Второстепенные члены предложения
Дополнение
Вариант 1
Часть А
Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.
1
2
3
4
5
6
7
А1 Что такое дополнение?
1) Второстепенный член предложения, который всегда зависит от сказуемого и отвечает на вопросы: кого? что?
2) Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
3) Второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего и отвечает на вопросы косвенных падежей.
А2 Чем может быть выражено дополнение?
1) существительным, любой частью речи в значении существительного, инфинитивом, неделимым словосочетанием;
2) только существительным;
3) только инфинитивом;
4) только местоимением.
А3 В каком предложении есть прямое дополнение?
1) За добро добром люди платят.
2) С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России.
3) Явственно доносится гул орудийной стрельбы.
4) Давно ушедшее волновало поэта.
А4 В каком предложении дополнение выражено местоимением?
1) Уют квартире Жуковского придавала дружеская компания литераторов.
2) Морозная изморозь расписывает свои узоры на стёклах окон.
3) Я не советую Вам углубляться в эту проблему.
4) Репин шествовал по залам Третьяковской галереи среди своих прославленных картин.
А5 В каком предложении дополнение выражено существительным?
1) Отец разрешил мне пойти на каток.
2) Полный ощущения неопределённой опасности Алексей оглядел лесосеку.
3) Отец некоторое время удивлённо смотрел на него.
4) Застал его дома в расстроенных чувствах.
А6 В каком предложении дополнение выражено прилагательным?
1) Тяжёлая, ядрёная роса клонила к земле листья травы.
2) У каждого человека бывает потребность иногда подумать о вечном.
3) Малыш попросил мать купить ему игрушку.
4) Утро вечера мудренее.
А7 В каком предложении сочетание «глагол в личной форме + глагол в неопределённой форме» является простым глагольным сказуемым + дополнением?
1) Мы можем выполнить это задание в срок.
2) Я хочу послушать любимую музыку.
3) Отец намерен поехать в Москву.
4) Вы меня просили рассказать о впечатлениях от экскурсии.
Часть В
Для Пушкина имя прадеда было окружено легендами.
В1 Из приведённого предложения выпишите дополнение (дополнения).
_______________________________________________________________________________
В2 Определите его (их) вид.
________________________________________________________________________________
Часть С[1]
С1 Придумайте и запишите предложение с прямым дополнением, выраженным существительным.
______________________________________________________________________________
Вариант 2
1) Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
2) Второстепенный член предложения, который всегда зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: с ком? о чём?
3) Второстепенный член предложения, который зависит от второстепенных членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
1) только существительным;
2) только наречием;
3) существительным, любой частью речи в значении существительного, инфинитивом, неделимым словосочетанием;
4) только прилагательным.
А3 В каком предложении есть косвенное дополнение?
1) С жадным интересом Пушкин наблюдал кавказскую природу, изучал местную жизнь и обычаи.
2) Недолго приходится любоваться редкой картиной.
3) Мы видим листья дикого цикория и одуванчика, виноградную лозу.
4) Дождь успокаивает и ветер, и песчаную бурю.
А4 В каком предложении дополнение выражено наречием?
1) Небо заволокли низкие тучи.
2) Здоровому врач не надобен.
3) О завтра нужно думать уже сегодня.
4) В библиотеке отца Пушкин зачитывался жизнеописаниями героев Греции и Рима, стихами и баснями французских поэтов.
А5 В каком предложении дополнение выражено неделимым словосочетанием?
1) Караван поворачивается спиной к потокам песка и терпеливо ждёт.
2) Лук семь недугов лечит, чеснок семь недугов изводит.
3) Он машинально взглянул на жёлтый телефон и несколько секунд не мог отвести от него глаз.
4) Примечательно Болдино было своими размерами и широкой базарной площадью.
А6 В каком предложении дополнение выражено числительным?
1) Чайковскому нравился этот деревянный дом.
2) По математике я получил «5», что компенсировало мою неудачу по химии.
3) Образцы для резьбы наши предки брали из жизни людей, из природы, сказок и легенд.
4) Благодаря своему высокому росту я всегда в строю был первым.
А7 В каком предложении сочетание «глагол в личной форме + глагол в неопределённой форме» является составным глагольным сказуемым?
1) Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг.
2) Мастер требует выполнить задание в срок.
3) Учитель посоветовал нам съездить в Константиново.
4) Я хочу рассказать о своём проекте.
Мы ни единого удара не отклонили от себя.
