Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
Вариант № 1
1.Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:
1)потеря части продуктов питания, потеря компаса
2)несвоевременная регистрация туристической группыперед выходом на маршрут
3)потеря ориентировки на местности во время похода,авария транспортных средств в условиях природнойсреды
4)плохие погодные условия на маршруте движения
2.Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды отличается друг от друга и зависит от конкретной обстановки. Из приведенных ниже случаев выберите те, когда командир группы должен принятьрешение об уходе с места аварии:
1)группа не может быть обнаружена спасателями из-заокружающей ее густой растительности, возникланепосредственная угроза жизни людей
2)направление на ближайший населенный пункт и егоудаление неизвестны
3)место происшествия точно не определено, местностьнезнакомая и труднопроходимая
4)точно неизвестно местонахождение спасателей и состояние здоровья людей не позволяет преодолеть расстояние до населенного пункта
3.Собираясь в поход, вам необходимо подобрать одежду. Каким нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать?
1)одежда должна быть свободной и надеваться в несколько слоев
2)одежда должна быть из синтетических материалов
3)одежда должна быть однотонного цвета или из камуфлированного материала
4)одежда должна иметь световозвращающие элементы
4.Выберите из предложенных вариантов установленные требования к сооружениювременного жилища:
1)место должно находиться на берегу реки или другоговодоема на уровне воды
2)место должно находиться на ровной возвышеннойпродуваемой площадке; возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива
3)место должно находиться среди сухостоя, которыйможно использовать для костра
4)недалеко от площадки должна быть дорога или наезженная тропа
5.Выберите самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях:
1)очистка через фильтр из песка и материи
2)очистка через фильтр из песка, ваты и материи
3)кипячение воды
4)добавление в воду марганцовки
Вариант № 2
1.На решение какой главной задачи направлена деятельность человека при вынужденной автономии?
1)на возвращение к людям и привычной жизни
2)на получение новых острых ощущений
3)на организацию активного отдыха на природе
4)на достижение новых спортивных достижений в ориентировании на местности
2.Что запрещается делать при разведении костра?
1)использовать для разведения костра сухостой
2)разводить костер на торфяных болотах
3)использовать для разведения костра сухую траву
4)оставлять дежурить у костра менее 3-х человек
3.Для выбора конечной точки маршрута однодневного турпохода на природу необходимо руководствоваться тремя основными критериями. Среди приведенных ответов найдите ошибку:
1)участок местности, выбранный в качестве конечнойточки путешествия, должен быть пригодным длябольшого привала
2)расстояние до выбранной точки на местности должносоставлять не более10 кмв одну сторону
3)расчет светлого времени должен быть достаточнымдля возвращения в исходную точку с резервом не менее одного часа
4)конечная точка путешествия должна быть расположена недалеко от автомобильной дороги
4.Передвигаясь по засушливой местности, вы очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как следует поступить?
1)пить часто, но по одному глотку
2)беречь воду и пить по одной чашке в день
3)пить только при сильной жажде, промочить рот и выпить один — два глотка
4)утолить жажду, выпив половину имеющейся воды
5.Во время движения группы в грозу рядом ударила молния, один человек упал. При осмотре вы заметили на его теле обширные красные полосы и явное отсутствие признаков жизни. Каковы ваши действия?
1)немедленно сделать пострадавшему искусственноедыхание
2)закопать его по шею в землю для отвода электрического тока
3)растереть спиртом пораженные участки тела
4)не трогать пострадавшего, пока он сам не придет в сознание.
1.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ
1.Как называются с точки зрения Правил дорожного движения лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?
1)водитель
2)пассажир
3)пешеход
4)путешественник
2.Участники дорожного движения — это:
1)лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства
2)это лица, принимающее непосредственное участиев процессе движения в качестве водителя, пешехода,и лица, производящие ремонтные работы на проезжей части
3)люди, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пассажиратранспортного средства, и лица, осуществляющиерегулирование дорожного движения
4)граждане, передвигающиеся на транспортных средствах и в пешем порядке по проезжей части, тротуаруи обочине дороги.
3.Укажите определение понятия «дорога»:
1)проезжая часть, тротуары, обочины
2)полоса земли для движения транспортных средстви пешеходов
3)обустроенная или приспособленная и используемаядля движения транспортных средств полоса землилибо поверхность искусственного сооружения
4)полоса земли для движения автомобилей, трамваев,троллейбусов, мотоциклов и мопедов.
4.Где рекомендуется расположиться в салоне общественного транспорта, если в нем нет свободных мест для сидения?
1)занять свободное место на передней площадке транспортного средства
2)нужно постараться встать в центре прохода, держасьруками за поручень или специальные подвески
3)расположиться на задней площадке транспортногосредства
4) не имеет значения, где будет находиться пассажир при отсутствии мест для сидения
5.Как должны двигаться пешеходы по краю проезжей части загородной дороги?
