Вариант 1
1. Отметьте правильное утверждение. 1. У одушевленных существительных женского рода в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа. 2. Краткие прилагательные с НЕ пишутся раздельно. 3. У несклоняемых существительных все падежные формы омонимичны. 4. На стыке простых предложений в составе одного и того же сложного бессоюзного предложения не могут ставиться разные знаки препинания. 5. Интерфикс обладает всеми признаками морфемы.
Ответ: 3.
2. Отметьте звук, который соответствует следующей характеристике: гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный. 1. А 2. Э 3. И 4. О 5. Ы
Ответ: 2.
3. Отметьте слово, которое разделено на морфемы правильно. 1. жизн-енн-ый 2. охот-нич-ий 3. раз-бомб-л-ю 4. рас-плавл-ени-е 5. чест-ность
Ответ: 4. Корень -плавл- является вариантом корня -плав-. Правильное членение: 1. жи-зн-енн-ый 2. охот-нич-ий-нулевое окончание 3. раз-бомбл-ю 5. чест-н-ость
4. Отметьте слово с нулевым суффиксом. 1. перепись 2. тень 3. старье 4. лакомка 5. высота
Ответ: 1.
5. Отметьте лишнее слово в словообразовательном типе. 1. хлебница 2. наставница 3. собеседница 4. заочница 5. нахлебница
Ответ: 1. Слова 2 – 5 представляют один словообразовательный тип, имеющий деривационное значение ‘лицо женского пола’. В слове хлебница суффикс имеет другое (предметное) значение.
6. Отметьте слово, которое должно быть третьим в словообразовательной цепочке. 1. белый 2. беленький 3. побелить 4. побелка 5. белить
7. Отметьте слово, в котором произошло переразложение морфем. 1. висок 2. обезболить 3. кольцо 4. зонтик 5. облако
8. Отметьте изобилующий глагол, т.е. глагол, который имеет при одной основе инфинитива две основы настоящего времени. 1. мурлыкать 2. греть 3. ползти 4. красить 5. бороться
9. Отметьте слово, которое может быть в разных контекстах наречием, кратким прилагательным и словом состояния. 1. безлюдно 2. можно 3. плоско 4. гордо 5. интересно
Ответ: 5.
10. Отметьте предложение, в котором есть частица. 1. Налей себе чаю, да покрепче. 2. Лес как будто спит. 3. Он так рассказывал, что все смеялись. 4. Остался старик один как перст. 5. Птица вроде цапли.
Ответ: 2. 11. Отметьте предлог, который может быть послелогом. 1. до 2. перед 3. вокруг 4. ради 5. вследствие
Ответ: 4.
12. Отметьте словосочетание, которое является фразеологически связанным. 1. полоть грядки 2. пуститься в рассуждение 3. ожидать ответа 4. укреплять традиции 5. забежать за угол
13. Отметьте предложение, которое не является вокативным. 1. – Водитель! – крикнул пассажир. 2. – Спаси меня, Ваня, спаси меня… (Чехов) 3. – Хозяин! – строго окликнул пришедший замешкавшегося на кухне старика. 4. – Лиза, – произнес Лаврецкий, – Лиза, – повторил он и склонился к ее ногам... (Тургенев) 5. – Андрюша, – страдальчески улыбаясь, напомнила о чем-то своем Христина Афанасьевна. (Николаев)
14. Отметьте сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных (знаки препинания не расставлены). 1. Дерсу сказал что это не тучи а туман и что завтра будет день солнечный и даже жаркий. (Арсеньев) 2. Зайцы которые всю жизнь всех и всюду боялись очень обрадовались оттого что так счастливо избавятся от своего изнуряющего страха. (Быков) 3. Партер настолько был погружен в полумрак что люди со свету входя в него начинали идти ощупью берясь за спинки кресел. (Булгаков) 4. Чтобы избавить Пашу от пятнающей привязанности вырвать ее с корнем и положить конец мучениям Лара объявила Паше что наотрез отказывается от него. (Пастернак) 5. Когда он читал или слышал что будут отнимать землю только у тех у кого больше пятисот десятин он и сам становился «смутьяном». (Бунин)
Ответ: 5. В этом предложении первое придаточное является главным предложением для второго придаточного, которое, в свою очередь, выступает в качестве главного для следующего придаточного. 1 – однородное подчинение 2, 4 – параллельное подчинение 3 – одно придаточное
15. Отметьте пару исторически однокоренных слов. 1. ушлый, гусар 2. гусь, гуща 3. гусли, успеть 4. гусеница, усатый 5. ущелье, кушать
16. Отметьте строчку, в которой представлены названия жанров научно-информативного подстиля научной речи. 1. реферат, аннотация 2. учебник, методическое пособие 3. словарь, справочник 4. монография, доклад 5. диссертация, статья
17. Отметьте термин, которым обозначается речь недостаточно образованных горожан. 1. наречие 2. говор 3. арго 4. жаргон 5. просторечие
18. Отметьте слово, написание которого не соответствует морфологическому принципу русской орфографии. 1. призадумался 2. подступ 3. несгибаемый 4. небезынтересный 5. выращенный
19. Отметьте строчку, в которой все слова написаны правильно. 1. подьячий, ньюанс, восьмью 2. контр-адмирал, полбанана, впоследствии 3. интриганский, кожезаменитель, дерматин 4. смышленый, не делимое на два число, потрошеный 5. терраса, элластик, программный
