menu
person

Тема №7872

Сборник заданий для подготовки по русскому языку 11 глав с ответами (Ч

РАЗДЕЛ IX

ПУНКТУАЦИЯ

9.1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

месте которых должны стоять запятые?

Времени нет (1) ни у школьников (2) ни у студентов (3) ни у

стариков.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 3

9.2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) В гостиной графа и зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

9.3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Люди сидели наверху и внизу слева и справа.

2) В помещении суда остались стряпчий да Сергей Николаевич.

3) На соседней улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот.

4) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

9.4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Робко выглянула луна но тотчас же скрылась за облаком.

2) Пушкин точнее любого другого писателя или поэта связан со всей русской культурой.

3) И в каждом его шаге и взмахе косой чувствовалось умение и присутствие громадной физической силы.

4) Но гром ударил буря стонет и снасти рвёт и мачту клонит.

9.5. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1) Солнце спрятавшись за сизое облако золотит края его.

2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе.

3) Неодолимая хотя и тихая сила увлекала меня.

4) Стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу.

9.6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Вода в реке перестаёт утомительно блестеть и сверкать и принимает вид спокойной и прозрачной глади.

2) Ежедневные походы в школу через глухой бор закалили не только мышцы Глебки но и его характер.

3) Природа не обидела Захарова ни ростом ни телосложением ни лицом.

4) Нарушали мёртвую тишину шаги вахтенных да всплеск волн.

9.7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании боя.

2) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

3) Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или другие элементы доспехов.

4) Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.

9.8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Ивану Ильичу было поручено погрузить на пароход ящики со снаряжением и две пушки и доставить их в Царицын.

2) Мать то заслонкой забрякает то выбежит в сени стонет и охает.

А ■■ '

3) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера барки и бригантины.

4) Лейтенант пробрался обратно через то же окно и уткнулся в снежную стену и стал её разгребать.

9.9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева не шевелились.

2) Лошади удивлялись шуму воды, поднимали головы, настораживали уши, но мерно и осторожно шагали против течения.

3) Откуда-то издалека доносился странный, непонятный звук.

4) На светло-синем, морозном небе мерцали мелкие звёзды.

9.10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Тут были фарфоровые собачки слон глиняный мальчишка на горшке и много карточек в рамках.

2) Невнятные шорохи да тихий звон в густых вершинах

встречали путников.

3) Далеко внизу остались сходни и мостки со следами цемента и глины та достах.

4) Море кричало пенилось и вышвыривало на берег огромные седые волны.

9.11. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую

(знаки препинания не расставлены).

1) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.

2) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.

3) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.

4) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

9.12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) В походе надо сообразоваться не столько с силами людей сколько с силами вьючных животных.

2) Дорога забирается в непроглядный сумрак леса и вновь выбегает в серую пелену полей и кустов.

3) Всюду только вода горы ревущей воды обвалы и водяные пропасти.

4) У поручней стоял толстенький и коренастый переводчик и смотрел на медленно надвигающиеся корабли.

9.13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Он служит всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности.

2) Тогда он и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами.

3) Товары эти предназначены, как для вас, так и для нас.

4) Мне ясно всё: и ваши сомнения, и ваши тайные помыслы.

9.14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Миша пытался себе представить и луг и убитого Кузьмина и Николая и толпу вокруг них и милиционера.

2) А потом я находил свою книгу под подушкой у мамы или случайно замечал её в папином портфеле.

3) Я несколько раз просыпался и каждый раз слышал то удары буферных тарелок то мерный стук бегущих колёс то абсолютную тишину и дружный храп солдат.

4) Над полем собиралась грозовая туча да как-то всё не решалась плотно обхватить небо.

9.15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Дремотную лесную тишину нарушала только бесконечная песня ручейка да шум в верхушках деревьев.

2) Палубные пассажиры сидели на ящиках и мешках на цепях и свёртках канатов.

3) Перед рассветом поезд затормозил загрохотал на входных стрелках у семафора подкатил к какой-то станции и замер.

4) Рисунок ходов напоминал непролазную чащу вьющихся растений или клубок безнадёжно запутанных ниток.

9.16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Большие баркасы корабельные шлюпки легкие челноки и моторки стояли у пристаней и просто у берега на приколе.

2) Воздух дрожал от непрерывного многоголосого рёва толпы.

3) Вдруг со стороны дома на озере раздался протяжный не то стон не то крик.

4) Я и злился на Андрея и до слёз завидовал ему и невероятно скучал без него.

9.17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) В избушке Павла всегда пахло не только кожей и кислым клеем но и сыростью плесенью.

2) Лыжи то проваливались в снег то предательски скользили назад то становились крест-накрест.

