Раздел «Духовная жизнь общества»
1. Преобразовательная деятельность человека, в результате которой создаются нематериальные ценности, называется:
1. материальной культурой
2. культурой потребления
3. духовной культурой
4. культурой производства
2. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты – это:
1) культура
2) цивилизация
3) духовная культура
4) воспитание
3. Отметьте неверное высказывание о важнейших элементах религии:
1) религиозное сознание
2) религиозная идеология
3) религиозная деятельность
4) религиозные организации
4. Религиозные представления основаны в первую очередь на:
1) рационализме
2) этике
3) вере
4) традиции
5. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний и умений – это:
1) воспитание
2) обучение
3) образование
4) социализация
6. Гуманитаризация образования предполагает:
1) учет возрастных особенностей учащихся
2) внимание к личности, ее духовным запросам
3) усиление роли общественных и гуманитарных наук
4) снижение роли естественнонаучного знания
7. Фольклор является проявлением культуры:
1) народной
2) массовой
3) популярной
4) элитарной
8. Понятие, характеризующее явления, обладающие высшей эстетической ценностью:
1) добро
2) значимое
3) прекрасное
4) престижное
9. Первоначальное значение слова «культура» - это:
1) создание искусственных материалов
2) способы обработки земли
3) правила поведения в обществе
4) вид преобразовательной деятельности человека
10. Религия – это:
1) привязанность человека, личности к чему-либо священному, постоянному, неизменному
2) взаимоотношения между Богом и человеком
3) вера в сверхъестественное
4) все перечисленное выше
11. Среднее специальное образование в России можно получить в:
1) средней общеобразовательной школе
2) вечерне школе
3) техникуме
4) гимназии
12. Средством приобщения человека к образу жизни и культуре общества является:
1) наука
2) образование
3) мировоззрение
4) обучение
13. Отметьте неверное высказывание о религиозной ситуации в Российской Федерации:
1) законом гарантирована свобода совести
2) реализован принцип равенства всех конфессий
3) обязательна служба в храмах на русском языке
4) церковь отделена от государства
14. Характерным признаком массовой культуры является:
1) сложность содержания
2) доступность широким слоям населения
3) ориентация на узкий круг ценителей
4) анонимность большинства произведений
15. Главными понятиями нравственности являются представления о:
1) прекрасном и безобразном
2) истинном и ложном
3) добре и зле
4) искусственном и естественном
16. Основными функциями культуры являются:
1) регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения и ценности)
2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию)
3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества)
17. Отметьте не относящееся к мировым религиям:
1) буддизм
2) индуизм
3) ислам
4) христианство
18. Гуманизация образования проявляется в одном из положений:
1) в увеличении объема гуманитарных знаний и дисциплин в обучении
2) в повороте к общечеловеческим ценностям в обучении
3) в отказе от идеологизации обучения
4) в снижение роли естественнонаучного знания
19. Наука, в отличие от искусства:
1) является способом познания мира человеком
2) имеет целью получения истинного знания
3) предполагает использование эксперимента
4) опирается на ценностные установки
20. Новаторство в развитии культуры проявляется в:
1) прочтении стихотворении А. Блока
2) создания нового направления в музыке
3) просмотр модного фильма
4) решение задач из школьного учебника
21. Самой широкой аудиторией обладает культура:
22. Какие этические принципы и нормы являются универсальными для ученых:
1) научная честность в сборе экспериментальных данных
2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследования
3) отстаивание своих научных данных в любой научной среде
4) все перечисленные выше
23. Отметьте неверное высказывание:
1) все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой
2) культура представляет собой меру человеческого в человеке
3) каждое поколение отбирает культурные традиции и ценности, накапливает и сохраняет их
4) каждое поколение создает свои образцы культуры, не опираясь на опыт предшествующих поколений
24. Отметьте положения, соответствующие Конституции РФ:
1) Российская Федерация - светское государство
2) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной
3) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом
4) все выше перечисленное
25. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации обязательно:
1) основное общее образование
2) среднее общее образование
3) высшее образование
4) неполное высшее образование
26. Произведения, создаваемые анонимными творцами, не имеющими, как правило, профессиональной подготовки, характерны для культуры:
27. Отличительным свойством современной науки является:
1) познание мира
2) открытие законов развития природы
3) практическое освоение природной среды
4) изучение познавательных возможностей человека
28. Под «субкультурой» понимается:
1) культура, ценности которой разделяются подавляющим большинством людей
2) часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе
3) отражение и преобразование действительности в художественных образах
4) произведения, создаваемые анонимными творцами, не имеющими, как правило, профессиональной подготовки
29. Гуманизм – это:
1) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности
2) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее
3) сентиментальность
4) все вышеперечисленное
30. Формула «искусство для искусства» характерна для:
1. народной культуры
2. массовой культуры
3. элитарной культуры
4. культуры как таковой
Раздел «Экономическая сфера»
1. Из перечисленного на рынке товаров и услуг обращается все, кроме:
1. образовательных услуг
2. стройматериалов
3. рабочей силы
4. автомобилей