20. Отметьте предложение с нарушением пунктуации. 1. Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам и ты увидишь прекрасный сон действительности. (Троепольский) 2. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник. (Паустовский) 3. А впрочем, понемногу опасения эти рассеялись и мальчуган разболтался. (Полевой) 4. Плавала паутина, и воздух хоть и пропитан заводским дымом, но все-таки другой, не городской, с каким-то далеким дыханием природы. (Радищев) 5. Стоит опять треснуть льдине – и морозная ночь вся содрогнется, и загудит, и застонет. (Короленко)
21. Отметьте предложение с нарушением пунктуации. 1. Формально-семантические отношения между призводящими и производными в случаях множественности мотиваций весьма разнообразны, однако они легко группируются вокруг двух основных типов. (Тихонов) 2. Именно чувство раскаяния я должен отметить прежде всего, а потом уж восторг, и певучесть в душе, и легкость, и радость оттого, что вот это-то утро не пропало даром. (Солоухин) 3. Для всего что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. (Паустовский) 4. Шли долгие годы обычной мирной жизни, а Вега жила и ходила как в постоянном противогазе, с головой, вечно стянутой враждебною резиной. (Солженицын) 5. Самое замечательное в мгновенной точности портретов, брошенных на страницы дневника, – нелинейность характеристик, внутренняя динамика, психологическая объемность. (Петровский)
22. Отметьте неверное высказывание о синонимах и антонимах. 1. Синонимический ряд имеет градуальный характер и является открытой структурой, антонимический состоит из двух членов и является закрытым. 2. У антонимов одинаковая стилистическая окраска, синонимический ряд объединяет слова разных стилистических пластов. 3. У антонимов одинаковая сочетаемость, у синонимов – различная. 4. И синонимы, и антонимы бывают как языковые, узуальные, так и речевые, контекстные. 5. Подавляющее большинство антонимических пар не имеет синонимов к обоим членам ряда или к одному из них.
23. Отметьте лексико-семантическое явление, которое представлено в паре факт – фактор. 1. полисемия 2. омонимия 3. синонимия 4. паронимия 5. антонимия
24. Отметьте строчку, в которой выделенные слова являются омонимами, а не многозначными словами. 1. лететь на самолете – лететь со стула 2. глава правительства – глава книги 3. оборвать лепестки – оборвать спорщика 4. отделение в концерте – отделение в пехоте 5. мутная вода – мутное сознание
25. Отметьте строчку, в которой все числительные употреблены правильно. 1. трое товарищей, двое сирот, четверо саней 2. четверо друзей, трое волков, двое забияк 3. трое профессоров, четверо студентов, двое тигров 4. четверо парней, двое плакс, трое подруг 5. двое ворот, трое столов, четверо котят
26. Отметьте правильно построенное предложение. 1. Укажите ваше ИНН в трудовом договоре. 2. МГУ отпраздновало юбилей. 3. МИД сообщил о начале переговоров. 4. В этом году ГИБДД обновило свой автопарк. 5. ООН принял к рассмотрению все документы.
27. Отметьте предложение с грамматической ошибкой. 1. Он уже защитил кандидатскую степень и теперь преподает в вузе. 2. Запорожцы на картине о чем-то смеются. 3. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. 4. Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая разработка некоторых важных вопросов. 5. Теплица уже несколько лет обеспечивает город молодыми овощами.
28. Отметьте тенденцию, которую в современном русском языке выражает широкое употребление заимствованной терминологии. 1. демократизация 2. усиление личностного начала в коммуникации 3. интеллектуализация 4. эвфемизация 5. метафоризация
29. Отметьте единицу, которая не является лингвокультуремой (речевой единицей, имеющей как лингвистический, так и культурный смысл). 1. фразеологизм 2. символ 3. мифологема 4. прецедентное имя 5. сложное синтаксическое целое
Ответ: 5. 30. Отметьте определение лингвистической компетенции. 1. Овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. 2. Владение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. 3. Освоение основных норм русского литературного языка. 4. Развитие способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, получение знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях. 5. Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Вариант 2
1. Отметьте правильное утверждение. 1. Фонетические средства русского языка лишены стилистических значений. 2. Омофоны – это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение. 3. Слова состояния как самостоятельную часть речь впервые описал академик В.В. Виноградов. 4. В эллиптических предложениях обычно отсутствует подлежащее. 5. Окказиональные неологизмы производятся по существующим в языке словообразовательным моделям.
