1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: ‒ внимательно прочитайте задание; ‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 100. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 7 класс 2 Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий 1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите в таблицу. 1.1. Какая из перечисленных ситуаций приводит к сокращению спроса на товар или услугу? 1) подорожание товаров-заменителей 2) сокращение количества потребителей 3) активная реклама в средствах массовой информации 4) повышение качества товара или услуги 1.2. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется 1) наука 2) искусство 3) образование 4) творчество 1.3. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как 1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность 1.4. Какое из приведённых положений характеризует мировые религии? 1) важное значение культа предков 2) жертвоприношения животных 3) формальное равенство всех людей перед лицом высших сил 4) использование магических практик Ответ: 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2 3 4 3 По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 4 балла. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 7 класс 3 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу. 2.2. Выберите из приведённого ниже списка принципы, заложенные в Конституции РФ: 1) господство государственной собственности 2) принцип народовластия 3) наделение женщин большим объёмом прав, чем мужчин 4) принцип социального государства 5) гарантии местного самоуправления 2.2. Что из приведённого перечня является доходами от собственности? 1) процент по вкладу 2) выигрыш в лотерею 3) арендная плата 4) заработная плата 5) дивиденды 2.3. Выберите из приведённого ниже списка гражданские (личные) права и свободы человека. 1) право на неприкосновенность жилища 2) право на благоприятную окружающую среду 3) право на свободу передвижения и выбор места жительства 4) право на защиту чести и достоинства 5) право на участие в управлении делами государства Ответ: 2.1. 2.2. 2.3. 245 135 134 2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 6 баллов. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 7 класс 4 3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. 3.1. Правовой обычай, правовой прецедент, нормативно-правовой акт. Ответ: источники права. 3.2. Питание, контакты с окружающими, признание личных достижений, обеспечение безопасности. Ответ: потребности человека. По 3 балла за каждый верный ответ. Максимум за задание 6 баллов. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. 4.1. Италия, Россия, Франция, Нидерланды, Польша, Венгрия. Ответ: республики. Лишнее – Нидерланды. 4.2. Уход, компромисс, мобильность, посредничество. Ответ: способы разрешения конфликта. Лишнее – мобильность. По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 2 балла за указание лишнего). Максимум за задание 8 баллов. 5. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу. 5.1. Программа «материнский капитал» является одним из способов решения демографической проблемы в Российской Федерации. 5.2. Описание и порядок официального использования государственных символов РФ устанавливается Конституцией Российской Федерации. 5.3. Ритуалы служат поддержанием целостности человеческого коллектива. 5.4. В современном обществе уровень образования не влияет на принад- лежность к той или иной страте. 5.5. Вопросы наследования регулируются гражданским правом. Ответ: 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. да нет да нет да По 2 балла за каждую верную позицию. Максимум за задание 10 баллов. 1 Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 7 класс 5 6. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответ- ствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам. А Б В Г Ответ: 2 балла за указание обобщающего понятия. По 2 балла за каждое полностью верное заполнение ячеек второго уровня схемы. Максимум за задание 10 баллов. Виды факторов производства Б Капитал В Труд Г Предпринимательские способности А Земля Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 7 класс 6 7. Решите логическую задачу. Встретились три подруги – Серова, Краснова и Чернова, одетые в серое, красное и чёрное платья. Девушка в сером сказала Черновой: «Давай поменяемся платьями, чтобы их цвет соответствовал фамилиям!». Платье какого цвета было на каждой из подруг первоначально? Ответ: Краснова – серое платье, Чернова – красное платье, Серова – чёрное платье. Рассуждение: Если девушка в сером обратилась со своим предложением к Черновой, то на её подруге было красное платье (не чёрное, т. к. платья фамилиям изначально не соответствовали). Следовательно, девушка в сером – Краснова. Таким образом, на Серовой изначально было чёрное платье. 3 балла за ответ. 4 балла за полное рассуждение. Если один из этапов рассуждения пропущен – 1 балл. Если больше – 0 баллов. Максимум за задание 7 баллов. 8. Установите соответствие между формами государственного устройства и конкретными историческими примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ПРИМЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное А) Важной вехой в истории Швейцарии стал договор, заключённый в 1291 г. тремя кантонами, о совместной обороне в случае нападения со стороны Священной Римской империи. Б) В составе России 85 равноправных субъек- тов, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. В) Именно такая форма государственного устройства существовала в первых 13 колониях в Северной Америке, объединив- шихся для борьбы с Великобританией. Г) Ст. 3 Конституции Республики Польша 1997 г. определяет Польшу как единое государство. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 7 класс 7 Ответ: А Б В Г 2 1 1 3 По 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание 4 балла. 9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Важнейшим условием социального ______(А) и эффективного ______(Б) социальной системы является ________(В) социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут ________(Г) и распад. Общество располагает определёнными средствами, с помощью которых обеспечивает _________(Д) существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный ___________(Е), основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной __________(Ж) и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные __________(З) от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно- дисфункциональных отклонений, к которым надо применять определённые ________(И) (от лат. sanctio ‒ строжайшее постановление) негативного характера, в том числе ________(К). Список терминов: 1. стабильность 2. устойчивость 3. взаимодействие 4. отклонения 5. административный 6. обоснование 7. мониторинг 8. санкции 9. предсказуемость 10. воспроизводство 11. контроль 12. насильственные 13. функционирование 14. гражданский 15. правовой 16. подчинение 17. дезорганизация 18. уголовный 19. меры 20. ситуация Ответ: А Б В Г Д Е Ж З И К 3 13 9 17 10 11 1 4 8 15 По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 7 класс 8 10. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей… Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами… Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками… Закреплённые в документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечёт применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации. Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) – это групповые нормы внутриорганизацион- ного характера… По своей сути корпоративные нормы – это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причём создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т. д.)… (В.С. Нерсесянц) Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 7 класс 9 1. На кого, согласно автору, распространяют своё действие корпоративные нормы? В каком документе содержатся санкции, предусмотренные за нарушение корпоративных норм? 2. Назовите два вида норм, которые не названы автором. Приведите примеры данных норм. 3. Какие потребности общества, по мнению автора, выражают социальные нормы? Назовите две потребности. Приведите пример, иллюстрирующий реализацию одной из двух названных Вами потребностей. 4. Используя текст, назовите отличие корпоративных норм от норм права. Объясните, в чём проявляется зависимость корпоративных норм от норм права. Ответ: 1. а. «Закреплённые в документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. б. Нарушение этих корпоративных норм влечёт применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации». Формулировка может быть произвольной. По 2 балла за каждый ответ. Всего 4 балла. 2. Обычай, религиозные нормы, мораль. Могут быть приведены иные виды норм. За каждую названную норму по 2 балла. Всего 4 балла. Могут быть приведены следующие примеры: обычай украшать ёлку на Новый год. Религиозные нормы – соблюдение постов перед большими религиозными праздниками. Мораль – не лги, не кради. Могут быть приведены иные примеры. По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 4 балла. Максимум 8 баллов. 3. 1) В упорядочении действий и взаимоотношений его членов; 2) в подчи- нении поведения членов общества социально необходимым правилам. По 2 балла за каждую названную потребность. Всего 4 балла. Могут быть приведены следующие примеры: правила дорожного движения упорядочивают поведение его участников и обеспечивают их безопасность; ученик в школе учится выполнять требования. Могут быть приведены иные примеры. 3 балла за приведённый корректный пример. Максимум 7 баллов. 4. 1) Нормы права устанавливаются государством, а корпоративные нормы – тем или иным общественным объединением; 2) создание корпоративных норм должно осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений. По 3 балла за правильный ответ на каждый вопрос. Всего 6 баллов. Максимум за задание 25 баллов. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 7 класс 10 11. Решите обществоведческий кроссворд. По горизонтали: 1. Совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. 3. Деятельность людей по производству экономических благ. 6. Малая социальная группа, объединённая кровным родством, брачными узами, воспитанием детей, совместным бытом. 8. Субъект сознательной социальной деятельности, обладающий мировоззре- нием, статусами, ролями, прошедший социализацию. 10. Прямой обмен одного товара на другой товар. По вертикали: 2. Система политических институтов, занимающихся организацией общес- твенной жизни на определённой территории. 4. Сводный законодательный акт, в котором объединяются нормы, относящиеся к одной отрасли права. 5. Вооружённые силы страны, выполняющие функцию любого государства защищать свою территорию, границы и население. 7. Определённая позиция в социальной структуре групп или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. 9. Целенаправленное обучение личности, формирование у неё определённых знаний и навыков. 9 о 5 2 б а г 10 б а р т е р 1 р ы н о к а м с з 7 и у о 6 с е м ь я д в т а 4 а а р к 8 л и ч н о с т ь с о и у 3 т р у д е с в е о к с 1 балл за каждую верную позицию. Максимум за задание – 10 баллов. Максимум за работу 100 баллов.