Тест № 5. Познание человеком мира и самого себя.
Вариант № 1
ЧАСТЬ А
А1 Самопознание проявляется в
1) установления зависимости между явлениями природы 2) изучении собственных способностей 3) выявлении закономерностей развития общества 4) изучении коньюнктуры цен на нефтяном рынке
А2 Что характеризует процесс самопознания?
1) приобретение сведений об окружающем мире 2) получение достоверных знаний о других людях 3) формирование представлений о собственных возможностях 4) изучение объективных законов мироздания
А3 Верны ли следующие суждения о познании мира? А. Целью познания является получение достоверной информации, соответствующей действительному положение вещей. Б. Познание осуществляется в различных формах.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4 И чувственное, и рациональное познание
1) формирует представление о предмете 2) предполагает непосредственное воздействие на органы чувств 3) использует логические умозаключения 4) направлено на постижение закономерностей окружающего мира
А5 Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания может быть весь окружающий мир. Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека.
А6 Рациональное познание в отличие от чувственного использует при изучении предмета такую операцию, как
1) отображение формы 2) определение цвета 3) анализ нескольких признаков 4) выявление пространственного расположения
А7 Верны ли следующие суждения о ложном знании? А. Ложное знание может быть следствием предубеждений и пристрастий. Б. Ложное знание может возникнуть в результате недобросовестной обработки материала.
А8 Истинное знание в отличие от ложного
1) добывается в ходе познавательной деятельности 2) соответствует самому предмету познания 3) абстрагируется от второстепенных черт 4) изложено научным языком
А9 Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с двускатными крышами, обложенными дерном» является примером
1) научного знания 2) житейского знания 3) народной мудрости 4) мифологического знания
А10 Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером:
1) представления 2) восприятия 3) понятия 4) умозаключения
А11 Какая из перечисленных истин опирается на научные знания?
1) «Май холодный – год хлебородный». 2) «Свинья чешется – к теплу, визжит – к ненастью». 3) «Ни в марте воды, ни в апреле травы». 4) «Облака располагаются над поверхностью Земли на разной высоте».
А12 Какая из перечисленных наук изучает статусно-ролевую структуру общественных групп?
1) философия 2) политология 3) социология 4) экономика
ЧАСТЬ В
В1 Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.
МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) 1) наблюдение А) теоретический 2) построение модели Б) эмпирический 3) эксперимент 4) структурный анализ
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4
В2 Найдите в приведенном списке черты, характерные для относительной истины, и обведите цифры, под которыми они указаны
1) отражает познавательные возможности общества 2) выступает в качестве неполного знания о предметах 3) не может быть опровергнуто 4) представляет собой исчерпывающее знание о познаваемом объекте 5) опирается на представления людей в конкретных условиях 6) не может быть подтверждена эмпирическим путем.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ: _____________________ .
ЧАСТЬ С
С1 Во время лекции ученый высказал следующее суждение: «Человек должен переделывать себя ради истины, истина не может переделываться в угоду человеку». На какую особенность научного познания указывал философ? Объясните, как вы понимаете его слова. Укажите любые две неупомянутых особенности научного познания. Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе. Тест № 5. Познание человеком мира и самого себя.
Вариант №2 ЧАСТЬ А
А1 Обыденное (житейское) знание основано на
1) осмыслении жизненного опыта 2) отображении мира в художественных образах 3) выдвижении научных гипотез 4) представлениях о прекрасном и безобразном
А2 Знание о том, что на все предметы, находящиеся на Земле, действует закон всемирного тяготения, было получено путем
1) выдвижения гипотезы 2) теоретического анализа 3) постановки экспериментов 4) божественного откровения
А3 Верны ли следующие суждения о ложном знании? А. Ложное знание может быть обусловлено несовершенством исследовательского оборудования. Б. Ложное знание проистекает вследствие сложности и противоречивости самих познаваемых объектов.
А4 Высказывание "Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок" свидетельствует о(об ).... характере истины. Заполните пропуск в предложении.
