1. Процессы, отражающие отношение человека к воспринимаемому им явлению, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, называются: 1) мотивационными +2) эмоциональными 3) волевыми 4) познавательными
2. Психический процесс, заключающийся в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности, связанном с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется: +1) волей 2) вниманием 3) памятью 4) чувством
3. Эмоции наиболее тесно связаны с(со) … 1) способностями 2) воображением +3) мотивами 4) воспоминаниями
4. Сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом, называется: а) фрустрация +б) аффект в) страсть г) стресс
5. Устойчивое эмоциональное состояние, относительно слабо выраженное, придающее эмоциональную окраску всему поведению человека, определяется как 1) эйфория +2) настроение 3) страсть 4) фрустрация
6. Устойчивое психическое состояние, имеющее четко выраженный предметный характер и выражающее личное отношение человека к каким-либо объектам или явлениям, определяется как: 1) эйфория 2) аффект 3) страсть +4) чувство
7. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как: 1) эйфория 2) печаль 3) страсть +4) фрустрация
8. Стойкое длительное эмоциональное состояние при большой силе чувств – это 1) фрустрация 2) настроение 3) стресс +4) страсть
9. Особая форма переживания, возникающая в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизацию нервно–психологических сил, называется 1) страсть 2) удивление 3) аффект +4) стресс
10. Гуманизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд являются проявлениями _______________ чувств: +1) этических 2) практических 3) интеллектуальных 4) эстетических
11. Способность переживать другому человеку называется 1) симпатией 2) душевностью 3) разумностью +4) эмпатией
12. Функцией воли является 1) развитие личности +2) регуляция поведения и деятельности 3) психотерапевтическая 4) познание окружающей действительности
13. Вторичное волевое качество, заключающееся в умении контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять своё поведению решению сознательно поставленных задач – это … +1) самообладание 2) смелость 3) ответственность 4) решительность
14. Для волевого действия не характерно 1) преодолении субъективных препятствий 2) наличии продуманного плана осуществления поведенческого акта 3) приложении сознательных усилий +4) непосредственном удовольствии, полученном в процессе его исполнения
4 ДЕ: Психические познавательные процессы
ЗАДАНИЕ № 23 ОЩУЩЕНИЕ – ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА.
15. Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление составляют группу: +а) познавательных процессов б) мотивационных процессов в) волевых процессов г) эмоциональных процессов
16. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является… 1) потребность 2) мышление +3) ощущение 4) воображение
17. Психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется … 1) восприятием +2) ощущением 3) деятельностью 4) рефлексом
18. Ощущением называется психический процесс, состоящий в 1) целостном отражении объектов окружающего мира 2) обобщенном отражении предметов и явлений материального мира +3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира 4) опосредованном отражении отдельных свойств физического мира
19. Аппарат, непосредственно воспринимающий действие раздражителя и перерабатывающий его в определенное возбуждение – это: +а) анализатор б) рецептор в) рефлекс г) корковые отделы головного мозга
20. Слуховые и зрительные ощущения являются ____________ ощущениями: 1) тактильными +2) дистантными 3) контактными 4) интероцептивными
21. Величина раздражителя, позволяющая человеку сначала почувствовать воздействие, а затем осознать его, называется: 1) контрастом ощущений 2) адаптацией +3) порогом чувствительности 4) верхним порогом чувствительности
22. Способность к ощущениям имеется 1) у всех живых существ, обладающих центральной нервной системой +2) у всех живых существ 3) только у человека 4) у всех живых существ, обладающих нервной системой
23. К основным свойствам ощущения относятся: а) объем, концентрация, переключаемость, распределение, устойчивость б) предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность в) качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация г) объем, быстрота, точность, длительность, готовность
24. Количественная характеристика ощущений, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора, называется: а) продолжительностью б) пространственной локализацией +в) интенсивностью г) качеством
25. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется порогом: +1) нижним абсолютным 2) верхним абсолютным 3) разностным 4) дифференциальным
26. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется порогом: 1) нижним абсолютным +2) верхним абсолютным 3) разностным 4) дифференциальным
27. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется 1)синестезией 2)адаптацией 3)взаимодействием ощущений +4)сенсибилизацией
28. Изменение чувствительности анализаторов под действием нового или изменившего интенсивность раздражителя: а) продолжительностью б) пространственной локализацией в) интенсивностью +г) адаптацией
29. Установите соответствие между видами ощущений и их характеристиками: 1. Экстероцептивные Б а) отражают состояние внутренних органов 2. Интероцептивные А б) отражают свойства предметов и явлений внешней среды 3. Проприоцептивные В в) передают информацию о движении тела