3) Ещё спят в своих тёплых норах и берлогах барсуки и медведи.

4) Приходилось не только понукать лошадь лозой но и тянуть за узду.

9.18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Я вечно слушать был готов то степь то горных речек пение то шелест лиственных шатров.

2) Я вот до гаража своего на трамвае да на троллейбусе с пересадкой езжу.

3) Мины или проходили под килем или сворачивали в сторону.

4) Машинисты кочегары и матросы читают газеты и журналы играют в шахматы и в домино.

9.19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

2) Филарет был строг и сурово карал как безнравственность так и вольнодумство.

3) Не слышно ни кудахтанья кур ни пения петухов ни мычания коров.

4) Глухонемая тишина налила дом и двор и весь мир.

9.20. В каком предложении нужно поставить одну запятую (знаки

препинания не расставлены)?

1) Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.

2) Вдруг вдали показалась не то рыбачья лодка не то шлюпка с какого-то корабля.

3) Море и ветер внезапно утихли.

4) Моряки как на кораблике так и в лодке почувствовали себя лучше но ещё долго не верили в своё спасение.

9.21. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Большие белые птицы кружат над водой либо садятся отдыхать на камни.

2) Вдали перед ними пестрели и цвели луга и нивы золотые.

3) Художественный метод Врубеля не столько непосредственное наблюдение над видимой натурой сколько метод создания фантастически преображённого мира.

4) Дети собирали и ягоды и грибы и орехи.

9.22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) С поезда сошли мы да какой-то старик.

2) Я непрерывно искал новых идей как во внутренней актёрской работе так и в режиссёрском деле.

3) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел.

4) Пускай он послужит в армии да потянет лямку да понюхает пороху.

9.23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

2) Ждём не дождёмся весны.

3) На бесконечном на вольном просторе шум и движение грохот и гром.

4) Сын полковника Тимофеева а также все его товарищи по

классу решили поступить в артиллерийское училище.

9.24. В каком предложении нужно поставить две запятые (знаки

препинания не расставлены)?

1) Чайки кружились над пароходом и хватали из рук пассажиров белый и чёрный хлеб.

2) Птицы подлетали совсем близко и пронзительно кричали а иногда даже садились на протянутую руку.

3) Как пассажиры так и матросы забавлялись поведением птиц.

4) С верхней палубы доносились и смех и детские голоса и весёлые возгласы взрослых.

9.25. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые

(знаки препинания не расставлены).

1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.

2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.

3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной - я всегда буду помнить о тебе.

4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.

9.26. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые

(знаки препинания не расставлены).

1) Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.

2) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.

3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь.

4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?

9.27. Укажите предложение, в котором нужно поставить две

запятые (знаки препинания не расставлены).

1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.

3) Сама площадь и позолоченные солнцем листья казались какими-то чужеземными.

4) Мне пришлось читать дочери и стихи и сказки и потешки.

9.28. Укажите предложение, в котором нужно поставить две

запятые (знаки препинания не расставлены).

1) Кругом было и светло и зелено.

2) Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали мать.

3) В цикл естественных наук входят и биология и химия и физика.

4) На выставку можно представить рисунки этюды и наброски.

9.29. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые (знаки препинания не расставлены).

1) Стала в рост заколосилась налилась и зреет рожь.

2) Сильные и могучие бизоны и лоси прижились в Беловежской Пуще и стали её достопримечательностью.

3) Всего милее мне осинник зябкий да речушка узкая.

4) В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь и признание.

9.30. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые (знаки препинания не расставлены).

1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.

2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.

4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперёк улицы.

9.31. В каких предложениях знаки препинания расставлены правильно? Выберите правильный вариант ответа.

1) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

2) В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

3) Мальчики обычно мечтают стать: или лётчиками, или моряками.

4) Приливы и отливы происходят не только в океане, но и в недрах Земли.

1) 2, 4 2) 3, 4 3) 1, 2 4) 1, 3

9.32. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

1) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся, либо мечтают учиться.

2) Туча на севере росла, и захватывала запад, и восток.

3) Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.

4) В поле, в роще, над рекой - всюду царило безмолвие.

9.33. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Во времена детства Чехова весь Таганрог был засыпан тучным зерном и деньгами и был заселён греками и итальянцами.

2) Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и к бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей.

3) Тужит Пахом да не знает о ком.

4) Нельзя одним словом воспитать или перевоспитать человека.

9.34. Укажи правильное утверждение о пунктуации в данном ниже

предложении.

Лебеди и утки вернулись на озеро () и начали вить новые или

восстанавливать старые гнёзда.