1) научном 2) абсолютном 3) относительносм 4) неопровержимом
А5 Истина - это знание, которое
1) разделяется большинством людей 2) способно приносить практическую пользу 3) логически не противоречиво 4) соответствует познаваемой реальности
А6 Верны ли следующие суждения о познании мира? А. Целью познания является постижение истины, выявление сущности предметов и явлений объективного мира, а также сущности самого человека. Б. Результатом познания являются значительные виды знания, которыми овладевает человечество.
А7 Социальное познание, в отличие от иных видов познавательной деятельности, характеризуется
1) использованием специальных приемов исследования 2) совпадением субъекта и объекта познания 3) стремлением к установлению истины 4) соответствием познаваемой реальности
А8 Какая из перечисленных истин опирается на научные знания?
1) «Закон, что паутина, шмель пролетит, а мошка застрянет». 2) «Земля покоится на трех китах, плавающих в бескрайнем Море-Океане». 3) «Наконечники копий, стрел, части защитного вооружения свидетельствуют о месте сражения». 4) «На безрыбье и рак – рыба, в поле и жук – мясо».
А9 Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен» является примером :
А10 Какая из перечисленных наук изучает природу власти, способы ее легитимации и ресурсы?
А11 Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания являются явления живой и неживой природы. Б. Человек направляет свою познавательную деятельность на изучение Вселенной, космического пространства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12 Какая из перечисленных наук рассматривает вопрос о том, что такое истина?
1) этика 2) психология 3) социология 4) философия ЧАСТЬ В
В1 Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) 1) выявление общих и особенных качеств явления А) теоретический
2) проведение лабораторного опыта Б) эмпирический 3) выдвижение гипотезы 4) установление характера взаимодействий внутри системного объекта
В2 Найдите в приведенном списке черты, характерные только для социального познания, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) объект и субъект познания совпадают 2) ограниченные возможности для экспериментов 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных об изучаемом объекте 5) направлено на изучение человека и общества 6) объяснение существующих взаимосвязей
С1 Творчество представляет собой специфическое качество деятельности человека. Укажите три формы проявления творчества и проиллюстрируйте каждую из них примерами. Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе.
Раздел №3. Экономическая жизнь современного общества. Тест № 6. Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. Вариант №1 ЧАСТЬ А
А1 Экономика – это область знаний, которая изучает
1) законы становления, развития и функционирования общества в целом 2) общественные отношения и процессы, возникшие по поводу власти 3) способы распределения обществом ограниченных ресурсов 4) правильное и достойное поведение человека в обществе
А2 Что характеризует экономику в значении «хозяйство»?
1) принципы составления государственного бюджета 2) расчет изменения спроса на шампунь для волос 3) оказание населению парикмахерских услуг 4) законы функционирования экономики
А3 Работники трикотажной фабрики «Алиса» получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример?
1) государственную 2) кооперативную 3) частную 4) акционерную
А4 Предприниматель К. подарил детскому дому, в котором воспитывался, два автомобиля «Газель». Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника
1) владеть 2) распоряжаться 3) пользоваться 4) наследовать
А5 В стране N. правительство принимает конкретные решения об объемах и номенклатуре производства, уровне заработной платы всех категорий работников, устанавливает цены и тарифы. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны N.?
1) смешанному 2) командному 3) рыночному 4) традиционному
А6 Потребитель огражден от принуждения продавца, поскольку имеются другие продавцы, у которых он может купить нужный ему товар. Какой тип хозяйственной системы характеризует этот признак?
1) смешанный 2) командный 3) рыночный 4) традиционный
А7 Один из отличительных признаков рыночной экономики –
1) однотипность и устойчивость производимых продуктов на протяжении многих лет 2) уравнительное распределение производимых продуктов 3) преобладание частной собственности на ресурсы 4) централизованное принятие основных экономических решений
А8 Для рыночной экономики характерно
1) равноправие форм собственности 2) государственное принуждение граждан к труду 3) государственное регулирование ценообразования 4) централизованное планирование производства
А9 Верны ли следующие суждения об экономических системах? А. В условиях рыночной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируются обычаями, освещенными временем. Б. В условиях командной (централизованной) экономики преобладает частная собственность на природные факторы производства.
