menu
person

Тема №9588

Ответы к задачам по обществознанию олимпиада 8 класс 2016-2017

1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
8 класс
Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую
работу, которую лучше организовать следующим образом:
‒ внимательно прочитайте задание;
‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную
задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть
кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите
чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами
жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 115.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам
жюри.
Желаем успеха! 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
2
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
1. Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.
1.1. Благо, предоставляемое не в виде материального объекта внешнего мира,
а в форме деятельности ‒ это
1) услуга
2) вещь
3) товар
4) предмет
1.2. Руководство предприятия Z приняло решение, направленное на
повышение зарплат рабочих, у которых более двух детей. К каким сферам
жизни общества относится данное событие?
1) политическая и экономическая
2) экономическая и социальная
3) политическая и социальная
4) политическая и духовная
1.3. К отличающим чертам социальных наук от естественных относится
1) множество различных подходов в оценке явления или факта
2) получение достоверного знания
3) использование определённого понятийного аппарата
4) опора на определённый метод
Ответ:
1.1. 1.2. 1.3.
1 2 1
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 3 балла.
2. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
2.1. Выберите из приведённого списка ситуации, регулируемые нормами
гражданского права.
1) Пешеход перебежал дорогу в неположенном месте.
2) Ивановы сдали квартиру в аренду.
3) Петров выдал доверенность Сидорову на продажу своего автомобиля.
4) Наталья регулярно опаздывает на работу.
5) Родители предоставили Артёму планшет для учёбы.
6) Наталья не оплатила проезд в электричке. 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
3
2.2. Какие из перечисленных властных решений должны были быть приняты
Государственной думой?
1) осуществление помилования
2) принятие законов
3) руководство внешней политикой РФ
4) назначение на должность председателя Центрального банка РФ
5) решение вопроса о доверии Правительству РФ
6) денежная эмиссия
2.3. Назовите виды неформального социального контроля права.
1) Создатель финансовой пирамиды был осуждён за мошенничество.
2) Доцент Петров был утверждён в звании профессора.
3) Учёный был удостоен Нобелевской премии.
4) Учительница похвалила Варю за рисунок.
5) Врачу вручили похвальную грамоту.
6) Коллеги отказались общаться с Ниной из-за того, что она распространяла
сплетни в коллективе.
2.4. Выделите источники права.
1) религиозная догма
2) судебный прецедент
3) мораль
4) закон
5) ритуал
6) нормы этикета
Ответ:
2.1. 2.2. 2.3. 2.4.
235 245 46 124
По 2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой
(не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми
верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 8 баллов.
3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный
ответ.
3.1. Собрание, демонстрация, шествие, одиночное пикетирование, митинг.
Ответ: виды публичных мероприятий.
3.2. Эпос, былины, предания, сказки.
Ответ: формы народной культуры (устное народное творчество).
По 2 балла за каждый верный ответ.
Максимум за задание 4 балла. 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
4
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы).
Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
4.1. Законодательная, унитарная, судебная, исполнительная.
Ответ: унитарная – форма государственного устройства, остальные – ветви
власти.
4.2. Социология, философия, математика, культурология.
Ответ: математика – точная наука, остальные – социально-гуманитарные науки.
По 2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за
указание лишнего).
Максимум за задание 4 балла.
5. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если
не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
5.1. «3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не
оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой ‒ суббота
Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай».
В данном фрагменте отражены только нормы морали.
5.2. Плановая экономика бывает более эффективна по сравнению с рыночной.
5.3. На сегодняшний день все страны мира вступили на путь формирования
демократических институтов.
5.4. «В Шотландии прошёл исторический референдум об отношении к отде-
лению от Великобритании и получении полной независимости, от исхода
которого во многом зависела судьба и самой страны, и Великобритании, а
в какой-то степени и всего Евросоюза».
Данный пример характеризует социальную сферу жизни общества.
5.5. «Если вы ещё не твёрдо
В жизни выбрали дорогу,
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах ‒
Люди скажут вам: "Спасибо".
Вы поможете народу
Электричество беречь».
Описанная модель поведения является примером девиации.
Ответ:
5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5.
нет да нет нет да
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
5
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 5 баллов.
6. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой
версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации.
Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните
схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие),
а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки
буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами
элементам.
А Б
В Г
 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
6
Д Е
Ответ:
2 балла за обощающее понятие. По 1 баллу за каждый верный элемент
ответа второго уровня.
Максимум за задание 11 баллов.
7. Прочитайте фрагмент работы Э. Берка «Размышления о революции во
Франции». Какие признаки консервативной идеологии отражены во фрагменте?
Укажите три признака.
«Самой мысли о создании нового правительства достаточно для того, чтобы
вызвать у нас ужас и отвращение. В период Революции мы хотели и осуществили
наше желание сохранить всё, чем мы обладаем как наследством наших предков.
