1. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:
Варианты ответа:
а) столица республики;
б) город Минск;
в) самый красивый;
г) час пик;
д) между небом и землей.
2. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:
а) лучше всех;
б) жду встречи;
в) давайте дружить;
г) вокруг Земли;
д) доктор Степанов.
3. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:
а) ее платье;
б) рядом с озером;
в) не умеющий читать;
г) скатерть накрахмалена;
д) навстречу нам.
4. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:
а) в течение года;
б) рассказ прочитан;
в) будем учиться;
г) несколько книг;
д) дом построили.
5. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:
а) весьма образованный;
б) листья жгут;
в) спустя год;
г) река холодна;
д) сказки Андерсена.
6. Укажите глагольные словосочетания:
а) горячо обсуждать;
б) рисовать фломастером;
в) любовь к искусству;
г) еще не распустившийся;
д) увлекаясь спортом.
7. Укажите глагольные словосочетания:
а) увидев тебя;
б) защищать страну;
в) обрывистый берег;
г) поразить щедростью;
д) стрелял не целясь.
8. Укажите именные словосочетания:
а) делить на пять;
б) пять уроков;
в) стремиться к миру;
г) полезные ископаемые;
д) очень интересный.
9. Укажите именные словосочетания:
а) удивительно милая;
б) дом у дороги;
в) где-то далеко;
г) построенное здание;
д) дорога пустынна.
10. Укажите словосочетания со связью согласование:
а) подготовиться к экзамену;
б) сбивчивый ответ;
в) профессор Иванов;
г) (нет) десяти монет;
д) юбка клеш.
11. Укажите словосочетания со связью согласование:
а) из ста человек;
б) довольно прохладный;
в) ваши уроки;
г) книга прочитана;
д) любитель поговорить.
12. Укажите словосочетания со связью управление:
а) сильный ветер;
б) читать журнал;
в) рассказы очевидцев;
г) озеро Свитязь;
д) три подруги.
13. Укажите словосочетания со связью управление:
а) привезти больного;
б) встретился с ними;
в) букет цветов;
г) довольный результатом;
д) не умеющий танцевать.
14. Укажите словосочетания со связью примыкание:
а) приехал учиться;
б) тщательно проработать;
в) сдержать обещание;
г) его друзья;
д) платье мини.
15. Укажите словосочетания со связью примыкание:
а) остановиться на ночевку;
б) разгадать ребус;
в) выехать засветло;
г) постройка дома;
д) неожиданно исчезнув.
16. Укажите словосочетания с определительными отношениями:
а) город Барановичи;
б) любоваться природой;
в) разговор о делах;
г) луч солнца;
д) быстро усваивать.
17. Укажите словосочетания с объектными отношениями:
а) убедить в полезности;
б) весьма любопытный;
в) стоять не двигаясь;
г) поднимаясь по лестнице;
д) известный всем.
18. Укажите словосочетания с объектными отношениями:
а) рукав реглан;
б) говорить о любви;
в) пуститься вскачь;
г) миллион роз;
д) никому не нужный.
19. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:
а) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (К. П.)
б) Передняя комната оштукатурена и расписана каким-то самоучкой в кувшинки и лилии. (В. С.)
в) Небо здесь казалось темнее. (В. В.)
г) Потом я лёг спать. (В. С.)
д) Некоторые из наших птиц улетают удивительно рано. (В. Б.)
20. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым:
а) Одет он в холщовую просторную рубаху, подпоясанную крученым пояском. (В. С.)
б) Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. (А. Ч.)
в) Под ноги вам будут попадаться разные бревна и коряги. (В. С.)
г) Величайшим счастьем казалась мне ночевка у пастушеского костра. (И. С-М.)
д) Во многих местах снег вытоптан почти до земли. (И. С-М.)
21. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым:
а) После ужина я пошёл прогуляться вблизи бивака. (В. А.)
б) Мне начал чудиться шум реки. (В. С.)