А10 Процесс строительства загородных коттеджей сопровождается увеличением спроса на строительные материалы высокого качества. Это пример функционирования рынка
1) информации 2) товаров 3) капиталов 4) фондового
В1 Найдите в приведенном ниже списке признаки экономики как науки и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) выяснение причин снижения курса национальной валюты 2) определение перспективных направлений для государственных инвестиций 3) вынесение на рынок бытовой техники новой модели холодильника 4) расширение спектра направлений для внутреннего туризма 5) заключение хозяйственных договоров между предприятиями 6) разработка путей снижения инфляции
Ответ: __________________________ .
В2 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. 1. Две крупнейших в стране энергетических компании заявили о своем слиянии. 2. Это вызвало значительный рост курса акций большинства наиболее крупных предприятий. 3. Однако, вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке, рост курса акций будет носить устойчивый характер. 4. По всей видимости, продавцы подорожавших акций стремятся зафиксировать свою прибыль.
Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 2 3 4 5
С1 Назовите три ориентира, которые дает рыночная цена товара деятельности производителя.
Ответ запишите на отдельном листе или на обратной стороне бланка. Тест № 6. Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы.
А1 Экономику как синоним хозяйства отличает
1) производство и обмен материальных и нематериальных благ и услуг 2) объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты 3) исследование причин экономического спада 4) разработка перспективных моделей развития производства
А2 Что характеризует экономику в значении «наука»?
1) изучение моделей функционирования рынка связи 2) продажа населению туристических путевок 3) развитие сетей мобильной связи 4) конфискация большой партии контрафактных мобильных телефонов
А3 Работники кафе «Кофейня у дуба» являются собственниками своего предприятия. Вопросы распределения прибыли и выделения средств на развитие своего кафе они решают сообща. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример?
А4 Фабрикант П. приобрел виллу на берегу Черного моря. Она стала четвертой среди его приморских резиденций. Правда, проводить свой отпуск П. привык на заграничных курортах. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника
А5 В стране С. законами гарантируется равенство предприятий различных форм собственности. Во главу угла успеха предприятия ставят интересы потребителя. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны С.?
1) плановому 2) командному 3) рыночному 4) традиционному
А6 Признак, в равной степени присущий как рыночной, так и плановой экономике, –
1) наличие свободной конкуренции товаропроизводителей 2) многообразие и равноправие форм собственности 3) директивное установление цен на большинство товаров 4) наличие системы разрешения трудовых споров
А7 В стране существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?
1) промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях 2) производители продукции свободно конкурируют между собой 3) между предприятиями существуют договорные отношения 4) отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством
А8 Какой признак отличает рыночную экономическую систему от плановой ?
1) стремление к снижению издержек производства 2) экономическая свобода производителя и потребителя 3) возможность существования предприятий разных форм собственности 4) директивное установление цен на большинство товаров
А9 Верны ли следующие суждения об экономических системах? А. В условиях традиционной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируются обычаями, освещенными временем. Б. В условиях командной (централизованной) экономики преобладает монополия государства на наем и эксплуатацию рабочей силы.
А10 В стране, традиционно лидирующей в качестве центра туризма, произошло землетрясение. Цены на турпутевки упали в среднем на 20%. На каком из рынков произошли колебания цен?
1) кредитов 2) услуг 3) капиталов 4) фондового
В1 Найдите в приведенном ниже списке черты рыночной системы хозяйствования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) централизованное ценообразование 2) свобода товаропроизводителя 3) частная собственность на средства производства 4) конкуренция товаропроизводителей 5) директивное планирование производства 6) диктат производителя над потребителем
Ответ:_________________________ .
В2 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1. Влиятельное международное агентство повысило инвестиционный рейтинг России. 2. Можно предположить, что теперь иностранные фирмы с большим доверием будут вкладывать свои капиталы в отечественную экономику. 3. Прежде всего ожидаются инвестиции в нефтегазовую отрасль. 4. Однако, маловероятно размещение долговременных средств в иные отрасли хозяйства.
Определите, какие положения текста носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
С1 Назовите три пути повышения эффективности работы фирмы в условиях рыночной экономики.
Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе. Тест № 7. Государство в современном рыночном хозяйстве.