1)не имеет значения, как следовать
2)должны следовать по ходу движения транспортныхсредств
3)выбирать место движения в зависимости от наличияна проезжей части транспортных средств
4)должны идти навстречу движению транспортныхсредств
1.Что рекомендуется иметь при себе пешеходам при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости?
1)включенный фонарь зеленого цвета
2)фонарь синего цвета
3)предметы со световозвращаюхцими элементами
4)электрический фонарь желтого цвета
2.Как пешеходы должны переходить дорогу при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка?
1)когда на дороге нет машин и бегом
2)под любым углом к краю проезжей части
3)где дорога хорошо просматривается хотя бы в однусторону
4)под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, гдеона хорошо просматривается в обе стороны
3.Что не запрещается пассажирам?
1)отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения
2)посадка в транспортное средство только после его полнойостановки через передние двери
3)открывать двери транспортного средства во время егодвижения
4)при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять и сидеть на бортах
4.Чем должен быть оборудовании велосипед при движении на дорогах в темное время суток?
1)спереди фонарем (фарой) белого цвета, сзади — световозвращателем и фонарем красного цвета, а с боковыхсторон световозвращателями оранжевого или красногоцвета
2)спереди фонарем (фарой) красного цвета, сзади — световозвращателем и фонарем белого цвета, а с боковыхсторон световозвращателями оранжевого или красногоцвета
3)спереди фонарем (фарой) белого цвета, сзади — световозвращателем красного цвета, а с боковых сторон световозвращателями оранжевого или белого цвета
4)спереди световозвращателем белого цвета, сзади — световозвращателем и фонарем красного цвета, а с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета
5.С какой скоростью разрешается движение транспортных средств в населенных пунктах, в жилых зонах и на дворовых территориях?
1)в населенных пунктах не более40 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более30 км/ч
2) в населенных пунктах не более50 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более10 км/ч
3)внаселенных пунктах не более50 км/ч, а в жилыхзонах и на дворовых территориях не более15 км/ч
4)в населенных пунктах не более60 км/ч, а в жилыхзонах и на дворовых территориях не более20 км/ч
1.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
1.Опасное время — это время значительного повышения риска для личной безопасности. В приведенных примеров определитенаиболее опасное время и место:
1)темнота, спускающаяся на центр города, где людинепринужденнопрогуливаются и отдыхают
2)сумерки, заставшие человека одного в лесопарке
3)раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке
4)вечернее время на остановке общественного транспорта
2.Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним заходит незнакомец?
1)пропустить незнакомца вперёд, под любым предлогомзадержаться у подъезда
2)не следует обращать на постороннего человека внимания
3)завязать с незнакомцем беседу и попытаться выяснить, в какую квартиру он следует
4)войдя в подъезд, побежать наверх
3.Каким из нижеперечисленных правил рекомендуется воспользоваться при возвращении домой в вечернее время с тренировки или дополнительных занятий?
1)пойду кратчайшим путем, пролегающим через дворы
2)буду идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги
3)воспользуюсь попутным транспортом
4)пойду по тропинке, пролегающей через лесопарк
4.Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум и понимает, что этажом выше на лестничной площадке находится компания молодежи. Выберите из предлагаемых вариантов действий тот, который могли бы посоветовать девушке:
1)спокойно подниматься домой, но при этом проявлятьосторожность
2)ждать, пока они уйдут
3)дождаться взрослого знакомого человека, входящегов подъезд, и попросить проводить до квартиры либопозвонить родителям, чтобы встретили
4)дойти до молодежной компании, может среди них окажутся знакомые юноши или девушки, завести с ниминепринуждённый разговор
5.Вам часто приходится пользоваться услугами общественного транспорта. Что не рекомендуется делать при пользовании общественным транспортом?
1)при отсутствии мест для сидения стоять в центральном проходе
2)садиться в пустом автобусе (трамвае, троллейбусе,маршрутном такси и т.д.) на сиденье близко к водителю
3)ожидать транспорт на остановке в плохо освещенномместе
4)стоять справа лицом по направлению движения принахождении на эскалаторе метрополитена
1.Вы собрались вместе с родителями в торговый гипермаркет для закупки необходимых школьных принадлежностей и других товаров для дома, имея при себе крупную сумму денег. Как вы поступите с денежными средствами?