30. Установите соответствие между видами ощущений: 1. Экстероцептивные А а) дистантные, контактные 2. Интероцептивные Б б) органические 3. Проприоцептивные В в) кинетические, кинестетические 4. Промежуточные Г г) болевые, температурные, вибрационные
ЗАДАНИЕ № 24 ВОСПРИЯТИЕ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СВОЙСТВА
31. Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, называется 1) ощущением 2) мышлением 3) воображением +4) восприятием
32. С физиологической точки зрения в основе восприятия лежат (лежит): а) деятельность одного анализатора +б) межанализаторные связи в) доминантные очаги возбуждения в коре головного мозга г) «следы» бывших ранее нервных процессов в коре головного мозга
33. К основным свойствам восприятия относятся: а) объем, концентрация, переключаемость, распределение, устойчивость +б) предметность, целостность(структурность), константность, осмысленность, апперцепция в) качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация г) объем, быстрота, точность, длительность, готовность
34. Свойство восприятия, проявляющееся в данном примере: Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль: а) апперцепция б) константность +в) структурность г) предметность
35. Свойство восприятия, проявляющееся в данном примере: Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе женщин. а) апперцепция б) константность в) структурность +г) предметность
36. Окружающие предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине благодаря следующему свойству процесса восприятия: а) осмысленность б) целостность +в) константность г) структурность
37. Свойство, указывающее на зависимость восприятия от прежнего опыта человека, называется: +а) апперцепция в) структурность г) предметность д) осмысленность
38. Установите соответствие между типами восприятий и их характеристиками. 1. Визуальный тип В 2. Аудиальный тип А 3. Кинестетический тип Б A) информацию представляет в виде слуховых образов Б) информацию представляет в виде образов ощущений и движений В) информацию представляет в виде зрительных образов, ярких картинок
39. Установите соответствие между типами восприятия и их характеристиками. 1. Синтетический тип Б 2. Аналитический тип В 3. Аналитико-синтетический тип А А) характеризуется тенденцией к восприятию как частностей, деталей, так и общего, целого Б) присущ людям, которые воспринимают мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, подчас не замечая при этом деталей В) характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого
40. Установите соответствие между типами восприятия и их характеристиками. 1. восприятие движения А 2. восприятие пространства Б 3. восприятие времени В А) это отражение изменения положения объекта в пространстве Б) это отражение формы предмета, его величины, объемности и удаленности В) это отражение длительности и последовательности явлений и событий
41. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется … 1) воображением 2) вниманием +3) апперцепцией 4) перцепцией
42. Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется 1) избирательностью 2) предметностью 3) адекватностью +4) осмысленностью
43. Иллюзионное кажущееся движение на самом деле неподвижного объекта получило название 1) последовательного образа +2) фи-фенонема 3) динамического эффекта 4) автокинетического эффекта
44. Сознательно воспринимать предмет – это значит 1) воспринимать предмет или явление, находясь в сознании, т.е. осознавая факт своего восприятия этого предмета +2) отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове 3) воспринять предмет под углом зрения потребностей 4) просчитать возможные последствия взаимодействия этих предметов
45. Восприятием называется психический процесс, суть которого в: +1) отражении в сознании человека предметов или явление в совокупности его свойств 2) опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов 3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира 4) абстрактом отражении предметов и явлений материального мира
ЗАДАНИЕ № 25 ВНИМАНИЕ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СВОЙСТВА
46. Внимание связано с: 1) реконструированием образа действительности 2) уподоблением себя другим 3) сосредоточением на объекте наибольших аналитико-синтетических усилий +4) отбором существенных для деятельности объектов
47. Динамическая сторона сознания человека, выражающая степень её направленности на тот или иной объект и степень сосредоточенности на нем: а) мышление б) отражение +в) внимание г) восприятие
48. К функциям внимания относятся: а) запоминание, сохранение, воспроизведение б) создание новых образов +в) отбор значимых действий, игнорирование второстепенных; удержание, сохранение выполняемой деятельности г) решение проблемных задач
49. Физиологической основой внимания выступают: а) деятельность анализаторов б) межанализаторные связи +в) доминантные очаги возбуждения в коре головного мозга г) «следы» бывших ранее нервных процессов в коре головного мозга
50. К основным свойствам внимания относятся: +а) объем, концентрация, переключаемость, распределение, устойчивость б) предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность в) качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация г) объем, быстрота, точность, длительность, готовность
51. Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно, - это: +а) объем б) распределение в) переключение г) концентрация
52. Свойство внимания, выражающееся в умении выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, определяется как: а) устойчивость +б) распределение в) переключение г) концентрация