А1 Одну из статей расходов государственного бюджета составляет(– ют)
1) проценты по государственным облигациям 2) прибыль государственных предприятий 3) обслуживание долгов государства (внешних и внутренних) 4) акцизы
А2 Дефицит государственного бюджета – это
1) снижение внешнего долга государства 2) возрастание числа налоговых поступлений 3) отсутствие необходимого количества денежных средств в обороте 4) превышение государствнных расходов над доходами
А3 Какова цель налоговой политики государства в условиях рынка?
1) уменьшение спроса на товары 2) перераспределение доходов 3) развитие государственного сектора экономики 4) расширение ассортимента производимых товаров
А4 Основной инструмент денежно-кредитной политики государства в условиях рынка – регулирование
1) государственных доходов 2) размера минимальной оплаты труда 3) ставки подоходного налога 4) учетной ставки банковского процента
А5 Роль потребителя в стране с рыночной экономикой предполагает непосредственное участие индивида
1) в определении видов платежей за коммунальные услуги 2) в распределении прибыли 3) в формировании цены товара 4) в выборе технологии производства
А6 Производителю в условиях рыночной экономики выгодно
1) постоянное повышение цен на продукцию 2) производство товаров для собственного потребления 3) снижение затрат на единицу производимой продукции 4) постоянное увеличение объемов производства
А7 К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести
1) повышение минимальной зарплаты 2) реализацию программы профессиональной переподготовки 3) увеличение пособий по безработице 4) уменьшение размера обязательных налогов
А8 В стране существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?
1) промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях 2) между предприятиями существуют договорные отношения 3) цены складываются в результате колебаний спроса и предложения 4) трудовые отношения регулируются законодательством
А9 Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий. Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.
А10 Антимонопольное законодательство является инструментом
1) налоговой политики 2) кредитной политики 3) правового регулирования 4) государственного предпринимательства
А11 К косвенным методам государственного регулирования в рыночной экономике относится
1) предоставление субсидий 2) формирование государственного оборонного заказа 3) кредитно-денежная политика 4) государственное предпринимательство
А12 Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике? А. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное ценообразование. Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков.
ЧАСТЬ В.
В1 Установите соответствие между экономическими понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ 1) Понижение государством курса своей валюты по отношению к валютам других государств. А. Б. Инфляция Девальвация 2) Отказ государства от исполнения долговых обязательств. В. Г. Дефолт Профицит бюджета 3) Обесценение денег вследствие их избыточного выпуска над потребностями обращения. 4) Превышение государственных доходов над расходами.
Запишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В2 Найдите в приведенном ниже списке прямые налоги и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) подоходный 2) на добавленную стоимость 3) на имущество 4) акцизный сбор 5) на наследство 6) таможенная пошлина
Ответ:__________________________ .
С1 По подсчетам американского экономиста лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева, к началу третьего тысячелетия в США произойдет сокращение 20 млн. рабочих мест. В какой сфере и в связи с чем произойдет это масштабное сокращение? Угрожает ли оно стабильности общества (ответ поясните)? Предложите способ решения проблемы занятости. Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе. Тест № 7. Государство в современном рыночном хозяйстве.
Вариант №2
А1 Одну из статей расходов государственного бюджета составляет
1) погашение долгов перед бюджетом иностранными заемщиками 2) финансирование оборонного заказа 3) прибыль государственных предприятий 4) акцизные пошлины на табачные изделия
А2 Профицит государственного бюджета – это
1) досрочное погашение долга перед кредиторами 2) превышение доходов над расходами 3) пересмотр расходных статей бюджета в сторону сокращения 4) получение льготных кредитов у Мирового банка
А3 К прямым государственным налогам относится налог на
1) ввоз иностранных товаров 2) наследство 3) экспорт энергоносителей 4) строительство дорог
А4 Государство в условиях современного смешанного хозяйства
1) устраняется от установления минимального размера заработной платы 2) осуществляет финансирование общественных благ 3) определяет количество произведенных товаров и услуг 4) директивно устанвливает цены на энергоносители
А5 Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике? А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса. Б. Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель, потребитель не влияет на ценообразование.
А6 В каком виде получают доход акционеры предприятия, являющегося акционерным обществом?
