точностью, что по ним, как по часам, можно определять время. (4) Много цветов, которые живут по законам смены дня и ночи, восхода и захода солнца. (5) А есть такой чудо-цветок, который весь день поворачивает головку вслед солнцу, словно оно притягивает невидимым магнитом его золотые лепестки. (6) В русском языке для такого удивительного цветка есть и необычное название - подсолнечник.
1) В мире существует огромное количество различных цветов.
2) Многие растения открывают и закрывают венчики своих цветов по определённому расписанию.
3) В любых уголках земного шара можно найти диковинные цветы.
4) Флора нашей страны чрезвычайно богата и разнообразна.
2. В каком предложении содержится обособленное приложение?
1) 6 2) 2 3) 3 4) 4
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова вслед из предложения (5).
1) частица 2) производный предлог 3) наречие 4) местоимение
4. В каком варианте ответа правильно указаны предложения, имеющие антонимы?
1) 2, 6 2) 2, 3, 4 3) 4, 5, 6 4) 4, 5
11.2.43. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) На смену первому впечатлению приходит слово. (3) Оратор словом способен привлечь внимание аудитории и вызвать доверие к себе. (4) Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем её содержательная часть. (5) Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. (6) Между тем малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.
1) Бывает ли первое впечатление о человеке самым верным?
2) «Заговори, и я скажу, кто ты», - утверждали древние.
3) Речь является важнейшей способностью человека.
4) Речь должна быть красивой и грамотной.
2. Определите типы придаточных в предложении (5).
1) изъяснительное и причины 2) времени и уступительное
3) изъяснительное и уступительное 4) изъяснительное и условия
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова фонетически из предложения (6).
1) наречие 2) слово состояния
3) краткое прилагательное 4) деепричастия
4. Укажите значение слова речь из предложения (5).
1) способность пользоваться языком
2) характер произношения или произнесения
3) публичное выступление
4) грамматическая категория
11.2.44. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1).(2) Предчеловек, ещё очень слабый, ещё очень несовершенный, мало чем отличался от зверя и даже позже, на более высоких ступенях своего развития, оставался намного слабее животных, отступал перед ними. (3) Но у нашего далёкого предка уже было оружие - самое могучее из всех существовавших и существующих на Земле - разум, который и стал решающей силой в борьбе за существование. (4) А борьба 398
велась постоянная, жестокая - ведь это была борьба за жизнь. (5) Пройдёт много тысячелетий, прежде чем человек по-иному станет смотреть на своих соседей по планете, но суть этих отношений будет одна: человек против зверя. (6) И в настоящее время дело совести человечества - не допустить, чтобы десятки видов животных целиком исчезли на земле.
1) Взаимоотношения человека и животного - это одна из вечных проблем человечества.
2) Человек и зверь: какие разные и, казалось бы, какие антагонистические представления!
3) Не случайно понятие «человечность» стало символом доброты, нравственности, а понятие «зверство» - символом злобы и жестокости.
4) Люди сотни тысяч лет занимаются истреблением животных.
1) сложноподчинённое
3) сложное с сочинительной и бессоюзной связью
4) сложное с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью
ческую характеристику слова
3. Укажите правильную морфо. одна из предложения (5).
1) числительное
2) местоимение
3) прилагательное
4) существительное
4. Укажите значение слова Земли из предложения (6).
1) третья от Солнца планета Солнечной системы
2) суша
3) почва, верхний слой коры планеты
11.2.45. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) история донесла до нас примеры того, как в древние времена решались вопросы войны и мира, какой соблюдался ритуал при приёме иностранных гостей, как оформлялись полномочия. (3) Слова дипломат, дипломатия происходят от греческого слова диплом. (4) Дипломат - сотрудник ведомства иностранных дел, который осуществляет внешнеполитические связи своей страны с другим государством или государствами. (5) Дипломатия как совокупность форм, методов и средств, используемых для осуществления внешней политики государства, и дипломаты как государственные служащие, призванные вести официальные дела между правительствами, менялись в ходе общественного развития. (6) Однако при этом неизменной оставалась сущность дипломатии как отражения природы данного общества и государства.
1) Профессия дипломата является одной из старейших.
2) За последние годы характер отношения между странами меняется.
3) Дипломатия осуществляет внешнюю политику государства.
4) К дипломатам предъявляются определённые требования.
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова призванные из предложения (5).
1) прилагательное 2) действительное причастие
3) страдательное причастие 4) деепричастие
11.2.46. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Очень часто для них пользуются старыми словами (в науке, главным образом, древнегреческими и латинскими), придавая им новый смысл. (3) Так, например, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользоваться их соком: «резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, камедь», а сейчас у нас обозначает не смолу вообще, а только определённого рода. (4) То же произошло и со словом «антенна». (5) Первая приёмная антенна была сделана в 1895 году изобретателем радио русским учёным А.С.Поповым, а слову этому более двух тысяч лет, но значение его раньше было другим. (6) Ещё до рождения радио зоологи называли антеннами чувственные усики у членистоногих, но первоначально «антенна» была термином римского морского флота - так назывались реи мачт громадных много весельных судов.
1) В русском языке существует незначительный процент заимствованных слов.
2) Вместе с развитием общества развивается и язык: с одной стороны, он постоянно обогащается новыми словами, с другой - из него постепенно уходит некоторое количество слов.
3) Новые слова для новых вещей, явлений не создаются из ничего.
4) Новые слова, или неологизмы, появляются в языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни.
2) бессоюзное сложное
3) сложное с бессоюзной и сочинительной связью
4) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
3. Укажите предложение, в котором есть деепричастие.