1)все купюры положите в один наружный карман папиной куртки
2)сложите в один мамин кошелек, кошелек нужно положить в сумочку
3)разложите купюры по разным местам, но не в наружные карманы
4)все купюры положите в один внутренний карман и застегнете его булавкой
2.Вы заметили, что напротив вашего дома несколько подростков громко шумят, совершают хулиганские действия. Как вы намерены поступить? Из предложенных вариантов ответа выберите верный:
1)выйдете на улицу я постараетесь задержать хулиганов
2)вызовете полицию, до прибытия полиции не станетевыходить на улицу и попытаетесь запомнить приметы молодых людей
3)будете просто наблюдать за действиями группы подростков
4)позовете на помощь соседей, вместе с ними выйдетена улицу и постараетесь пресечь действия хулиганов
3.Вы пришли домой и заметили, что входная дверь распахнута, замок на входной двери сломан. На ваш вопрос «Есть кто дома?» ответа не последовало. Как вы поступите?
1)войдёте в квартиру, осмотрите все комнаты и позвоните родителям
2) войдете в квартиру, осмотрите ее и установите, какие вещи исчезли, о чем сообщите в полицию
3)не будете входить в квартиру, а вызовете полицию по телефону от соседей или по мобильному телефону, попросите соседей побыть вместе с вами
4) войдете в квартиру и сразу позвоните в полицию по телефону «02»
4.Что нужно сделать в первую очередь при нахождении в местах массового скопления людей, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации не попасть в толпу?
1)вести себя как обычно, быть ближе к тем, с кем общаешься
2)не проявлять излишней тревоги и беспокойства
3)приготовить мобильный телефон
4)заранее наметить пути возможного отхода
5.Какое из перечисленных правил по защите жилища относится к информационной безопасности?
1)уходя из квартиры, оставьте включенными радиоприемник или свет на кухне, уезжая с родителями надачу, попросите соседей забирать почту из ящика,холодильник оставить включенным
2)врежьте в дверь два замка, глазок и цепочку, уходя,запирайте все окна, форточки, балкон и все замки;не оставляйте ключи в укромных местах
3)если в дверь позвонили, посмотрите в глазок; незнакомым не открывать дверь, дверная цепочка позволит вам принять телеграмму или проверить служебное удостоверение пришедшего
4)на время отсутствия напишите записку, что доманикого нет, укажите в ней номер телефона для связии вставьте ее в дверь
1.4. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации преступлением
признается(-ются):
1)противоправные действия, посягающие на честь и достоинство граждан
2)действия граждан, сознательно нарушающих требования Конституции, законодательных и нормативно-правовых актов
3)совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации подугрозой наказания
4)действие гражданина против своей воли, под влиянием физического принуждения или непреодолимойсилы
2.К преступлениям небольшой тяжести относятся:
1)неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает одного года лишения свободы
2)умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышаетдвух лет лишения свободы
3)умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишениясвободы
4)умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает от одного до трехлет лишения свободы условно
3.К преступлениям средней тяжести относятся:
1)умышленные и неосторожные действия, за совершение которыхмаксимальное наказание не превышаетпяти лет лишения свободы
2)неосторожные действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы
3)умышленные действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает четырех лет лишения свободы
4)умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышаетот двух до трех лет лишения свободы условно
4.Одно из наказаний, предусмотренное для несовершеннолетних Уголовным кодексом Российской Федерации, является лишение свободы на определенный срок. На какой срок по закону могут лишить свободы несовершеннолетнего?
1)лишение свободы не должно превышать восьми лет
2)максимальное наказание назначают на срок не болеедесяти лет лишения свободы
3)не более пяти лет
4)на срок от восьми до двенадцати лет лишения свободы
5.Какое лицо признается несовершеннолетним?
1)граждане, которым ко времени совершения преступления исполнилось 13, но не исполнилось 17 лет
2)граждане в возрасте от 14 до 17 лет
3)все граждане в возрасте до 20 лет
4)лица, которым ко времени совершения преступленияисполнилось 14, но не исполнилось 18 лет
1.Укажите в предложенных вариантах ответов полный список наказаний, которые могут назначаться несовершеннолетним в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации:
1)принудительные работы, содержание под стражей,лишение свободы на срок до пяти лет, высшая мера
2)штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительныеработы, арест, лишение свободы на определенный срок
3)исправительные работы, арест, лишение свободы наопределенный срок
4)штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, арест
2.Вы возвращаетесь поздно домой. На пути встречается группа молодых людей, которые задевают вас насмешками и грубостями. Как вы поступите?