1) предложение простое с однородными членами; перед союзом И нужна запятая

2) предложение простое с однородными членами; перед союзом И не нужна запятая

3) предложение сложносочинённое; перед союзом И не нужна запятая

4) предложение сложносочинённое; перед союзом И нужна запятая

9.35. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Улица была прямая и широкая и называлась Проспектом Мира.

2) Но Акакий Акакиевич видел на всём свои чистые, ровным почерком выписанные строки.

3) Он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и кусок говядины с луком.

4) И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру, или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка.

9.36. Укажите предложение с правильной расстановкой запятых.

1) Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга и Волги пышные брега, и Волги радостные воды: всё мило мне.

2) Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса твои луга, и Волги пышные брега и Волги радостные воды - всё мило мне.

3) Твоя живая тишина, твои лихие, непогоды твои, леса твои, луга и Волги пышные брега, и Волги радостные воды - всё мило мне.

4) Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга, и Волги пышные брега, и Волги радостные воды - всё мило мне.

9.37. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Ожившие растения: деревья, кусты, трава выглядели уже совсем по-весеннему.

2) В лучах апрельского солнца ярко блестели все привычные предметы: и вазочки, и кувшин, и кастрюльки, и даже старая сковородка.

3) Малыши то с визгом носились по двору, то шлёпали по лужам, то пускали в плавание бумажные кораблики - словом, наслаждались жизнью.

4) Свет солнца и сверкание стёкол, весёлый детский крик и беготня, ласковый шум ветра и шелест деревьев - всё говорило о приходе весны.

9.38. Укажите верное объяснение постановки знаков препинания в

предложении.

Всё (1) быстро приехавший экипаж по улице, напоминание об

обеде, вопрос девушки о платье (2) всё болезненно раздражало его.

1) 1, 2 ставится тире, т.к. обобщающее слово стоит перед однородными членами

2) 1 - ставится двоеточие, т.к. обобщающее слово стоит перед однородными членами

3) 1 - ставится двоеточие, т.к. обобщающее слово стоит перед однородными членами, 2 - ставится тире, т.к. обобщающее слово стоит после однородных членов

4) знаки препинания не нужны

9.39. В каком предложении пропущены двоеточие и три запятые?

1) В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей.

2) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

3) Ни близких берегов ни далёких гор ни даже воды ничего не было видно.

4) Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито солнцем.

9.40. В каком предложении неправильно расставлены знаки

препинания?

1) Ни сплетни, ни бостон, ни милый взгляд, ни вздох нескромный - ничто не трогало его.

2) Бойцы молча положили на стол перед майором паспорт, бритву и кисточку для бритья, всё, что нашли при обыске у старика.

3) Межи и могилы, рощи и перекрёстки дорог - всё имеет в глазах римлян отношение к божеству и к судьбе человека.

4) В переднюю высыпала встречать его целая компания: двое

мужчин, три дамы и гимназист.

9.41. В каком предложении неверно расставлены знаки

препинания?

1) На деревьях, стогах, домах - всюду лежал снег.

2) Юные деревья: ель и сосна, клён и вязь - все растут дружно.

3) Восход осыпал всё: сосну, утёс, реку, облака потоками золотой пыли.

4) Везде: на полях и в лесных просеках - пар поднимался от земли.

9.42. В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?

1) Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы, треска кузнечиков, журчания лесного ручья самый весёлый -звук песни луговых жаворонков.

2) Стога сена, копны, деревья, растущие поодаль, переулок, шалаш старика - всё виднелось особенно выпукло, ярко.

3) Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.

4) Ни забора, ни ворот, ни сарая: ничего не было у избушки Емели.

9.43. Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова

(знаки препинания не расставлены).

1) Всё пахло кусты акации листья сирени листья смородины цветы травы земля.

2) Повсюду пахли кусты акации листья сирени листья смородины травы земля.

3) Кусты акации листья сирени листья смородины цветы травы земля всё пахло.

4) Всё кусты акации листья сирени листья смородины цветы земля повсюду пахло.

9.44. В каком предложении нет пунктуационной ошибки?

1) В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда: скрежет камня, шорох песка, гудки машин.

2) В пословицах всё есть - издёвка, насмешка попрёк словом: задевающее за живое.

3) Повсюду над головой: под ногами рядом с тобой живёт и грохочет железо.

4) Ничего: не было видно ни камышей ни плотины ни берегов.

9.45. Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова

(знаки препинания не расставлены).

1) И аэродром и здание школы и башенка станции всё это слилось в сплошные круги.

2) Всё суетится хлопочет кричит звенит поёт радуется весне.

3) Всё это берёзовая роща тихая речка убегающая вдаль дорога понравилось ему.

4) Все и мужчины и женщины и дети что-нибудь тащили на себе.

