Итоговый тест. Личность. Межличностные отношения. Вариант № 1 1. Верно ли суждение? А. Человек есть продукт биологической эволюции. Б. Человек есть продукт социальной эволюции. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 2. Форма материи, появившаяся вместе с человеком, называется: 1) биологической; 2) космической; 3) анатомической; 4) социальной. 3. Личность формируется под воздействием: 1) природной среды; 2) биологической программы; 3) социализации; 4) собственных взглядов и убеждений. 4. Какие суждения верны? A. Любой человек является личностью. Б. Личность есть совокупность индивидуальных черт. B. Личностью человек становится при взрослении. Г. На становление личности в первую очередь влияют семья и родственники. 1)АБ; 2)БВГ; 3) БГ; 4) АБВГ. 5. Инженер А. потерял работу в связи с закрытием предприятия и, не найдя работу по специальности, вскоре серьезно заболел. Врачи предположили, что болезнь вызвана невозможностью заниматься привычным делом. Данная ситуация является примером проявления человека как существа: 1) биологического; 2) биосоциального; 3) социального; 4) биоисихсоциального. 6. Понятие «личность» соотносится со следующими суждениями: 1) выявление собственного индивидуального, ни к чему не сводимого субъективного «Я»; 2) самоидентичность телесного и духовного, уникальная гармония плоти и духа; 3) выражение в индивидуальности «Я» памяти культуры и деятельности, что обеспечивает возможность быть субъектом в социокультурной среде; 4) бессознательное проявление всех потребностей человека. 7. Верны ли следующие суждения о длительности процесса социализации? А. Социализация продолжается от рождения до 25 лет. Б. Социализация продолжается от рождения до старости. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 8. Верны ли суждения о формировании личности? А. Моральная личность неизбежно формируется в результате образования. Б. Моральная личность неизбежно формируется в результате внутреннего духовного развития. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 9. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе? А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе. Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 10.Верны ли следующие суждения о мировоззрении? А. Мировоззрение — это устоявшаяся система взглядов на мир, на себя и своё место в этом мире. Б. Мировоззрение — это процесс формирования личности. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны 11. Соотнесите ступени развития внутреннего мира личности и их зарактеристику Ступени развития внутреннего мира Характеристика 1) Ступень «оживления» А) начинается процесс восприятия окружающего мира. 2) Ступень «одушевления Б) зарождается его самостоятельность. 3) Ступень «персонализации» В) происходит становление собственно личности. 4) Ступень «индивидуализации» Г) начинается процесс духовного саморазвития. 5) Ступень «универсализации» Д) человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам этот мир. А
Б
В
Г
д
12. Общение в современном мире: 1) влияет на физиологическое развитие человека; 2) оказывает влияние на формирование личности; 3) играет большую роль в развитии творческих способностей человека; 4) верно только 2 и 3. 13. Процесс информационного обмена называют -__ 14. Речь, произносимую одним человеком при обращении к дру-гому или многим людям, называют: 1) диалогом; 2) внутренней речью; 3) монологом; 4)восклицанием. 15. Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов - 1) социальная перцепция; 2) эмпатия; 3) аттракция; 4) стереотип. 16. Малая группа-это 1) немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении ; 2) группы, которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом; 3) группы, созданные определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких- либо конкретных целей; 4) добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. 17. Прочитайте текст и вставьте пропущенные понятия. «Семейная жизнь динамична, она изменяется в зависимости от определенных жизненных (А)__. Так, появление у молодых родителей (Б)_, особенно первого, приводит к увеличению домашнего труда, появлению родительских (В)_. Все это требует серьезной перестройки супружеских отношений, и прежде всего (Г)_мужа и жены в ведении домашнего хозяйства, уходе за ребенком и его воспитании. В зависимости от того, насколько успешно проходит такая перестройка, (Д)_становится либо более зрелым и прочным, либо в отношениях между супругами наступает разлад.» Понятия: 1) обязанностей 2) брак 3) сотрудничество 4) обстоятельство 5) ребенок А
