1. Процесс обмена информацией между общающимися индивидами называется: а) интерактивной стороной общения; б) перцептивной стороной общения +в) коммуникативной стороной общения; г) когнитивной стороной общения
2. Вербальным средством общения выступает: 1) мимика +2) речь 3) жесты 4) поза
3. Установите соответствие между средствами общения и их характеристиками 1. Речь В 2. Оптико-кинетическая система Г 3. Паралингвистическая и экстралингвистическая система Б 4. Визуальный контакт А А) контакт глазами – размер зрачков, направление и продолжительность взгляда и др. Б) интонация, неречевые вкрапления в речь – паузы, смех, покашливание и др. В) язык, речь, речевые звуковые явления – темп речи, ритм, тембр, и др. Г) жесты, мимика, пантомимика
4. Универсальным средством общения является: +а) речь б) мимика в) жесты г) интонация
5. К оптико-кинестетическим средствам общения относятся(-ится): +1) жесты, мимика, пантомимика, контакт глаз 2) темп речи, изменения высоты и темпа окраски голоса, включение в речь пауз 3) динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя 4) организация пространства и времени коммуникативного процесса
6. К лингвистическим средствам общения относятся(-ится): 1) жесты, мимика, пантомимика, контакт глаз +2) темп речи, изменения высоты и темпа окраски голоса, включение в речь пауз 3) динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя 4) организация пространства и времени коммуникативного процесса
7. Такесика как средство общения представляет собой: 1) жесты, мимику, пантомимику, контакт глаз 2) темп речи, изменения высоты и темпа окраски голоса, включение в речь пауз +3) динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя 4) организацию пространства и времени коммуникативного процесса
8. Проксемика как средство общения представляет собой: 1) жесты, мимику, пантомимику, контакт глаз 2) темп речи, изменения высоты и темпа окраски голоса, включение в речь пауз 3) динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя +4) организацию пространства и времени коммуникативного процесса
9. Организация пространства и времени коммуникативного процесса называется: а) такесикой б) паралингвистикой в) экстралингвистикой +г) проксемикой
ЗАДАНИЕ № 42 ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
10. Формирование образа другого человека, понимание его личностных черт, это - а) интерактивная сторона общения; +б) перцептивная сторона общения в) коммуникативная сторона общения; г) когнитивная сторона общения
11. Восприятие человека человеком носит специальное название: 1) аттракция 2) рефлексия 3) эмпатия +4) социальная перцепция
12. Процесс восприятия и познания друг друга партнёров по общению и установление на этой основе взаимопонимания есть содержание ________________ стороны общения 1) интерактивной 2) аффективной 3) интегративной +4) перцептивной
13. Механизм восприятия, заключающийся в мысленном процессе уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления – это: +1) идентификация 2) эмпатия 3) рефлексия 4) аттракция
14. Механизм восприятия, заключающийся в мысленном процессе уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. – это: 1) идентификация +2) эмпатия 3) рефлексия 4) аттракция
15. Механизм восприятия, заключающийся в осмыслении индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению – это: 1) идентификация 2) эмпатия +3) рефлексия 4) аттракция
16. Механизм восприятия, заключающийся во возникновении при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – это: 1) идентификация 2) эмпатия 3) рефлексия +4) аттракция
17. Эффект структурирования заключается в: +1) объединении нескольких признаков в целостный образ, по которому делается вывод о человеке 2) распространении общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных 3) в том, что первое впечатление оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа другого человека 4) в том, что последнее впечатление о человеке оказывает более сильное и устойчивое влияние на его восприятие, чем предыдущее
18. Эффект ореола заключается в: 1) объединении нескольких признаков в целостный образ, по которому делается вывод о человеке +2) распространении общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных 3) в том, что первое впечатление оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа другого человека 4) в том, что последнее впечатление о человеке оказывает более сильное и устойчивое влияние на его восприятие, чем предыдущее
19. Эффект первичности заключается в: 1) объединении нескольких признаков в целостный образ, по которому делается вывод о человеке 2) распространении общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных +3) в том, что первое впечатление оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа другого человека 4) в том, что последнее впечатление о человеке оказывает более сильное и устойчивое влияние на его восприятие, чем предыдущее
20. Эффект новизны заключается в: 1) объединении нескольких признаков в целостный образ, по которому делается вывод о человеке 2) распространении общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных 3) в том, что первое впечатление оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа другого человека +4) в том, что последнее впечатление о человеке оказывает более сильное и устойчивое влияние на его восприятие, чем предыдущее
21. Эффект проекции заключается в: 1) объединении нескольких признаков в целостный образ, по которому делается вывод о человеке 2) распространении общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных 3) в том, что первое впечатление оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа другого человека +4) в приписывании другому человеку своих качеств и переживаний.