1) заработной платы 2) дивиденда 3) предпринимательского дохода 4) банковского процента
А7 Участник рынка влияет на формирование цены товара. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идет о производителе?
1) от него зависит учетная ставка банковского процента 2) он формирует предложение на товары и услуги 3) он входит в систему социального партнерства 4) от него зависит размер спроса на товары и услуги
А8 Отказ государства от выполнения своих обязательств перед внешними и внутренними кредиторами – это
1) девальвация 2) инфляция 3) дефицит бюджета 4) дефолт
А9 Верны ли следующие суждения о государственном долге?
А. В структуру государственного долга входят долги государства внешним кредиторам. Б. В структуру государственного долга входит задолженность государства перед своими фирмами и гражданами.
А10 Одной из причин, вызывающих инфляцию, является
1) рост дефицита государственного бюджета 2) исполнение государственного бюджета с профицитом 3) расширение рынка труда, появление новых рабочих мест 4) увеличение выпуска потребительских товаров
А11 Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к
1) уравновешиванию спроса и предложения 2) снижению объемов производства 3) увеличению расходов на природоохранную деятельность 4) снижению налогов
А12 Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях рыночной экономики поддерживает социально значимые, но не выгодные для частного предпринимательства, производства. Б. Государство в условиях рыночной экономики защищает экономические интересы производителя и потребителя.
В1 Установите соответствие между видами налогов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВ 1) Акцизный сбор А. Прямые налоги 2) Единый социальный налог Б. Косвенные налоги 3) Налог на имущество 4) Налог с продаж
В2 Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие роль государства в рыночной экономике, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) осуществляет лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности 2) осуществляет директивное планирование хозяйственной деятельности 3) устанавливает жесткие цены на товары и услуги 4) осуществляет безвозвратное субсидирование ряда предприятий и отраслей 5) устанавливает налогообложение предприятий и физических лиц 6) определяет ставку банковских резервов
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). Ответ:___________________________ .
С1 Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 9% годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Назовите любые две иных функции и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе. Раздел №4. Социальные отношения и взаимодействия в современном мире.
Тест № 8. Многообразие социальных групп. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Вариант №1 ЧАСТЬ А
А1 Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества -
1) политические убеждения 2) размер получаемого дохода 3) религиозные взгляды 4) личный авторитет
А2 По какому из указанных признаков образована социальная общность «рабочие»?
1) территориальному 2) этносоциальному 3) стратификационному 4) конфессиональному
А3 Директор предприятия принимает решение о приеме на работу и увольнении сотрудников – это пример проявления его
1) социальной роли 2) социальной стратификации 3) социального статуса 4) социального контроля
А4 Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?
А. Все социальные статусы имеют формальную определенность, закреплены и защищены законом. Б. Все социальные статусы приобретаются от рождения.
А5 Менее обеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Этот пример – иллюстрация
1) социальной нормы 2) социальной стратификации 3) социального неравенства 4) социальной мобильности
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Общество навязывает людям определенные социальные роли. Б. Принятие социальной роли, ее исполнение всегда носит личностную окраску.
А6 А7 В стране Л. 20% богатейших семей владеют 75 % общего количества акций промышленных прекдприятий. В то же время более 30% семей находится за чертой бедности. Этот пример – иллюстрация
1) социальной мобильности 2) социальной стабильности 3) социального контроля 4) социального неравенства
А8 Дед гражданки К. был крестьянином, мать – ветеринаром, К., получив среднее образование, переехала в город и после окончания института работает учительницей в городском лицее. Этот пример - иллюстрация
1) социального неравенства 2) социальной коммуникации 3) социальной стратификации 4) социальной мобильности
А9 Какое социальное явление иллюстрирует следующий исторический факт: в эпоху Средневековья бывший раб Геббон стал архиепископом Реймса? 1) социальную мобильность 2) социальное неравенство 3) социальную коммуникацию 4) социальный конфликт
А10
Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль
1) избирателя 2) военнослужащего по контракту 3) футбольного болельщика 4) отца семейства
В1 Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку. Православные, мусульмане, буддисты, протестанты, либералы, католики.
Ответ: ______________________________________________.
