Задание 1.
В каком слове произносится гласный [ А ]? 1) прямой 2) прямо 3) пояс 4) частички
Задание 2.
В каком слове произносится гласный [ О ]? 1) городская 2) шелковистый 3) шёлк 4) пощада Задание 3.
В каком слове произносится звук [ С ]?
1) с дороги 2) из дома 3) безвкусный 4) сжать
Задание 4.
В каком слове произносится звук [Г ]?
1) рейтинг 2) каталог 3) анекдот 4) простого Задание 5.
В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?
1. страстное, бьющаяся, подстричь
2. июльский, маячить, прелестное 3. создаёшь, поющие, местность
4. тростниковые, вскользь, разъярившийся
Задание 6.
В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв? 1. непроходимый, алюминиевый, грустный
2. юридический, вьетнамская, предыдущим 3. предъявление, яростный, вальсировать
4. Япония, воюющий, юбиляр
Задание 7.
В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков? 1. просьба, въедливый, свадебное
2. дружелюбие, старьёвщик, компенсация
3. разъяриться, повсеместный, скользко
4. окрестность, улыбаться, моющаяся Задание 8.
В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие? 1. станица, предки, письмецо
2. посадка, тапки, вместе
3. все, птица, текст
4. пехота, кусты, кашевар Задание 9.
В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие? 1. ежевика, сбросил, чемодан
2. южный, мороз, резвый 3. деревня, царица, небесный
4. ножны, сделали, вьюжная
Задание 10.
В каком ряду во всех словах нет звука [ С ]? 1. бесшумный, сжал, электровоз
2. возросший, расщепить, перевозка
3. косьба, айсберг, сзади
4. вылезший, рассчитать, тяжеловоз
Задание 11.
В каком ряду во всех словах есть звук [ Ш ]? 1. расширить, пейзаж, дрожжи
2. шлифовальщик, нарежьте, гаражный
3. съешьте, ложки, предложить 4. стриж, намажьте, чтобы
Задание 12.
В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный? 1. антитеза 2. бенефис
3. тембр 4. генетика
ВАРИАНТЫ
ОТВЕТОВ
НОМЕР ЗАДАНИЯ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Х
В каком слове ударение на первом слоге? 1) досуг 2) поняв 3) созыв 4) гербовый
В каком слове ударение падает на предпоследний слог? 1) документ 2) каракуль 3) позвоним 4) тенденция
Задание 3.
В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге? 1) лечо, дефис, дралась
2) приняли, наискось, досуха
3) завидно, изыск, квартал
4) кухонный, добыча, допив
В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге? 1) портовый, процент, досуг
2) клялась, торты, искоса
3) замкнутый, звонница, навзничь
4) древко, живность, приняла
Задание 5.
В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге? 1) красивее, прислала, агент
2) закупорить, допивший, километр
3) выключить, сорвала, заперлась
4) прибрала, аноним, алфавит
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) закУпорить 2)договОр 3) досУг 4) газопрОвод
1) тОрты 2) сирОты 3) лОмоть 4) тУфля
Задание 8.
В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) некролОг 2) катАлог 3) звОнит 4) цЕпочка
Задание 9.
1) прИнять 2) бАловать 3) щавЕль 4) углУбить
1) фенОмен 2) сАбо 3) пиалА 4) диспансЕр
Задание 1. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.
2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
Задание 2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?
1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.
2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
4) Русский язык — это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.
Задание 3. В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙ нужно употребить слово ПАМЯТЛИВЫЙ?
1) Это было очень ПАМЯТНОЕ событие для всей семьи.
2) Этот ПАМЯТНЫЙ разговор повлиял на мою судьбу.
3) До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
4) Мне дорог и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.
Задание 4. В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАНННЫЙ нужно употребить слово КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?
1) Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАНННЫХ.
2) КОМАНДИРОВАНННОЕ удостоверение инженер положил на стол.
3) Со мною в гостинице жил КОМАНДИРОВАНННЫЙ — приятный человек с рыжей бородой.
4) Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАНННЫЙ?
Задание 5. В каком предложении вместо слова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить слово ВЗРЫВЧАТЫЙ?
1) ВЗРЫВНОЙ волной были разбиты все стёкла соседнего дома.
2) Нужно следить за тем, чтобы дети не играли со ВЗРЫВНЫМИ предметами.
3) Военные без особых усилий сумели обезвредить ВЗРЫВНОЕ устройство.
4) ВЗРЫВНОЙ характер Ильи мешал гостям сосредоточиться и понять, что он хочет
Задание 6. Значение какого слова определено неверно?
[) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ — осуществляемый группой лиц.
2) РЕЗЮМИРОВАТЬ — кратко обобщить.
