1. Осмысленной жизнью мы утверждаем самих себя как людей: а) да б) нет 2. К всеобъемлющим категориям, аккумулирующим суть морали, относятся: а) добро г) свобода б) смысл жизни д) счастье в) польза 3. Значимость предмета или явления для человека называется . . 4. Верны ли следующие суждения о свободе? 1) Чем больше свободы у человека, тем больше ответственности лежит на нем. 2) Отсутствие свободы снижает ответственность человека. а) верно 1 в) верно 1 и 2 б) верно 2 г) неверно 1 и 2 5. Заполните пропуск в предложении. Жизнь человека имеет … до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости (С. Бовуар). 6. Счастье - это: а) ощущение необыкновенного подъема духовных и физических сил человека б) полная зависимость от внешних обстоятельств в) непрерывный поток удовольствий г) «звездный час» человека, наиболее яркие моменты его жизнд) состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия 7. Соотнесите основные подходы к вопросу о смысле жизни и их характеристики. 1 Скептический А жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней с закономерным итогом – смертью 2 Оптимистический Б выражающий сомнение в осмысленности и значимости жизни людей 3 Пессимистический В связанный с признанием смысла человеческой жизни и возможности его реализации 8. Вычеркните то понятие, которое не относится к духовным ценностям. Научно технический прогресс, музыка, живопись, общение, творчество, знание, вера. 9. Восстановите текст. Ценности различаются по «знаку» на положительные и отрицательные, или антиценности: наслаждение – …, польза – …, власть – …, свобода – …, слава – …, красота – …, безопасность – …, истина – …, добро – …, счастье – … . 10. Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неоднородны. Г. Риккерт, один из родоначальников аксиологии, разделял все ценности на шесть классов: ... (1) (в научных достижениях), ... (2) (в произведениях искусства), ... (3) (в культах), религиозные, нравственные, личностные. Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале ХХ в. предложил различать два типа ценностей – ... (4) (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку)… Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и ... (5). В современной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: 1) витальные – жизнь, ... (6), безопасность, благосостояние и т.д. 2) социальные – семья, дисциплина, ... (7), предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр. 3) политические – гражданские свободы, ... (8), конституция, мир и др. 4) моральные – добро, любовь, честь, ... (9), уважение к старшим, любовь к детям и т.п. 5) религиозные – Бог, Священное Писание, ... (10) и пр. 6) эстетические – красота, стиль, ... (11) и др. (А.С.Кармин). а) гармония ж) логические б) порядочность з) мистические в) законность и) эстетические г) здоровье к) жизненные д) добро л) вера е) трудолюбие В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.