_________________________________________________________________________________
Часть С[2]
С1 Придумайте и запишите предложение с косвенным дополнением, выраженным существительным с предлогом.
Вариант 3
1. Отметьте знаком «+» ошибку в характеристике дополнения.
1. Отвечает на вопросы косвенных падежей.
2. Это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения.
3. Может быть выражено только существительным или местоимением.
2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
I — с существительным в роли дополнения
II — с прилагательным в роли дополнения
III — с числительным в роли дополнения
I
II
III
1. В гости к бабушке я хожу с удовольствием.
2. Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних.
3. На всех московских есть особый отпечаток.
4. Двадцать на шесть не делится.
5. Мать посмотрела на дочь с укоризной.
6. Небо заволокли низкие тучи.
3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
С прямым
дополнением
С косвенным дополнением
1. С умным человеком и поговорить любопытно.
2. С любимыми не расставайтесь!
3. Слона-то я и не приметил.
4. Люблю Отчизну я…
5 Сына он теперь меньшого шлёт на выручку большого.
4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».
С одним
С двумя
дополнениями
1. По улице слона водили, как видно, на показ.
2. Я лиру посвятил народу своёму
3. Не обещайте деве юной любови вечной на земле.
4. Историю невозможно повернуть вспять.
5. Я хочу рассказать о своём проекте и планах его реализации.
5. Отметьте знаком «+» предложения, в которых нет дополнения.
1. Здесь птицы не поют, деревья не растут.
2. Никто не обнимет необъятного.
3. Вот испанка молодая оперлася на балкон.
4. Всё смешалось в доме Облонских.
Вариант 4
1. Может быть выражено только существительным, местоимением или глаголом.
3. Отвечает на вопросы косвенных падежей.
II — с местоимением в роли дополнения
III — с неделимым словосочетанием в роли дополнения
1. Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души!
2. Не делайте из еды культа.
3. Все за всех виноваты.
4. Со стороны океана потянуло ледяным холодом.
5. Обо мне не беспокойтесь.
6. Ничего не разобрать и не различить.
1. Тишины хочу, тишины...
2. Красота спасёт мир.
3. От радости в зобу дыханье спёрло.
4. Крики перепелов и ястребов можно услышать в лесу.
5. Мы с интересом смотрели на меняющуюся поверхность моря.
1. Поэту в копеечку влетают слова.
2. С войной покончили мы счёты.
3. Если только можно, Анна Отче, чашу эту мимо пронеси.
4. Поток с шумом уносил камни и глину.
5. Раньше он не видел ни пароходов, ни широких рек.
5. Отметьте знаком «+» предложения, в которых есть дополнение.
1. Здоровью моему полезен русский холод.
2. Я могу прожить без необходимого, но без лишнего не могу.
3. Несбыточное грезится опять.
4. Лучше быть жертвой, чем палачом.
Определение
А1 Что такое определение?
1) Второстепенный член предложения, который характеризует предмет и отвечает на вопрос каков предмет?
2) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
3) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? каков?
А2 Каковы признаки согласованного определения?
1) согласуется с определяемым словом в падеже;
2) согласуется с определяемым словом в падеже, числе, роде (в ед. ч.);
3) согласуется с определяемым словом в падеже и числе;
4) согласуется с определяемым словом в роде и числе.
А3 В каком предложении есть согласованное определение?
1) Книгу сказок можно взять в библиотеке.
2) Сияние небес твоих великолепно.
3) Я люблю есть яйца вкрутую.
4) У меня есть мечта попутешествовать по стране.
А4 В каком предложении определение выражено прилагательным?
1) Ярко светит зорька в небе голубом.
2) Набежавшие тучки пролились дождём.
3) Над костром висел закопчённый котелок с остро пахнущим варевом.
4) Прогулка верхом доставляет удовольствие.
А5 В каком предложении определение выражено причастием?
1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) В ущелье тесном рать побитая лежит.
А6 В каком предложении дополнение выражено существительным?
1) Гроза, нахлынувшая тучей, вдруг на дубраву набежит.
2) Ф. Рокотов улавливал сходство при первом наброске портрета.
3) Учебник по алгебре лежит на столе.
4) Вспененные волны казались издали мелкой рябью.
А7 В каком предложении определение является эпитетом?
1) Бурые сучья раскинула липа.
2) Ворчливое бульканье горячих источников заглушалось однообразным шелестом падающих капель.
3) Пушкин превратил отведённую ему комнату в рабочий кабинет.
