Вариант 1. 1. Процесс формирования мирового сообщества тесно связан с процессом: 1) формирования военно – политических союзов; 2) создания независимых государств; 3) глобализации; 4) верно всё перечисленное. 2. Верны ли следующие суждения о характеристиках отдельных типов обществ? А. В традиционном обществе важная роль отводилась церкви и армии. Б. В доиндустриальном обществе основными группами населения были предприниматели и наёмные рабочие. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 3. Итогом неолитической революции является: 1) переход от собирательства к земледелию; 2) переход от мануфактуры к фабричному производству; 3) появление социальных групп буржуазии и наёмных рабочих; 4) появление массовой культуры. 4. Каждый рождающийся в мире младенец является: 1) гениальным; 2) личностью; 3) великой личностью; 4) индивидом.
5. Верны ли следующие суждения о проявлении потребностей? А. Всем людям в равной степени присущи все потребности. Б. Высшие (вторичные) потребности оказывают большое влияние на формирование личности. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 6. После выхода на пенсию Л. Увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов – любителей. Это пример: 1) воспитания; 2) социализации; 3) самовоспитания; 4) самоконтроля. 7.Основным подразделением в сфере производства выступает: 1) органы местной власти; 2) рынок; 3) предприятие; 4) банк. 8. Равновесная цена: 1) возникает в условиях конкуренции; 2) устанавливается государством; 3) устраивает только покупателей; 4) устраивает только продавцов. 9. В командной экономике, так же как и в рыночной: 1) отсутствует обмен; 2) у работников нет мотивации к труду; 3) прямые налоги; 4) свободное ценообразование. 10. Понятие «стратификация» обозначает: 1) объединение; 2) расслоение; 3) перемещение; 4) включение в сообщество. 11. Субъектом конфликта выступает: 1) благо, из – за которого происходит конфликт; 2) ситуация, ведущая к конфликту; 3) результаты конфликта; 4) стороны – участники конфликта. 12. Нуклеарная семья: 1) наиболее распространена в аграрном обществе; 2) включает не менее трёх поколений прямых родственников; 3) является малой социальной группой; 4) не предполагает общность быта. 13. Верны ли следующие суждения о среднем классе? А. В современных западных странах средний класс составляет основу общества. Б. В России в 1990-е гг. средний класс пополнился беженцами, пенсионерами и иностранными рабочими. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. В 1. Найдите черты сходства и отличия между врождённым статусом и приобретённым. 1) Отражает определённую характеристику человека; 2) не зависит от заслуг; 3) достигается в результате личных усилий человека; 4) достигается в результате выбора человека; 5) влияет на характер поведения. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия. Черты сходства Черты отличия В 2. Установите соответствие между видом потребностей и их проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИД ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЕ А) Физиологические 1) Участие в каких – либо общественных организациях. Б) Престижные. 2) Создание литературных произведений В) Духовные . 3) Защита от холода или жары Г) Социальные 4) Карьерный рост. Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В Г В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к характеристике рынка. Монополия, монархия, олигополия, конкуренция. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда. В 4. Найдите в приведённом списке этнообразующие факторы. 1) Кровное родство; 2) общая культура; 3) отсутствие межпоколенной общности; 4) общая территория; 5) единый язык. В5. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к способам протекания конфликтов. Конкуренция, монополия, соперничество, конфронтация. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда. В6. Найдите в приведённом списке факторы, способствующие росту безработицы. 1) Экономический кризис; 2) развитие экономики; 3) свёртывание производства в традиционных отраслях экономики; 4) несовпадение спроса и предложения на рынке рабочей силы; 5) государство осуществляет профессиональную переподготовку работников; 6) создание дополнительных рабочих мест. С1. Что такое социальный статус? Приведите по одному примеру предписанного и достигаемого социального статуса Вариант 2. 1. В ходе революции 1917 года в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния: 1) политической сферы на духовную; 2) экономической сферы на политическую; 3) политической сферы на экономическую; 4) социальной сферы на экономическую. 2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества? А. Развитие человеческого общества не может существенно влиять на состояние природной среды. Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом.. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны 3. В начале 18 века в России при Петре 1 происходит бурный рост мануфактурного производства. В этот период появилось около 200 новых мануфактур. Данный факт является примером: 1) промышленной революции; 2) политических реформ; 3) экономических реформ; 4) регресса. 4. Верны ли следующие суждения о роли общества в формировании личности? А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять её. Б. Чем выше общий культурный уровень общества, тем меньше человек в нём ценится как личность. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны 5.Основными (базисными) потребностями согласно теории иерархии потребностей выступают: 1) физиологические; 2) социальные; 3) престижные; 4) духовные. 6. Процесс общения: 1) связан с социальной средой; 2) не связан с социальной средой; 3) связан с природной средой; 4) происходит только в семье. 7. Мастер К. по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере: 1) производства; 2) обмена; 3) распределения; 4) потребления. 8. Верны ли следующие суждения о действии рынка? А. На рынке происходит процесс выравнивания цен. Б. В условиях рынка цены зависят от спроса и предложения. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны 9. Государственный бюджет в РФ утверждается: 1) Центральным банком РФ; 2) Правительством РФ; 3) Федеральным Собранием РФ; 4) референдумом. 10. Одним из критериев стратификации является: 1) возраст; 2) пол; 3) место жительства; 4)доход. 11. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют6 1) способы протекания конфликтов; 2) способы разрешения конфликтов; 3) процесс социализации личности; 4) причины возникновения конфликтов. 12. Условием принадлежности к этносу является: 1) общность исторической судьбы; 2) отсутствие кровного родства; 3) отношение к средствам производства; 4) общий уровень доходов. 13. Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример: 1) нуклеарной семьи; 2) патриархальной семьи; 3) неполной семьи; 4) многодетной семьи. В 1. Найдите черты сходства и отличия между производительным и непроизводительным трудом. 1) Создаётся продукт, являющийся товаром; 2) Оказываются услуги; 3) Является разновидностью экономической активности; 4) Предполагает вознаграждение; 5) Имеет значение для развития общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия
В 2. Установите соответствие между социальными группами общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) Богатые 1) Основное занятие – попрошайничество. Б) Средний класс 2) Наличие крупной собственности В) Бедные 3) Обеспечение только прожиточного минимума Г) Нищие 4) Приличествующий образ жизни Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В Г В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к формам заработной платы. Сдельная зарплата, профессиональная зарплата, аккордная зарплата, повременная зарплата. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда. В 4. Найдите в предложенном списке характеристики семьи. 1) Фундаментальный институт общества; 2) Малая социальная группа; 3) Преемственность поколений; 4) Раздельное проживание; 5) Единство политических взглядов. В5. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «виды прогресса». Революция, экономические реформы, воспитание, социальные реформы, политические реформы. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда. В 6. Найдите в предложенном списке черты товара. 1) Удовлетворяет какую – либо потребность; 2) Не может продаваться; 3) Соотносится с другими товарами по стоимости; 4) Может выступать в виде услуги; 5) Обменивается только через прямые контакты продавца и покупателя. С1. Что такое безработица? Назовите три причины безработицы.