1)заранее перейдете на противоположную сторону улицы, не отвечая на насмешки, грубости и не поддаваясь на провокацию
2)побежите навстречу к группе людей и вступите с нимив противоборство
3)попытаетесь успокоить молодых людей, поравнявшись с ними
4)резко повернете в обратную сторону и ускорите шаг,приготовившись бежать
3.К особо тяжким преступлениям относятся:
1)умышленные преступления, за совершение которыхпредусмотрено наказание свыше десяти лет лишениясвободы или более строгое наказание
2)неосторожные действия, за совершение которых предусмотрено наказание от восьми до двенадцати лет лишения свободы
3)преступления, совершенные умышленно и по неосторожности, за совершение которых предусмотрено наказание от восьми до пятнадцати лет лишения свободы
4)совершенные умышленно и по неосторожности, за совершение которых предусмотрено наказание свышепятнадцати лет лишения свободы
4.Обстоятельством, смягчающим наказания, признается:
1)нетрезвое состояние лица, совершившего преступление
2)совершение преступления в составе группы
3)несовершеннолетие виновного
4)совершение преступления по мотиву национальной,расовой, религиозной ненависти
5.Укажите возраст, начиная с которого человек может привлекаться к уголовной ответственности:
1)12лет
2)18лет
3)16лет
4)14лет
1.5. ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УГРОЗЕ
И СОВЕРШЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
1.Укажите определение терроризма, данное в Федеральном законе*О противодействии терроризму»:
1) идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий
2) общечеловеческая проблема и самая распространенная, фантастически жестокая чрезвычайная ситуация социального характера
3)организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре
4)разрушение или попытка разрушения каких-либообъектов: самолётов, административных зданий, жилищ, судов, объектов жизнеобеспечения и т.п.
2.Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях — это:
1)чрезвычайная ситуация
2)диверсия
3)террористический акт
4)преступная операция
3.По средствам, используемым при осуществлении террористических актов, виды терроризма могут быть подразделены на:
1)нетрадиционные
2)стандартные
3)обычные
4)традиционные и технологические
4.Если вы обнаружили подозрительный предмет в общественном транспорте — не оставляйте этот факт без внимания! Что надлежит предпринять в данном случае?
1) опросить людей, находящихся рядом, постараться установить принадлежность предмета (сумки и т.д.)или человека, который мог его оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщить о находке водителю (машинисту ит.д.)
2)не обращать внимания на неизвестную сумку иличемодан
3)переложить сумку в более безопасное место в общественном транспорте (например, под сиденье кресла,где нет пассажиров)
4)осторожно осмотреть содержимое сумки, может быть,там найдутся документы владельца сумки
5.Как действовать, если вы попали в перестрелку на улице?
1)сразу же лягте и осмотритесь, выберите ближайшееукрытие и проберитесь к нему, не поднимаясь в полный рост. Укрытием могут служить выступы зданий, памятники, бетонные столбы, бордюры, канавыи т. д. При первой возможности спрячьтесь в подъезде жилого дома, в подземном переходе и дождитесьокончания перестрелки
2)примите меры по спасению детей, при необходимостиприкройте их своим телом
3)по возможности сообщите о происшедшем сотрудникам милиции
4)все варианты верны
1.Как действовать при захвате автобуса (троллейбуса, трамвая) террористами?
1)не привлекайте к себе их внимание. Осмотрите салон,отметьте места возможного укрытия в случае стрельбы. Успокойтесь, попытайтесь отвлечься от происходящего, читайте, разгадывайте кроссворды
2)если спецслужбы предпримут попытку штурма, постарайтесь как можно быстрее покинуть салон и бежатьв сторону представителей специальных подразделений
3)после освобождения немедленно покиньте автобус(троллейбус, трамвай), т. к. не исключена возможность предварительного его минирования террористами и взрыва (возгорания)
4)снимите ювелирные украшения, не смотрите в глазатеррористам, не передвигайтесь по салону и не открывайте сумки без их разрешения. Не реагируйтена их провокационное или вызывающее поведение.Женщинам в мини-юбках желательно прикрытьноги.
Варианты ответов:
1)1,2,32)1,2,43) 1, 3, 4
2.Как называется вид терроризма, заключающийся в применении или угрозе применения ядерного, химического или бактериологического оружия?
1)политический терроризм
2)технологический терроризм
3)генетический терроризм
4)криминальный терроризм
3.Какая рекомендация по действиям при обнаружении взрывного устройства является ошибочной?
1)не трогать его, предупредить окружающих, сообщитьо находке в полицию или любому должностному лицу
2)исключить использование мобильных телефонов,средств связи и т.п., т.к. они способны вызвать срабатывание радиовзрывателя
3)унести подозрительный предмет в безопасное место,не дожидаясь специалистов
4)отойти в безопасное место, постараться никого не допускать к месту обнаружения взрывного устройства
4.Как должен себя вести человек, если он оказался заложником?
1)делать что вздумается
2)попытаться убежать
3)сказать террористам, что они пожалеют об этом
4)выполнять требования террористов, не создавать конфликтных ситуаций, сохранять психологическуюустойчивость
5.Ваши действия при применении слезоточивого газа?
