9 КЛАСС.
1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов)
1.1.Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий характерно для
А) марксизма
Б) просветительства
В) буддизма
Г) конфуцианства
1.2.Социальная структура общества включает
А) СМИ
Б) правовые отношения
В) институт семьи
1.3.Инаугурация означает:
А) признание законности политической власти в обществе
Б) включение человека в политическую жизнь общества
В) торжественный акт введения в должность вновь избранного президента
Г) законодательный порядок привлечения к политической ответственности высших должностных лиц
1.4.Общество – это:
А) сфера бытия человека
Б) продукт жизнедеятельности людей
В) «вторая природа»
Г) отделившаяся от природы часть материального мира
1.5.Правление небольшого числа благородных граждан называется
А) демократией
Б) тиранией
В) олигархией
Г) аристократической республикой
1.6.Признаками правового государства являются
А) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
Б) равенство всех перед законом
В) институт президентской власти
Г) взаимная ответственность государства и граждан.
1.7.Гражданские права человека
А) пожалованы ему демократическим государством
Б) неотчуждаемы и даны ему от рождения
В) в отдельных случаях переходят по наследству
Г) предоставляются человеку Всеобщей декларацией прав человека
1.8.На каких принципах строится управление в школе?
А) единоначалия
Б) самоуправление
В) независимости
Г) корпоративности
1.9.какой из приведенных терминов означает принятие в гражданство?
А) адаптация
Б) натурализация
В) филиация
Г) экстрадиция
1.10.Какие права несовершеннолетних детей закреплены нормами Семейного кодекса РФ?
А) право жить и воспитываться в семье
Б) право на объединение
В) право на образование
Г) право на общение с родителями и другими родственниками
Д) право на защиту
Е) право выражать свое мнение
Ж) право на медицинское обслуживание
З) право на имущество родителей.
2. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! (8 баллов)
Мораль как форма духовной жизни возникла уже ( …). Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (…) , там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (…), ее нормы, как правило, (…), они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (…). Как и право, она имеет значение (…); в отличие от права – не (…). В морали на первый план выходит (…), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.
1 первобытность
2.инстинкт
3. создается государством.
4.общественное мнение
5. отношения между людьми
6. стихийно
7. императив
8. эпоха Средневековья
9. закреплены в законах
10. законодательный акт
11. не записаны
12. внутренний мотив
13. Древний Египет
14. государственное принуждение
15. государство.
3. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – « нет». Внесите свои записи в таблицу ( 10 баллов)
1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.
2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.
3. Характерная черта демократических режимов – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.
4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.
6. Политические партии – неизменный спутник государства на всем протяжении его существования.
7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами г8ражданского права РФ.
8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.
9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает их общеобязательность.
10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (8 баллов)
1. Обычай, прецедент, религиозные догмы.
2. Эпос, былины, сказки.
3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
4. Культура, наука, мораль.
№ ряда
Принципы
образования рядов
Новый элемент ряда
5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть различных видов собственности. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами собственности. (12 баллов)
Выполните это самостоятельно. Для этого:
1) подпишите колонки приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих видов собственности;
2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих тот или иной вид собственности.
1. Организации обычно объединяют мелких производителей.
2. Капитал образуется за счет выпуска и продажи особых документов, подтверждающих, что их владелец является одним из собственников компании.
3. Руководство организации каждый год решает, какую часть полученной прибыли распределить в виде дивидендов, а какую направить на расширение производства.
4. Имущество организации делится на паи, а ее члены обычно вносят в деятельность организации свой личный трудовой вклад.
5. доход распределяется исходя из того, кто сколько продукта сдал в организацию.
6. Организации выпускают и продают такие ценные бумаги, как облигации.
7. Совет директоров несет ответственность за управление организацией и каждый год отчитывается о положении дел.
8. Решения в организации принимаются на основе равного голосования, независимо от вклада каждого участника в общее дело.
6.Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином. (6 баллов)
6.1. «С завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного « «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли».
6.2. «Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» - одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенностью семейной жизнью».
6.3. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей « застревают» на любой, даже незначительной критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе».
7.Прочитайте стихотворные отрывки ( 8 баллов)
7.1. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова, являющиеся известными вам из курса обществознания понятиями. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму.
1. Выйдь
не из звездного
нежного ложа,
боже железный,
огненный боже,
боже не Марсов,
Нептунов и Вег,
боже из мяса
бог !
( В.В.Маяковский)
2. Прощай, размах крыла расправленный
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И , и чудотворство.
( Б.Л. Пастернак)
7.2. Какая философская мировоззренческая позиция представлена в первом отрывке?
.
8.Прочитайте текст и выполните задания к нему. (20 баллов)
Личности (1) в любом сообществе должны хотя бы примерно представлять, кто отдает приказы, как эти деятели выбирались, как осуществляется власть (2). Предполагается, что индивиды (3), составляющие любой политический режим (4), знакомы с его механизмами. Мы не смогли бы жить в условиях той демократии, какая существует во Франции, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует. Вместе с тем, любое познание политики (5) может наталкиваться на противоречие между политической практикой существующего строя и других возможных режимов. Стоит лишь выйти за рамки защиты и прославления существующего строя, как надо отказаться от какой бы то ни было его качественной оценки или же изыскивать критерии, по которым можно определить лучший режим. ( Р.Арон, французский социолог XX в)
8.1.Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
1.