Опираясь на это наследство, мы приняли все меры предосторожности, чтобы не
привить растению какой-нибудь черенок, чуждый его природе. Все сделанные до
сих пор преобразования производились на основе предыдущего опыта; и я
Типы экономических систем
АЕ
Плановая
БД
Рыночная
ВГ
Традиционная
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
7
надеюсь, даже уверен, что всё, что будет сделано после нас, также будет строиться
на предшествующих авторитетах и образцах… Человек ‒ наиболее немудрое
и одновременно наиболее мудрое существо. Индивид глуп. Масса, в момент,
когда действует необдуманно, глупа; но род мудр и, когда этому даётся время, как
род он почти всегда действует правильно».
Ответ:
7.1. Признание исключительной роли традиций и обычаев в развитии
государства.
7.2. Допущение преобразований в обществе исключительно эволюционным
путём посредством поступательных реформ.
7.3. Отрицание ценности индивида по сравнению с традиционными общностями
(родом).
Ответы могут быть даны в иных формулировках.
По 3 балла за каждый ответ.
Максимум за задание 9 баллов.
8. Решите задачу.
Гражданин N в магазине приобрёл книгу, однако, когда пришёл домой,
обнаружил, что она бракована: в ней не пропечатался ряд страниц. Когда же он
пришёл в магазин, чтобы осуществить возврат, продавец-консультант показал
ему правила магазина, в которых было написано, что данный товар обмену
и возврату не подлежит. В связи с этим гражданин N принял решение
обратиться в суд с иском о нарушении прав потребителя.
Правомерны ли действия продавца и покупателя? Обоснуйте Ваш ответ. Какой
нормативный акт должен применяться в данном случае?
Ответ: действия покупателя правомерны, и он имеет право произвести обмен
или возврат товара ненадлежащего качества.
Действия продавца неправомерны, он не может в данной ситуации ссылаться на
правила магазина.
Данная ситуация регулируется Законом о защите прав потребителей.
По 3 балла за указание на правомерность или неправомерность действий
покупателя и продавца с обоснованием.
2 балла за указание нормативного акта.
Максимум за задание 8 баллов.
 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
8
9. Соотнесите признаки отраслей права с соответствующими им отраслями.
ПРИЗНАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
А) автономия воли сторон
Б) свобода договора
В) регулирование отношений в сфере управ-
ленческой деятельности
Г) равноправие субъектов правовых отношений
Д) защита наиболее важных общественных
интересов
1) гражданское право
2) уголовное право
3) административное право
Ответ:
А Б В Г Д
1 1 3 1 2
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Максимум за задание 5 баллов.
10. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,
прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов
есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Под _____ (А) понимается процесс повышения роли городов в обществе,
который охватывает изменения в размещении _____ (Б) сил населения, в его
социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни,
культуре. Этот процесс особенно характерен для эпохи _____ (В) ‒ процесса
перехода от _____ (Г) общества к индустриальному. Формирование городов
было вызвано: возрастанием _____ (Д) сельскохозяйственного населения
и _____ (Е) сельхозземель; выделением в связи с этим ремесла в самостоя-
тельную _____ (Ж), то есть появлением слоя людей, профессионально
занимавшихся ремеслом; развитием _____ (З), в первую очередь – внешней. По
мнению многих историков, именно купцы первоначально составляли основное
городское _____ (И), выделявшиеся в Средние века по цеховому принципу
с _____ (К) закреплением своих прав и обязанностей.
 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
9
Список терминов:
1. законодательный
2. сословие
3. сфера
4. слой
5. традиционный
6. физический
7. модернизация
8. труд
9. торговля
10. экономика
11. урбанизация
12. отрасль
13. организация
14. прогресс
15. деятельность
16. глобализация
17. производительный
18. дефицит
19. потребность
20. плотность
Ответ:
А Б В Г Д Е Ж З И К
11 17 7 5 20 18 12 9 2 1
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 10 баллов.
11. Объедините следующие ситуации и понятия в классификационную схему.
Ситуации и понятия: внутрипоколенная, повышение в должности, социальная
мобильность, вступление Карла Бернадота на шведский престол и начало новой
королевской династии в 1818 г., переезд из одного района города на постоянное
место жительства в соседний район, получение младшим лейтенантом звания
старшего лейтенанта, смена гражданства, переход из одного класса в другой
внутри одной школы, горизонтальная, миграция, вертикальная, переезд из
Москвы за город на летние каникулы, повышение зам. министра до должности
министра, переход из одной религии в другую, межпоколенная, приобретение
рабочим потомственного дворянства, вступление в политическую партию.
 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
10
Ответ:
Виды социальной мобильности
верти-
кальная
горизонтальная
внутрипоко-
ленная
межпоколен-
ная
миграция
повышение
в должности
разжалование
переход из одного класса
в другой внутри одной школы
вступление
в политическую
партию
смена гражданства
переход из одной религии
в другую
получение младшим
лейтенантом звания старшего
лейтенанта
повышение зам. министра до
должности министра
вступление Карла Бернадота на
шведский престол
в 1818
г.
приобретение рабочим
потомственного дворянства
переезд из Москвы загород на
летние каникулы
переезд из одного района города
на постоянное место жительства
в соседний район
По 1 баллу за каждый верный элемент.