9.46. Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова

(знаки препинания не расставлены).

1) Вся мебель диваны столы стулья была сделана из красного дерева.

2) Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей всё казалось значительным.

3) Неуютно было и в саду и в лесу и в доме.

4) Вокруг не было видно ни души ни человека ни лошади ни птицы.

9.47. Определите предложение с двоеточием и тире при однородных членах с обобщающим словом.

1) Ни столба, ни стола, ни забора ничего не видно.

2) Сколько смысла и значения вижу я сейчас во всём и в твоём прикосновении и в молчании твоём.

не и Евсеичу не было грустно


3) Только нам троим отцу, смотреть на серое небо.

4) Солнце светит одинаково всем и человеку, и зверю, и дереву.

9.48. В каких предложениях знаки препинания расставлены

правильно?

1) Подаренная мне книга оказалась не только интересной, но и полезной.

2) Повсюду: и в кустах, и в траве, и в буйных папоротниках -запели птицы.

3) В стуке ворот, в хрюканье, не спавшей почему-то свиньи, в потёмках и в тишине почудилось ей что-то тоскливое и страшное.

4) Цветы поражали своей величиной, и формой и манили к себе прекрасным ароматом.

1) 2, 4 2) 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 3, 4

9.49. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1) Всё это: и река, и вербы, и старый дом, и этот босоногий мальчишка, всё напоминало мне далёкие дни детства.

2) Всё: это и река, и вербы, и старый дом, и этот босоногий мальчишка: всё напоминало мне далёкие дни детства.

3) Всё это: и река, и вербы, и старый дом, и этот босоногий мальчишка - всё напоминало мне далёкие дни детства.

4) Всё - это и река, и вербы, и старый дом, и этот босоногий мальчишка - всё напоминало мне далёкие дни детства.

9.50. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Она, как с давними друзьями, с своими рощами, лугами ещё беседовать спешит.

2) Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальсов вихорь.

3) Трике, как истинный француз, в кармане привёз куплет Татьяне.

4) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят, как жених.

9.51. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1) Перед ночным походом ребята варили в котелке картошку, валялись в траве, и чистили винтовки, и отдыхали.

2) Сверчок поёт очень громко и не обращает внимания, как на мои шаги, так и, на звон чашек.

3) Всё было, сыро, холодно и мокро: и земля и небо, и тонкая жёлтая трава.

4) Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал от неё укоризненные записки, и всё-таки целые дни проводил у Ростовых.

9.52. В каком предложении оборот с союзом КАК не обособляется?

1) Будет звучать и ныть как струна, а песни от неё не жди.

2) Г ости приехали как снег на голову.

3) А дальше лежит луг, вязкий как болото.

4) За ними как стая весенних гусей тощих потянулись скучные тени.

9.53. В каком предложении оборот с союзом КАК обособляется?

1) Увидав такое, люди останавливались как вкопанные.

2) Базар как бы другой город в городе.

3) Рядом с ним она чувствовала себя как за каменной стеной.

4) Младенец кричит как орёл.

9.54. В каком предложении есть сравнительный оборот, выделяемый запятой?

1) Наш дом как проходной двор.

2) По небу носились огромные белые облака как гигантские белые птицы.

3) Сестра вела себя как чужая.

4) Боли как не бывало.

9.55. В каком предложении перед союзом КАК должна стоять запятая?

1) Она держится как хозяйка.

2) Они всё делают не как соседи.

3) Волосы у неё вьются точь-в-точь как у матери.

4) Её голос звенел как самый маленький колокольчик.

9.56. В каком предложении перед союзом КАК не должна стоять запятая?

1) В его повестях, как в зеркале, отразилась жизнь сердца.

2) Озеро, как зеркало.

3) Внизу, как зеркало, блестела вода.

4) Мир, как зеркало, отражает наше отношение к нему.

9.57. В каком случае дано правильное объяснение пунктуации перед союзом КАК (знаки препинания не расставлены)?

Новые здания построенные на Северном проспекте предстают как образцы современной архитектуры.

1) запятая нужна, так как союз как входит в состав сравнительного оборота

2) запятая не нужна, так как союз как входит в состав сказуемого

3) запятая нужна, так как союз как входит в состав приложения

4) запятая не нужна, так как союз как входит в состав устойчивого сочетания

9.58. В каком предложении оборот с союзом КАК обособляется?

1) Отец очень любил свою дочь и наряжал её как куклу.

2) Он представил меня как своего близкого друга.

3) Как дым рассеялись мечты.

4) Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.

9.59. В каком предложении оборот с союзом КАК обособляется?

1) Отец и мать ей как чужие.

2) Как чайка парус там белеет в высоте.

3) Вчерашний день прошёл как обычно.

4) Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста.

9.60. Укажите предложение, в котором на месте всех пропусков ставятся запятые.

1) Внизу... как зеркало... стальное синеют озера струи.

2) На чёрном. как тушь. небе не мелькает ни одна звёздочка.

3) Как парус. чайка. там белеет в высоте.

4) Вода в реке была чёрной... словно... дёготь.

9.61. В каком случае перед союзом КАК ставится запятая?

1) Мексика известна как страна древнейшей культуры.

2) Г оры как пышные складки на богатой одежде земли.

3) Дождь в шахте не что иное как подпочвенная вода.

4) Береги её как зеницу ока.

9.62. В каком случае перед союзом КАК не должна стоять запятая?

1) Герасим, как лев, выступал сильно и бодро.

2) Это сделал не кто иной, как наш новый приятель.

3) Он поступил, не как друг.

4) Из квартиры напротив, как пар, летела белая пыль извести.

9.63. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Русый (1) с кудрявой головой (2) без шапки (3) и с расстёгнутой рубахой (4) Дымов казался красивым и необыкновенно сильным.

1) 1 2) 1, 2 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4

9.64. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Издавна тюменские лесники(1) уходя на медведя (2) оставляли дома (3) завязанную узлом (4) рубаху.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2

9.65. В каком предложении деепричастный оборот не обособляется

(знаки препинания не расставлены)?

1) Из-за тучи на минутку выглядывало солнце обливая радостным сверканием политую дождём сирень.

2) Юноша примчался сюда не переводя духа.

3) Мы молчали глядя на блестевшую тусклым золотом равнину моря.

4) Собирая золотистую пыльцу вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчёлы.

9.66. В каком предложении нет пунктуационной ошибки?

1) Лёд, сверкая на солнце, слепил глаза.

2) Он повернувшись, опять быстро зашагал по дорожке.

3) Мужчина, пройдя ещё немного остановился.

4) Мать любуясь движениями ребёнка, смотрела на него.

9.67. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Над землёй (1) погружённой в ночную мглу (2) раскинулся тёмный небесный свод (3) с миллионами звёзд (4) переливавшихся цветами радуги.

9.68. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Парень оскалил зубы (1) и (2) сделав страшную рожу (3) уставился на нас (4) вытаращенными глазами.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 3, 4

9.69. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Ледник начинался сразу от отвесных скал (1) упирающихся своими вершинами в бездонное азиатское небо (2) и (3) огибая отдельно стоящие утёсы (4) талыми языками стёкол (5) питая (6) стремящиеся по расщелинам в долину (7) многочисленные ручьи.

1) 4, 5, 6, 7 2) 2, 6, 7 3) 1, 4, 5, 7 4) 1, 2, 3, 4, 5

9.70. В каком предложении нужно поставить две запятые?

1) Берёза обессилев от шквального ветра плавно раскачивается.

2) На небольшой площадке усыпанной тёмно-жёлтым влажным песком стояла привлекая внимание прохожих небольшая беседка.

3) Дорога изрытая глубокими колеями шла тёмным хвойным лесом петляя между могучими деревьями.

4) Вот берёзонька прямая задремала в тишине через голову снимая платье сшитое к весне.

9.71. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Навстречу ей катил, запряжённый шестёркой лошадей экипаж.

2) Река, вышедшая из берегов, затопила часть города.

3) Время от времени он поднимал голову, проверяя свой маршрут по солнцу.

4) С трудом волоча ноги, он отправился в путь.

9.72. В каком варианте ответа указаны предложения с пунктуационными ошибками?

1) Шумит размахивая ветвями да вершинами старый лес.

2) Они шли по горной тропе, освещая путь факелами.

3) Собака отпрыгнула взвизгнув и тут же пропала в темноте.

4) Навстречу ей катил экипаж, запряжённый шестёркой лошадей.

1) 1, 4 2) 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2

9.73. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх

связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 4

9.74. В каком предложении причастный оборот обособляется?

1) Сад спускался к реке поросшей зелёным камышом.

2) До самой весны безмолвствует скованная льдом река.

3) Нагруженная строительным материалом машина остановилась у ворот завода.

4) Около дома находился заросший густой сиренью сад.

9.75. В каком предложении нужно обособить одиночное определение?

1) Власть над землёй вам молодым дана.

2) Дружеский шёпот реки оказал мне настоящую услугу.

3) Испытанная мною тревога разогнала мой сон.

4) Изумлённый прохожий о чём-то спросил.

9.76. В каком варианте правильно указаны и объяснены запятые?

 

Стрелку (1) указываю 4 (2) Владимир заметил не

сразу.


