1. Материалистическое понимание истории разработано Г. Гегелем: а) да б) нет 2. Н.Я. Данилевским разработан следующий подход к изучению общества: а) культурно исторический в) материалистический б) натуралистический г) идеалистический 3. Формационный подход к истории разрабатывали: а) К. Маркс г) А. Тойнби б) Г. Гегель д) Ф. Энгельс в) О. Тоффлер 4. Культурно)исторический подход к объяснению общества: 1) указывает на отличие общественных процессов от природных; 2) утверждает, что основой общественного развития является экономическая деятельность. а) верно 1 в) верно 1 и 2 б) верно 2 г) неверно 1 и 2 5. Временная последовательность событий в жизни общества, которая явилась результатом деятельности многих поколений людей, называется ... . 6. Расположите в правильной последовательности формации, которые выделял К. Маркс в истории человечества: 1) рабовладельческая 4) первобытнообщинная 2) капиталистическая формация 5) феодальная 3) коммунистическая формация 7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Революция представляет собой резкий, скачкообразный пере ход к новому качественному состоянию общества. (2) Революция никогда не является заговором одиночек. (3) Постепенные и вместе с тем существенные изменения в общественной жизни называются эволюцией. (4) Путь реформ менее разрушительный и не вызывает злости и жестокости участников исторического процесса. Определите, какие положения текста носят: а) фактический характер б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу. 8. Приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «цивилизация». Найдите и подчеркните термин, не связанный с данным понятием. Духовные традиции; сходный образ жизни; равенство всех перед законом; географические и исторические рамки. 9. Заполните таблицу. Подход Преимущества Недостатки Цивилизационный Формационный По мнению сторонников, преимущества формационного и цивилизационного подходов заключаются в том, что они позволяют: 1) увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов 2) глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике 3) установить определённые закономерности исторического раз вития общества 4) предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран 5) обратить внимание на изучение таких сторон общественной жизни, как ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.; 6) поставить в центр исследования человеческую деятельность и человека По мнению противников, названные подходы имеют следующие недостатки: 7) при своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом 8) создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ 9) многие народы не проходили в своем развитии все этапы поступательного развития 10) недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов 11) сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества 12) большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций 13) последовательное применение подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность 10. Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Английский философ и историк Арнольд Тойнби (1889–1975предложил ... (1) подход к истории. Движущими силами истории, со гласно его взглядам, является ... (2), брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия) и ... (3) цивилизации, достигаемый деятельностью талантливых, творческих личностей. По своей внутренней структуре цивилизация состоит из творческого меньшинства и ... (4) большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Но когда творческая ... (5) меньшинства иссякает, цивилизации не могут дальше долго существовать. Подобно людям, цивилизации рождаются, достигают ... (6) и затем начина ют угасать (А.А. Ирвин). Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. а) энергия е) ответ б) зрелость ж) цивилизационный в) творческий з) инертный г) формационный и) вызов д) культурологический В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.