Задание 1 ____________ - неоправданное употребление однокоренных слов в одном высказывании. Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа). 1) Плеоназм; 2) нарушение лексической сочетаемости; 3) речевая недостаточность; 4) тавтология. Задание 2 ____________ - речевой оборот, в котором используются лишние уточняющие слова. Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа). 1) Речевая недостаточность; 2) нарушение лексической сочетаемости; 3) плеоназм; 4) тавтология. Задание 3 ____________ - слова, не несущие смысловой нагрузки, воспринимаемые как слова-паразиты. Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа). 1) Паронимы; 2) лишние слова; 3) трюизмы; 4) тропы. Задание 4 ____________ - общеизвестное положение, создающее многословие. Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа). 1) Плеоназм; 2) трюизм; 3) афоризм; 4) тавтология. Задание 5 Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа). ____________ - пропуск части высказывания, создающий затруднение в понимании. 1) Трюизм; 2) каламбур; 3) фигура умолчания; 4) речевая недостаточность. Задание 6 ____________ - нарушение логики мышления или логики изложения в процессе высказывания. Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа). 1) Плеоназм; 2) антифразис; 3) алогизм; 4) антитеза. Задание 7 ____________ - нарушение традиционного сочетания слов по смыслу. Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа). 1) Плеоназм; 2) нарушение лексической сочетаемости; 3) парафраз; 4) пуризм. Задание 8 Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа) 1) крайне удивительные результаты; 2) добиться улучшения условий; 3) ребенок представлен самому себе; 4) интересный вопрос. Задание 9 Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа) 1) пристальное внимание; 2) уяснить существо вопроса; 3) прототип героя; 4) сытный суп. Задание 10 Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа) 1) гуманитарный профиль; 2) задать вопрос; 3) широкая информация; 4) не проронить фразы. Задание 11 Определите, в каких словосочетаниях присутствует тавтология (выберите несколько вариантов ответа). 1) Окончательно закончен; 2) собрались на собрание; 3) для наших с вами сотрудников 4) сложилась сложная ситуация. Задание 12 Определите, в каких словосочетаниях присутствует плеоназм (выберите несколько вариантов ответа). 1) Свободная вакансия; 2) обсуждать вопросы; 3) открытие вернисажа сезона; 4) заброшенный парк. Задание 13 Определите, в каких высказываниях допущена речевая избыточность (выберите несколько вариантов ответа). 1) Всем участникам круглого стола подарили памятные сувениры; 2) Много повидал на своем веку; 3) Солнце печет, и укрыться негде; 4) Урал известен промышленной индустрией. Задание 14 Определите, в каких предложениях допущена речевая недостаточность (выберите несколько вариантов ответа). 1) Неаполь - портовый город, куда прибывают и отбывают торговые суда; 2) Физические упражнения благотворно воздействуют на нервную систему; 3) Г оворят, мои стихи похожи на Ахматову; 4) Часто жарким летним днем, оказавшись у водоема, люди теряют чувство меры и забывают о возможности переохлаждения организма. Задание 15 Определите, какое высказывание является трюизмом (выберите один вариант ответа). 1) Делу время - потехе час; 2) Каша быстрого приготовления сэкономит ваше время; 3) Болезни наносят организму вред; 4) К искусственным относятся объекты и явления, созданные трудом человека. Задание 16 Определите, в каком словосочетании лексическая ошибка допущена намеренно (выберите один вариант ответа). 1) Первый дебют; 2) кесарю кесарево; 3) отредактированная редактором; 4) потерпеть победу. Задание 17 Определите, в каком словосочетании лексическая ошибка допущена намеренно (выберите один вариант ответа). 1) Минимальный минимум; 2) очень огромный; 3) живой труп; 4) брифинг для журналистов. Задание 18 Укажите, в каких случаях паронимы оборонительный - оборонный употреблены неправильно (выберите несколько вариантов ответа). 1) Военными была выбрана оборонительная тактика; 2) Войска заняли оборонную позицию; 3) Были выделены большие средства на оборонные нужды; 4) До последней капли крови бойцы вели оборонные бои. Задание 19 Укажите, в каких случаях паронимы логичный - логический употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа). 1) Вполне логический вывод сделал Иван из произошедших событий; 2) Логические рассуждения в процессе доказательства теоремы привели к неожиданному результату; 3) Логическими, убедительными были его доказательства теоремы; 4) Поступки его были продиктованы здравым смыслом, они казались вполне логичными. Задание 20 Укажите, в каких случаях паронимы обозначать - означать употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа). 