1)будете дышать неглубоко
2)будете дышать через мокрый платок и часто моргать
3)станете задерживать дыхание
4)накроетесь курткой
Раздел 2. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬВ УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГОИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
2.1.РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
1.Что такое землетрясение?
1)область возникновения подземного удара
2)подземные толчки и колебания поверхности Земли
3)проекция центра очага землетрясения на земную поверхность
4)это природное явление, связанное с процессами в окружающей атмосфере
2.По шкале итальянского ученого Меркалли в баллах оценивается(-ются):
1)сила землетрясения, его интенсивность
2)величина смещения земной коры в очаге землетрясения
3)величина разрывов в верхней части мантии
4)степень разрушений в эпицентре землетрясения
3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера (наиболее характерные) по месту их возникновения можно разделить на:
1)химические, биологические, военные
2)радиационные, химические, гидродинамические,транспортные
3)социальные, экологические, психологические
4)региональные, федеральные, радиационные
4.Экстренной мерой по защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является:
1)своевременное оповещение населения об опасностях,возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций
2)обеспечение населения средствами индивидуальнойзащиты
3)качественное обучение правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
4)эвакуация населения из опасных районов
5.Как вы будете действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии, если вы находитесь в своем доме (квартире)?
1)освободите от продуктов питания холодильник, вынесете скоропортящиеся продукты и мусор, выключитегаз, электричество, погасите огонь в печи и проследуете на сборный эвакуационный пункт
2)включите радио и выслушаете сообщение, выключите электричество, наденете средства индивидуальнойзащиты, вывесите на двери табличку «В квартирежильцов нет» и проследуете на сборный эвакуационный пункт
3)немедленно закроете окна, двери, вентиляционныеотверстия, включите радиоприемник или телевизори будете готовы к приему информации о дальнейшихдействиях
4)выключите газ, электричество, возьмете необходимые продукты питания, вещи и документы, наденете средства индивидуальной защиты и проследуетена сборный эвакуационный пункт
Вариант №2
1.Вы находитесь дома одни. Вдруг задрожали стекла и люстры, с полок начали падать посуда и книги. Вы срочно:
1)позвоните родителям на работу, чтобы предупредитьо происшествии и договориться о месте встречи
2)займете место в дверном проеме капитальной стены
3)закроете окна и двери, быстро спуститесь в подвальное помещение
4)подойдете к окну и узнаете у прохожих, что случилось
2.Что надо делать с получением сигнала о приближении урагана, бури, смерча при нахождении в доме (квартире)?
1)закрыть окна, включить радиоприемник для получения информации от управления ГО и ЧС
2)плотно закрыть двери и окна, отключить электроэнергию, занять безопасное место у стен внутреннихпомещений
3)закрыть окна и двери с наветренной стороны здания,а с подветренной открыть, убрать с балконов и подоконников вещи, которые могут быть подхваченывоздушным потоком
4)закрыть краны газовой сети, включить радиоприемник с автономным питанием для получения информации от управления ГО и ЧС
3.Как следует выходить из зоны лесного пожара?
1)навстречу ветру, используя для этого просеки, дороги
2)перпендикулярно направлению ветра, используя дляэтого открытые пространства
3)если загорелась одежда, то нужно бегом покинутьопасную зону по направлению ветра
4) если вы в составе группы, то нужно разделиться и по одному выходить навстречу ветру
4.При химической аварии необходимо выполнить ряд действий. Среди приведенных ниже вариантов ответов найдите ошибочный:
1)включить радиоприемник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и о рекомендуемых действиях
2)при поступлении информации об эвакуации надетьрезиновые сапоги, плащ, взять документы и необходимые вещи, продукты на трое суток и выходитьиз зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра
3)для защиты органов дыхания используйте ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде или 2-5% -ном растворе пищевой соды(для защиты от хлора), 2% -ном растворе лимоннойили уксусной кислоты (для защиты от аммиака)
4)для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии ватно-марлевую повязкуили подручные изделия из ткани, смоченные в водеили 2% -ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от хлора), 2-5% -ном растворе пищевой соды (для защиты от аммиака)
5.Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:
1)«Тревога!»
2)«Внимание! Опасность!»
3)«Внимание всем!»
4)«Химическая (радиационная) опасность!»