18. Верны ли высказывания? Половые различия подразумевают- А. любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин. Б. социальный пол, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие от социальной организации общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны 19. К какому понятию относится данное определение: «взаимоотношения с ребенком в семье, характеризуемые степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком» - 1) цель воспитания 2) стиль воспитания 3) характер воспитания 4) метод воспитания 20. Укажите причины снижения воспитательного потенциала семьи: 1) увеличения семей с неполным составом 2) недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей 3) нестабильность экономического развития стран 4) утрата жизненно важных человеческих ценностей 5) прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи Ответ:_ 21. Возможность бесконфликтного общения и согласованности действий в условиях совместной деятельности лежит в основе - 1) кооперации 2) согласования 3) компромисса 4) совместимости 22. Верны ли следующие утверждения? A. Межличностная совместимость - это взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности. B. Межличностная совместимость - это эффект сочетания людей, дающий максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны 23. Межличностная совместимость изучается - 1) психологией 2) социологией 3) культурологией 4) философией 24. Укажите факторы не влияющие на психологическую несовместимость - 1) неприятии друг друга 2) несинхронности умственных и двигательных реакций 3) различиях во внимании 4) темперамент 5) условия трудовой деятельности 25. Верны ли следующие высказывания? A. Сплоченность группы проявляется также в групповом мнении. B. В сплоченной группе одновременно с групповым мнением может существовать разнообразная и даже противоречивая картина индивидуальных вкусов, предпочтений, интересов, не связанных с содержанием основной деятельности и не препятствующих ей. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны 26. Верны ли высказывания? A. Сферой деятельности лидера является малая группа. B. Руководитель выдвигается целенаправленно, под контролем социальных структур. 1) верно только А 2) верно только В 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны 27. Лидер, обладающий наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей - это: 1) деловой 2) целевой 3) инструментальный 4) эмоциональный 28. Л. И. Уманский (1921—1983 гг.) построил описание лидерских ролей на основе - 1) функций, реализуемых лидерами 2) характера деятельности, выполняемых лидерами 3) типологий групп, к которой принадлежит лидер 4) личных качеств лидера 29. Если в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я», которые входят в столкновение, то возникает - 1) межгрупповой конфликт 2) социальный конфликт 3) межличностный конфликт 4) внутриличностный конфликт 30. Специальная область знаний, изучающая конфликт, как социальное явление, получила название - 1)социология 2) социальная психология, юриспруденция 3) конфликтология 4) логика 31. Открытое столкновение противоборствующих сторон в начальной стадии разногласий - это 1) инцидент 2) казус 3) случай 4) проишествие Итоговый тест. Личность. Межличностные отношения. Вариант № 2 1. Наиболее научно обоснованная версия: 1) божественного сотворения человека; 2) инопланетного происхождения человека; 3) творческого импульса, особых условий Земли; 4) происхождения человека в результате эволюции. 2. Бытие - это философская категории, отражающая: 1) существование человека; 2) жизнь животных; 3) развитие неживой природы; 4) существование чего-либо вообще. 3. Основная характеристика личности: 1) интеллект; 2) индивидуальность; 3) способность к творчеству; 4) работоспособность. 4. Верны ли суждения? А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми. Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 5. Что из указанного ниже отличает понятие «воспитание» от понятия «социализация»? 1) осознание и целенаправленное воздействие на человека окружающих людей; 2) приобщение личности к миру культуры; 3) освоение человеком ценностей, способов и форм деятельности; 4) усвоение и воспроизводство социального опыта. 6. Различают три близких понятия: человек, индивид, личность. Человек представляет собой: 1) свободно-творческое и морально-ответственное существо; 2) лицо, обладающее совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств; 3) субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств; 4) неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого. 7. Человека объединяет с другими животными наличие: 1) языка; 2) разума; 3) инстинктов; 4) трудовой инстинкт. 