в) Позвольте же познакомить вас ещё с двумя помещиками. (И. Т.)
г) Я стал рассматривать живописную окрестность. (М. Л.)
д) Я уже готов был обидеться, услышав смех девушек. (К. П.)
22. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым:
а) Природа учит нас понимать прекрасное. (К. П.)
б) Несмотря на усталость, Сердюков не мог заснуть. (А. К.)
в) Я хожу слушать соловья на край березовой рощи. (И. С-М.)
г) Солнце начинает пригревать в синем безветрии. (В. С.)
д) Мы должны были пересечь луговой остров шириной в десять километров. (К. П.)
23. Укажите предложения с составным именным сказуемым:
а) Ему было за тридцать лет. (И. Т.)
б) В траве клубника была еще зелена, зато необыкновенно крупна. (С. А.)
в) Лес весь вырублен. (В. С.)
г) Сторожка оказалась не чем иным, как бревенчатой избой, обнесенной пряслом. (В. С.)
д) Двор по чистоте и прибранности не уступал дому. (В. С.)
24. Укажите предложения с составным именным сказуемым:
а) Полуденный воздух, накаленный знойными лучами солнца, становился душен и тяжел. (И. Г.)
б) В жизни природы весна — самое яркое время года. (С. О.)
в) Долина реки в дождливый период года легко затопляется водой. (В. А.)
г) Ландыши были здесь необыкновенно крупные и сочные. (В. С.)
д) Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. С.-М.)
25. Укажите определенно-личные предложения:
а) Среди глубокого безмолвия ночи под снежною пеленою уже слышится говор пробуждающихся ручьев. (М. С.-Щ.)
б) Вижу себя на берегу реки, окруженного сверкающим, пахучим миром. (И. С.-М.)
в) В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (И. С.-М.)
г) Пройдя длинную аллею лип, занесенных снегом, опустился на низкую садовую скамейку. (А. К.)
д) Идешь солнечным бором и дышишь ароматом сосны. (Н. Д.)
26. Укажите безличные предложения:
а) Меня потянуло в темную чащу лип и берез. (В. В.)
б) По дорогам нельзя было ни пройти, ни проехать. (К. П.)
в) Из сада потянуло росой и запахом душистого тополя. (В. В.)
г) Как передать хрустальный, по выражению Блока, звон пушкинских стихов? (К. П.)
д) Разве усидишь в такую пору дома в воскресный день? (Г. С.)
27. Укажите безличные предложения:
а) Можно много писать о Мещерском крае. (К. П.)
б) Вспоминаю быструю хрустальную речку. (В. С.)
в) Нигде не было ни единого огня. (И. Б.)
г) Все по-прежнему казалось ясно на небе. (С. А.)
д) В теплое апрельское утро сидеть в саду чрезвычайно приятно. (А. Ч.)
28. Укажите безличные предложения:
а) Никите удалось пробраться до кузницы, стоящей на горке. (А. Т.)
б) Тихо в сонном лесу. (И. С.-М.)
в) Рябину рубили зорькою. (А. А.)
г) Отойдешь от костра, который освещает ветки ближних деревьев, и тебя накроет беззвучная тишина. (И. С.-М.)
д) Людей здесь и в самом деле не было! (Д. Д.)
е) Меня потянуло в темную чащу лип и берез. (В. В.)
ж) По дорогам нельзя было ни пройти, ни проехать. (К. П.)
з) Из сада потянуло росой и запахом душистого тополя. (В. В.)
и) Как передать хрустальный, по выражению Блока, звон пушкинских стихов? (К. П.)
к) Разве усидишь в такую пору дома в воскресный день? (Г. С.)
29. Укажите безличные предложения:
а) Работали целый день. (Ч. А.)
б) Пахло влажною лесною травою. (В. В.)
в) Обошел вокруг молоденькой яблони, посаженной среди старых деревьев. (Ч. А.)