2.2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)
1.С какой целью созданаРСЧС? Выберите правильный ответ:
1)прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и организация проведения аварийно-спасательных и других неотложныхработ
2)обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуацияхна территории Российской Федерации
3)объединение усилий органов центральной власти, органов исполнительной власти, субъектов РоссийскойФедерации, городов и районов, а также организаций,учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайныхситуаций
4)совершенствование подготовки руководящего составаи специалистов РСЧС по действиям в чрезвычайныхситуациях
2.Для чего создаются территориальные подсистемыРСЧС? Выберите правильный ответ:
1)для ликвидации чрезвычайных ситуаций в городахи районах
2)для предупреждения чрезвычайных ситуаций в жилых и нежилых зданиях
3)для локализации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах
4)для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий
3.На каких уровнях действует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
1)объектовый, производственный, местный
2)федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый
3)поселковый, районный, региональный
4)территориальный, республиканский
4.Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления является координирующим органом РСЧС на:
1)региональном уровне
2)федеральном уровне
3)муниципальном уровне
4)территориальном уровне
5.Органом повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне является (-ются):
1)информационный центр органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
2)центры управления в кризисных ситуациях
3)дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов)
4)единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований
1. В каких режимах могут функционировать органы управления и силы РСЧС?
1)в режиме постоянной готовности и повседневной деятельности
2)в режиме готовности к действиям при возникновениичрезвычайных ситуаций
3)в режимах готовности к оповещению населения и проведения аварийно-спасательных работ
4)в режимах повседневной деятельности, повышеннойготовности и режиме чрезвычайной ситуации
2.Что не является основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме повседневной деятельности? Найдите в приведенных ответах ошибку:
1)изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
2)проведение при необходимости эвакуационных мероприятий
3)подготовка населения к действиям в чрезвычайныхситуациях
4)пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспеченияпожарной безопасности
3.С какой целью федеральными органами исполнительной власти созданы функциональные подсистемы РСЧС?
1)организация работы в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов
2)разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности
3)разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
4)введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органовуправления и сил единой системы на стационарныхпунктах управления
4.Укажите закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
1)Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности»
2)Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне»
3)Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
4)Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне»
5.Определите, какой нормативно-правовой акт закрепляет правовые основы обеспечения:безопасности личности, общества и государства.
1)Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне»
2)Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне»
3)Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности»
4)Концепция национальной безопасности РоссийскойФедерации
Раздел 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
3.1. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ — ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):
1)здоровье человека — это отсутствие болезней и физических недостатков
2)здоровье человека — это отсутствие у него болезней,а также оптимальное сочетание здорового образажизни с умственным и физическим трудом
3)здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия,а не только отсутствие болезней и физических недостатков
4)здоровье человека — это его способность противостоять заболеваниям
2.Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека примерно на 50% зависит от:
1)образа жизни
2) экологических факторов
3) наследственности
4) состояния медицинского обслуживания населения
3.Любая деятельность человека происходит в условиях постоянного воздействия внешней среды. Из приведенных групп факторов воздействия внешней среды выберите те, которые сильнее всего влияют на здоровье человека:
1)генетические, общественные, медицинские
2)природные, техногенные, социальные
3)материальные, политические, расовые
4)химические, идеологические, умственные
4.Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи-специалисты:
1)хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист,оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости врачи других специальностей
2)терапевт, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости школьный врач
3)невропатолог, психиатр, окулист, стоматолог, а в случае необходимости представители наркологическогои кожно-венерологического диспансера
4)дерматолог, психиатр, окулист, стоматолог, а в случае необходимости врачи психоневрологическогои противотуберкулезного диспансера
5.На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются четким ритмическим колебаниям, которые называются:
1)физиологическими
2)режимом труда
3)процессом отдыха
4)биологическими
1.Каквыпонимаете, что такое духовное здоровье?
1) знаниекультуры и искусства
2) начитанность и образованностьчеловека
3) умение восприниматькрасотуокружающего мира
4)состояниесистемы мышления и мировоззрения
2.Укажитеосновные физические качестваличности человека:
1) способность поднять большой вес, быстрая реакция
2) способность передвинуть тяжёлый груз с места на место, хорошее зрение и обоняние
3)сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость
4) крепкаякостно-мышечнаясистема, ловкость и хорошая работалегких
3.Гипотония — это:
1) избыток движения
2)пониженное артериальное давление
3) физическое перенапряжение организма
4) недостаток движения
4.Укажите основные принципы, составляющие основу закаливающих процедур:
1) систематичность, малое время для процедур
2) разнообразиесредств, индивидуальность, простота 3)постепенность, регулярность и систематичность, многофакторность, учет индивидуальных особенностейорганизма
4) творческий подход, наглядность, постепенность
5.Умение управлять своими эмоциями, проводить профилактику невротических состояний включает в себя:
1)регулярные занятия физическими упражнениями,закаливание
2)обоняние, четкую работу нервной системы
3)строгое соблюдение установленного режима жизнедеятельности
4)аутотренинг, саморегуляцию, самовнушение
3.2. ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ,
ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА
1.Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем?
1)инфекции дыхательных путей
2)кишечные инфекции
3)кровяные инфекции
4)кожные заболевания
2.Возбудитель каких инфекций передается через укусы кровососущих насекомых?