4) Она надела шёлковую голубую кофту с короткими рукавами и большим вырезом.
Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
В1 Из приведённого предложения выпишите определение (определения).
Часть С[3]
С1 Придумайте и запишите предложение с причастием роли согласованного определения.
1) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
2) Второстепенный член предложения, который называет предмет и отвечает на вопрос что такое предмет?
3) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: каков? какова? каково? каковы?
А2 Каковы признаки несогласованного определения?
1) связываются с существительным по способу согласования;
2) выражено существительным в том же падеже, что определяемое слово;
3) выражено полным прилагательным;
4) связываются с существительным по способу управления или примыкания.
А3 В каком предложении есть несогласованное определение?
1) Солнечный свет несколько раз сменяла прозрачная тень от пробегавших по небу облаков.
2) Веками навороченные глыбы преграждали дорогу.
3) Беседа наедине доставила нам огромное удовольствие.
4) Путь показался пятерым путникам бесконечным.
А4 В каком предложении определение выражено наречием?
1) Меж чёрных туч приветно засияла лазури полоса.
2) Небольшие живые чёрные глаза её смотрели без смущения.
3) Дорога обратно стала для путешественников тяжёлым испытанием.
4) Деревянная полка с кухонной утварью и рубленый деревянный стол с толстыми ножками были чисто выскоблены.
2) Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
4) Высушенное бельё стопкой лежало на стуле.
А6 В каком предложении определение выражено инфинитивом?
1) Везде лились и капали прозрачные капли.
2) Хозяйка вынула из печи чугун и начала разливать студень в деревянные чашки.
3) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки.
4) О его способности писать никто пока не знал.
1) Над полем висело низкое, серое небо, и от земли до неба стояла туманная мгла.
2) Величавые горы рассыпались в прах...
3) У подножия бугра рос лиственный лес.
4) Откуда-то издалека доносился странный, прерывистый и протяжный звук.
Современники Ф. Рокотова говорят о его удивительной способности проникать во внутренний мир человека при написании портрета.
Часть С[4]
С1 Придумайте и запишите предложение с причастным оборотом в роли согласованного определения.
1. Отметьте знаком «+» ошибку в характеристике определения.
1. Может быть выражено только существительным, местоимением или прилагательным.
2. Это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
3. Отвечает на вопросы: какой? чей?
I — с существительным в роли определения
II — с местоимением в роли определения
III — с неделимым словосочетанием в роли определения
1. Мужчина небольшого роста вошёл в комнату.
2. Устроим его на нашем прииске, подыщем ему какую-нибудь должность.
3. Товарищ рассказал мне случай из жизни.
4. Как золотом облит наш парк.
5. Деревья в снегу выглядели нарядно.
6. Алексей с улыбкой на лице стоял на пороге.
I — с согласованным определением
II — с несогласованным определением
1. Была у него слабость шикарно одеваться.
2. У горы открылись ночные леса.
3. Эта река принимает в себя безымянный приток.
4. Через полчаса перестал существовать опорный узел.
5. У меня есть желание учиться дальше.
4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+»
Есть
определения
Нет
1. Гранит уходил в морские глубины так же отвесно, как и подымался вверх.
2. Картины, лица и положение брались на удачу, экспромтом, а фабула и мораль вытекали как-то сами собой, помимо воли рассказчика.
3. Военврач сказал, что у капитана предынфарктное состояние.
4. И крупной кистью изумрудной роскошно виноград повис.
5. Над рекой ярко светило солнце.
5. Отметьте знаком «+» предложения, в которых определение согласуется с определяемым словом в роде, числе, падеже (числе, падеже).
1. Вода низвергается в балку, проникает в подземные трещины.
2. Направо лежала равнина, такая же ровная и безграничная, как небо.
3. Как много их, друзей хороших, лежать осталось в темноте у незнакомого посёлка на безымянной высоте.
4. День был безветренный и душный.
1. Может быть выражено любой самостоятельной частью речи и синтаксически цельным словосочетанием.
3. Отвечает на вопросы: каков? какова? каково? каковы?
I — с инфинитивом в роли определения
II с наречием в роли определения
III — с числительным в роли определения
1. Были поданы яйца всмятку.
2. На третий день пути лыжники вышли на широкую равнину.
3. Ещё в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху.
4. Чтение вслух очень сближает.
5. В двухтысячном году я закончил школу.
6. Конферансье обратился с просьбой выключить мобильные телефоны.