8. В индивидуальности человека выражается: 1) его принадлежность к человеческому роду; 2) его гражданский статус в единстве прав и обязанностей; 3) неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств; 4) его принадлежность к определенной социальной группе. 9. Деятельность человека и поведение животного характеризуются: 1) выдвижением целей; 2) механизмом самоконтроля; 3) осознанным выбором средств; 4) удовлетворением потребностей. 10. Процесс самопознания начинается с 1) самооценки; 2) самоузнавания; 3) самоисповеди; 4) общения 11. Предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта - это 1) мировоззрение; 2) поведение; 3) социальная установка; 4) социальная деятельность 12. Верны ли следующие суждения о характерных чертах общения? А. Убеждающее общение происходит только между хорошо знакомыми людьми. Б. При ритуальном общении всегда используется речь. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 13. Общение, использующее в качестве передачи информации речь человека называют - 14. Общение протекает: 1) в микросреде; 2) в макросреде; 3) в малой группе; 4) среди друзей; 5) все ответы верны; 6) все ответы неверны. 15. Постижение эмоционального состояния другого человека - это: 1) социальная перцепция; 2)эмпатия; 3) аттракция; 4) стереотип. 16. Группы, которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом - это: 1) условные; 2) реальные; 3) формальные; 4) неформальные. 17. К какому типу семьи относится данная характеристика: «женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж — добытчик и кормилец, жена — домохозяйка и воспитатель детей» - 1) традиционная 2) партнерская 3) расширенная 4) многопоколенная 18. К какому типу семьи относится данная характеристика: «муж, проповедуя на словах необходимость четкого распределения обязанностей на мужские и женские, активно помогает жене по хозяйству» - 1) традиционная 2) партнерская 3) расширенная 4) переходного типа 19. Вставьте пропущенное слово «_функция включает: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами». Ответ:__ 20. Какая функция семьи выступает для человека «оазисом» спокойствия, уверенности, заботы и любви, создает столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса - 1) социально-статусная 2) эмоционально-психологическая 3) рекреационная 4) воспитательная 21. Верны ли следующие утверждения? A. Низкие уровни групповой совместимости составляют психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров членов группы. B. На более высоких уровнях групповая совместимость выступает интенсивность коммуникативных внутригрупповых связей. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны 22. Критерием межличностной совместимости является - 1) удовлетворение потребностей индивида 2) удовлетворение результатом деятельности 3) удовлетворение интересов группы 4) все выше перечисленное 23. Человек стремится быть вместе с теми, с чьими установками и позициями он солидарен - это приводит к - 1) межличностной интеграции 2) личностной индивидуализации 3) групповой сплоченности 4) межличностной разобщенности 24. Ценностно-ориентационное единство - это 1) высокая степень согласованности взглядов, позиций, установок, мнений, оценок 2) высокая степень согласованности действий членов группы в связи с непосредственными целями ее основной деятельности 3) нет верного ответа 4) верны ответы 1 и 2. 25. Явление конформности было установлено - 1) Г. Андреевой 2) П.Сорокиным 3) С.Ашем 4) Д.Майерсом 26. Процесс специализации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в различении их функциональных и психологических статусов - это 1) консолидация 2) дифференциация 3) интеграция 4) дезинтеграция 27. Если в основе деления группы лежит эмоциональный критери , то руководителем группы будет - 1) «звезда» 2) «деловой лидер» 3) «эмоционально предпочитаемый» 4) «эмоционально приятный» 28. Организаторские качества людей: умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий, прежде всего влияют на социометрический выбор в таких группах, как 1) формальные 2) неформальные 3) малые 4) большие 29. Предконфликтная фаза - это 1) появление противоборствующих сторон 2) появление объекта конфликта 3) осознание участниками конфликтной ситуации 4) поиск путей решения конфликта 30. Верны следующие высказывания? А. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. Б. В соперничестве проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны 31. Участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений в процессе - 1) компромисса 2) сотрудничества 3) противоборства 4) приспособления Итоговый тест. Личность. Межличностные отношения. Вариант № 3 1. От животного человек отличается: 1) наличием органов чувств; 2) орудийной деятельностью; 3) приспособительным поведением; 4) стадной жизнью. 