Максимум за задание 18 баллов.
12. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы:
«Права человека – одна из вечных проблем человечества, которая
неизменно находится в центре внимания философской, политической,
правовой, религиозной мысли. Тот перечень прав человека, который ныне
зафиксирован в международно-правовых документах, – результат длительного
исторического формирования эталонов и стандартов, ставших критерием
демократичности современного общества…
Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну
из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить
их реализацию.
Институт прав человека представляет собой совокупность принципов,
присущих как международному, так и внутригосударственному праву
и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности
общества. Отсюда особое юридическое качество данного института: ни
международный договор, ни национальное законодательство не могут
ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав
человека. Например, в Конституции Российской Федерации зафиксировано:
«Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от
рождения»; «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права
и свободы человека и гражданина»… Международные стандарты прав и свобод
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
11
человека, сформированные исходя из всемирного опыта и воплощающие
тенденции современного прогресса, определяют нормативный минимум для
государственной регламентации данного института с допустимыми
отступлениями от этого стандарта в направлении его превышения или
конкретизации.
Выделяют следующие пять принципов института прав человека:
всеобщности; неотчуждаемости прав человека; непосредственного действия;
равноправия; государственной защиты прав и свобод».
по Морозовой Л.А.
1. Критерием какого направления общественного развития выступают
права человека?
2. Почему права человека, с точки зрения автора, выступают критерием
данного направления развития общества?
3. Автор утверждает, что международные стандарты прав и свобод
человека определяют их нормативный минимум. Используя текст и общество-
ведческие знания, поясните юридический смысл данного утверждения для
национального законодательства.
4. Л.А. Морозовой в тексте названы принципы института прав человека.
Раскройте содержание любых трёх принципов института прав человека,
названных автором.
Ответ:
1. Прогресс. 1 балла.
2. Права человека отражают исторически достигнутый уровень
демократизма и гуманности общества. 2 балла.
3. Национальное законодательство не может гарантировать меньший объём
прав человека, чем предусмотрено международными нормативными актами, но
может предоставлять дополнительные права. 3 балла.
4. Могут быть даны следующие комментарии принципов:
Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав
человека; они принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе
иностранцам, лицам без гражданства, беженцам и т. д.
Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта (может быть раскрыт один из
двух аспектов): с одной стороны, государство не может изъять или ограничить
без законных оснований права и свободы человека, признаваемые мировым
сообществом, а с другой стороны – сам человек не может отказаться от
использования этих прав.
Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны
реализовываться независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы
правосудия и иные органы защиты прав и свобод человека вправе ссылаться
непосредственно на конкретную конституционную норму или вступивший
в силу международный договор. 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
12
Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом
и судом; не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы,
национальности, происхождения, языка и т. д.
Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности
государства создавать систему защиты прав и свобод человека, устанавливать
специальные юридические процедуры этой защиты. Именно государственная
защита придаёт институту прав человека особую надёжность.
3 балла за каждый верный ответ. Всего 9 баллов.
Максимум за задание 15 баллов.
13. Решите обществоведческий кроссворд.
По горизонтали:
1. Установленный торжественный обряд совершения чего-либо.
4. Одна из ранних форм религии – вера в существование души и духов, вера
в одушевлённость всей природы.
5. Наука о наиболее общих закономерностях существования природы
и человека.
7. Социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным»
или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте.
9. Богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии
Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов,
принимаемых как божественное откровение.
11. Один из основных компонентов структуры деятельности.
13. Понятие, посредством которого выражаются принятые в обществе
представления людей о добре и зле.
14. Философское сомнение в достоверности каких-либо положений.
По вертикали:
2. Форма правления, при которой власть передаётся выборным путём.
3. Человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем,
культур, испытывающий влияние их норм, ценностей и т. д., противоречащих
друг другу.
6. Избранная часть, верхушка общества, пользующаяся наибольшими
статусными привилегиями, обладающая интеллектуальным и моральным
превосходством над массами.
8. Тип темперамента, характеризующийся быстрой возбудимостью,
энергичностью, склонностью к смене впечатлений, работоспособностью, ярким
внешним выражением эмоций, быстрым темпом речи, общительностью.
10. Процесс усвоения индивидом социальных ролей и культурных ценностей.
12. Средство изменения положения индивида в структуре социальной
мобильности общества.
15. Дедуктивное умозаключение. 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
13
 8
 с
 а 6
 н э
 12 г л
 13 м о р а л ь 7 д е в и а ц и я
 и 10 и т 3
 ф с н 4 а н и м и з м
 9 т е о л о г и я а
 15 ц к 2 р
14 с к е п т и ц и з м р г
 и а 1 ц е р е м о н и я
 л 11 ц е л ь с н
 л и п а
 о з у л
 г а б
 и ц 5 ф и л о с о ф и я
 з и и
 м я к
 а
По 1 баллу за каждое верное слово.
Максимум за задание 15 баллов.
Максимум за работу 115 баллов. 

Категория: Обществознание | Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0