1. Лестница на второй этаж была очень крутая.
2. Величавые горы рассыпались в прах.
3. Смотри, как золотом облит наш парк печальный.
4. Тихо колышется угрюмый лес.
5. Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе.
1. В углу стоял шкаф из красного дерева.
2. Здесь вижу двух озер лазурные равнины.
3. Я прошу вас говорить по существу дела.
4. Летом день длиннее ночи.
5. Вижу твой жребий на светлом челе.
1. Побледневшее небо стало опять синеть.
2. Полка для книг была сделана искусно.
3. Они вошли в маленький дворик перед бараком.
4. День торжества наступил.
Приложение
А1 Что такое приложение?
1) Определение, выраженное существительным обычно в том же падеже, что и определяемое слово.
2) Определение, выраженное существительным в любом косвенном падеже, всегда отличающемся от падежа определяемого слова.
3) Определение, выраженное существительным или местоимением в именительном падеже.
А2 Что может обозначать приложение?
1) только национальность и возраст;
2) различные качества предмета, национальность, возраст, профессию и др.;
3) только названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений и др.;
4) только профессию.
А3 В каком предложении есть приложение?
1) В комнату вошёл мужчина лет тридцати.
2) В магазине есть большой выбор штапельных тканей.
3) Космонавтом может быть только смелый, волевой, решительный и находчивый человек.
4) Город Санкт-Петербург находится на берегах реки Невы.
А4 В каком предложении приложение обозначает род деятельности?
1) Всю ночь перед штурмом Сапун-горы над немецкими укреплениями стояли белые колонны прожекторного света.
2) Явился беженец-скворец на новую квартиру.
3) Димка-мореплаватель был бесстрашным парнем.
4) Это были билеты в Художественный театр на спектакли «Живой труп» и «Три сестры».
А5 В каком предложении приложение обозначает качество предмета?
1) И тут он, этот похожий на воробья мальчуган, заметил, что карие глаза летчика заплывают слезами.
2) Мы, рыболовы, обычно терпеливо ждали, когда наконец пройдёт ненастье.
3) На конференции Драгов присутствовал как представитель университета.
4) Сторож — престарелый колхозник Вершинин — лежал, укрывшись зипуном, под курганчиком старой сурчиной норы.
А6 В каком предложении приложение стоит перед определяемым словом?
1) Из Севастополя пароход «Пестель» отвалил серым и тёплым утром.
2) Мы шли по набережной Москвы-реки.
3) Вагон-аптека был любимым вагоном Данилова.
4) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
А7 В каком предложении приложение не согласуется с определяемым словом?
1) Мальчик, по имени Валёк, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела.
2) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор.
3) Кузя, наездник, мастер своего дела, проехал раза три мимо меня.
4) Город Киров стоит на реке Вятке, правом притоке Камы.
Эвенки, соседи кетов, не менее умелые и удачливые охотники.
В1 Из приведённого предложения выпишите приложение.
В2 Определите, что оно обозначает.
Часть С[5]
С1 Придумайте и запишите предложение с приложением, обозначающим наименование-название.
1) Определение, выраженное существительным или местоимением в винительном падеже.
2) Определение, выраженное существительным в любом косвенном падеже, всегда не согласующееся с определяемым словом.
3) Определение, выраженное существительным, обычно согласующееся с определяемым словом в падеже.
1) только национальность, возраст и профессию;
2) только названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений, имена людей, клички животных;
3) различные качества предмета, национальность, возраст, профессию, названия, имена людей, клички животных и т. д.;
4) только различные качества предмета.
1) По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость.
2) Увлечённые игрой, они не слышали, как открылась дверь.
3) Выручил его велосипед — единственное богатство, накопленное за четыре года.
4) Всё, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий.
А4 В каком предложении приложение обозначает возраст?
1) Петя увидел хорошенькую девочку-подростка в новом ситцевом платье.
2) По улице ребята-пастухи гнали скот на кладбище.
3) Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке.
4) Река Кама зарождается в лесном Заволжье.
А5 В каком предложении приложение обозначает название-наименование?
1) Рабочие-бетонщики жили в общежитии.
2) Старый пароход «Пушкин» шёл в Ялту.
3) Красноярск — центр огромного края, что протянулся поперёк всей Сибири вдоль Енисея, — лежит на пересечении этой реки и Сибирской магистрали.
4) У города Чусового дорога выходит к реке Чусовой, левому притоку Камы.