2. Индивид - это: 1) единичный представитель человеческого рода; 2) представитель конкретной профессии; 3) член какой-либо корпорации; 4) человек, получивший хорошее воспитание. 3. Верно ли суждение? А. Социализация индивида осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества. Б. Социализация индивида осуществляется под воздействием законов природы. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 4. К социальным относятся потребности человека: 1) в отдыхе; 2) воде; 3) пище; 4) общении. 5. Что из перечисленного является проявлением сознательного? 1) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении; 2) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе; 3) сновидения, оговорки, влечения; 4) неконтролируемые процессы, функции и состояния. 6. Homo sapiens переводится как: 1) человек действующий; 2) человек разумный; 3) человек способный; 4) человек умелый. 7. Верны ли суждения о характере взаимодействия понятий индивидуальность и личность? А. Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности. Б. Личность и индивидуальность включают в себя понятие индивида. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 8. Какой признак характеризует человека как личность? 1) активная жизненная позиция; 2) физическое и психическое здоровье; 3) принадлежность к виду Homo sapiens; 4) особенности внешности. 9. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как: 1) индивида; 2) личность; 3) индивидуальность; 4) творца. 10. Осмысление самого себя — это 1) самопознание; 2) самоисповедь; 3) творчество; 4) общение 11. Инициативное социальное действие, при котором действующий учитывает только свои интересы, игнорируя интересы других людей - это: 1) рациональное действие; 2) иррациональное действие; 3) волюнтаристское действие; 4) ответственное действие. 12. Верны ли следующие суждения о видах общения? А. Самым универсальным видом общения людей является речь. Б. Неречевое общение существует только в форме жестов. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 13. Человек, принимающий информацию называют-____ 14. Психология общения исследует: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) подражание, внушение и убеждение; 3) сплоченность и конфликтность; 4) совместную деятельность; 5) межличностные отношения. 15. Форма восприятия и понимания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности - это: 1) социальная перцепция; 2)эмпатия; 3) аттракция; 4) стереотип. 16. Группы действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему - это: 1) условные; 2) реальные; 3) формальные; 4) неформальные. 17. К какому понятию относится данное определение: «осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи» - 1) диктат 2) воспитание 3) развитие 4) социализация 18. Соотнесите сущность и стиль воспитания СУЩНОСТЬ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ A) родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь 1) невмешательство: полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей Б) родители обеспечивают удовлетворение потребностей ребенка, 2) сотрудничество ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя B) признание возможности и даже целесообразности независимого 3) диктат существования взрослых и детей А
19. Укажите название науки, которая выпадает из данного ряда. Ряд образован по принципу - науки, изучающие семью. Этнография, социология, экономика, правоведение, демография, педагогика, гногсеология. Ответ:_ 20. Укажите типы семей в зависимости от численного состава 1) традиционная 2) расширенная 3) партнерская 4) нуклеарная 5) эгалитарная Ответ:__ 21. Кому принадлежит это высказывание: «Сплоченность — чувство «Мы», степень связи членов группы друг с другом, например, за счет взаимной симпатии»? 1) Г. Андреевой 2) П.Сорокину 3) О.Конту 4) Д.Майерсу 22. Конфликт между мнением индивида и мнением группы, который преодолевается в пользу группы - это 1) конфликт 2) компромисс 3) диалог 4) конформность 23. Конформность связанная с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться ее членом - это 1) внутренняя конформность 2) внешняя конформность 24. Верны ли следующие утверждения? A. Конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения человека или его поведения, если более правильным оказывается мнение или действия большинства. B. Конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны 25. Категорию людей, которой свойственен «дух противоречия» называют - 1) конформистами 2) нонконформистами 3) нигилистами 4) конфликтными 26. Формальный лидер обладает властными полномочиями с позиции 1) должностного положения 2) эмоционального признания 3) социального статуса 4) все выше перечисленное 27. Соотнесите СТИЛИ ЛИДЕРСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ 1. авторитарный А. Лидер советуется с коллегами, поощряет их инициативу, прислушивается к их аргументам, ориентируется на мнение группы, проводит обсуждение задач, часть полномочий делегирует другим членам группы. 