22. Эффект стереотипизации заключается в: 1) объединении нескольких признаков в целостный образ, по которому делается вывод о человеке 2) распространении общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных 3) том, что первое впечатление оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа другого человека +4) присвоении человеку характеристик какой-либо социальной группы
23. Установите соответствие между механизмами восприятия другого человека и их характеристиками 1. Идентификация В 2. Эмпатия Б 3. Стереотипизация А А) это восприятие и оценка путем присвоения человеку характеристик какой–либо социальной группы Б) это понимание другого человека путём эмоционального сопереживания, при этом эмоции и чувства человека не тождественны тем, которые использует другой человек В) это процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой
ЗАДАНИЕ № 43 ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
24. Организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями) называется: +а) интерактивной стороной общения; б) перцептивной стороной общения в) коммуникативной стороной общения; г) когнитивной стороной общения
25. Авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками называется: +1) императивом 2) манипуляцией 3) актуализацией 4) апперцепцией
26. Скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения называется: 1) императивом +2) манипуляцией 3) актуализацией 4) апперцепцией
27. Механизм взаимодействия, заключающийся в восприятии партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение называется: 1) императивом 2) манипуляцией +3) актуализацией 4) апперцепцией
28. Существуют два вида взаимодействия кооперация и ______________ : 1) манипуляция +2) конкуренция 3) актуализация 4) интеракция
29. Существуют два вида взаимодействия ____________ и конкуренция : 1) манипуляция +2) кооперация 3) актуализация 4) интеракция
30. Кооперация как вид взаимодействия при общении представляет собой: 1) скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения 2) директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками +3) объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей 4) достижение индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства
31. Конкуренция как вид взаимодействия при общении представляет собой: 1) скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения 2) директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками 3) объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей +4) достижение индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства
32. Наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству называется: 1) дискуссией 2) диспутом +3) конфликтом 4) спором
33. Единица общения, состоящая из стимула (С) и реакции (Р) между двумя индивидами, пребывающими в определенном состоянии сознания, по определению Э.Берна называется: 1) гештальтом +2) трансакцией 3) установкой 4) паттерном
34. Установите соответствие между позициями в трансактном анализе Э.Берна и их характеристиками: 1) Родитель В А) человек, придерживающийся спокойного тона, выдержки, солидности, умеющий считаться с ситуацией, нести ответственность за свои поступки 2) Взрослый А Б) зависимый, подчиняемый, безответственный 3) Дитя (Ребенок) Б В) независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя
ЗАДАНИЕ № 44 ГРУППА – ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. СТИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
35. Дополните предложение: Совокупность людей, имеющих общий признак, помещенных в какие-либо идентичные условия, занимающихся какой-либо совместной деятельностью и осуществляющих между собой общение, а также в той или иной мере осознанно признающих свою принадлежность к этому образованию, - это группа.
36. Психологическая теория коллектива, как группы, состоящей из трех страт (слоев), была разработана … 1) А.Н. Леонтьевым 2) Л.С. Выготским 3) А.С. Макаренко +4) А.В. Петровским
37. По непосредственности взаимоотношений группы делятся на: 1) большие и малые +2) условные и реальные 3) формальные и неформальные 4) референтные и группы членства
38. По общественному статусу группы делятся на: 1) большие и малые 2) условные и реальные +3) формальные и неформальные 4) референтные и группы членства
39. По степени ценности для индивида группы делятся на: 1) большие и малые 2) условные и реальные 3) формальные и неформальные +4) референтные и группы членства
40. Случайно возникающие, кратковременно существующие, не имеющие определённой структуры, хаотические объединения людей, сплоченных каким-то эмоциональным состоянием (например, паникой) или целью, представляют собой следующий вид больших групп: 1) условные 2) референтные 3) неорганизованные 4) формальные
41. Длительно существующие, устойчивые общности, имеющие четкую организационную структуру, поддерживаемую общими нормами поведения, ценностями и традициями, представляют собой следующий вид больших групп: 1) формальные +2) организованные 3) условные 4) референтные
42. Малая группа, имеющая юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, называется: +1) формальной 2) организованной 3) условной 4) референтной
43. Малая группа, имеющая юридически фиксированный статус, но характеризующаяся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.д.)., называется: 1) формальной 2) организованной 3) условной +4) неформальной
44. Объединение взаимодействующих лиц, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и имеющих сходные цели деятельности, называется ____________ группой. 1) условной 2) вторичной 3) референтной +4) малой