1) Длительная болезнь резко обозначила черты его лица; 2) Реки означают на карте голубым цветом; 3) Воинственные крики и шум во дворе обозначали, что мальчишки опять затеяли драку; 4) Улыбка обозначила сеть мелких морщинок у ее глаз. Задание 21 Укажите, в каких случаях паронимы освоить - усвоить употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа). 1) Во время обучения в университете я усвоил два иностранных языка; 2) Освоить культурное наследие прошлого - одна из задач гуманитарного знания; 3) Некоторые младшие школьники с трудом усваивают таблицу умножения; 4) В отпуске мы хотели бы усвоить правила игры в бридж. Задание 22 Укажите, в каких случаях паронимы злой - злостный употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа). 1) Его злая выходка удивила и рассердила всех гостей; 2) Он допустил много промахов и ошибок, но не по злой воле; 3) Злые неплательщики будут оштрафованы; 4) На цепи сидела злая собака. Задание 23 У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно (вы б ер и те од и н вар и ан т ответа). 1) В со зд авш ем ся п о л о ж ен и и н ам о ставал ся о д и н вы х о д - в о зв р ащ аться д о м о й н а свои х д вои х; 2) Т ы н ач ал ьн и к - теб е и кар ты в р у ки ; 3) Я д у м аю , ч то л у ч ш е у м ер еть, ч ем ж и ть н а к олен ях; 4) С только ты н ап у сти л ту м ан а в свою р еч ь , ч то я со всем зап утался. Задание 24 У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно (вы б ер и те од и н вар и ан т ответа). 1) Х о д и т и л и го в о р и т, а у сам о го н а л б у нап и сан о: ч естн ы й ч ел о век; 2) А л ьп и н и сты не тер я л и д у х а и у п о р н о ш ли вверх; 3) В и к то р у п ятн ад ц ать - и он со всем о тб и л ся о т рук; 4) Д ер евн я н аш а очен ь м и л а - п р о сто р ай зем н ой. Задание 25 У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно (вы б ер и те од и н вар и ан т ответа). 1) К о вр и ги н вн и м ател ьн о слу ш ал и м о тал н а ус; 2) П о сто р о н н и е л ю д и о х отн о п у таю тся в ч у ж и е д ел а и м у тят воду; 3) Д евуш ка вы глядела как настоящ ая м анекенщ ица: кровь с м олоком , д а и только!; 4) В р азго в о р ах ты , ко н еч н о , со б ак у съел, а во ен н о го д ел а не знаеш ь. Задание 26 У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно (вы б ер и те од и н вар и ан т ответа). 1) С то ял и п р о зр ач н о -ясн ы е д н и б аб ьего лета; 2) С п си х о л о го м м о ж н о п о д ел и ть ся сво и м и б о л ьн ы м и м естам и ; 3) Р ы царь всегда бы л готов лечь костьм и за то, что считал правильны м ; 4) Я вам р ек о м ен д у ю д ер ж ать я зы к за зуб ам и , а то у л ети те ту д а, куда М ак ар тел я т не гонял. Задание 27 У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно (вы б ер и те од и н вар и ан т ответа). 1) С ем ен М и х ай л о в и ч б ы л тем ж е м и р о м м азан , ч то и его брат. В се скр ы тн и ч ал ; 2) Немного виноватым чувствовал он себя перед этим молодым парнем, у которого еще молоко на губах не обсохло; 3) В первые годы семейной жизни Климов находился между молотом и наковальней: метался между матерью, требующей внимания, и женой, считавшей претензии свекрови излишними; 4) Михаил Илларионович говорил в кругу своей семьи: я калиф на час - люблю много гостей. Задание 28 Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно (выберите один вариант ответа). 1) Содержатели частных театров были так бедны, что едва сводили концы с концами; 2) Не мудрствуя лукаво, мы согласились с предложенным планом; 3) На шум постояльцы выскочили в чем мать родила, в одних пижамах; 4) Интересно, что делим шкуру неубитого медведя: считаем выручку, хотя не знаем, будет ли улов. Задание 29 Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно (выберите один вариант ответа). 1) - Мама, - говорила Людмила, - я вам голову даю на отсечение, что он будет моим; 2) Приказ, о котором вы столько говорите, оказался филькиной грамотой, не в обиду вам будет сказано; 3) Теперь вашему раскаянию уже не поверят. Теперь вы хоть реки слез пролейте - и тогда скажут, что это крокодиловы слезы; 4) Фирменное блюдо льва - антилопы и зебры. Задание 30 Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно (выберите один вариант ответа). 1) Администрация края смотрит на это безобразие спустя рукава; 2) Зря вы разгневались, мечете громы и молнии, а свою ошибку проглядели; 3) Дети, может быть, не меньше нас ищут руководящее начало и ариаднину нить, которая выводила бы их из лабиринта их детских недоразумений; 4) Неведомая земля, на которую не ступала нога человека.