2. Основными показателями уровня жизни является все перечисленное, кроме:
1. уровня инфляции
2. уровня образования населения
3. средней продолжительности жизни
4. валового внутреннего продукта на душу населения
3. К показателям уровня жизни населения относится все перечисленное, кроме:
1. уровня образования
2. средней продолжительности жизни
3. уровня предоставляемых демократических свобод
4. валового внутреннего продукта
4. Экономика – это наука, которая изучает:
1. способы умелого использования редких ресурсов
2. методы рационального хозяйствования
3. систему производственных отношений
4. все перечисленное
5. Необходимым признаком рыночной экономики является:
1. свободное ценообразование
2. использование новых технологий
3. высокое качество продукции
4. отсутствие дефицита товаров
6. Рынок выполняет следующие важные функции, кроме:
1. обеспечения стабильности развития экономики
2. регулирование общественного производства
3. обеспечения связи производителей и потребителей
4. учета затрат на производство продукции
7. Необходимым условием функционирования рынка является все перечисленное, кроме:
1. свободы принятия производителями хозяйственных решений
2. конкуренция производителей
3. многоукладной экономики
4. государственного регулирования ценообразования
8. Деньги – это:
1. всеобщий эквивалент всех товаров
2. предмет потребления
3. ценные бумаги
4. золото
9. Налог - это:
1. безвозмездная помощь государству граждан и предприятий
2. плата за пользование имуществом государства
3. обязательный платеж, устанавливаемый государством для предприятий и граждан
4. сумма денег, выдаваемая предприятиям и гражданам на условиях возвращения с процентами
10. Экономическая категория, которая выражает права владельца имуществом, - называется:
1. облигацией
2. приватизационным чеком
3. собственностью
4. акцией
11. Система налогов на производителя обеспечивает:
1. стабильность экономики
2. высокую производительность труда
3. перераспределение доходов
4. снижение безработицы
12. Объектами налогообложения являются:
1. доходы граждан
2. имущество
3. сделки
4. все перечисленное
13. Экономическая система, в которой решение о том, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется:
1. традиционной экономикой
2. рыночной экономикой
3. командной экономикой
4. смешанной экономикой
14. При повышении цен на стиральные машины:
1. спрос увеличивается
2. предложение уменьшается
3. спрос уменьшается
4. увеличивается спрос, а предложение снижается
15. Закон спроса утверждает, что:
1. величина спроса определяется предложением
2. спрос зависит от предложения
3. величина спроса прямо пропорциональна цене
4. чем выше цена товара, тем меньше величина спроса
16. Понятие «отношение собственности» включает в себя названные ниже правомочия собственника:
1. только владение
2. владение и распоряжение
3. только пользование
4. владение, распоряжение и пользование
17. В переводе с греческого языка слово «экономика» означает:
1. искусство ведения домашнего хозяйства
2. организацию хозяйства по территориальному признаку
3. рациональное распределение материальных благ
4. взаимодействие человека и природы
18. Основной вопрос, который решает экономика:
1. что производить
2. как производить
3. для кого производить
19. Факторы производства – это:
1. все ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства
2. то, что используется для производства
3. то, от чего зависят непосредственно производство и его результаты
4. все указанные выше
20. Производительность труда – это:
1. затраты физического труда в единицу времени
2. затраты умственных сил в единицу времени
3. количество продукции, произведенной в единицу времени
4. результативность производства, соотношение результатов производственной деятельности и затраченных на их достижение ресурсов
21. Для традиционной экономики характерно:
1. преобладание свободного нерегулируемого рыночного хозяйства
2. регулирование производства и распределение благ обычаями и устоями
3. конкуренция на рынке товаров т услуг монополистов и свободных производителей
4. быстрые темпы обновления техники и технологии
22. Какую экономическую систему характеризует следующее положение: вопросы производства и распределения продукции жестко регламентируется государством, государство устанавливает цены на продукцию:
1. командную экономику
2. рыночную экономику
3. социально ориентированное рыночное хозяйство
4. традиционную экономику
23. Поведение потребителя на рынке непосредственно определяется:
1. наличием государственной поддержки предпринимательства
2. уровнем цен на товары и услуги
3. льготным налогообложением малого бизнеса
4. размерами внешнего долга государства
24. Превышение массы бумажных денег сверх потребностей обращения называется:
1. девальвацией
2. дефицитом бюджета
3. инфляцией
4. дефолтом
25. Рынок стимулирует:
1. увеличение расходов на фундаментальные исследования
2. совершенствование техники и технологии
3. бережное отношение к природе
4. вложения средств в долгосрочные проекты
26. Рынок – это:
1. деятельность по продаже и покупке товаров
2. принцип организации экономической жизни
3. механизм, соединяющий производителей товаров с потребителями
27. Отметьте то, что не является важнейшим признаком рынка:
1. нерегулируемый спрос
2. нерегулируемое предложение
3. регулируемая цена
4. нерегулируемая цена
28. Отметьте, что не относится к основным свойствам товара:
1. потребительская стоимость
2. стоимость (меновая стоимость)
3. цена
4. и 1 и 2
29. К формам собственности, признаваемым и защищаемым Конституцией Российской Федерацией, относятся:
1. частная форма собственности
2. государственная форма собственности
3. муниципальная форма собственности
4. все перечисленные выше
30. В условиях рыночной экономики производитель не может самостоятельно решить вопрос:
2. для кого производить
3. как производить
4. какие платить налоги