1.Данные Всероссийской переписи населения 2002 года свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн. превышает численность мужчин. 2. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. 3. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-х летнего возраста. 4. Нетрудно предположить, что такое соотношение оказывает неблагоприятное воздействие на институт брака и семьи. Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
С1 Приведите три примера, иллюстрирующие различные пути перемещения людей из одной группы в другую. Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе. Тест № 8. Многообразие социальных групп. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.
А1 Членство в общине евангелистов определяет принадлежность человека к общности-
1) поселенческой 2) конфессиональной 3) этнической 4) демографической
А2 По какому из указанных признаков образована социальная общность «жители мегаполиса»?
1) территориальному 2) профессиональному 3) стратификационному 4) демографическому
А3 Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. В одно и тоже время человек может исполнять несколько социальных ролей. Б. Находясь в семье, человек обладает целым набором социальных ролей.
А4 Социальная роль, которую способен исполнять подросток наряду со взрослым –
1) заемщик банка 2) покупатель в магазине 3) пайщик кооператива 4) владелец такси
А5 Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека? А. К достигаемым статусам человека относится изменение семейного положения. Б. Сословная или кастовая принадлежность лица – достигаемый статус.
А6 В современном обществе наиболее качественное образование становится платным и недоступно многим гражданам. Этот пример – иллюстрация
А7 Среди статусов человека достигаемым является статус
1) мужчины 2) сына 3) мужа 4) лезгина
А8 Ожидаемое поведение личности, связанное с ее положением в обществе и типичное для данной общественной группы – это
1) социальный престиж 2) социальная роль 3) социальная адаптация 4) социальный статус
А9 Какое социальное явление иллюстрирует следующий исторический факт: мордовский крестьянин Никита Минов стал всевластным патриархом Всея Руси Никоном, инициатором реформы церкви?
1) социальную мобильность 2) социальное неравенство 3) социальную коммуникацию 4) социальный конфликт
А10 Для характеристики положения средних слоев (основного элемента социальной структуры современного общества) не является значимым
1) уровень дохода 2) род занятий 3) полученное образование 4) принадлежность к конфессии
В1 Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по этносоциальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку. Даргинцы, буддисты, ингуши, аварцы, осетины.
Ответ: _______________________________________________.
1. Каждый человек в своей жизни исполняет множество социальных ролей. 2. Сущность социальной роли составляет ожидаемое окружающими поведение человека в определенных условиях. 3. Даже в семье человек одновременно выступает в ряде ролей: мужа, отца, сына. 4. Можно предположить, что зачастую социальная роль вытесняет или, по меньшей мере, затеняет собственное «Я» у многих людей . Определите, какие положения текста носят
С1 Приведите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе.
Тест № 9. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Вариант № 1 ЧАСТЬ А
А1 Человек должен быть вежливым и уважительным в общении с другими людьми. Это требование
1) этических норм 2) эстетических норм 3) правовых норм 4) ритуалов
А2 Эстетические нормы
1) закрепляются в государственном законодательстве 2) обеспечиваются силой государственного принуждения 3) основаны на вере в сверхъестественные силы 4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном
А3 Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Выполнение социальных норм обеспечивается внутренним убеждением, нравственными принципами человека. Б. Выполнение социальных норм обеспечивается силой общественного мнения.
А4 Выход на сцену известного певца сопровождался бурными аплодисментами. Это пример применения санкций
1) формальных негативных 2) неформальных негативных 3) формальных позитивных 4) неформальных позитивных
А5 Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. Один из способов организации социального контроля - внушение. Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.
А6 Какая функция семьи проявляется в случае, если семья способствует удовлетворению потребности своих членов в общественном продвижении?
1) хозяйственно-бытовая 2) социально-статусная 3) первичного социального контроля 4) воспитательная
А7 Семья Н. состоит из четырех человек. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального типа?
1) В состав семьи входят мать, отец и два сына. 2) Глава семьи работает директором продовольственного магазина. 3) В семье четко разделены обязанности: муж — кормилец, жена — хозяйка. 4) Семья проживает в собственном загородном доме.
А8 В каждой семье существует моральная регламентация отношений между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения. О какой функции семьи идет речь?