53. Свойство внимания, отражающее степень сосредоточение на объекте - : а) объем б) распределение в) переключение +г) концентрация
54. Внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, возникшее само собой, называется: а) произвольным +б) непроизвольным в) послепроизвольным г) допроизвольным
55. Сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий, характеризует следующий вид внимания: +а) произвольным б) непроизвольным в) послепроизвольным г) допроизвольным
56. Внимание, заключающееся в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности: а) произвольным б) непроизвольным +в) послепроизвольным г) допроизвольным
57. Установите соответствие между видами внимания и их характеристиками: 1. Непроизвольное внимание В 2. Произвольное внимание А 3. Послепроизвольное внимание Б A) проявляется в активном регулировании психических процессов Б) возникает в результате изменения мотивации, когда объект становится значимым, интересным и ценным для человека В) возникает в случае новизны, необычности и неожиданности явлений
58. Выделяют следующие формы проявления внимания – это: 1) сензитивное 2) интерактивное +3) сенсорное (зрительное, слуховое, вкусовое и т.д.) 4) интеллектуальное
59. Установите соответствие между этапами возрастного развития и видами внимания 1. Младенчество Б 2. Ранее детство В 3. Младший школьный возраст А A) произвольное внимание, включая волевое Б) врожденные признаки непроизвольного внимания В) первоначальные формы произвольного внимания (под влиянием речевых инструкций взрослого)
60. Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называется __________ внимания. 1) устойчивостью +2) распределением 3) концентрацией 4) подвижностью
61. Свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения двух и более различных видов деятельности называется 1) переключением 2) умением +3) распределением 4) способностями
62. Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является… +1) безусловный рефлекс 2) условный рефлекс 3) ориентировочный рефлекс 4) двигательный рефлекс
63. Свойство внимания, проявляющееся в скорости перевода его с одного объекта на другой – это: 1) устойчивость +2) переключаемость 3) сосредоточенность 4) распределение
ЗАДАНИЕ № 26 ПАМЯТЬ – ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СВОЙСТВА
64. Психический процесс, состоящий в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в сознании человека прошлого опыта: 1) восприятие +2) память 3) воображение 4) речь
65. Физиологической основой памяти выступают: а) деятельность анализаторов б) межанализаторные связи в) доминантные очаги возбуждения в коре головного мозга +г) «следы» бывших ранее нервных процессов в коре головного мозга
66. По характеру целей деятельности память делится на … 1) активную и пассивную 2) образную и логическую 3) механическую и динамическую +4) произвольную и непроизвольную
67. Установите соответствие между процессами памяти и их характеристиками. 1. Сохранение А 2. Воспроизведение В 3. Забывание Б A) это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала Б) это процесс, обратный запоминанию В) это восстановление прежде воспринятого материала
68. К процессам памяти не относится +1) дефрагментация 2) сохранение 3) воспроизведение 4) запоминание
69. Установите соответствие между видами памяти и их характеристиками. 1. Непроизвольная В 2. Произвольная Б 3. Механическая А A) основана на повторении материала без его осмысления Б) основана на целенаправленном запоминании материала с использованием специальных средств В) основана на запоминании информации без специального заучивания
70. Запоминание со специальной установкой «запомнить» и требующее определённых волевых усилий – это _____________ память 1) эмоциональная 2) непроизвольная +3) произвольная 4) образная
71. Кратковременная память – это вид памяти, заключающийся в … 1) памяти на отдельные события 2) мгновенном запечатлении информации 3) оперативном удержании и преобразовании информации в определённых целях деятельности +4) удержании в памяти информации в течении очень короткого времени
72. Память, требующая волевых усилий и имеющая сознательную цель: +а) произвольная б) непроизвольная в) кратковременная г) оперативная
73. Длительное запоминание информации, чаще всего после многократного повторения, характеризует следующий вид памяти: а) оперативная б) надежная +в) долговременная г) современная
74. Запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения отдельного акта деятельности, характеризует следующий вид памяти: +а) оперативная б) кратковременная в) долговременная г) словесно-логическая
75. Память на картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы называется: а) непроизвольная б) эмоциональная +в) образная г) оперативная
76. Установите соответствие между свойствами продуктивной памяти и их характеристиками. 1. Объем А 2. Быстрота В 3. Точность Б А) отражает количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации Б) показывает способность человека в процессе воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание В) отражает способность человека в процессе сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования
77. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены +1) Г. Эббингаузом 2) Б.Ф. Зейгарник 3) Дж. Уотсоном 4) У. Найссером
78. В кратковременной памяти одновременно находится в среднем: 1) 7 2) 11 +3) 5 4) 9 элементов
ЗАДАНИЕ № 27 МЫШЛЕНИЕ – ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ОСНОВНЫЕ МЫСЛИЧТЕЛЬНЫЕ ОПРЕАЦИИ.