1)инфекции наружных покровов
3)кровяные инфекции,
4)кожные инфекции
3.Что такое инкубационный период? Из приведенных определений выберите правильный ответ:
1)промежуток времени от момента начала заболеваниядо выздоровления
2)время от заражения до первых клинических проявлений
3)время от начала заболевания до момента активногопроявления болезни
4)период времени от внедрения микроорганизмов дополного выздоровления
4.Иммунитет с биологической точки зрения — это:
1)основа хорошего здоровья каждого человека
2)состояние защиты внешнего постоянства организмаот живых тел или веществ, несущих в себе признакигенетически чужеродной информации
3)способ защиты внутреннего постоянства организмаот живых тел или веществ, несущих в себе признакигенетически чужеродной информации
4)способы защиты организма от вредных микроорганизмов
5.В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ:
1)скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление
2)прединкубационный период, острое развитие болезни,пассивный период, выздоровление
3)начальный период, период инфицирования, опасныйпериод, период лечения
4)период заболевания, пассивный период, период лечения, заключительный период
1.К центральным органам иммунной системы человека относятся:
1)лёгкие, сердце, кровь, головной мозг
2)костный мозг и вилочковая железа
3)почки, лёгкие, поджелудочная железа, нервная система
4)нервная система, мочеполовая система
2.К инфекциям дыхательных путей относятся:
1)холера, полиомиелит, дизентерия
2)малярия, чума, сыпной тиф
3)грипп, ангина, дифтерия
4)чесотка, сибирская язва, столбняк
3.Какие из указанных ниже заболеваний передаются контактно-бытовым путем?
1)чума, холера, бешенство
2)грипп, оспа, скарлатина
3)сифилис, гонорея, грибковые заболевания на кожеи ногтях
4)брюшной тиф, корь, краснуха
4.Какие вы можете выделить виды иммунитета?
1)повседневный, устойчивый
2)приобретенный, врожденный
3)иммунитет крови, костного мозга
4) постоянный, наследственный
5.Метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путем введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — это:
1)специфическая профилактика
2)неспецифическая профилактика
3)интоксикация
4)вакцинация
3.3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Вариант №1
1.Здоровый образ жизни — это:
1)мировоззрение человека, которое складываетсяиз знаний о здоровье
2)индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья
3)система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание
4)это установленный человеком режим занятий физической культурой и спортом, а также профилактиказаболеваний
2.Режим жизнедеятельности человека — это:
1)установленный порядок работы, отдыха, питания и сна
2)система деятельности человека в быту и на производстве
3)индивидуальная форма существования человека в условиях среды обитания
4)соблюдение этических правил поведения в обществеи культура безопасности человека в окружающей среде
3.Какие основные функции выполняет питание в жизни человека?
1)снижает психологические и физические нагрузки
2)осуществляет необходимое взаимодействие междудуховным и физическим здоровьем
3)поддерживает биологическую жизнь и обеспечиваетпостоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой
4)позволяетуспешнопреодолевать физические и психологическиенагрузкив процессе повседневной деятельности
4.Основнойпричиной умственного утомленияявляется(-ются):
1)длительная иинтенсивная умственнаядеятельность
2)длительная интенсивнаядеятельность опорно-двигательногоаппарата
3)нарушение деятельности системы кровообращения
4) недостаточное рациональное питание, возможныеконфликты со сверстниками
5.Двигательная активность — это:
1)ежедневная система физической тренировки организма
2)периодические физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат
3)сумма движений, выполняемых человеком в процессесвоей жизнедеятельности
4)способность человеческого организма длительное время выполнять какую-либо работу
1.Причинами переутомления старшеклассниковявляются:
1)строгое соблюдение режима жизнедеятельностишкольника
2)умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сонинеполноценный отдых
3)занятие школьника несколькими увлечениями интеллектуального и эстетического содержания
4)активная нагрузка при занятиях в спортивных секциях, регулярное участие в спортивных состязаниях
2.Гиподинамия — это:
1)недостаток движения
2)избыток движения
3)физическое перенапряжение организма
4)повышенное артериальное давление
3.Основными составляющими тренированности организма человека являются:
1)сила, ловкость, умение выдерживать различные нагрузки, высокая работоспособность
2)сердечно-дыхательная выносливость, мышечная силаи выносливость, скоростные качества, гибкость
3)выносливость опорно-двигательного аппарата, своевременная реакция центральной нервной системына изменение физических нагрузок, гибкость и ловкость
4)ловкость, быстрота, гибкость, нервно-психическаяустойчивость организма
4.Сердечно-дыхательная выносливость — это:
1)способность выдерживать в течение суток предельнодопустимые нагрузки
2)способность выдерживать в течение недели чередование лёгких, средних и тяжёлых нагрузок
3)способность выдерживать в течение длительного времени физическую нагрузку умеренной интенсивности
4)отсутствие заболеваний сердечно-сосудистой системы
5.Какую из составляющих тренированности организма человека можно развивать,с помощьюупражнений на растягивание связок и мышц?