1) эмоциональной поддержки 2) духовного общения 3) социализации порастающего поколения 4) первичного социального контроля
А9 Во время проведения Всероссийской переписи 2003 г. был зафиксирован курьезный случай: в графу «национальность» мужчина записался инком, говорящим на языке могикан. Таким образом он определил свою принадлежность к общности
1) профессиональной 2) политической 3) этносоциальной 4) демографической
А10 Какой пример отражает один из принципов государственной национальной политики РФ?
1) предоставление льгот при поступлении в вузы представителям коренного населения 2) освобождение представителей малочисленных народов от воинской службы 3) полнота прав и свобод человека определяется его национальной принадлежностью 4) указание национальной принадлежности по собственному усмотрению
В1 Установите соответствие между характеристиками семьи и различными аспектами ее рассмотрения: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. ХАРАКТЕРИСТИКИ АСПЕКТ РАССМОТРЕНИЯ СЕМЬИ 1) образцы семейного поведения А) семья как социальный институт 2) ролевые отношения в семье Б) семья как социальная группа 3) общность быта 4) причины и мотивы разводов
В2 Найдите в приведенном ниже списке признаки предписанного социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) образование 2) пол 3) происхождение 4) возраст 5) национальность 6) уровень дохода
Ответ:____________________________ .
С1 Древнеегипетский чиновник Ахтой поучал своего сына: «...Обрати же твое сердце к книгам... Смотри, нет ничего выше книг!.. Если писец имеет должность в столице, то он не будет там нищим... О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги, если бы я мог показать перед тобой их красоты! Это лучше всех других должностей. Когда писец еще ребенок, уже его приветствуют... Я расскажу тебе еще о рыбаке: ему до¬стается хуже, чем во всякой другой долж¬ности. Смотри, разве он не работает на реке вперемежку с крокодилами?.. Смотри, нет должности, где не было бы начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник...»
Сделйте с опорой на текст три вывода об особенностях социальных отношений древнеегипетского общества.
Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе. Тест № 9. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Этнические общности. Межнациональные отношения.
Вариант № 2 ЧАСТЬ А
А1 Правило «Не приходи в чужой монастырь со своим уставом» относится к нормам
1) этическим 2) эстетическим 3) правовым 4) техническим
А2 Правовые нормы, в отличие от иных видов социальных норм, -
1) регулируют поведение людей в обществе 2) обеспечиваются силой государственного принуждения 3) основаны на вере в сверхъестественные силы 4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном
А3 Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы вырабатываются обществом для поддержания его целостности и стабильного развития. Б. Социальные нормы не только фиксируются в письменной форме, но и сохраняются в виде неписанных традиций, обычаев, поведенческих ритуалов.
А4 Один из учеников класса рассказал директору школы о том, что класс решил сорвать урок по физкультуре. Узнав об этом, класс решил объявить ему бойкот. Это пример применения со стороны класса санкций
А5 Отклоняющееся поведение – это поведение
1) не соответствующее принятым в обществе нормам 2) всегда нарушающее нормам права 3) не имеющее осознанных мотивов 4) обязательно ведущее к негативным последствиям
А6 Проявлением отклоняющегося поведения является
1) участие в выборах 2) занятия спортом 3) употребление наркотиков 4) учеба в высшем учебном заведении
А7 Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. Один из способов организации социального контроля – принуждение. Б. Социальный контроль бывает как внешний, со стороны общества, так и внутренний, со стороны самой личности.
А8 Группа отличается постоянством состава и небольшим числом участников, осуществляющих регулярное взаимодействие друг с другом. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что эта малая группа – семья?
1) общность политических убеждений 2) совместное владение пакетом акций предприятия 3) совместное ведение домашнего хозяйства 4) совместная трудовая деятельность
А9 Общность языка, культуры, быта, традиции, обычаев, самоидентификации – характерные признаки
1) партии 2) этноса 3) класса 4) сословия
А10 Какое утверждение раскрывает одно из проявлений государственной национальной политики РФ?
1) в органах государственной власти республик государственный язык употребляется наряду с государственным языком РФ. 2) вопрос о сохранении родного языка решается только на уровне государственных органов данного национального образования. 3) РФ гарантирует права только тех коренных народов, численность которых превышает 100 тыс.чел. 4) вопрос о защите прав национальных меньшинств находится в ведении органов местного самоуправления данного национального образования.