45. Референтной называется группа 1) возникающая на основе потребностей её членов в общении, понимании, симпатии +2) с которой личность отождествляет себя в наибольшей степени 3) членство и взаимодействие в которой носят в основном формальный характер 4) существование которой ограничено во времени
46. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками. 1. Ассоциация Б 2. Корпорация С 3. Коллектив А A) это устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенная целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы Б) это группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей) C) это группа, где межличностные отношения носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата
47. Неорганизованное, случайное, временное объединение ранее не знакомых людей на основе сходства интересов или общности пространства называется: +1) конгломератом 2) ассоциацией 3) корпорацией 4) коллективом
48. Группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, называется: 1) конгломератом 2) ассоциацией 3) корпорацией +4) номинальной
49. Группа людей, объединенных совместной деятельностью, называется: 1) конгломератом +2) ассоциацией 3) корпорацией 4) коллективом
50. Группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности, называется: 1) конгломератом 2) ассоциацией +3) кооперацией 4) коллективом 51. Целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней, называется: +1) автономией 2) ассоциацией 3) корпорацией 4) коллективом
52. Группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей, называется: 1) автономией 2) ассоциацией 3) корпорацией +4) коллективом
53. Основным(ыми) признаком(ами) коллектива является(ются)… +1) наличие общей цели и совместной деятельности 2) традиции 3) общность ценностных ориентаций 4) разнообразие социальных ролей
54. Группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп и стремлением к своим только внутренним целям любой ценой, называется: 1) кооперцией 2) ассоциацией 3) корпорацией 4) коллективом
55. Установите последовательность по степени группового развития: 1) автономия 5 2) коллектив 6 3) ассоциация 3 4) кооперация 4 5) конгломерат 1 6) номинальная группа 2
56. Внешнее согласие с мнением большинства при внутреннем личном несогласии, пассивное принятие существующего порядка вещей называется: +1) конформизмом 2) ригидностью 3) манипулированием 4) апатией
57. Стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения, называется: 1) конформизмом +2) нонконформизмом 3) манипулированием 4) самоопределением личности в группе
58. Тип группового поведения, заключающийся в том, что член группы избирательно относится к любым влияниям (в том числе и своей общности), принимая одни и отвергая другие в зависимости от опосредствующих факторов – своих убеждений, принципов, идеалов и целей совместной деятельности, называется: 1) конформизмом 2) нонконформизмом 3) манипулированием +4) самоопределением личности в группе
59. Преобладающим типом группового поведения в коллективе как группе высокого уровня развития является: 1) конформизм 2) нонконформизм 3) манипулирование +4) самоопределение личности в группе
60. Настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей – это а) психологическая совместимость членов группы; б) сработанность группы; в) солидарность группы; +г) социально-психологический климат.
61. Установите соответствие понятий и их определений. 1. Такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения А 2. Чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества Г 3. Выделяемая из социального целого на основе определенного признака любая совокупность людей, которые воспринимают себя как группу с некоторой общей целью Б 4. Группа людей, чьи ценности, суждения и нормы привлекательны и авторитетны для индивида В А) коллектив Б) группа В) референтная группа Г) коллективизм
62. Процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом, который наделен определенной властью, называется: 1) мониторингом +2) лидерством 3) менеджментом 4) контролем
63. Личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы, называется: 1) организатором +2) лидером 3) координатором 4) исполнителем
64. Лидерство, связанное с установленными правилами назначения руководителя и предполагающее функциональные отношения, называется: +1) формальным 2) неформальным 3) условным 3) реальным 65. Лидерство, связанное со спонтанно возникающим внутри группы психологическим влиянием одного члена группы на других, называется: 1) формальным +2) неформальным 3) условным 3) реальным
66. Типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группу (подчиняемых и ведомых) называется: 1) методом лидерства 2) средством лидерства +3) стилем лидерства 4) методом лидерства
67. Установите соответствие между стилями лидерства и их характеристиками: Авторитарный стиль Б А) деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчинённых Либеральный стиль В Б) вся деятельность руководителя организуется без участия подчиненных Демократический стиль А В) фактическое устранение руководителя от управления деятельностью группы
68. Выявление социально–психологических взаимоотношений членов учебной группы в количественных параметрах осуществляется при помощи метода +1) социометрии 2) изучения документов 3) наблюдения 4) беседы
69. Методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, называется: 1) социометрией +2) референтометрией 3) наблюдением 4) беседой