2.
3.
4.
5.
8.2. Взаимосвязь каких сфер общества раскрывается в данном отрывке ? Свое мнение обоснуйте, ссылаясь на текст.
9.Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык Ваша задача – назвать соответствующий русскому переводу научный термин.(10 баллов)
Перевод на русский язык
Научный термин
Любомудрие
Ведение домашнего хозяйства
Учение о будущем
Богословие
Власть лучших
Порча, повреждение
Учение об обществе
Школьная наука
Идущие впереди народа
Власть немногих
10.В логике все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными – в объем понятия входит только один объект, например первый президент России. Общими – в объем понятий входит много объектов, например – президент. И нулевыми (пустыми) – в объем понятия не входит ни один объект, например – марсианский житель.
Вам предлагается ряд понятий. Разделите их по объему, занеся порядковые номера понятий в соответствующие графы таблицы.(9 баллов)
Единичные
Общие
Нулевые
1. Средневековая промышленность 2. Революция 1905 – 1907 гг.
3. Консерватор 4. Современная российская монархия
5. Государство 6.Классицизм
7. Фашизм в Италии 8. Действующий президент России
9.Первобытное государство.
11.К какому из видов поведения (правомерно дозволенного, предписанного или запрещенного) относятся следующие ситуации: (3 балла)
А) Владелец свечного заводика Отец Ф. уплатил налоги сполна и спит спокойно –
Б) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет –
В) Дядя Федор и К выпускают молочные продукты для детей и взрослых
12.Прочитайте приведенные ниже высказывания известных ученых, мыслителей, политиков. Запишите понятия (термины), о которых говорится в данных высказываниях.
(5 баллов)
1) «Человек – это знание, которое познает самое себя» (Е.Евтушенко)
2. «…если она развивается стихийно, а не направляется сознательно …, оставляет после себя пустыню…» (К. Маркс)
3. «… есть познанная необходимость» ( Гегель)
4. « Земля – мать богатства, а …его отец» ( У.Бетти)
5.« Неоплаченный труд рабочих является источником … капиталиста» (К.Маркс)
ОТВЕТЫ
1.Выберите один или несколько ответов (10 баллов). 1 балл за правильный ответ, за любую ошибку – 0 баллов.
1.1. В
1.2. Г
1.3. В
1.4. АБВГ
1.5. Г
1.6. АБГ
1.7. Б
1.8. АБ
1.9. Б
1.10. АГДЕ
Мораль как форма духовной жизни возникла уже (1). Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть (5) , там всегда есть место моральной оценке. Она возникает (6), ее нормы, как правило, (11), они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу (4). Как и право, она имеет значение (7); в отличие от права – не (3). В морали на первый план выходит (12), тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.
нет
да
4. По каким принципам образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд. Записи сделайте в таблице. (8 баллов). По 1 баллу за правильный ответ. По 1 баллу за правильно включенный дополнительный элемент.
11. Обычай, прецедент, религиозные догмы.
12. Эпос, былины, сказки.
13. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
14. Культура, наука, мораль.
Источники права
закон
Формы народной культуры
Например, предания
Социальные санкции
Пример любой социальной санкции
Подсистемы духовной сферы общества
Религия, искусство, идеология
5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, раскрывающего суть различных видов собственности. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между двумя видами собственности. (12 баллов). По 2 балла за определение наименования видов собственности, по 1 баллу за каждое верно соотнесенное предложение.
Кооперативная собственность
Акционерная собственность
1, 4, 5, 8
2, 3, 6, 7
6.Замените выделены курсивом фрагмент обществоведческим термином. (6 баллов).
По 2 балла за каждую верную позицию.
6.1. Протекционизм
6.2. Конфликт
6.3. Самооценка
7. По 2 балла за каждую правильную вставку в стихотворном отрывке и 4 балла за определение философской позиции в 1 отрывке. Всего 8 баллов.
7.1. 1. Человек
2. Творчество
7.2. Антропоцентризм. Принимается ответ – гуманизм.
8.Прочитайте текст и выполните задания к нему. (20 баллов). По 3 балла за каждое определение, 2 балла за указание на взаимосвязь политической и духовной сфер и 3 балла за объяснение сути этой взаимосвязи, показанной в тексте.
8.1. 1.Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности.
2.Власть – возможность подчинять других людей своей воле, управлять или распоряжаться их действиями.
3.Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода.
4.Политический режим – система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе.
5.Политика – деятельность, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию публичной власти.
8.2. Здесь показана взаимосвязь политической и духовной сфер общества. Работа властного механизма в обществе невозможна без познания и осознания гражданами важнейших принципов политики. Также ставится вопрос о возможности качественной оценки политического режима, выработке представлений об идеальном (лучшем) режиме, то есть элементах политической идеологии.
Философия
Экономика
Футурология
Теология
Аристократия
Коррупция
Социология
Схоластика
Демагоги
Олигархия
10. 9 баллов
2, 7, 8
3, 5, 6
1, 4, 9
11.К какому из видов поведения (правомерно дозволенного, предписанного или запрещенного) относятся следующие ситуации: (3 балла). По 1 баллу за правильную позицию.
предписанное поведение
запрещенное поведение
правомерно дозволенное поведение
1. Самопознание
2. Культура
3. Свобода
4. Труд
5. Прибыль