г) Некому разделить со мной радость созерцания этой красоты. (И. С.-М.)
д) Ни одной живой души, кроме меня, здесь нет. (И. С.-М.)
30. Укажите безличные предложения:
а) Темное небо сплошь усыпано звездами, льющими на землю холодный и трепещущий свет. (М. С.-Щ.)
б) Нанесло высокие сугробы вокруг неприютного старого дома. (Вс. Р.)
в) Ничем иным, как безостановочным движением, от них не отделаешься. (В. С.)
г) Дороге, казалось, не будет конца. (М. Ш.)
д) Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу. (А. К.)
31. Укажите, в каких предложениях неопределенная форма глагола входит в состав сказуемого:
а) Несмотря на усталость, я не мог уснуть и, проведя бессонную ночь, решил выехать пораньше. (И. Б.)
б) Ольга Игнатьевна выучила Ваньку читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. (А. Ч.)
в) У нее был редкий дар подбирать растения для букетов. (Г. Сер.)
г) Интересно выслеживать зайцев по свежему снегу, разбираясь в мудреной грамоте путаных заячьих следов. (И. С-М.)
д) Внизу, в долинах, уже зеленеют всходы, молодые деревья прочно встают на ноги и распустившаяся листва начинает отбрасывать тень. (Ч. А.)
32. Укажите, в каких предложениях инфинитив является определением:
а) Весна в горах порой заставляет долго ждать себя, но когда появляется, то идет быстро. (Ч. А.)
б) Способность рассчитывать среди осложненной жизни — это печать большой воли. (О. Б.)
в) Собирать грибы в этом лесу одно удовольствие. (В. С.)
г) Мы решили, что лазить теперь по горам все-таки не стоит, лучше вместо этого пойти искупаться. (Дж. Д.)
д) Главное, что тут требуется, — это стремление узнать что-то неизведанное. (Д. К.)
33. Укажите, в каких предложениях выделенный инфинитив является дополнением:
а) Выбрав пень поудобней, присел отдохнуть. (Ю. К.)
б) Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки. (А. К.)
в) Я привез его (приятеля) с собой погостить у нас. (А. Ч.)
г) Он так был занят своими мыслями, что, когда его спрашивали о чем-нибудь, встряхивал головой и просил повторить вопрос. (А. Ч.)
д) Она скажет, что она от крестного отца Сережи приехала поздравить и что ей поручено поставить игрушки у кровати сына. (Л. Т.)
34. Определите, в каких предложениях верно указана синтаксическая роль выделенного инфинитива:
а) По улицам города я шатался теперь с исключительной целью — высмотреть, здесь ли находятся обитатели старого замка (определение). (В. К.)
б) Большая льдина, на которой в нескольких метрах от земли находилась женщина, вдруг треснула, раскололась, стала уходить под воду (дополнение). (Л. С.)
в) После чая ходили в лес, набрали по корзине боровиков, а затем отправились удить рыбу (сказуемое). (И. В.)
г) Утка тоже учит своих утят разыскивать еду (сказуемое). (В. Б.)
д) Десятки тонн можно было бы заготовить здесь и грибов, и черники, и брусники! (сказуемое) (В. С.)
35. Определите, в каких предложениях верно указана синтаксическая роль выделенного инфинитива:
а) Самое лучшее в мире — смотреть, как нарождается день! (сказуемое) (М. Г.)
б) Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней (определение). (Л. Т.)
в) Аксаков первый в русской литературе начал писать о рыбной ловле, об этом удивительном занятии (дополнение). (К. П.)
г) Однажды, в томительный знойный день, когда все, кроме гремящих цикад, было погружено в сон, мы отправились побродить по горам, рассчитывая вернуться домой к вечеру (сказуемое). (Дж. Д.)
д) Осторожному и наблюдательному охотнику приятно наблюдать из засады за жизнью редкостных птиц, чувствовавших себя в безопасности на глухом озерке (подлежащее). (И. С.-М.)