1) 1 - выделяется причал

2) 2 - выделяется деепр

3) 1, 2 - выделяется при

оборот


4) 1, 2 - выделяется дее

9.77. Найдите предложение без пунктуационных ошибок.

1) Хрустит снежок морозный, жёсткий.

2) Жара после холодов близких к заморозкам сбила с толку, всё растущее на земле.

3) Кукушки нежный плач в глуши лесной звучит мольбой, тоскующей и странной.

4) Звон колокольчика чистый и нежный доносился до нас.

9.78. В каком варианте правильно указаны и объяснены запятые?

Небо (1) усыпанное звёздами (2) опустилось на верхушки (3) спящих елей.

1) 1, 2, 3 - выделяются два причастных оборота

2) 2, 3 - выделяются два причастных оборота

3) 1, 2 - выделяется причастный оборот

4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот

9.79. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Подъезжая к лесу (1) он увидел (2) гордо сидящего (3) на чекмене (4) соседа.

9.80. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Тихо сидели дети (1) прислонившись к стволу старого дерева

(2) и (3) слушали пение дрозда (4) насвистывающего забавную песенку.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 4 3) 2, 4 4) 3, 4

9.81. В каком предложении нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

1) Рыбак старик с худым от ветра лицом сидел на земле и штопал сеть.

2) Сын рыбака он мог часами держаться на воде.

3) Писали ему мать учительница русского языка и сестра-студентка.

4) Он многое переживший офицер-окопник не мог не пожалеть бедную девочку.

: ""I !"

9.82. В каком предложении нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

1) Русские литераторы-дворяне за исключением Пушкина не обратили внимания на фольклор крайне богатый драматическим материалом.

2) За исключением этих немногих и незначительных недостатков господин Полутыркин был отличный человек.

3) В комнате кроме раздвижного стола на тринадцати ножках неровной длины да четырёх продавленных соломенных стульев не было никакой мебели.

4) Внизу у подножия сосен уже темно и глухо.

9.83. В каком предложении нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

1) Не очень давно весной прошлого года один мой приятель показывал мне довольно диковинную вещицу.

2) Евгений по заведённому порядку пошёл к себе в кабинет.

3) Петя ушёл в свою комнату и запершись от всех горько плакал.

4) Несмотря на все мои старания я так и не смог заснуть в эту ночь.

9.84. В каком предложении нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

1) Трамвай летел позванивая к самому морю.

2) Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу.

3) Дети неслись по ухабам сломя голову.

4) В сизой дали играла искрами по водному простору синяя река уходя за холмы.

9.85. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Они стояли внизу (1) на траве (2) среди душистого горошка

(3) подняв головы к сияющему небу (4) и (5) улыбаясь.

1)2 2) 3, 4, 5 3) 1, 2, 3 4) 3

9.86. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Не так-то просто (1) живя в отеле (2) и (3) разъезжая в автомобиле (4) почувствовать себя настоящим путешественником.

1) 1 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 4 4) 4

9.87. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном предложении.

Не только прибрежный песок (1) но и гранит набережной (2) и скамейки были мокрыми из-за (3) бушевавшего целый день (4) шторма (5) принёсшего столько бед (6) и утихшего лишь к ночи.

1) 1, 5 2) 1, 2, 3, 4, 5 3)1, 2, 5 4) 1, 5, 6

9.88. На месте каких цифр должны стоять запятые?

На этой же неделе (1) в субботу (2) дождь (3) начавшийся ещё в среду (4) шедший с утра и до вечера (5) лил(6) как из ведра.

1) 1, 2, 3, 5, 6 2) 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 4, 6 4) 1, 2, 3, 4, 5

9.89. На месте каких цифр должны стоять запятые?

На околице Михайловского (1) почти возле калитки (2) ведущей к усадьбе поэта (3) стоит старая-престарая сосна.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 2 4) 1, 2, 3

9.90. На месте каких цифр должны стоять знаки препинания?

Охорашиваясь(1) одёргивая (2) жёлтую рубаху (3) Цыганок осторожно выходил на середину кухни.

1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 1, 2

9.91. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены).

1) Однажды в лесу я провалился в глубокую яму распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.

2) Хаджи Мурат остановился бросив поводья и отстегнув левой рукой чехол винтовки правой вынул её.

3) Сбросив котомку с плеч Лёнька положил на неё голову и немного посмотрев в небо крепко заснул.

4) Возвратясь с псарного двора Кирила Петрович сел ужинать и

303

только не видя Дубровского хватился о нём.

9.92. В каком предложении необходимо обособить второстепенный

член?

1) На пригорке стоит рябина покрасневшая от холода и колючего ветра.

2) Осенний ветер воет в проводах и сбрасывает последнюю одежонку с лип и тополей.