2. демократический Б.Лидер руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите». 3. анархический В. Лидер устанавливает жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, навязывает свое мнение 1
2
3
28. Совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы - это: 1) роли лидера 2) стили лидерства 3) виды лидерства 4) уровни лидерства 29. Группы приятелей и друзей в классе - это 1) неформальная группа 2) формальная группа 3) социальная группа 4) нет правильного ответа 30. Индивидуальной пассивной стратегией поведения в конфликте является - 1) компромисс 2) сотрудничество 3) избегание 4) приспособление 31. Стратегия поведения в конфликте, которая проявляется в отказе от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека - это 1) компромисс 2) противоборство 3) избегание 4) приспособление Итоговый тест. Личность. Межличностные отношения. Вариант № 4 1. Производственная деятельность, членораздельная речь и мышление появились у человека: 1) одновременно; 2) раньше появилась производственная деятельность; 3) сначала появилась речь; 4) мышление привело к выделению человека из мира животных. 2. К биологическим потребностям человека не относится: 1) питание; 2) продолжение рода; 3) получение профессии; 4) сон. 3. Социализация человека начинается: 1) в детском возрасте; 2) после получения образования; 3) в результате начала трудовой деятельности; 4) после достижения зрелого возраста. 4. Верны ли суждения о человеке? А. Можно быть духовно богатым человеком и творить недобрые дела. Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 5. Человек отличается от любого животного тем, что: 1) производит свою собственную окружающую среду; 2) изменяет окружающий мир; 3) производит себе подобных; 4) способен действовать универсально; 5) действует по своим потребностям; 6) может действовать не только по потребностям, но и по своей воле и фантазии. Ответ:__ 6. Единичное человеческое существо, отличное от других, - это: 1) гражданин; 2) индивид; 3) индивидуальность; 4) личность. 7. Человек согласно современным представлениям есть существо: 1) биологическое; 2) социальное; 3) духовное; 4) биосоциальное. 8. Индивидуальность - это: 1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму; 2) темперамент человека, его характер; 3) неповторимое своеобразие как природного, гак и общественного в человеке; 4) совокупность человеческих потребностей и способностей. 9. Верны ли следующие утверждения? А. Социальное и биологическое в человеке неразрывно связаны. Б. Главным в характеристике личности является се социальная сущность. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 10. Контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил — это 1) свобода; 2) волюнтаризм; 3) фатализм; 4) ответственность. 11. Аффективно-импульсивное действие, при котором субъект не дает себе ясного отчета о цели, средствах и способах ее достижения - 1) рациональное действие; 2) иррациональное действие; 3) волюнтаристское действие; 4) ответственное действие. 12. Процесс общения: 1) связан с социальной средой; 2) не связан с социальной средой; 3) связан с природной средой; 4) происходит только в семье. 13. Общение, использующее в качестве передачи информации оптико-кинетическую систему знаков, которая включает в себя жесты, мимику, пантомимику называют-_____________ 14. Интерактивная сторона общения - это: 1) обмен информацией между общающимися людьми; 2) обмен действиями; 3) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга. 15. Устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации - это: 1) социальная перцепция; 2)эмпатия; 3) аттракция; 4) стереотип. 16. Группы, созданные определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких- либо конкретных целей - это: 1) условные; 2) реальные; 3) формальные; 4) неформальные. 17. Вставьте пропущенное слово «____ функция связана с биологическим воспроизводством членов общества». Ответ:____ 18. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса - это функция 19. Прочитайте текст и вставьте пропущенные понятия. «Социальные психологи считают, что важную роль в определении поведения и действия каждого члена семьи играет (А)__. Это социально-психологическое явление, включающее групповые (Б)_, цели, стремления, ценности, интересы. Одни семьи могут быть ориентированы на (В)__нравственно-психологического характера: (Г)_детей в атмосфере любви и взаимопонимания; уверенность в прочности брака; интересный досуг. Для других определяющей является профессиональная (Д)_и повышение профессионального статуса (интересная работа, хорошее образование). Кто-то превыше всего ставит достижение материально-бытового благополучия и т. п. Понятия: 1) мотивы 2) ценность 3) групповая направленность 4) воспитание 5) деятельность А