2. Отметьте звук, который соответствует следующей характеристике: гласный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный. 1. А 2. Э 3. И 4. О 5. Ы
3. Отметьте слово, которое разделено на морфемы правильно. 1. бол-езн-енн-ый 2. о-главл-ени-е 3. об-нов-л-ю 4. чин-ов-нич-ий 5. готов-н-ость
Ответ: 2. Корень -главл- является вариантом корня -глав-. Правильное членение: 1. бол-е-зн-енн-ый 3. об-новл-ю 4. чин-ов-нич-ий-нулевое окончание 5. готов-ность
4. Отметьте слово с нулевым суффиксом. 1. белье 2. неженка 3. скалолаз 4. долгота 5. пень
5. Отметьте лишнее слово в словообразовательном типе. 1. преподаватель 2. завоеватель 3. основатель 4. нагреватель 5. толкователь
6. Отметьте слово, которое должно быть третьим в словообразовательной цепочке. 1. бежать 2. пробежка 3. бег 4. пробежать 5. бегать
7. Отметьте слово, в котором произошло переразложение морфем. 1. мешок 2. дворец 3. фляжка 4. обоз 5. недовыполнить
8. Отметьте изобилующий глагол, т.е. глагол, который имеет при одной основе инфинитива две основы настоящего времени. 1. мести 2. колыхаться 3. передавать 4. заменять 5. стараться
9. Отметьте слово, которое может быть в разных контекстах наречием, кратким прилагательным и словом состояния. 1. свойственно 2. нужно 3. уютно 4. вдумчиво 5. бело
10. Отметьте предложение, в котором есть частица. 1. Еще вчера мы этого не знали. 2. Уверяет, будто сам видел. 3. Я вышел в путь, чуть занялась заря. 4. Как тебе это удалось? 5. Самолет только что приземлился.
11. Отметьте предлог, который может быть послелогом. 1. ввиду 2. от 3. после 4. над 5. вопреки
12. Отметьте словосочетание, не являющееся фразеологически связанным. 1. потерять самообладание 2. пуститься в рассуждение 3. ожидать ответа 4. дать слово 5. иметь возможность
13. Отметьте предложение, которое не является вокативным. 1. – Олеся... А я как же? Обо мне ты и думать даже не хочешь! – воскликнул я, чувствуя, как во мне подымается горький, больной, недобрый упрек… (Куприн) 2. – Сашка! Анютка! Где вы запропастились? – кричит матушка. (Салтыков-Щедрин) 3. – Андрюша, – страдальчески улыбаясь, напомнила о чем-то своем Христина Афанасьевна. (Николаев) 4. – Но вы меня любите, Лиза? Мы будем счастливы? (Тургенев) 5. – Тимошка, негодник! – Семеновна сморщилась от переполнявших ее чувств всем своим маленьким, похожим на печеное яблоко, лицом. (Проскурин)
14. Отметьте сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных (знаки препинания не расставлены). 1. А когда он с пестрым от грязи лицом подлетел наконец к дому первое что кинулось ему в глаза была лошадь Якова у коновязки. (Бунин) 2. Его собеседниками стали многочисленные книги прочитав которые он мог подумать поразмыслить и составить свой взгляд на прошлое и настоящее. (Ковалевский) 3. Следя за полетом его мысли я впервые догадался что поэзия не существует сама по себе и что если она не стремится выразить запечатлеть жизнь никому не нужен даже самый искусный набор рифмованных строк. (Каверин) 4. Он показывает что одним и тем же законам добра и зла любви и ненависти которые производят в истории перевороты подчинены и мельчайшие атомы жизни. (Мережковский) 5. На открытом окне сидит поджавши ноги Алечка и смотрит как колышется внизу темная тяжелая масса воды освещенной электричеством как тихо покачивается жидкая мертвенная зелень тополей вдоль набережной. (Куприн)
15. Отметьте пару исторически однокоренных слов. 1. густой, усатый 2. гусеница, гусь 3. ушлый, кушать 4. гусар, гуща 5. гусли, гудеть
Ответ: 5. 16. Отметьте названия жанров административного подстиля официально-деловой речи. 1. приговор, заявление 2. устав, приказ 3. заявление, коммюнике 4. закон, резюме 5. меморандум, распоряжение
17. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы жизни общества, называют … языком. 1. современным 2. литературным 3. письменным 4. художественным 5. национальным
Ответ: 2. 18. Отметьте слово, написание которого соответствует традиционному принципу русской орфографии. 1. большому 2. подчеркнуть 3. собака 4. сбить 5. предыстория
19. Отметьте строчку, в которой все слова написаны правильно. 1. раса, привентивный, теракт 2. перекати-поле, пол города, вследствие засухи 3. джентльмен, здравоохранение, милостливый 4. осиный, не видимый глазом, ненужные уже вещи 5. галерея, россомаха, продюсер