3) По слякоти бредёт укутанный в плащ путник.

4) Встревоженные первыми заморозками воробьи забились под крыши домов.

9.93. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) Подъезжая к лесу, увидел Григорий Иванович Муромский своего соседа гордо сидящего верхом.

2) Муромский, как образованный европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал.

3) Он провозгласивший себя отличным седоком дал лошади

волю. 1 г 1

4) Лиза смуглая от природы набелена была по уши.

9.94. Укажите предложение, в котором есть обособленное определение

(знаки препинания не расставлены).

1) Умытые росой цветы наполняли воздух неповторимым ароматом.

2) Осыпающиеся с деревьев листья тихо ложатся под ноги.

3) Избалованный всеми Троекуров привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава.

4) Привлечённые светом ночные бабочки влетали в окно.

9.95.Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

1) Маша бледная и трепещущая подошла к Ивану Кузьмичу.

2) А он, мятежный, просит бури.

3) Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом.

4) Слуга, поскакавший за Дубровским, воротился.

9.96. Какое предложение не осложнено обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?

1) Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова старичок.

2) Полученный ответ рассматривается как согласие.

3) В дальнем углу светилось жёлтое пятно огонь в окне Серафимы.

4) Как истинный француз в кармане Трике привёз куплет Татьяне.

9.97. Вкаком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)?

1) Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.

2) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость.

3) До шалаша мы добежали промокшие насквозь.

4) Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного неба.

9.98. В каком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)?

1) Человек маленького роста Тёмкин почти не виден был из-за трибуны.

2) Мы пошли на экзамен спокойные и уверенные в себе.

3) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

4) Луна на небе взошла багровая и хмурая.

9.99. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в предложении.

Туча(?) нависшая над высокими вершинами тополей(?) уже сыпала дождиком.

1) предложение сложное, запятые нужны

2) причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны

3) причастный оборот стоит после определяемого слова, запятые нужны

4) предложение простое, запятые не нужны

9.100. В каком предложении нет пунктуационной ошибки?

1) Внизу шумело море взволнованное и грозное, и с силой билось о скалы.

2) Ветер всё ещё сильный дул: теперь с востока.

3) Верный своему обещанию, Пугачёв приближался к Оренбургу.

4) Вышел Алёша из дома отца в состоянии духа, разбитом и подавленном.

9.101. В каком предложении есть обособленное определение (знаки препинания не расставлены)?

1) На солнце ярко сверкнули занесённые снегом избы.

2) Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку.

3) Многие деревья стояли уже обнажённые и чёрные.

4) Настала ночь лунная ясная.

9.102. Определите, правильно ли расставлены знаки препинания в

предложениях.

1) Изредка собака останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась понять, как это могло случиться, что она заблудилась?

2) Шёл крупный, пушистый снег, и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.

3) Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая её ногами, безостановочно взад и вперёд проходили незнакомые люди.

4) Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом в цилиндре и в шубе нараспашку.

Б. неправильно 2) 1А, 2А, 3Б, 4А


А. правильно

Ответы: 1) 1А, 2Б, 3А, 4Б

3) 1Б, 2А, 3Б, 4А 4) 1А, 2Б, 3Б, 4А

9.103. В каком предложении правильно расставлены знаки

препинания?

1) После обеда Каштанка разлеглась среди комнаты, протянула ноги, и, чувствуя во всём теле приятную истому, завиляла хвостом.

2) Каштанка потянулась, зевнула и сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.

3) Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась назад.

4) Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя прямо на неё шёл серый гусь.

9.104. В каких предложениях знаки препинания расставлены

правильно? Выберите правильный вариант ответа.

1) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.

2) Каштанка отскочила, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким, визгливым лаем.

3) Не обращая никакого внимания на ворчанье Каштанки свинья подняла вверх свой пятачок и весело захрюкала.

4) Бледный, встревоженный хозяин, вздыхая и покачивая головой вернулся к себе в спальню.

1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 2 4) 2, 4

9.105. В каких предложениях знаки препинания расставлены

правильно? Выберите правильный вариант ответа.

1) Моё сердце то замирало, то стучало.

2) Всё и леса, и степи, и пруды - ожило с первыми лучами весеннего солнца.

3) Я смотрел на освещённый луной сад, и крышу, и вдыхал живительный воздух ночи.

4) Пищу в зимнем лесу находят не только снегири, но и хлопотливые синицы.

1) 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 2 4) 1, 4

9.106. Определите, чем осложнено предложение.

1) Стройный стан и широкие плечи Печорина доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни.

2) Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.

3) Он пел разлуку, и печаль, и нечто, и туманную даль, и романтические грёзы.