4. Укажите к какой группе лексики относится слово камедь из предложения (3).
1) диалектная лексика 2) жаргонная лексика
3) специальная лексика 4) общеупотребительная лексика
11.2.47. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...(2) Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одарённым необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? (3) В самом деле, куда ни обратишь своё внимание и мысли, увидишь множество людей отличившихся в любой отрасли знаний, и знаний не мелких, а, можно сказать, наиважнейших. (4) Если судить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их деяний, то кто не поставит, например, полководца выше оратора? (5) А между тем всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военоначальников чуть ли не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов - едва несколько человек. (6) даже таких людей, которые своими мудрыми решениями способны вести и направлять государство, достаточно много выступило в наши дни, ещё больше - на памяти наших отцов, и тем более - на памяти предков, тогда как хороших ораторов очень долго не было вовсе, а сносных - едва найдётся по одному на каждое поколение.
1) История знает немало выдающихся ораторов.
2) Красноречие называется ораторским искусством.
3) Знаменитые люди все были прекрасными ораторами.
4) Отчего так мало выдающихся ораторов?
3) сложное с сочинением и подчинением
4) сложное с бессоюзной и сочинительной связью.
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова едва из предложения (5).
1) союз 2) предлог 3) частица 4) наречие
4. Укажите значение слова поколение из предложения (6).
1) родственники одной степени родства по отношению к общему предку
2) серия приборов, механизмов в её отношении к предшествующим
3) группа людей, объединённых общей деятельностью
4) одновременно живущие люди
11.2.48. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Каждый более или менее образованный человек нашего времени, к какой бы сфере деятельности он не был причастен, слышал это несколько таинственное и манящее слово: ноосфера. (2) Идея ноосферы тесно связана с именем и научным наследием В. Вернадского. (3) В идее ноосферы концентрируется вся суть оптимистического учения Вернадского, недаром последней опубликованной его работой, своеобразным исповеданием веры и духовным завещанием одновременно становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере». (4)... (5) Просто, понятие «жизнь» всегда выходит за пределы сути «живого вещества» в области философии, религии, художественного творчестве, фольклора. (6) А «живое вещество» охватывает человечество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определённой геологической оболочки Земли - с её биосферой.
1) Термин «ноосфера» считается особой приметой ХХ века.
2) В ней он использует термин «живое вещество», определяемый как совокупность живых организмов.
3) Работы Вернадского стали широко известны русскому читателю с конца ХХ столетия.
4) Заметим, что слово «ноосфера» впервые прозвучало в 1928 году.
3) бессоюзное сложное
3. Укажите вариант, в котором правильно указаны все предложения, в которых есть краткие причастия.
1) 2, 6 2) 1, 2, 3 3) 1, 3, 6 4) 1, 2, 6
4. Укажите значение слова биосфера из предложения (6).
1) атмосфера, почва и воды как среда обитания живых организмов
2) животный мир 3) растительный мир 4) почва, поверхность земли
11.2.49. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)...что и возникли они, и совершенствуются одновременно, - ведь для того, чтобы облечь мысль в слова, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. (2) Поэтому речь человека (произно-402
шение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочно характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. (3) И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, - это и та одежда, по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. (4) Заметьте - и то и другое вместе! (5) Как не вспомнить здесь слова древнегреческого учёного Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»
1. Какая фраза должна стоять в начале предложения (1)?
1) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления
2) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали,
3) Язык и мышление неразрывно связаны
4) Философы давно доказали,
1) сложное с сочинительной и подчинительной связью
2) сложноподчинённое с двумя придаточными
3) сложноподчинённое с тремя придаточными
3. Укажите ошибочную морфологическую характеристику слова.
1) ведь (предложение 1) - частица
2) всегда (предложение 2) - наречие
3) по которой (предложение 3) - относительное местоимение
4) заметьте (предложение 4) - глагол в изьявительном наклонении
4. В каком ряду слов, взятых из текста, представлены синонимы?
1) осознать, понять ( предложение 1)
2) произношение, интонация (предложение 2)
3) набор, выбор (предложение 2)
4) встречают, провожают (предложение 3)
11.2.50. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1).. .(2) А сколько деловых разговоров приходится вести по телефону дома, порой находясь на отдыхе. (3) И если человек не владеет культурой телефонного общения, не знает элементарных правил его ведения или пренебрегает ими, то это может существенно подорвать его авторитет, навредить карьере, снизить эффективность его деятельности. (4) С помощью телефонных разговоров деловые люди обмениваются необходимой информацией, договариваются о чём-либо (о встрече, совместных мероприятиях, дальнейшем сотрудничестве и т.д.) консультируются по различным вопросам, наводят необходимые справки. (5) По телефону можно выразить просьбу, отдать приказ или распоряжение, проконтролировать чью-то деятельность, поздравить в связи с достигнутыми успехами, праздниками, памятными датами; телефон даёт возможность устанавливать контакты с нужными людьми. (6) Одним словом, телефон сегодня становится незаменимым средством в работе.
1) Телефон - одно из величайших достижений человечества.
2) Мы не можем представить своей жизни без телефона.
3) Телефон давно стал нашим незаменимым помощником.
4) Телефонные разговоры занимают значительное место в деловой жизни: на них тратится 27 процентов рабочего времени.
1) простое осложнённое 2) бессоюзное сложное
3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова находясь из предложения (2).
1) наречие 2) деепричастие 3) причастие 4) прилагательное
4. В каком из словосочетаний все слова употреблены в прямом значении?
1) находясь на отдыхе (предложение 2)
2) подорвать авторитет (предложение 3)
3) наводят справки (предложение 4)
4) отдать приказ (предложение 5)