1) гибкость
2)скоростные качества
3)мышечную выносливость
4)сердечно-дыхательную выносливость
3.4. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕНА ЗДОРОВЬЕ.
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
1.Различают три стадии никотиновой зависимости. По описаниям, приведенным ниже, определите её вторую стадию:
1)эпизодическое курение не более 5 сигарет в день,никотиновой абстиненции не наблюдается (то естьпрекращение курения не вызывает никаких расстройств), небольшие изменения вдеятельностинервной системы полностью обратимы
2)постоянное курение от 1 до 1,5 пачки в день; вырабатывается привычка курить натощак, сразу после едыи среди ночи; привыкание к табаку очень сильное;прекращение курения вызывает тяжёлое состояниекурильщика; выражены изменения в нервной системе и во внутренних органах. Общая картина токсического разрушения организма характеризуется какзаболевание
3)постоянное курение от 5 до 15 сигарет в день; появляется небольшая физическая зависимость; при прекращении курения развивается состояние, тяжёлое в физическом и психологическом отношении, его снимаетвыкуривание очередной сигареты
4)постоянное нахождение в роли пассивного курильщика, появляется небольшая психическая зависимость, небольшие изменения в деятельности нервной системы
2.Из перечисленных ниже симптомов выберите те, которые являются признаками острого отравления никотином:
1)горечь во рту, кашель, головокружение, тошнота, слабость, недомогание, бледность лица
2)покраснение глаз, боль в области грудины, отёк лица
3)потеря ориентировки, увеличение лимфатическихузлов
4)ухудшение зрения, восприятия окружающих, плохойаппетит
3.Что происходит с алкоголем, попавшим в организм человека?
1)быстро выводится вместе с мочой
2)никогда не выводится из организма
3)разлагается на вещества, полезные для функционирования кровеносных сосудов
4)растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все ткании органы
4.Отрицательное влияние алкоголя на органы человека характеризуется:
1)нарушением защитной функции печени, мозжечка,развитием туберкулеза
2)развитием сахарного диабета, увеличением мочевогопузыря
3)снижениезащитной функции организма при переохлаждении
4) разложением костной ткани и образование злокачественных опухолей
5.Признаками алкогольного отравления являются:
1) пожелтение кожи, ухудшение слуха,отсутствие реакциизрачковна свет,отсутствиеаппетита, понижение иммунитета
2) головокружение, тошнотаирвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние
3)отсутствие речи, резкое повышение температуры телаи артериального давления
4)замедление реакции, плохой сон, повышенная потливость, воспаление лимфатических узлов
1.Укажите верную последовательность оказания первой медицинской помощи при алкогольном отравлении:
1)уложить пострадавшего на бок и очистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить на головухолодный компресс, дать пострадавшему понюхатьватку с нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь»
2)уложить пострадавшего на спинуиочистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить к ногамтёплую грелку, дать пострадавшему понюхать ваткус нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь»
3)уложить пострадавшего на бок, промыть желудок,положить на голову холодный компресс, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом
4)дать обезболивающее средство, провести массаж тела,дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырнымспиртом, приложить к ногам холодный компресс
2.Три основных признака наркомании и токсикомании — это:
1)вкусовая и биологическая зависимость, изменениесексуального влечения
2) зрительная и химическая зависимость, изменениематериального положения
3)физиологическая, умственная и вкусовая зависимость
4)психическая и физическая зависимость, изменениечувствительности к наркотику
3.Какой вред будет причинен здоровью человека в случаеупотреблениянекачественного алкоголя (с содержанием метанола)?
1)разрушение большего количества клеток головногомозга
2)сильное опьянение и похмелье
3)от ослепления до смерти
4)не будет ничего плохого
4.Какое ядовитое вещество, содержащееся в табачномдыме, оказываетнаиболее сильное отрицательное воздействие на организм человека при курении?
1) табачный дёготь
2)сероводород
3) углекислота
4)никотин
5.Какое(-ие) вещество(-а), содержащееся(-иеся) в табаке,способствует(-ют) образованию раковых опухолей у курильщиков?
1)цианистый водород
2)никотин
3)эфирные масла
4)радиоактивные вещества
ТАБЛИЦЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
Выставляется оценка «отлично» за все правильные ответы на вопросы задания, за четыре правильных ответа – «хорошо» и т.д. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены два и более ответов, в том числеправильный, то ответ не засчитывается.
Номер задания
Вариант
Вопросы
1
2
3
4
5
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
2.1.
2.2.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.