В1 Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 1) Формальная определенность А. Мораль 2) Обеспеченность силой государственного принуждения Б. Право 3) Основаны на понимании добра и зла 4) Обеспечиваются силой общественного мнения 5) Закреплены в нормативных документах 6) Санкционируются государством
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). 1 2 3 4 5 6
В2 Найдите в приведенном ниже списке отличия семьи как малой группыи обведите цифры под которыми они указаны?
1) общность бытовых условий 2) совместная производственная деятельность 3) наличие родственных связей 4) общность политических убеждений 5) совместное ведение домашнего хозяйства 6) единый счет в банке
С1 В конце XIX века в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Они чувствовали себя в городе неуютно, перестав быть крестьянами, они, по сути, так и не стали горожанами, пролетариями. К какому типу групп можно отнести этих людей? Назовите два признака, которыми обладает данная социальная группа.
Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе. Раздел №5. Политические отношения в современном обществе. Тест № 10. Политика и власть. Государство в политической системе. Вариант №1 ЧАСТЬ А
А1 В отличие от других видов власти политическая власть предполагает, что
1) отношения участников строятся по принципу «господство – подчинение» 2) управляющий абсолютно ограничивает свободу управляемого 3) она основана на установленных нормах и правилах поведения 4) она имеет обязательный характер для всех членов общества
А2 Что из перечисленного можно отнести к непосредственным проявлениям политической жизни общества?
1) открытие очередной линии метрополитена 2) усиление миграционных процессов 3) принятие новой Конституции 4) восстановление разрушенного храма
А3 Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика – это участие в делах государства. Б. Политика – это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.
А4 Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Одна из задач политической власти - поддержание социальной стабильности. Б. Все ветви государственной власти осуществляют политическая власть.
А5 Что из перечисленного ниже входит в организационный (институциональный) компонент политической системы?
1) политическая традиция 2) общественно-политическое движение 3) программы политических партий 4) политическая информация
А6 Верны ли следующие суждения о институтах политической системы?
А. Государство призвано обеспечивать стабильность общества. Б. Политические партии обладают правом применять силу по отношению к нарушителям закона.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А7 К числу признаков любого государства, независимо от его исторических типов и форм, относят
1) уважение законов 2) наличие парламента 3) федеративное устройства 4) наличие публичной власти
А8 Мэрия города К. ежегодно выделяет из муниципального жилищного фонда около 10 тыс. квартир для уволившихся из армии офицеров и их семей. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?
1) правовую 2) культурно-воспитательную 3) политическую 4) социальную
А9 Что относится к функциям любого государства?
1) представительство интересов определенных социальных групп 2) защита интересов страны на международной арене 3) регулирование деятельности религиозных объединений 4) выдвижение кандидатов на выборах Президента
А10 Верховная власть в государстве N. передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, государство N. является конституционной монархией?
1) Монарх назначает главу кабинета министров. 2) Полномочия монарха ограничены законом 3) Послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху 4) Монарх является верховным главнокомандующим
А11 По форме государственного устройства К. – это унитарное государство. Это значит, что
1) К. объединяет несколько суверенных государств 2) в территориальных единицах К. могут существовать собственные правительства 3) в территориальных единицах К. есть собственные конституции 4) любые формы суверенности для входящих в К. территории исключены
А12 В государстве Л. глава государства получает власть по наследству, законы принимаются парламентом и исполняются правительством страны. Какова форма правления Л.?
1) унитарное государство 2) парламентарная монархия 3) парламентская республика 4) федерация
В1 Установите соответствие между типами государства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ТИПЫ 1) осуществление власти народом непосредственно и через своих представителей А) Б) социальное правовое 2) отделение церкви от государства В) светское 3) разделение и независимость властей Г) демократическое 4) обеспечение достойных условий жизни и работы граждан
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В2 Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «форма территориально-государственного устройства». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию. Монархия, унитаризм, федерация, конфедерация, автономия.
С1 Назовите любые три внутренних функции государства и приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них.