3) ПРЕСЛОВУТЫЙ — широкоизвестный, заслуживающий положительной оценки.
4) КОМФОРТ — бытовые удобства; то, что создает удобства.
Задание 7. Значение какого слова определено неверно?
1)СОВЕТНИК – название некоторых должностных лиц.
2)СОВЕТЧИК – тот, кто даёт советы.
3)СТЕКОЛЬНЫЙ – состоящий или сделанный из стекла; застеклённый.
4)СТЕКЛЯННЫЙ – невыразительный, безжизненный взгляд.
Задание 8. Какое из перечисленных слов имеет значение «сделанный грубо, безвкусно»?
1) дилетантский;
2) аляповатый;
3) асимметричный;
4) непрофессиональный.
Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный;
2) скептический;
3) хладнокровный;
4) апатичный.
Задание 10. Какое из перечисленных слов имеет значение «книга, пользующаяся наибольшим спросом у массового читателя»?
1) триллер;
2) бестселлер;
3) детектив;
4) новелла
Задание 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые бухгалтеры
2) ихней работой
3) в течение тридцати пяти минут
4) дамских туфель
Задание 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) вкусные торта
2) в аэропорту
3) моложе брата
4) в трёхстах метрах
Задание 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пятисотым годом до нашей эры
2) гибридные сорта
3) группа турок
4) более веселее
Задание 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) высохнула
2) оденьтесь теплее
3) с пятьюдесятью рублями
4) спелых абрикосов
Задание 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в две тысячи двадцать втором году
2) старые пропуска
3) совсем озяб
4) несколько огурец
Задание 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять апельсинов
2) наиболее решительнее
3) в двухстах метрах
4) на их территории
Задание 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) больше шестиста рублей
2) нет мест
3) проиграв вступление
4) в двухстах метрах
Задание 8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько ножниц
2) умелые повара
3) двое подружек
4) в полутора часах
Задание 9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько килограммов
2) скучать по вам
3) до тысяча восемьсот двенадцатого года
4) строгие инспектора
Задание 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) немного апельсин
2) в обеих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора
КЛЮЧ К ОТВЕТАМ А 4. МОРФОЛОГИЯ
Задание 1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Заканчивая своё сочинение,
1) моё мнение не совсем совпадает с мнением автора рассказа.
2) есть одно замечание, которое я хотел бы высказать.
3) у меня остаётся чувство неудовлетворённости.
4) я хотел бы сказать, что правильные мысли часто кажутся нам скучными.
Задание 2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Стараясь убедить читателей,
1) автор иногда бывает слишком прямолинеен.
2) многое зависит от того, какие примеры вы приводите.
3) автору не всегда это удаётся.
4) часто достигается обратный результат.
Задание 3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива,
1) сберегаются энергоресурсы.
2) машина может развивать высокую скорость.
3) решается задача энергосбережения.
4) одно из достоинств машины — экономичность.
Задание 4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Сделавшись 100—50 тысяч лет назад творцом, художником,
1) у первобытного человека изменилось сознание.
2) начинается преобразование человека.
3) человек остаётся им и по сей день.
4) возможно, вначале человеком двигали только практические цели.
Задание 5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Придумав способ записи жестов,
1) изменилась бы работа режиссёра и актёра.
2) сохранились бы многие утраченные традиции.
3) мы могли бы создать большой «словарь» жестов каждого народа.
4) это помогло бы общаться людям разных национальностей.
Задание 6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Владельцы недвижимостью — хозяева квартир — обязаны в срок оплачивать коммунальные услуги.
2) Кто бы ни читал русские легенды, все запоминают поэтичную историю о невидимом граде Китеже.
3) Лучшие из русских народных сказок, переведённые на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.
4) В картине Виноградова «Дом» представлен образец интерьера начала XX века.
Задание 7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветье осени собралось в яркий весёлый ковёр, нарядный орнамент.
3) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, все знают о необычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.
4) В одном из старинных домов, сохранившемся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.
Задание 8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
2) Некоторые из писем, написанных А. Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драматурга.
3) Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина — основателя музея истории театра.
4) В картине «Спящий пастушок» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Задание 9. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Одним из русских прозаиков, детально описавшим русский быт, был Иван Шмелёв.
2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят своеобразного представителя бродяжной России — Варлаама.
3) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
4) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».
Задание 10. Укажите предложение с грамматической ошибкой
1) Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.
2) Туристы, побывавшие во Дворце съездов, обратили внимание на отличие этого здания от других кремлёвских построек.
3) Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современник».
4) Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Задание 1. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?
1) соединения
2) одно из которых
3) впечатление
4) лексическое значение
A. Слово же неизгладимое имеет строгие ограничения в возможности сочетаться с другими словами и употребляется практически только с существительным впечатление.