79. Высший психический процесс, связанный с открытием нового знания, решением проблем на основе переработки информации: +а) мышление б) воображение в) восприятие г) память
80. Психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях – это: а) сознание +б) мышление в) ум г) память
81. Психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности называется… 1) памятью +2) мышлением 3) вниманием 4) восприятием
82. Перечислите особенности мышления (выбрать несколько ответов): а) процесс чувственного познания +б) опосредованный и обобщенный процесс +в) взаимосвязан с речью г) целостное отражение предметов д) сосредоточение на объекте +е) выход за пределы чувственного познания +ж) социальная обусловленность з) запечатление в сознании человека полученной информации
83. Физиологической основой мышления является (являются): а) межанализаторные связи б) доминантные очаги возбуждения в коре головного мозга в) «следы» бывших ранее нервных процессов в коре головного мозга +г) аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий
84. К формам мышления относят ( - выберите несколько вариантов ответа): +1) суждение 2) анализ 3) представление +4) понятие
85. Установите соответствие между видами мышления и их характеристиками. 1. Репродуктивное мышление А 2. Продуктивное мышление Б 3. Интуитивное мышление В A) применение готовых, уже усвоенных знаний и умений Б) процесс поиска необходимых средств в объективно данных условиях, создание нового продукта В) отличается быстротой протекания процесса, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью
86. К операциям мышления относят ( - выберите несколько вариантов ответа): 1) агглютинацию 2) фантазирование +3) анализ +4) обобщение
87. Операция мышления, вскрывающая тождество и различие вещей, - это: +а) сравнение б) обобщение в) анализ г) конкретизация
88. Операция мышления, заключающаяся в разделении сложного объекта на составляющие его части с последующим их сопоставлением, - это: а) сравнение б) обобщение +в) анализ г) синтез
89. Операция мышления, заключающаяся в построении целого из заданных частей, - это: а) абстракция б) обобщение в) анализ +г) синтез
90. Операция мышления, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-либо признаку, - это: а) абстракция +б) обобщение в) анализ г) синтез
91. Операция мышления, заключающаяся в отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного, - это: +а) абстракция б) обобщение в) анализ г) синтез
92. Форма мышления, заключающаяся в утверждении или отрицании каких-либо свойств, связей и отношений предмета - : а) умозаключение +б) суждение в) понятие г) убеждение
93. Форма мышления, заключающаяся в выделении из нескольких логически связанных предложений нового знания - : +а) умозаключение б) суждение в) понятие г) убеждение
94. Форма мышления, являющаяся результатом высшего уровня обобщения - : а) умозаключение б) суждение +в) понятие г) убеждение
95. Форма мышления, заключающаяся в отражении в сознании человека общих или существенных свойств предметов или явлений - : а) умозаключение б) суждение +в) понятие г) убеждение
96. Мышление, основанное на решении стандартных задач: а) продуктивное +б) репродуктивное в) практическое г) теоретическое
97. Мышление, осуществляемое нестандартным, оригинальным способом: +а) продуктивное б) репродуктивное в) практическое г) теоретическое
98. Мышление, опирающееся на непосредственное взаимодействие с предметами: а) наглядно-образное в) конкретное +г) наглядно-действенное д) абстрактно-логическое
99. Мышление, опирающееся на использовании понятий, категорий, имеющих словесное оформление: а) наглядно-образное в) конкретное г) наглядно-действенное +д) абстрактно-логическое
100. Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятий: а) теоретическое +б) аналитическое в) репродуктивное г) интуитивное
101. Мышление, при котором решение проблемы в сознании возникает мгновенно, в форме озарения: а) теоретическое б) дискурсивное в) репродуктивное +г) интуитивное
102. Мышление, которое осуществляется при помощи логических операций с понятиями, называется _________ мышление. +1) словесно-логическое 2) наглядно-действенное 3) наглядно-образное 4) аутистическое
103. Мотивом, началом движения мышления становится появления ______________ ситуации 1) идеальной +2) проблемной 3) реальной 4) стрессовой
104. Под интеллектом понимается ( - выберите несколько вариантов ответа) +1) система всех познавательных способностей 2) направленность и сосредоточенность сознания на определённом предмете +3) общая способность к познанию и решению проблемных задач, обеспечивающая успешность любой деятельности 4) запас слов
105. Коэффициент интеллектуальности есть 1) качественный показатель знаний, умений и умственных действий +2) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида 3) относительно устойчивая структура способностей по переработке разнокачественной информации 4) характеристика, показывающая степень отдаленности мышления от патологических его проявлений
106. К основным видам мышления по характеру решаемых задач относятся 1) патогенное, саногенное 2) дискурсивное, интуитивное +3) интуитивное, рациональное 4) теоретическое, практическое
107. К основным видам мышления по степени новизны и оригинальности относятся +1) репродуктивное, творческое 2) дискурсивное, интуитивное 3) интуитивное, рациональное 4) теоретическое, практическое
108. К основным видам мышления по степени развернутости относятся: 1) патогенное, саногенное +2) дискурсивное, интуитивное 3) интуитивное, рациональное 4) теоретическое, практическое
109. Психический процесс использования языка с целью обмена информации и общения – это: +1) речь 2) мышление 3) сознание 4) память