Д
20.Верны ли высказывания? Тендерные различия подразумевают - А. любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин. Б. совокупность биологических отличий мужчин от женщин. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны 21. Совместимость на основе симпатий-антипатий - это 1) межличностная 2) эмоциональная 3) деловая 4) дружеская 22. « Срабатываемость» членов группы, формируется и проявляется в деятельности- 1) эмоциональной 2) межличностной 3) профессиональной 4) деловой 23. Укажите факторы влияющие на совместимость людей - 1) тип личности 2) условия деятельности 3) сочетание ценностных ориентации 4) социальных установок 5) темперамент 6) среда проживания Ответ:_ 24. Верны ли следующие высказывания? A. Межличностная совместимость бывает абсолютной. B. Различают более высокие и более низкие уровни совместимости. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны 25. Вставьте в текс пропущенные слова. «В зависимости от реакции на групповое давление член группы может выступать: 1) как (1)_, т. е. соглашаться с мнением группы и изменять поведение в направлении группового давления; 2) как (2)_, т. е. оказывать сопротивление давлению группы, думать и действовать вопреки ему; 3) как (3)__— избирательно реагировать на воздействия группы, соглашаясь с ее мнением или не принимая его — в зависимости от конкретной ситуации.» 26. Понятие «лидер» в переводе с английского языка означает - 1) руководитель 2) организатор 3) ведущий 4) стильный 27.Верны ли следующие высказывания? A. Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. B. Лидерство — психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других. 1) верно только А 2) верно только В 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны 28. Лидер, влияющий на атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней - это: 1) деловой 2) целевой 3) инструментальный 4) экспрессивный 29. Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей, обусловленное разнонаправленными целями, мотивами, позициями, интересами, то это- 1) межгрупповой конфликт 2) социальный конфликт 3) межличностный конфликт 4) внутриличностный конфликт 30. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия - это ^противостояние 2) разногласия 3) ссора 4) конфликт 31. «Носителей» противоположностей, разнонаправленных тенденций (целей, интересов и т. д.) в конфликте называют - 1) оппонентами 2)соперниками 3)конкурент 4) противник Итоговый тест. Личность. Межличностные отношения. Вариант № 5 1. Верно ли суждение? А. После появления кроманьонца биологическая эволюция человека прекратилась. Б. После появления кроманьонца ведущая роль принадлежит социальной эволюции. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 2. Индивидом человек становится: 1) после рождения; 2) после получения образования; 3) достигнув определенного возраста; 4) заняв руководящую должность. 3. Верно ли суждение? А. Свобода человека не предусматривает ответственности за его действия и поступки. Б. С развитием свободы ответственность человека увеличивается. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 4. Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это: 1) сознание; 2) творчество; 3) социализация; 4) бытие. 5. Социальная сущность человека: 1) всегда была присуща человеку как виду; 2) неизменна и всегда составляет его отличительное качество; 3) имеет конкретно-исторический характер; 4) является абстрактом, присущим отдельному индивиду; 5) является выражением совокупности всех общественных отношений. Ответ:__ 6. Верны ли следующие суждения о происхождении человека? А. Человек является продуктом биологического развития. Б. Человек является продуктом культуры. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 7. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность невозможна без ответственности. Б. Личность невозможна без гражданства. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба ответа верны; 4) оба ответа неверны. 