Б. Особую группу фразеологизмов представляют фразеологические сочетания — соединения слов, одно из которых несвободно в своём употреблении.
B. Между тем только одно из них — впечатление — может свободно употребляться в речи и входить в разные словосочетания.
Г. Выражение неизгладимое впечатление, например, состоит из двух слов, и каждое из них имеет своё особое лексическое значение.
Задание 2. Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное предложение?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
A. Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.
Б. Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.
B. Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.
Г. К объективным относятся свойства и качества самого текста.
Задание 3. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в предложении Г?
1) что
2) помочь увидеть
3) самое главное
4) всё
A. Рассказать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.
Б. Спортивный репортаж...
B. Кажется, что же тут сложного — говори и говори себе!
Г. Но нужно уметь отобрать всё самое главное из того,
что происходит на твоих глазах, нужно помочь тысячам любителей спорта, сидящим у радиоприёмников, «увидеть» футбольное поле.
Задание 4. Какое сочетание слов служит грамматической основой в одном из предложений?
1) профессор назвал
2) (не) пытаются объяснить
3) сумевшие долететь
4) стали поправлять
A. Профессор Анри Лот, открывший эту живопись, назвал, разумеется в шутку, изображённых там людей марсианами.
Б. Странно, что авторы «теории пришельцев» не пытаются объяснить, почему «жители Юпитера», сумевшие долететь до Земли, изображены с обыкновенными луками в руках.
B. Среди наскальных рисунков в Сахаре есть изображения людей в странных одеяниях, напоминающих скафандры.
Г. Вскоре, и уже всерьёз, его стали поправлять, утверждая, что это не марсиане, а жители Юпитера.
Задание 5. Какое сочетание слов является грамматической основой одном из предложений?
1) поиски могли положить конец
2) которые начал Щербатов
3) палата была
4) нашли ход
A. Конец кабинетным спорам могли положить лишь практические поиски, которые и начал в конце XIX века князь Щербатов, директор Исторического музея.
Б. Под Тайницкой башней Кремля найдена была большая и высокая подземная палата с прекрасно сохранившимися белокаменными сводами, а под Арсенальной башней нашли ход, круто уходивший вниз, разветвляясь в двух направлениях.
B. Больше ста лет идут споры о том, существовала ли библиотека Ивана Грозного и могла ли сохраниться до наших дней.
Г. Книг найти не удалось, но были небезынтересные открытия.
Задание 6. Сколько грамматических основ в предложении Д?
1) пять
2) две
3) три
4) четыре
А. На Байкале сохранился особый животный и растительный мир.
Б. Приходилось ли вам видеть эдельвейсы на берегах озёр, если, конечно, озёра не располагались где-нибудь высоко в горах?
B. Думаю, едва ли.
Г. А здесь они растут.
Д. Тот факт, что некоторые высокогорные растения — эдельвейсы, кедровый стланик — спустились на уровни байкальских террас, объясняется микроклиматом Байкала, где даже по сравнению с соседним Иркутском лето прохладнее, а зима теплее.
Задание 7. Какое из данных сочетаний слов представляет собой грамматическую основу в одном из предложений текста?
1) ярус занимают (предложение А)
2) ярус образует (предложение Г)
3) пальма не боится (предложение Г)
4) которая не боится (предложение Г)
A. Нижний ярус занимают грядки овощных культур, небольшие поля зерновых.
Б. В иракских деревнях и на плантациях, как правило, используется трёхъярусная система землепользования.
B. В её тени укрываются виноградники, апельсиновые, лимонные, гранатовые и фиговые деревья.
Г. Верхний ярус образует финиковая пальма, которая не боится обжигающих лучей солнца.
Задание 8. Какое сочетание слов служит грамматической основой в предложении Б?
1) дактилоскопия — наука
2) дактилоскопия — наука об узорах
3) наука находила применение
4)дактилоскопия находила применение A. Оказывается, узоры на кончиках пальцев у каждого народа отличаются своими особенностями.
Б. Дактилоскопия — наука об узорах, образуемых линиями кожи на кончиках пальцев,— долгое время находила применение лишь в криминалистике.
B. Например, установлено, что на пальцах у пигмеев имеется узор из 9 линий, называемых «дельта», у русских — в среднем из 12, у бурят — из 14—15, у эскимосов — из 18.
Г. Ныне же это и одна из областей этнологии и антропологии.
Задание 9. Сколько грамматических основ в предложении В?
А. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской цивилизации.
Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.
В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.
Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.
Задание 10. Сколько грамматических основ в предложении Г?