4) Быть может, посетит меня восторг, и творческая ночь, и вдохновенье.

A. вводной конструкцией, однородными подлежащими Б. обособленным обстоятельством

B. обособленным определением Г. однородными дополнениями

2) 1В, 2А, 3Г, 4Б 4) 1Г, 2В, 3Б, 4А


Ответы: 1) 1В, 2А, 3Б, 4Г

3) 1В, 2Б, 3Г, 4А

9.107. Определите, чем осложнено предложение.

1) При сих словах казак поскакал назад, держась одной рукой за пазуху.

2) Мы вставали в пять часов утра, не успев ещё выспаться, и, тупые, равнодушные, садились за стол делать крендели из теста.

3) Бабушка вообще очень любила грибы, грузди в особенности.

4) Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало.

A. вводным словом

Б. обособленным обстоятельством

B. уточнением

Г. обособленным обстоятельством и обособленным определением

Ответы: 1) 1Б, 2Г, 3В, 4А 2) 1В, 2А, 3Г, 4Б

з) 1В, 2Г, 3Б, 4А 4) 1Г, 2А, 3Б, 4В

9.108. Сколько обособленных определений в данном предложении

(знаки препинания не расставлены)?

Налево чернело глубокое ущелье за ним и впереди нас тёмносиние вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне ещё сохранявшем последний отблеск зари.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

9.109. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

1) Робко приблизился я к зеркалу, и дотянувшись рукой до нижней части рамы, толкнул её.

2) Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав таким образом свой голос, начал петь.

3) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

4) Луна, тускло освещая, гладь озера медленно поднималась всё выше.

9.110. В каком варианте ответов правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Не доезжая до аллеи (1) он остановил кучера (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1,4 4) 1,2

9.111. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены).

1) Ребёнок иногда вдруг присмиреет сидя подле няни.

2) Отдохнув он собрался уходить.

3) Он вошёл в комнату не постучавшись.

4) Прочитав письмо он уничтожил его.

9.112. В каком предложении не ставится тире?

1) Шить сядет не умеет взять иголку.

2) Биться в одиночку жизни не перевернуть.

3) Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет за копейку зарежет.

4) Интересный человек наш сосед.

9.113. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ста

вится тире.

1) Море... как сама жизнь: меняется каждый день.

2) Язык... есть зеркало мыслей народа.

3) Этот парк... по-прежнему любимое место отдыха москвичей.

4) Долг наш... защищать крепость до последнего нашего издыхания.

9.114. В каком предложении между подлежащим и сказуемым не ставится тире?

1) Небо ясно.

2) Крупный лещ хитрая рыба.

3) Индия родина аюрведы, древней науки о здоровой жизни.

4) Бык озеро таинственное, далёкое, тянущееся на много километров.

9.115. В каком предложении тире не ставится?

1) Дон река капризная.

2) Мир первое условие развития культуры.

3) Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

4) Ум одежда, которая никогда не износится.

9.116. В каком предложении тире не ставится?

1) Прямая обязанность художника показывать, а не доказывать.

2) Находить приметы или самим создавать их очень увлекательное занятие.

3) Осиновый лес в эту пору словно полоска зари.

4) Достичь совершенства в работе предела большое счастье.

9.117. В каком предложении не ставится тире перед словом ЭТО?

1) Счастье это быть с природой, видеть её, говорить с ней.

2) Увлекательное это занятие путешествовать по миру.

3) Уметь читать это большое искусство.

4) Чтение это окошко в мир.

9.118. В каком предложении не ставится тире перед отрицанием НЕ?

1) Современный репортаж не только фиксация фактов.

2) Век прожить не нитку исшить.

3) Дом вести не бородой трясти.

4) Торговать не горевать.

9.119. Укажите предложение, в котором не ставится тире.

1) Ученье свет, а неученье тьма.

2) Жизнь не река, она противоречье.

3) Совесть, Благородство и Достоинство вот оно Святое наше воинство.

4) Стыд это внутренний гнев человека на самого себя.

9.120. Укажите предложение, в котором не ставится тире.

1) Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

2) Природа не храм, а мастерская.

3) Пессимизм ложь, потому что пессимизм философия неудачников.

4) Преодолеть препятствия вот наша задача.

9.121. В каком предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым?

1) Эгоист видит везде и всегда только себя.

2) Эгоист не умеет забывать себя.

3) Эгоиста нельзя назвать нравственным человеком.

4) Любить значит понимать, принимать, терпеть, прощать.

9.122. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Самый величественный период развития природы - зима.

2) Наша серая ворона - оседлая птица.

3) Зимний лес - словно сказка.

4) Этот забор - западня для деревенских котов, любителей рыбы.

 

Категория: Русский язык | Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0