А6 В каком предложении приложение стоит после определяемого слова?
1) Ванюша-шофер изредка посматривал на своего пассажира.
2) За прикрытой дверью было тихо, постукивали часы ходики.
3) Над самой кручей у Днестра-реки виднелась крепость.
4) От распределительного щитка передвижной электростанции тянутся змеи-кабели.
А7 В каком предложении приложение согласуется с определяемым словом в падеже?
1) Он начал писать и сравнительно быстро закончил повесть «На Амуре».
2) Люди разместились в десяти крытых грузовиках фургонах.
3) Я всюду возил с собой начатую ещё в Таганроге повесть «О романтиках».
4) Я решил опубликовать этот роман в журнале Москва».
Часть С[6]
С1 Придумайте и запишите предложение с приложением, обозначающим качество предмета.
Справляет свадьбу Андрей, молодой инженер.
1. Отметьте знаком « +» ошибку в характеристике приложения.
1. Это определение, выраженное существительным, обычно согласованным с определяемым словом в падеже.
2. Приложения, представляющие собой названия книг, газет, журналов, предприятий, организаций и т. д., могут быть несогласованными.
3. Приложение всегда отделяется от определяемого слова запятой.
I — обозначает качество предмета
II — обозначает возраст
III — обозначает профессию, род деятельности
1. Женщины-шахтёрки толпами провожали своих мужей и сыновей, которых отправляли в Чугуев.
2. Он был для меня человеком-легендой.
3. Рабочие-дружинники строго проверяли документы.
4. Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.
5. Газик-вездеход то нырял в лужу, то подминал под себя мокрый высокий бурьян.
6. Саратов, старинный город, — центр добычи газа.
I — с согласованным приложением
II — с несогласованным приложением
1. Такая уж она была, Дарья.
2. Шёл среди них и Мишкин брат, по прозванию Гурей.
3. Все-таки любила она почитать, Клава.
4. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей.
5. В доме восемь дробь один у заставы Ильича жил высокий гражданин, по прозванью «Каланча».
приложение
приложения
1. Страстный любитель охоты, я целыми неделями не бывал дома.
2. А мы, сытые, довольные, пели песни вместе с девчатами.
3. Утомлённые, мы наконец заснули.
4. Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам улицы.
5. Я к этому времени уже начал редактировать морскую газету «Маяк».
5. Отметьте знаком «+» предложение, в котором приложение должно быть отделено от определяемого слова дефисом.
1. В журнале «Новый мир» опубликована повесть молодого писателя.
2. Ярославль приехали вечером
3. Господа офицеры, прошу всех встать.
4. Не ворчи ты, кот мурлыка, в неподвижном полусне.
1. Отметьте знаком «+» ошибку в характеристике приложения.
2. Приложение всегда отделяется от определяемого слова дефисом.
3. Приложения, представляющие собой названия книг, газет, журналов, предприятий, организаций и т. д., могут быть несогласованными.
I — обозначает национальность
II — обозначает профессию, род деятельности
III — обозначает качество предмета
1. Откуда эта пушка-громобой?
2. Как в сказке, стоят дома-великаны.
3. Ребятам-гребцам было не скучно.
4. Нам, цыганам, ничего не страшно.
5. И Россия — мать родная — почесть всем отдаст сполна.
6. Георгий Седов, сын простого рыбака, с большим трудом добился возможности учиться.
1. В этой картине в полной мере проявился могучий талант Репина-живописца.
2. Белынь-озеро начиналось почти у самого города и уходило узкой змейкой в смешанный лес.
3. В газете «Таймс написали о блестящем выступлении русского балета в Англии.
4. На картине Левитана «Осенний день в Сокольниках» присутствует человек.
5. Много маленьких тайн можно открыть, наблюдая за зверюшками — посетителями лесной столовой.
1. Команда «Динамо» значительно обновила состав нападающих.
2. Счастливый, я с пустился к оврагу.
3. Сибиряк, я рос в лесном краю, где текут Иртыш, и Обь, и Лена.
4. Когда я, промерзший, зашёл в блиндаж, ребята говорили о Москве.
5. Утром сказали, что будет здоров красноармеец товарищ Петров.
5. Отметьте знаком «+» предложения, в которых приложение должно быть отделено от определяемого слова дефисом.
1. Я выучил наизусть отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Петряков был сыном столяра краснодеревщика.
3. Товарищ командир, разрешите обратиться!
4. Река Кама зарождается в лесном Заволжье.