1. Совесть - это внутренний регулятор поведения личности: а) да б) нет 2. Наиболее общими моральными понятиями, разграничивающими нравственное и безнравственное, и характеризующими всякую человеческую деятельность и отношения, являются: а) радость и злость в) добро и зло б) слава и позор г) любовь и ненависть 3. Мораль противостоит чувственной разнузданности, к которой относятся: а) лень г) разврат б) аскетичность д) обжорство в) хамство 4. К категориям нравственности относятся: а) честь и достоинство г) здоровье и успех б) комфорт и удобства д) деньги и карьера в) природа и культура е) смысл жизни и счастье 5. Законы человеческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа, - это . . 6. Найдите в приведенном ниже списке характерные черты морали и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) представляет собой систему норм и правил поведения, которая помогает человеку в выборе линии действий 2) направляет поступки и отношения человека на основе представлений о добре и о долге 3) всегда выступает как умеренность и способность к ограничению 4) опирается на закон, указ, постановление и т. д. 5) содержит правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством 6) исходит из добровольности, внутреннего побуждения поведения людей, предоставляет им широкую возможность выбора 7) задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей 8) формирует социально целесообразные координаты жизни, исходит из соображений реальной достижимости средствами нормативной регуляции необходимого общественного порядка 7. Установите соответствие. 1 Совесть А нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений 2 Мораль Б система норм и правил поведения, принятых в обществе, и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках 3 Долг В совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям Г способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм 8. Вычеркните в предложении слово, не подходящее по смыслу. Когда о человеке говорят, что он нравственный, то обычно имеют в виду, что он порядочный, добрый, лживый, отзывчивый. 9. Приведены категории нравственности и безнравственности: 1) эгоизм, 2) добро, 3) предательство, 4) совесть, 5) честь, 6) справедливость, 7) предательство, 8) милосердие, 9) цинизм, 10) приспособленчество. Выпишите из предложенного списка номера категорий нравственности. 10. Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Очень давно было замечено, что различные люди в одном обществе называют добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже противоположные. Такая же разница между понятиями о добре в разных обществах и в разные ... (1) в одном обществе. Из этого очень долго выводилось заключение, что понятие добра не имеет в себе ничего постоянного, самостоятельного, подлежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зависящее от мнений, от произвола людей. Но, точнее всматриваясь в отношения ... (2), называемых добрыми, к тем людям, которые дают им такое название, мы находим, что всегда есть в этом отношении одна общая непременная черта, от кото рой и происходит причисление поступка к разряду добрых. Почему посторонние люди, получившие ... (3), называют добрым делом акт, давший им это имущество? Потому, что этот акт был для них ... (4). Напротив, он был ... (5) родственникам завещателя, лишенным наследства, потому они называют его дурным делом... Отдельный чело век называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества ... (6) признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия наций и ... (7) называют добром то, что полезно для ... (8) вообще (Н. Г. Чернышевский). а) поступок д) польза б) эпоха е) добро в) наследство ж) человек г) вред з) сословие В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.