8. Признаками, отличающими человека от животного, являются: 1) проявление активности; 2) целеполагание; 3) приспособление к среде обитания; 4) взаимодействие с окружающим миром. 9. Отличительным признаком понятия «личность» является: 1) характер эмоционального восприятия; 2) темперамент; 3) природные задатки; 4) социальная направленность. 10. Процесс осмысления человеком собственных возможностей, потребностей, своего места в обществе — это 1) самопознание; 2) самоисповедь; 3) творчество; 4) общение. 11. Социальное действие, при котором субъект предварительно продумал цель, а также соответствующие ей средства и способы ее достижения - это: 1) рациональное действие; 2) иррациональное действие; 3) волюнтаристское действие; 4) ответственное действие. 12. Найдите черты сходства и отличия между деловым и досуговым видами общения. 1) эмоциональная пристрастность; 2) обмен информацией; 3) развлекательный характер; 4) может выражаться в форме приказа или распоряжения; 5) использование документации. Черты сходства
Черты отличия
13. Человека, направляющий информацию называют -_ 14. Запас знаний, имеющийся у человека, - это: 1) информатор; 2) информация; 3) инфорхмативность; 4) информированность. 15. Процесс взаимного восприятия, ведущую роль в котором играет рациональное начало - это: 1) социальная перцепция; 2) эмпатия; 3) аттракция; 4) индентификация. 16. Добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий - это группы 1) условные; 2) реальные; 3) формальные; 4) неформальные. 17.Определите к какому понятию относится данное определение: «социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью»? 1) малая группа 2) этносоциальная группа 3) семья 4) коллектив 18. Укажите основания не относящийся к образованию семьи 1)брак 2) кровное родство 3) усыновление 4) приобретение имущества 19. Укажите типы семей, выделенные по характеру распределения семейных обязанностей 1) традиционная 2) партнерская 3) расширенная 4) многопоколенная 5) нуклеарная Ответ:_ 20. К какому типу семьи относится данная характеристика: «справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений...» 1) традиционная 2) расширенная 3) партнерская 4) нуклеарная 21. Верны ли следующие высказывания? A. Высший уровень групповой совместимости находит свое выражение во взаимной референтности членов группы. B. Высокие уровни совместимости не могут влиять на низкие. 1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны 22. Межличностная совместимость, как правило, сопровождается возникновением - 1) чувства удовлетворенности 2) антипатии 3) негодования 4) симпатии 23. Мотивационная сплоченность - это 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях 2) степень привлекательности группы для ее членов 3) степень удовлетворения различных потребностей индивида в группе 4) все выше перечисленное 24. Укажите факторы, которые способны воздействовать на развитие сплоченности в группе 1) осуществляемая деятельность 2) система стимулов 3) темперамент участников 4) восприятие окружающего мира 25. Вставьте в текс пропущенные слова. «В зависимости от реакции на групповое давление член группы может выступать: 1) как (1)_, т. е. соглашаться с мнением группы и изменять поведение в направлении группового давления; 2) как (2)_, т. е. оказывать сопротивление давлению группы, думать и действовать вопреки ему; 3) как (3)_— избирательно реагировать на воздействия группы, соглашаясь с ее мнением или не принимая его — в зависимости от конкретной ситуации.» 26. Процесс упрочении единства группы, стабилизации и упорядочении межличностных отношений - это 1) консолидация 2) дифференциация 3) интеграция 4)дезинтеграция 27. Расположите статусы членов группы в соответствии с иерархией внутригруппового общественного мнения (от высшего статуса к низшему). 1) «пренебрегаемые» 2) «звезды» 3) «предпочитаемые» 4) «отверженные» 5) «изолированные» 6) «лидеры» 7) «приятные» Ответ:_ 28. Личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п., прежде всего влияют на социометрический выбор в таких группах, как 1) формальные 2) неформальные 3) малые 4) большие 29. Ориентация на свои интересы, получение результата только для себя, такая форма поведения в конфликте называется - 1) сотрудничество 2) соперничество 3) компромисс 4) избегание 30. Верны следующие высказывания? А. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Б. В процессе сотрудничества интересы одной стороны могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны 31. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их в процессе - 1) компромисса 2) сотрудничества 3) противоборства 4) приспособления