20. Отметьте предложение с нарушением пунктуации. 1. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. (Носов) 2. Во многих воспоминаниях об Олеше делаются попытки нарисовать его портрет, но мне кажется, что юношеский портрет, сделанный Багрицким – самый лучший. (Долматовский) 3. Отец беспрекословно отдал старшему брату скопленные на службе деньги, и наш переезд был решен. (Соколов-Микитов) 4. Сестры шли впереди под руку, а Иван Ильич, в сдвинутой на затылок фуражке, шел сзади. (А.Толстой) 5. После войны И.Шемякин опубликовал повесть «Месть», однако настоящую известность ему принес роман «Глубокое течение». (Коваленко)
21. Отметьте предложение с нарушением пунктуации. 1. Андрюша полсуток ходит таким чистеньким, благовоспитанным мальчиком, а к вечеру его опять кто-нибудь притащит выпачканного, растрепанного, неузнаваемого или мужики привезут на возу с сеном, или, наконец, с рыбаками приедет он на лодке, заснувши на неводу. (Гончаров) 2. Читал ты эти «Повести Белкина» не один раз, помнишь фабулу каждого рассказа, но почему-то любой рассказ с любой строки приковывает твое внимание и заставляет читать или слушать до конца. (Бажов) 3. Это восприятие ссыльной жизни со смехом, с постоянной радостью у Олега сложилось больше всего от супругов Кадминых – Николая Ивановича и жены его Елены Александровны. (Солженицын) 4. Это был, в общем, славный, хотя и хитроватый пес, он не шел к человеку, не завидев в его руках съестное. (Быков) 5. А брусника там растет такая, что ежели выйти на гарь да поверху кочек глянуть, то все кочки кажутся красными. (Казаков)
22. Отметьте неверное высказывание о синонимах и антонимах. 1. Синонимический ряд имеет градуальный характер и является открытой структурой, антонимический состоит из двух членов и является закрытым. 2. У антонимов одинаковая стилистическая окраска, синонимический ряд объединяет слова разных стилистических пластов. 3. У синонимов и антонимов одинаковая сочетаемость. 4. И синонимы, и антонимы бывают как языковые, узуальные, так и речевые, контекстные. 5. Подавляющее большинство антонимических пар имеет синонимы к обоим членам ряда или к одному из них.
23. Отметьте лексико-семантическое явление, которое представлено в паре сытый – сытный 1. полисемия 2. омонимия 3. паронимия 4. синонимия 5. антонимия
24. Отметьте строчку, в которой выделенные слова являются многозначными словами, а не омонимами. 1. головка винта – игра в винт 2. внешний вид – вид глагола 3. хвойные леса – строительные леса 4. зерно пшеницы – зерно истины 5. земляной вал – стальной вал
25. Отметьте строчку, в которой все числительные употреблены правильно. 1. трое прохожих, двое племянниц, четверо саней 2. четверо друзей, нас трое, двое забияк 3. трое профессоров, четверо студентов, двое тигров 4. четверо парней, двое плакс, трое подруг 5. двое ворот, трое столов, четверо котят
26. Отметьте неправильно построенное предложение. 1. СНГ было образовано по взаимному согласию входящих в него государств. 2. Российская ФСБ сообщила об увольнении директора автозавода. 3. РПЦ призвала к прекращению кровопролития. 4. Вчера МИД информировало о правилах получения визы. 5. МГУ принял новых студентов.
27. Отметьте предложение с лексической ошибкой. 1. После перерыва был провозглашен приговор суда. 2. Отзыв на работу написан научным руководителем. 3. В обсуждении принял участие заведующий кафедры математики. 4. Через два часа поезд будет в Переделкине. 5. До скольки работает магазин?
28. Современный лингвист С.Снегов считает, что «… язык, в котором 50 синонимов глагола украсть и только 5 – зарабатывать, 100 оскорбительных названий человека и только 10 – восхваляющих его… по своей философской сути… антиморален». О каком «языке» идет речь? 1. национальном русском языке 2. языке современных СМИ 3. жаргоне деклассированных элементов 4. северном русском диалекте 5. студенческом жаргоне
29. Отметьте единицу, которая не является лингвокультуремой (речевой единицей, имеющей как лингвистический, так и культурный смысл). 1. сверхфразовое единство 2. фразеологизм 3. мифологема 4. поговорка 5. символ
30. Отметьте определение языковой компетенции. 1. Овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. 2. Владение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. 3. Освоение основных норм русского литературного языка. 4. Развитие способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях. 5. Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.