1. К основным категориям нравственности относятся понятия: а) причина и следствие в) чувства и разум б) истина и познание г) добро и зло 2. Суждение о других культурах с позиции превосходства культуры своего народа называют: а) гегемонизмом г) этноцентризмом б) ксенофобией д) полицентризмом в) европоцентризмом 3. Научное знание в отличие от житейского основано на: а) теоретическом обобщении достоверных фактов б) здравом смысле в) принципах морали г) повседневном опыте 4. Представителями материалистического подхода к изучению общества являлись: а) Т. Гоббс и Дж. Локк б) К. Маркс и Ф. Энгельс в) Ш. Монтескье и Л. Гумилев г) Ш. Монтескье и Н. Данилевский 5. Общество как простую сумму живущих в нем людей рассматривали: а) Т. Гоббс и Дж. Локк в) Ш. Монтескье и Л. Гумилев б) К. Маркс и Ф. Энгельс г) А.Тойнби и Н. Данилевский 6. Что из перечисленного является проявлением сознательного? а)Способность человека точно воспроизводить действитель ность в мышлении. б) Желания, стремления, переживания, в которых человек при знается себе. в) Сновидения, оговорки, влечения. г) Неконтролируемые процессы, функции и состояния. 7. Благодаря письменности стало возможным: 1) общение между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время; 2) сохранение и передача информации, количество которой на много превосходит объем памяти отдельного человека. а) верно 1 в) верно 1 и 2 б) верно 2 г) неверно 1 и 2 8. Верны ли следующие суждения о морали? А) Выполнение норм морали является свободным выбором чело века. Б) Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле. а) верно только А в) верны оба суждения б) верно только Б г) оба суждения неверны 9. Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры - вот отличительные черты культурной . . 10. Различают следующие виды общения: межличностное - . , ролевое - ., личное - ., монологическое - . . 11. Какое из приведенных слов пропущено в следующем предложении? ... – это процесс получения и постоянного обновления знаний, не обходимых человеку (познание, деятельность, сознание, творчество). 12. Принципы - обоснованность, достоверность, системность - обязательны в деятельности: писателя, скульптора, ученого, артиста (нужное подчеркнуть). 13. Выберите верные определения. а) Личность – это конкретный реальный человек во всей совокупности своих физических, психологических и духовных качеств. б) Личность – это человек с неповторимо своеобразными биологическими чертами, отличающими его от других людей. в) Личность – это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность. г) Личность – это выдающийся представитель своего народа, класса, общества. д) Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни. 14. Какое из определений, по вашему мнению, является верным? а) Общество — это совокупность индивидов. б) Общество — это способ взаимного приспособления людей. в) Общество — это самостоятельное образование, не связанное с деятельностью людей. г) Общество — это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей. 15. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Классическая музыка оказывает поистине волшебное действие на людей! (2) Опыты, проведенные в Австралии, США и Англии, доказали, что проигрывание классической музыки в общественных местах сокращает преступность. (3) Так, воспроизведение симфонической и камерной музыки в пригородных электричках Лондона снизило количество ограблений на 33 %, нападений на проводников – на 25 %, а случаев вандализма – на 37 %. (4)Результаты исследования очень интересны и полезны для под держания общественного порядка. Определите, какие положения текста носят: а) фактический характер б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 16. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Многие народы использовали для письма глиняные таблички, которые так и хочется назвать страничками древнейших книг. (2) Принято считать, что более легким и удобным был матери ал для письма в Древнем Египте. (3) Его изготавливали из тростника — папируса, который рос по берегам Нила. (4) Стебли этого растения разрезали на тонкие полосы, пропитывали их водой, клали слоями на доски и помещали под пресс, а за тем скатывали в свитки. (5) Это было дешево и удобно: свернул рулон и поставил его на полочку. Определите, какие положения текста носят: а) фактический характер б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу. 17. Вера Ивановна — активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как: а) личность в) интеллигентного человека б) администратора г) профессионала 18. Вычеркните лишнее, поясните свой выбор: Религия, язык, нравственность, миф, компьютер. 19. Приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «общество». Определите и вычеркните этот термин. Организация; союз; объединение, страна. 20. Высказывание: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» принадлежит: а) Н. М. Карамзину в) Н.И. Костомарову б) В.О. Ключевскому г) С.М. Соловьеву