1) одна
А. Вблизи посмотришь — скала и скала, только сильно наклонилась к воде, вот-вот свалится. Б. И этот каменный великан будто надвигается на тебя через речку.
В.Шаман-скала стоит на правом берегу, прямо напротив посёлка, что на левом берегу. Г. С левого же берега, из посёлка, видишь каменного человека: нос есть, скулы, острая борода, трещины похожи на глазницы.
Задание 1. Укажите верную характеристику предложения Г.
1) сложноподчиненное
2) сложносочиненное
3) сложное бессоюзное
4) простое с однородными членами
Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур. В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.
Задание 2. Какая характеристика соответствует предложению Б?
1) сложное бессоюзное
2) сложное с союзной и бессоюзной связью
3) сложноподчинённое
4) сложное с подчинением и сочинением
Г. Выражение неизгладимое впечатление, например, состоит из двух слов, и каждое из них имеет своё особое лексическое значение
Задание 3. Какая характеристика соответствует предложению А?
1) простое с однородными и обособленными членами
2) сложносочинённое
4) бессоюзное сложное
Задание 4. Какая характеристика соответствует предложению Г?
2) сложное с сочинительной и подчинительной связью
4) сложное с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью
Г. Но нужно уметь отобрать всё самое главное из того, что происходит на твоих глазах, нужно помочь тысячам любителей спорта, сидящим у радиоприёмников, «увидеть» футбольное поле.
Задание 5. Укажите верную характеристику предложения Г.
1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) сложносочинённое с подчинением
4) сложное с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
Задание 6. Укажите верную характеристику предложения В.
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
Задание 7. Какая характеристика соответствует предложению Б?
1) сложное с сочинением и подчинением
2) простое со сравнительным оборотом
3) сложноподчинённое, включает три грамматические основы
4) сложноподчинённое, включает две грамматические основы
А. Предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, не изменятся за несколько лет, пока организуется экспедиция, а фольклорные сокровища изменяются на глазах.
Б. Мало кто знает, что работа фольклориста так же интересна и увлекательна, как поиски археолога или геолога.
В. Археологи, ведущие раскопки, действуют в более спокойных условиях.
Г. В то же время она безумно сложна, так как здесь требуется высокий профессионализм, всесторонние знания и большое напряжение.
Задание 8. Какая характеристика соответствует предложению А?
1) простое с однородными сказуемым
4) сложное с разными видами связи
А. К какому классу относятся зёрна, определяется прежде всего их всхожестью и чистотой.
Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего – от качества семян.
В. Для первого класса, например, на двадцать пять – тридцать тысяч зёрен допускается не более пяти сорных семян других растений.
Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.
Задание 9. Укажите сложноподчинённое предложение
Задание 10. Какая характеристика соответствует предложению В?
1) простое с вводным словом и обособленным оборотом
4) сложносочинённое
А. Понятно, что у сов волей-неволей должен был развиться прекрасный слух.
Б. Почти все совы, как известно, ночные охотники.
В. Из птиц, пожалуй, лучше всех распознают, откуда доносится звук, совы.
Г. В лунные, светлые ночи и в сумерках можно ловить добычу, пользуясь зрением, а что делать, когда на небе
сплошь тучи и облака?
Задание 1. Какое из слов имеет максимальное число морфем:
1) трудиться
2) рыбачивший
3) перевооруживший
4) загородный
Задание 2. Какое из слов имеет одну морфему:
1) отныне
2) шоссе
3) хорошо
4) близко
Задание 3. Какое слово состоит из четырёх морфем:
1) впятером
2) поутру
3) беловатый
4) принесут
Задание 4. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?
1) шкафчик
2) мячик
3) пончик
4) огурчик
Задание 5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) запекая
2) отцветший
3) перепечатанный
4) заботливый
Задание 6. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) овощной
2) замёрзший
3) обнюхивая
4) перепрятанный
Задание 7. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
1) шалун, адресат, ультрамодный
2) конюх, испытатель, ежевечерний
3) телятник, персональный, отчим
4) ультразвук, заборчик, забайкальский
Задание 8. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?
1) разбить, нерадостный, предгрозовой
2) перепрыгнуть, внеклассный, чернослив
3) навсегда, подземный, пылесос
4) побольше, хлебозавод, внучонок
Задание 9. В каком слове суффикс -ан-?
1) оправданы
2) драный
3) жёваный
4) песчаный
Задание 10. В каком слове суффикс -н-?
1) станционный
2) молитвенный
3) пленённый
4) пленный
Задание 11. Укажите лишнее слово среди однокоренных.
1) подводный
2) заводь
3) заводить
4) водяной
Задание 12. Укажите лишнее слово среди однокоренных.
1) свидеться
2) видный
3) свидетель
4) завидный